Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 07 Основы экономики, менеджмента и маркетинга для специальности 19.02.10

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Крымский технический колледж»


















рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 Основы экономики, менеджмента и маркетинга
для специальности 19.02.10 Технология продукции общественного
питания




















2014
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 07. Основы экономики, менеджмента и маркетинга рассмотрена на заседании цикловой комиссии бухгалтерских и экономических дисциплин и рекомендована к утверждению.
Протокол № ____ «___» «_____» 2014 г.
Председатель цикловой комиссии
_____________ В.А.Данилина

Одобрена и рекомендована к утверждению
педагогическим советом колледжа.
Протокол №__ от «____» «________» 2014 г
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по учебной работе ГБПОУ КК «Крымский технический колледж»
«____» «_______» 2014 г.
_____________ В.А.Виниченко




Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 07 Основы экономики, менеджмента и маркетинга разработана на основе ФГОС СПО по специальности среднего профессионального образования 19.02.10 Технология продукции общественного питания, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 384 от 22.04.2014 г., зарегистрированного в Минюст России 23 июля 2014 г № 33234.
При разработке рабочей программы учебной дисциплины ОП.07 были использованы методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин, разработанные в ГБПОУ КК «Крымский технический колледж» и утверждённые 02.02.2014 г.





Организация-разработчик: ГБПОУ КК «Крымский технический колледж»







Разработчик:
Кулик Анна Владимировна преподаватель
экономических дисциплин
ГБПОУ КК «Крымский технический колледж» _________________










СОДЕРЖАНИЕ





ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

условия реализации рабочей программы дисциплины

16


Контроль и оценка результатов Освоения дисциплины

18

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ


19

































1 паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 07 Основы экономики, менеджмента и маркетинга

1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Основы экономики, менеджмента и маркетинга является частью основной профессиональной образовательной программы базовой подготовки в соответствии с ФГОС СПО по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания, входящей в состав укрупнённой группы 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии.
Рабочая программа дисциплины используется в профессиональной подготовке по рабочей профессии 16675 Повар.

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.07 Основы экономики, менеджмента и маркетинга является общепрофессиональной дисциплиной и относится к профессиональному циклу дисциплин.


1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Учебная дисциплина ОП.07 Основы экономики, менеджмента и маркетинга способствует формированию общих (ОК 1-9) и профессиональных (ПК 1.1 –1.3; 2.1 – 2.3; 3.1 – 3.4; 4.1 – 4.4.; 5.1 – 5.2; 6.1 – 6.5) компетенций специалиста по квалификации «Техник-технолог».
ОК1-Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, про-
являть к ней устойчивый интерес.
ОК2-Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и спо-
собы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК3-Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК4-Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффек-
тивного выполнения профессиональных задач, профессионального и личност-
ного развития.
ОК5-Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессио-
нальной деятельности.
ОК6-Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руково-
дством, потребителями.
ОК7-Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий.
ОК8-Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного разви-
тия, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квали-
фикации.
ОК9-Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
определять основные параметры рынка: денежную массу согласно уравнению И.Фишера; коэффициентов эластичности спроса и предложения;
строить бюджетную линию потребления и кривую безразличия;
рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации: показатели использования основных и оборотных средств, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения: правила ведения бесед и совещаний;
анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг: вертикальные, горизонтальные и многоканальные маркетинговые системы распределения товаров;
осуществлять сбор маркетинговой информации.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
основные положения экономической теории: фазы воспроизводства, факторы производства, сущность потребностей, типы экономических систем, виды собственности;
роль экономика в жизни общества, проблемы экономических возможностей; производительные силы общества;
принципы рыночной экономики: принципы, признаки и функции рынка, свойства товара, закон стоимости, теорию спроса и предложения, взаимосвязь конкуренции и монополии;
сущность и функции денег, закон стоимости, цену как рыночную форму стоимости;
теория поведения потребителя на рынке: рациональность потребителя и свобода выбора; бюджетные ограничения и кривые безразличия;
современное состояние и перспективы развития отрасли: сферы и отрасли народного хозяйства, основные направления структурной перестройки отраслей экономики, перспективы их развития;
роль и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике: цель деятельности, основные экономические характеристики организации (предприятия), порядок создания, юридического оформления, реорганизации и прекращения деятельности предприятия;
ресурсы хозяйствующих субъектов: основной и оборотный капитал, трудовые и финансовые ресурсы;
механизмы ценообразования на продукцию (услуги): виды, состав и структура цен, цели и методы установления рыночных цен на товары и услуги;
механизмы формирования заработной платы: экономические методы мотивации, стимулы и доплаты;
формы оплаты труда: сдельную и повременную формы заработной платы и их системы;
производственный менеджмент: принципы организации производства; структуру организации и управления; бизнес-план организации; внешняя и внутренняя среда предприятия, формирование и развитие трудового коллектива;
стили управления, виды коммуникаций: приемы и способы воздействия на управляемый объект, методы разрешения конфликтов;
принципы делового общения в коллективе: обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание собеседника;
управленческий цикл: планирование, организация, мотивация, контроль;
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности: управление человеком и управление группой, полномочия и власть, техника личной работы менеджера, планирование и организация его рабочего времени;
сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом: ключевые понятия маркетинга, ориентация на потребителя, концепции маркетинга, анализ рыночных возможностей, отбор целевых рынков, разработка комплекса маркетинга,
организационную структуру и системы маркетингового контроля;
формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации: удлинение продолжительности жизненного цикла товара на рынке за счет изучения предпочтений потребителей, поиска новых рынков сбыта, модернизации товара, использования вертикальных, горизонтальных и многоканальных маркетинговых систем распределения товаров и коммуникационного комплекса маркетинга.


1.4 Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 198 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 132 часа;
самостоятельной работы обучающегося 66 часов.


2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов


всего
в т.ч. вариативная часть

Максимальная учебная нагрузка (всего)
198
93

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
132
62

в том числе:



практические занятия

36
20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
66

31

в том числе



рефераты
доклады
конспект
схемы
таблицы
тесты
практическая работа
сообщения
15
5
10
5
3
11
7
10
7
4
3
1
2
5
4
5

Итоговая аттестация в форме экзамена в седьмом семестре











2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.07 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНА И МАРКЕТИНГА
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная
работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

Раздел 1 Основные положения экономической теории

21


Тема 1.1
Общие проблемы экономической теории

























Содержание учебного материала
21



1
Экономика, ее сущность.
Экономика и ее роль в жизни общества. Потребности людей: материальные, духовные и пути их удовлетворения. Связь экономики с улучшением условий и средств существования людей. О сущности и происхождении слова «экономика». Составные части экономики.
12
2


2
Производство и экономика.
Производство – процесс создания полезного продукта; воспроизводство, его фазы и формы. Ресурсы и факторы производства, их классификация. Противоречия системы «ресурсы-потребности» и механизм их разрешения. Потребности как экономическая категория. Виды потребностей. Закон возрастания потребностей.

2


3
Экономические возможности.
Три основных вопроса экономической теории: что производить, как и для кого? Проблема оптимального выбора. «Кривая производственных возможностей» и ее методологическое значение. Эффективность экономики как экономическая категория. Критерий Парето-эффективности.

2


4


Производительные силы.
Производительные силы общества как материально-вещественная сторона производства. Показатели развития производительных сил. Производительность общественного труда как интегральный показатель прогресса производительных сил общества.

2


5
Экономические системы.
Экономические системы, их основные виды. Экономическая система как форма организации общества. Основные элементы экономических систем. Основные типы экономических систем. Их отличительные черты, достоинства и недостатки.

2


6
Собственность.
Собственность как основа производственных отношений. Собственность: объекты и субъекты собственности. Формы собственности Отношения собственности. Приватизация и эффективное хозяйствование.

2


Практическое занятие №1
2




Семинарское занятие по теме «Многообразие форм собственности».
«Многообразие форм собственности - основа перехода российской экономики к рынку»




Самостоятельная работа
7



1 Подготовить сообщение по теме: «Влияние НТП на преодоления относительной ограниченности ресурсов».
2 Подготовить сообщение по теме: «Производственные возможности в условиях экономического роста».
3 Подготовить сообщение по теме: «Характерные черты Российской модели экономики».
4 Подготовить сообщение по теме: «Об истории возникновения собственности».
5 Подбор материала для написания реферата по теме: «Влияние потребностей на психику человека».
6 Написание реферата по теме: «Влияние потребностей на психику человека».
7 Составить схему: «Достоинства и недостатки форм собственности».



Раздел 2 Принципы рыночной экономики

42


Тема 2.1
Сущность и основные элементы рынка



































Содержание учебного материала
30



1
Модели рынка.
Обмен в системе общественного разделения труда. Рынок как развитая система отношений товарно-денежного обмена. Признаки, принципы и функции рынка. Основные элементы рынка. Конкуренция и монополия: модели современного рынка.
14
2


2
Товар.
Товар как экономическая категория. Стоимость и цена товара. Полезность товара. Теория «Предельной полезности».

2


3
Цена.
Цена как рыночная форма стоимости. Закон стоимости в механизме рынка. Трансформация стоимости в рыночную цену. Сущность принципа «невидимой руки». Цена – денежное выражение стоимости товара.

2


4
Сущность денег.
Деньги и их роль в экономике. Сущность и функции денег. Деньги как мера обращения, стоимости, средство накопления и платежа. Законы денежного обращения. Уравнение И.Фишера. Роль денег в экономике.

2


5
Теория спроса и предложения.
Спрос и предложение – важнейшие экономические рычаги рыночной экономики. Закон спроса и предложения. Факторы (детерминанты) спроса и предложения.

2


6
Эластичность спроса и предложения.
Ценовая эластичность спроса. Ценовая эластичность спроса и общая выручка. Эластичность спроса по доходу. Эластичность предложения. Рыночное равновесие.

2


7
Механизм рыночного ценообразования.
Рыночная цена и ее воздействие на индивидуальный спрос покупателя и индивидуальное предложение продавца. Ценовая и неценовая конкуренция.

2


Практические занятия № 2,3, 4
6



Определение количества денег.
Определение количества денег в стране в соответствии с законом денежного обращения.




Кривые спроса и предложения.
Построение кривых спроса и предложения и анализ их смещения под воздействием неценовых факторов.




Коэффициенты эластичности.
Определение коэффициентов эластичности спроса и предложения, равновесной цены.




Самостоятельная работа обучающихся
10











Подготовить конспект по теме: «Типы экономических систем».
Подготовить конспект по теме: «Влияние изменения спроса и предложения на равновесную цену и равновесное предложение».
3 Подготовить доклад по теме: «Основные концепции экономистов по вопросу стоимости товара».
4 Подобрать материал для написания реферата по теме: «История денег. Какие деньги были на Руси».
5 Написать реферат по теме: «История денег. Какие деньги были на Руси».
6 Подобрать материал для написания реферата по теме: «Рыночная цена, ее значение в восстановлении рыночного равновесия».
7 Написать реферат по теме: «Рыночная цена, ее значение в восстановлении рыночного равновесия».
8 Работа с тестами по теме: «Спрос и предложение. Эластичность спроса и предложения».
9 Практическое задание: Определить равновесную цену на графике кривых спроса и предложения.
10 Практическое задание: Определить координаты заданной точки на графике кривой спроса.



Тема 2.2
Теория поведения потребителя

Содержание учебного материала
6



1
Потребитель на рынке.
Рациональность потребителя и свобода выбора. Понятие «потребительского равновесия» «Эффекта замещения», «эффекта дохода». Бюджетные ограничения и кривые безразличия.
2
3


Практическое занятие № 5
2



Бюджетная линия потребления.
Построение бюджетной линии потребления и кривой безразличия. Определение точки максимальной полезности.




Самостоятельная работа обучающихся
2



1 Подбор материала для написания реферата по теме: «Оценка собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи, гражданина».
2 Написание реферата по теме: «Оценка собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи, гражданина».



Тема 2.3
Рынки производственных ресурсов
Содержание учебного материала
6



1
Факторы производства.
Факторы производства. Особенности рынка труда. Цена труда. Номинальная и реальная заработная плата Рынок капитала. Понятие процентного дохода. Субъекты спроса на капитал и предложение капитала. Рынок земли. Рента. Дифференциальная и абсолютная рента. Цена земли. Предпринимательство как фактор производства
2



Практическое занятие №6
2



Определение земельной ренты.
Определении величины земельной ренты и цены земли




Самостоятельная работа обучающихся
2



1 Подбор материала для написания реферата по теме: «Особенности земли как фактора производства. Землевладение и землепользование».
2 Написание реферата по теме: «Особенности земли как фактора производства. Землевладение и землепользование».



Раздел 3 Предприятие как элемент микроэкономики: характеристика, функции и организация деятельности





6


Тема 3.1
Организация и ее отраслевые
особенности



Содержание учебного материала
6



1

Понятие и классификация организаций.
Народнохозяйственный комплекс России. Сферы и подразделения экономики. Отрасль в системе рыночной экономики: современное состояние и перспективы развития. Роль и механизм функционирования предприятия в условиях рыночной экономики. Организация (предприятие): цель деятельности, основные экономические характеристики (форма собственности, степень экономической свободы, форма деятельности, форма хозяйствования). Создание, юридическое оформление, реорганизация и прекращение деятельности предприятия.
4



2





2
Формы организаций.
Организация хозяйствующего субъекта в рыночной экономике. Организационно-правовые формы организаций (предприятий): хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, акционерное общество: сущность и особенности функционирования.

2


Самостоятельная работа обучающихся
2



1Подготовка конспекта по теме: «Миссия организации».
2 Тесты по теме «Организация и ее отраслевые особенности».



Раздел 4 Экономические основы бизнеса

21


Тема 4.1
Основной капитал и его роль в производстве













Содержание учебного материала
9



1
Основной капитал.
Экономическая сущность и воспроизводство основных средств (фондов). Состав и классификация основных средств по сферам производства, секторам экономики и отраслям. Учет, оценка и амортизация основных средств. Виды оценки и методы переоценки основных средств. Износ и амортизация основных средств, их воспроизводство.
4
3




2
Показатели основных средств.
Проблема обновления материально-технической базы организации. Инвестиции и нововведения. Сущность инвестиций и их значение для развития предприятия. Показатели использования основных средств. Пути улучшения использования основных средств организации (предприятия).

3


Практическое занятие №7
2



Расчет основных средств.
Расчет структуры и среднегодовой стоимости основных средств. Расчет нормы и суммы амортизации. Расчет показателей использования основных средств. Решение задач по определению показателей использования основных средств (карточки-задания).




Самостоятельная работа обучающихся
3



1 Подбор материала для написания реферата по теме: «Лизинговая форма аренды, ее преимущества».
2 Написание реферата по теме: «Лизинговая форма аренды, ее преимущества».
3 Работа с тестами по теме «Основной капитал и его роль в производстве».



Тема 4.2
Оборотный капитал предприятия
Содержание учебного материала
6



1
Оборотный капитал.
Экономическая сущность, кругооборот оборотных средств Состав и структура оборотных средств. Элементы оборотных средств, нормируемые и ненормируемые оборотные средства. Источники формирования оборотных средств. Материальные ресурсы и показатели их использования. Ресурсы и ресурсосберегающие технологии. Показатели использования оборотных средств и материальных ресурсов.
2
2



Практическое занятие № 8
2



Расчет оборотных средств.
Расчет показателей эффективного использования оборотных средств и материальных ресурсов




Самостоятельная работа обучающихся
2



1 Подготовить доклад по теме: «Значение и пути снижения материалоемкости продукции».
2 Работа с тестами по теме: «Оборотный капитал предприятия».



Тема 4.3
Персонал предприятия и мотивация его труда







Содержание учебного материала
6



1
Персонал предприятия.
Персонал предприятия и его характеристика. Производительность труда и факторы ее роста. Мотивация труда. Традиционные формы и системы оплаты труда

2
3


Практическое занятие № 9
2



Расчет производительности труда.
Расчет показателей производительности труда, заработной платы различных категорий работающих




Самостоятельная работа обучающихся
2



1 Подготовить доклад по теме «Человеческий капитал и человеческие ресурсы».
2 Работа с тестами по теме: «Персонал предприятия и мотивация его труда».



Раздел 5 Показатели деятельности предприятия: себестоимость, цена, прибыль и рентабельность


18


Тема 5.1
Издержки производства и реализации продукции
Содержание учебного материала
3



1
Издержки производства.
Состав издержек производства и реализации продукции. Понятие о себестоимости продукции, работ и услуг. Виды себестоимости продукции, работ и услуг. Факторы и пути снижения себестоимости.
2
2


Самостоятельная работа обучающихся
1



1 Написать конспект по теме: «Особенности формирования себестоимости на малых предприятиях общественного питания»..



Тема 5.2
Механизм ценообразования на продукцию



Содержание учебного материала
6


2


Ценообразование.
Сущность и функции цены как экономической категории. Виды, состав и структура цен. Методология установления рыночных цен на товары.
2



Практическое занятие № 10
2



Определение цены.
Определение цены и стоимости товара




Самостоятельная работа обучающихся
2



1 Подготовить доклад по теме: «Факторы, влияющие на уровень цен».
2 Подготовить доклад по теме: *°«Этапы ценообразования».



Тема 5.3
Прибыль и рентабельность







Содержание учебного материала
9



1
Прибыль предприятия.
Прибыль предприятия, ее сущность и функции. Источники формирования балансовой прибыли.
4
2


2
Рентабельность.
Факторы, влияющие на прибыль. Распределение прибыли на предприятиях различной организационно-правовой формы. Виды и показатели рентабельности.

2


Практическое занятие № 11
2



Определение прибыли.
Определение балансовой и расчетной прибыли. Расчет всех видов рентабельности




Самостоятельная работа обучающихся
3



1 Работа с тестами по теме: «Прибыль и рентабельность».
2 Написание конспекта по теме: «Распределение прибыли».
3 Подготовка сообщения по теме: «Особенности формирования рентабельности на малых предприятиях общественного питания».



Раздел 6
Основы менеджмента


33


Тема 6.1
Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности






Содержание учебного материала
6



1

Понятие менеджмента.
Понятие и функции менеджмента. Цели и задачи. Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль) - основы управленческой деятельности.
4
2


2
Производственный менеджмент.
Основные принципы организации производства. Структура организации. Структура организаций, действующих в стабильных и нестабильных внешних условиях. Структура управления. Бизнес-план организации и цели его разработки.




Самостоятельная работа обучающихся
2



1 Подготовить доклад по теме: «Специфика менеджмента в России».
2 Составить схему: «Принципы и факторы, определяющие организационную структуру предприятия».



Тема 6.2
Руководство организацией как социальной системой












Содержание учебного материала
18



1
Среда предприятия.
Внешняя среда и ее факторы. Внутренняя среда и ее элементы. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Организация работы предприятия.
10

2




2
Трудовой коллектив.
Формирование и развитие трудового коллектива. Психологические характеристики трудового коллектива. Научный подход к управлению кадровым потенциалом. Должности и основные виды работ на предприятии.




3
Стили управления.
Конфликты и стрессы. Общее понятие о стилях управления. Стили управления. Виды конфликтов и конфликтных ситуаций. Стратегия и тактика разрешения конфликта. Симптомы стресса, его причины, факторы и рекомендации по понижению вероятности стресса.

2


4
Мотивация к труду.
Мотивы и мотивация. Факторы мотивации. Теории мотивации и потребности человека. Заработная плата как экономический метод мотивации, ее формы и системы. Нематериальные стимулы к труду.

2


5
Коммуникация.
Понятие коммуникации, ее виды. Преграды в организационных коммуникациях и пути их преодоления.

2


Практическое занятие № 12
2



Семинар «Организация труда персонала».
«Организация труда персонала и его эффективность».




Самостоятельная работа обучающихся
6



1 Составить схему: «Факторы внешней среды предприятия».
2 Подготовить доклад по теме: «Новый человек в трудовом коллективе».
3 Подобрать материал для написания реферата по теме: «Управление эмоциональным состоянием в стрессовой ситуации».
4 Написать реферат по теме: «Управление эмоциональным состоянием в стрессовой ситуации».
5 Написать конспект по теме: «Управление трудовой мотивацией».
6 Работа с тестами по теме: «Руководство организацией как социальной системой».



Тема 6.3
Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности
Содержание учебного материала
3



1
Лидерство, руководство.
Лидерство, руководство, власть. Управление человеком и управление группой. Полномочия и власть. Модель современного менеджера. Техника личной работы менеджера. Рабочее время руководителя: планирование и организация. Основные направления улучшения использования времени. Улучшение условий и режима работы.
2
2


Самостоятельная работа обучающихся
1



1 Подготовить доклад по теме: «Власть и руководитель».



Тема 6.4
Деловое общение
Содержание учебного материала
3



1
Деловое общение.
Коммуникации как связующие процесса управления. Психологические закономерности делового общения. Приемы и принципы делового общения. Правила бесед и совещаний. Типы собеседников. Факторы повышения делового общения. Этапы и фазы делового общения.
2
2


Самостоятельная работа обучающихся
1



1 Подготовить сообщение по теме: «Теория межличностного общения».



Тема 6.5
Эффективность менеджмента



Содержание учебного материала
3



1
Виды управления.
Виды и показатели эффективности управления. Понятие эффективности управления, ее виды и показатели. Факторы эффективности управления.
2
3


Самостоятельная работа обучающихся
1



1 Подготовить сообщение по теме: «Оценка экономической и социальной системы управления».



Раздел 7 Маркетинг как сфера деятельности организации




57


Тема 7.1 Составные элементы маркетинга












Содержание учебного материала
12



1
Основные понятия маркетинга.
Основные понятия, объекты и субъекты маркетинговой деятельности. Сущность, цели, концепции и принципы маркетинга. Основные ключевые понятия маркетинга. Виды маркетинга. Объекты: нужда, потребность, спрос, товар, обмен, сделка, рынок. Классификация потребностей и их характеристика.
6


2




2
Субъекты маркетинга.
Субъекты маркетинговой деятельности: юридические и физические лица, службы и отделы маркетинга в организации. Специализированные маркетинговые организации.

2


3
Маркетинговая среда.
Понятие маркетинговой среды и ее структура. Основные факторы маркетинговой микросреды. Макросреда: разновидности макросреды и их характеристика

2


Практическое занятие № 13
2



Анализ среды.
Анализ окружающей среды предприятия общественного питания




Самостоятельная работа обучающихся
4



1 Подготовить доклад по теме: «История возникновения и основные этапы развития маркетинга».
2 Составить таблицу: «Сильные и слабые стороны различных структур маркетинговой службы».
3 Составить схему: «Структура окружающей среды».
4 Работа с тестами по теме: «Составные элементы маркетинга».



Тема 7.2
Система маркетинговых исследований





Содержание учебного материала
18



1

Сегментирование рынка.
Основные понятия: сегментирование, сегмент, ниша рынка. Назначение сегментирования. Принципы сегментирования потребительского рынка. Критерии выбора сегмента. Позиционирование товара.
8
3


2
Маркетинговая информация.
Основные задачи маркетинговой информационной деятельности. Типы информации и источники ее получения.

2


3
Маркетинговые исследования.
Сущность маркетинговых исследований. Этапы проведения маркетингового исследования: выявление проблем и формулирование целей, отбор источников информации, сбор информации, анализ ситуации на рынке товаров и услуг на основе собранной информации, представление и практическое использование полученных результатов.

2


4
Методы исследований.
Методы маркетинговых исследований: наблюдение, опрос, интервью, метод фокус-групп, панель, эксперимент, метод «Store Check».



2


Практические занятия № 14, 15
4



Разработка плана стратегии.
Разработка плана стратегии сегментирования рынка продуктов общественного питания г. Крымска




Разработка анкетных вопросов.
Разработка анкетных вопросов для самостоятельного сбора маркетинговой информации на рынке продуктов общественного питания г. Крымска




Самостоятельная работа обучающихся
6



1Составить таблицу: «Особенности сегментации различных по назначению товаров».
2 Составить таблицу: «Обобщение способов сбора информации, характеристика
достоинств и недостатков различных методов сбора информации».
3 Практическая работа по теме: «Разработка опросного листа для изучения спроса на кондитерские изделия».
4 Практическая работа по теме «Проведение опроса с целью изучения спроса на кондитерские изделия».
5 Практическая работа по теме «Обработка и анализ маркетинговой информации на рынке продуктов общественного питания г. Крымска».
6 Подготовить доклад по теме: «Особенности метода маркетингового исследования «Эксперимент».



Тема 7.3
Товарная и сбытовая политика организации




Содержание учебного материала
18



1
Товарная политика.
Формирование стратегии производства и товарной политики; планирование производства и ассортимента товаров; определение жизненного цикла товаров.
8
2


2
Цена, ценообразование.
Цена, ценообразование и ценовая политика. Цели ценообразования. Характеристика основных методов ценообразования

2


3
Сбытовая политика.
Сбыт как процесс доведения товара (услуги) до потребителя. Понятие «сбыт» и политика сбыта. Организация товародвижения и анализ каналов распределения товаров в зависимости от жизненного цикла товара. Вертикальные, горизонтальные и многоканальные маркетинговые системы распределения товаров.

2


4
Методы реализации товара.
Методы реализации товара или услуги (розничная и оптовая торговля). Организация процесса торговой коммуникации. Планирование и управление товародвижением и сбытом на оптовом предприятии.

2


Практическое занятие № 16, 17
4



Анализ каналов распределения.
Анализ каналов распределения продукции общественного питания в зависимости от жизненного цикла товара.




Семинарское занятие по теме: «Матрица ассортимента».
Бостонская матрица товарного ассортимента и распределение сфер бизнеса.




Самостоятельная работа обучающихся
6



1 Практическая работа по теме: «Анализ ценовой политики хлебопекарных предприятий на основе собранной информации о ценах на товары».
2 Составить схему: «Характеристика избирательного канала сбыта».
3 Подобрать материал для написания реферата по теме: «Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации».
4 Написать реферат по теме: «Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации».
5 Работа с тестами по теме: «Товарная и сбытовая политика организации».
6 Составить Бостонскую матрицу товарного ассортимента общедоступной столовой.



Тема 7.4
Коммуникационный комплекс маркетинга на предприятии





Содержание учебного материала
9



1
Коммуникационный комплекс.
Характеристика коммуникационного комплекса: личные продажи, связи с общественностью, стимулирование продаж Реклама: назначение, классификация, требования к рекламе.
4
2


2
Правовая база рекламы.
Правовая база рекламной деятельности, планирование и проведение рекламных компаний. Эффективность рекламы различных видов

2


Практическое занятие № 18
2



Составление рекламы.
Составление рекламных текстов для СМИ. Изготовление эскиза щитовой рекламы хлебопекарных изделий




Самостоятельная работа обучающихся
3



1 Подбор материала для написания реферата по теме: «Рынок рекламы, состав участников, инфраструктура и специфика функционирования».
2 Написание реферата по теме: «Рынок рекламы, состав участников, инфраструктура и специфика функционирования».
3 Практическая работа по теме: «Определение эффективности рекламных мероприятий».




Итого:
198


3 условия реализации программы дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социально-экономические дисциплины»

Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
стенды
комплект учебно-методической документации;
дидактический материал по дисциплине (картотека тестовых и практических задании по разделам дисциплины;
методические рекомендации для выполнения курсовой работы по дисциплине;
перечень практических заданий и методические рекомендации по их выполнению

Технические средства обучения:
- мультимедиапроектор
- калькуляторы CITIZEN

3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:
Барышев А.Ф. Маркетинг: учеб. для студ.учреждений сред. проф. образования / А.Ф. Барышев. – 7-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 224 с.;
Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций.- М.: ИНФРА-М, 2014.- 280с.;
Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия): учебное пособие /В.Д.Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. – 4-е изд.стер..- М.: КНОРУС, 2013.- 408с.;
Гамола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник /А.И. Гомола, В.Е. Кириллов, П.А. Жаннин. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 336с.;
Драчева Е.Л. Менеджмент: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений /Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – 8-е изд.стер.– М.: Издательский центр «Академия», 2012.– 288 с.;
Драчева Е.Л. Менеджмент. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – 8-е изд.стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 304 с.;
Мурахтанова Н.М. Маркетинг: сборник практических задач и ситуаций: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Н.М. Мурахтанова, Е.И. Еремина. – 6-е изд.стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 96 с.;
Основы экономики: учеб пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / [Н.Н. Кожевников и др.]: под ред. Н.Н. Кожевникова. – 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 288 с.;
Пястов С.М. Экономическая теория: учеб. для студ.учреждений сред. проф. образования / С.М. Пястов. – 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 240 с.;
Пястов С.М. Экономическая теория: практикум: учеб. для студ.учреждений сред. проф. образования / С.М. Пястов. – 2-е изд. стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 192 с.;

Дополнительные источники:
Алексусин В.А. Маркетинг: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательско-
торговая корпорация «Дашков и К », 2013.- 200с.;
Борисов Е.Ф. Экономика: учеб. – М.: Проспект, 2014.- 320с.;
Жеделева В.В., Коптейн Ю.Н. Экономика предприятия: Учеб. пособие. - 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 133с.;
Кнышова Е.Н. Маркетинг: учебное пособие. – М.: Издательский дом «ФОРУМ»: ПНФРА-М, 2013. – 282 с.;
Менеджмент: учебник/Г.Б. Казначевская.– Изд.8-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.-346 с.;
Семенов А.К., Набоков А.И. Основы менеджмента: Практикум. – 2-е изд. испр. и доп. _ М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К », 2014. – 476 с.;
Экономика организации: задачи т теств: учебное пособие /Коллектив авторов, под ред.В.П.Самариной . – М.: КноРУС, 2013. -200с.;
Экономика предприятия (фирмы): Учебник /Под ред.проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. – 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2013. – 604с.;
Электронные ресурс Форма доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]































4 Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения


определять основные параметры рынка
Экспертная оценка выполнения практических заданий № 1, 2, 3, 4, 6

строить бюджетную линию потребления и кривую безразличия
Экспертная оценка выполнения практического задания № 5

рассчитывать основные технико-экономичес-кие показатели деятельности организации
Экспертная оценка выполнения практического задания

применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения
Экспертная оценка выполнения практических заданий № 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12

анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг
Экспертная оценка выполнения практических заданий № 13, 16,17

осуществлять сбор маркетинговой информации и разрабатывать стратегию сегментирования рынка хлебопродуктов
Экспертная оценка выполнения практического задания № 13, 14, 15, 18

Знания


основные положения экономической теории
Тестирование; письменный и устный опрос

роль экономика в жизни общества, проблемы экономических возможностей; производительные силы общества
Письменный и устный опрос

принципы рыночной экономики
Письменный и устный опрос

сущность и функции денег, закон стоимости, цену как рыночную форму стоимости
Письменный и устный опрос

теория поведения потребителя на рынке
Письменный и устный опрос

современное состояние и перспективы развития отрасли
Письменный и устный опрос

роль и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике
Тестирование; письменный и устный опрос

ресурсы хозяйствующих субъектов
Тестирование; письменный и устный опрос

механизмы ценообразования на продукцию (услуги)
Контроль по карточкам; письменный и устный опрос

механизмы формирования заработной платы
Письменный и устный опрос

формы оплаты труда
Тестирование; контроль по карточкам, письменный и устный опрос

производственный менеджмент
Письменный и устный опрос

стили управления, виды коммуникаций
Тестирование, письменный и устный опрос

принципы делового общения в коллективе
Письменный и устный опрос

управленческий цикл
Письменный и устный опрос

особенности менеджмента в области профессиональной деятельности
Письменный и устный опрос

сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом
Тестирование; письменный и устный опрос

организационную структуру и системы маркетингового контроля
Письменный и устный опрос

формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации
Тестирование; письменный и устный опрос


5 ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

Потребность как экономическая категория, их виды. Роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности
Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы
Эффективность экономики как экономическая категория. Критерий Парето-эффективности
Производительные силы общества, показатели их развития. Собственность как основа производственных отношений
Конкуренция и монополия : модели современного рынка
Товар как экономическая категория. Теория «Предельной полезности»
Цена – денежное выражение стоимости товара
Деньги и их роль в экономике. Закон денежного обращения. Уравнение И.Фишера
Закон спроса и предложения. Детерминанты спроса и предложения
Эластичность спроса и предложения. Рыночное равновесие
Механики рыночного ценообразования. Теория поведения потребителя
Характеристика производственного предприятия как сферы материального производства
Понятие и классификация организаций
Характеристика основных организационно-правовых форм ведения хозяйства в хлебопекарной отрасли
Основной капитал: сущность, состав и классификация основных средств
Виды оценки и амортизация основных средств. Износ и воспроизводство основных средств
Показатели и факторы повышения экономической эффективности основных средств
Экономическая сущность оборотного капитала, кругооборот оборотных средств
Персонал предприятия и его характеристика. Производительность труда и факторы ее роста
Мотивация труда. Формы и системы оплаты труда
Себестоимость продукции, работ и услуг: понятие, виды.Факторы и пути снижения себестоимости продукции, работ и услуг
Сущность и функции цены как экономической категории. Виды, состав и структура цен
Методология установления рыночных цен на товары. Факторы, влияющие на уровень цены
Прибыль предприятия, ее сущность и формирование
Виды и показатели рентабельности. Факторы, определяющие уровень рентабельности
Понятие менеджмента: цели, задачи и цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль) - основы управленческой деятельности
Основные принципы организации производства. Структура организации и управления
Структура организаций, действующих в стабильных и нестабильных внешних условиях
Внешняя среда и ее факторы. Внутренняя среда и ее элементы
Формирование и развитие трудового коллектива. Психологические характеристики трудового коллектива
Научный подход к управлению кадровым потенциалом. Должности и основные виды работ на предприятии
Общее понятие о стилях управления. Стили управления и их характеристика
Виды конфликтов и конфликтных ситуаций. Стратегия и тактика разрешения конфликта.
Симптомы стресса, его причины, факторы и рекомендации по понижению вероятности стресса
Мотивы и мотивация. Заработная плата как экономический метод мотивации. Нематериальные стимулы к труду
Лидерство, руководство, власть. Полномочия и власть
Коммуникации как связующие процесса управления. Психологические закономерности делового общения.
Приемы, принципы, этапы и фазы делового общения. Факторы повышения делового общения
Основные ключевые понятия маркетинга. Сущность, цели, концепции и принципы маркетинга
Субъекты маркетинговой деятельности: юридические и физические лица, службы и отделы маркетинга в организации. Сильные и слабые стороны различных структур маркетинговой службы
Сегментирование рынка: назначение и принципы сегментирования. Критерии выбора сегмента. Позиционирование товара
Основные задачи маркетинговой информационной деятельности. Типы информации и источники ее получения
Сущность маркетинговых исследований и этапы их проведения
Формирование стратегии производства и товарной политики. Определение жизненного цикла товаров
Цели ценообразования. Характеристика основных методов ценообразования
Организация товародвижения и анализ каналов распределения товаров
Организация процесса торговой коммуникации. Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации
Характеристика коммуникационного комплекса: личные продажи, связи с общественностью, стимулирование продаж, реклама
Рынок рекламы, состав участников, инфраструктура и специфика функционирования
Правовая база рекламной деятельности, планирование и проведение рекламных компаний. Эффективность рекламы различных видов








13PAGE 15


13PAGE 14315






Заголовок 1 Заголовок 415