Деятельность педагога — психолога в ДОУ (родительское собрание на тему: Это должен знать каждый родитель)


город Черногорск Республики Хакасия
МАДОУ д/с «Калинка»
педагог – психолог И.Ю. ГорпенкоРодительское собрание «Это должен знать каждый родитель»
Цель: психолого – педагогическое просвещение родителей воспитанников 2 старшей группы МАДОУ д/с «Калинка» города Черногорска Республики Хакасия.
Задачи:
1. Научить родителей устанавливать доброжелательные, доверительные отношения с ребенком.
2. Проинформировать родителей о возрастных психологических особенностях детей-дошкольников.
План выступления:
Вступительная часть
«Дети — это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети — это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.
Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шепот в полусне,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.
Дети — это вечер, вечер на диване,
Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,
Мерный голос сказки о царе Салтане,
О русалках-сестрах сказочных морей.
Дети — это отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети — это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ!»
Возрастные особенности дошкольников
Особенности дошкольников в возрасте четырех-шести лет - это настоящий подарок всем тем, кто благополучно пережил кризис 3 лет. В этом возрасте дети становятся более спокойными, с ними намного проще договариваться, они покладисты и идут на уступки. Именно в это время развитие идет в направлении формирования привязанности к близким, дети-дошкольники трепетно и романтично любят родителей и очень дорожат их любовью.
Не злоупотребляйте этим бесконечным доверием. Довольно часто мы говорим: “Такого мальчика я не люблю”, “Я тебя буду любить, если ты…”
(Вопросы для обсуждения)
Мышление и способности дошкольников
Активно развивается и мышление дошкольников, недаром про маленьких детей часто говорят, что они “впитывают все как губка”. Растет интерес к окружающему миру, к его истории, к животным и растениям…Интеллектуальное развитие дошкольника важно поддержать, не подавляя его любопытство отмашками и нежеланием отвечать на “глупые вопросы”. Почвой для размышлений становится все увиденное и услышанное, и этот период очень важен для развития интереса к учению, к поиску новых знаний, для формирования уверенности в себе и своих способностях у вашего дошкольника.
У дошкольника хорошо развита речь, идет период активного пополнения словарного запаса и “словотворчества” (ваш ребенок вовсе не дурачится и не “ломает язык”).
Совершенствуются и двигательные навыки. Развитие дошкольника стимулирует физическая активность. По мнению психологов, дети, родители которых уделяют достаточное внимание физическому развитию, лучше развиваются в других сферах. У них более активно идет развитие речи, мышления, лучше память и внимание.
(Вопросы для обсуждения)
Эмоциональное развитие дошкольника
Эмоциональное развитие тоже не стоит на месте, растет интерес к другим
людям и их взаимоотношениям, появляются друзья. Поощряйте общение детей, даже если результаты дружеской встречи напоминают сцены из мультфильма, где “просто приходил Сережка, и мы поиграли немножко”. Это полезный опыт налаживания отношений, незаменимый впоследствии в школе. Развитие дошкольника может происходить только в общении с близкими, сверстниками, воспитателями.
Важные особенности дошкольников – это подражание взрослым и стремление
получить похвалу от них. Дошкольник – уже осознает свою индивидуальность,
у него есть представления о “хорошем и плохом”, о “злом и добром”. Ему знакомы чувства сопереживания, обиды, стыда, восприятие мира у него очень эмоциональное. И в этом возрасте ваш ребенок искренне старается радовать родителей, даже если у него это не всегда получается.
(Вопросы для обсуждения)
II) Упражнения на овладение практическими элементами общения родителя и ребёнка
Ролевая ситуация «Мама, посмотри, как я нарисовала»
Родителям предлагается проиграть ситуацию: «Вы очень спешите, прибежали в детский сад за ребёнком. На улице вас ждёт машина, а сын (или дочь) к Вам обращается со своей радостью: «Мама, посмотри, как я нарисовала!»
Помогает разыграть ситуацию сами же родители. Затем проводится анализ поведенческих образцов родителей.
Осознание родительских установок
Упражнение «Сверху вниз»
Участники разбиваются на пары: родитель — ребенок. Психолог предлагает родителям посмотреть на своего «ребенка» сверху вниз. Затем роли меняются.
Обсуждение упражнения: что видят/чувствуют обе стороны?
По мнению И. П. Подласого, именно это несовпадение плоскостей зрения и создает множество причин для нарушения отношений между родителями и детьми. Поэтому, если родители хотят установить дружеские отношения с детьми, необходимо держать свои глаза на уровне глаз ребенка.
Упражнение «Передай свою любовь ребенку»
Родители и дети разбиваются по парам: один из них выполняет роль «ребенка», другой — «родителя», затем — меняются. «Родитель»должен разными способами (вербальными и невербальными) продемонстрировать любовь к своему «ребёнку».
(Вопросы для обсуждения)
III) Рефлексия
Письменный ответ родителей.
Что нового вы сегодня узнали? Что было трудным? Какие пожелания?
Педагог-психолог МАДОУ
д/с «Калинка» И.Ю. Горпенко
Приложение
Полезные советы для родителей по воспитанию дошкольников:
Разговаривайте со своим ребенком. Постоянно объясняйте ему свои действия и свои просьбы. Помните, что ребенок должен четко понимать, почему им или вами совершаются те или иные действия.
Общаясь с ребенком, руководствуйтесь не только своими желаниями и чувствами, а желаниями и чувствами ребенка. Помните, что он самостоятельная личность. Учитесь уважать его уже с детства.
Обязательно оценивайте сделанные руками ребенка вещи. Помните, что для него очень ценна ваша оценка, поскольку она повышает его самооценку.
Поощряйте попытки своего ребенка решать свои проблемы самостоятельно. Помните, что дети дошкольного возраста, как правило, уверены в своих силах. Не лишайте их этой уверенности.
Старайтесь предъявлять ребенку одинаковые требования от всех членов семьи. Помните, что ребенку трудно приноровиться к разному уровню оценок и требований.
В своих родительских действиях будьте последовательны. Помните, если вы пойдете на поводу его капризов, то дадите ему в руки инструмент руководства вами.
Расширяйте социальный опыт ребенка. Поощряйте его, когда он играет с другими детьми. Помните, что дошкольный возраст предполагает углубление общения ребенка за счет расширения его социальных связей.
Не огорчайтесь, если ваш ребенок капризничает. Помните, что период такого поведения редко длится старше трех лет. Конечно же, при условии вашей правильной реакции на его капризы.