Статья Формы работы с высокомотивированными учащимися на уроках химии и биологии

Формы работы с высокомотивированными детьми при изучении биологии и химии
I.Вступление

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Поэтому в Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» обозначено одно из основных направлений: развитие системы поддержки талантливых детей
К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить. Сократ
Таким образом, успешность учения явление не случайное. Хорошо учиться способен не каждый, и для того чтобы стать, например, отличником, нужен особый дар, и есть он далеко не у каждого. Мы должны создать условия для развития и проявления творческой активности этих детей. В противном случае мы их просто потеряем.
Детей с высоким уровнем мотивации к обучению отличают:
Высокая скорость переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Работа с такими детьми имеет свои особенности, так как для них характерно:
Отсутствие внимания условностям и авторитетам;
Большая независимость в суждениях;
Тонкое чувство юмора;
Отсутствие внимания к порядку и организации работы;
Яркий темперамент.
Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию эти дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко эти дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии.
II. Формы работы с высокомотивированными детьми
В работе с такими детьми наиболее распространенными и эффективным являются следующие формы:
проблемное ведение уроков базисного компонента. Учитель знакомит учеников с различными точками зрения по изучаемому вопросу, инициирует дискуссию, в которой учащиеся анализируют их, высказывают свои мнения и делают выводы. Ученики могут подготовить дома письменные доклады проблемно-реферативного характера, в которых тоже отражаются различные точки зрения на проблему. По ним организуется дискуссия с формулировкой учащимися обоснованных выводов;
кружки, факультативы и элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в рамках школьного компонента.
олимпиады;
проведение предметных недель;
свободное самообразование;
походы и экскурсии. Это самостоятельные формы организации исследовательской деятельности во время каникул.
научно-практические конференции и конкурсы – формы презентации результатов учебных исследований; выполняют образовательную и коммуникативную функции;
Обучение в профильных классах.
Участие в Интернет-олимпиадах.
Остановлюсь на некоторых из опыта своей работы.
Основной формой организации учебного процесса в школе остаётся урок. Использование современных педтехнологий позволяет мне сделать уроки насыщенными, продуктивными, интересными для ребят, где они могут проявить свои способности.
Одной из продуктивных я считаю технологию развития критического мышления. Она базируется на модели из трёх стадий: вызов, осмысление, рефлексия («В-О-Р»). В ходе урока школьники определяют для себя уровень своих знаний, к которому могут быть добавлены новые, то есть происходит актуализация субъектного опыта, учащиеся вступают в контакт с новой информацией через чтение текста, организуется ситуация общения, обмена мнениями, они активно перестраивают  свои представления, чтобы включить в них новые понятия, выражают новую информацию своими словами, делают выводы. Использую технологию критического мышления при проведении вводных уроков биологии по темам «Земноводные», «Пресмыкающиеся»(7класс) «Бактерии»(6кл) «Прокариоты», «Неклеточные формы жизни. Вирусы» (10кл), «Возникновение жизни на Земле» (11кл)
Большинство уроков по биологии (Человек) в 8 классе провожу по модульной технологии. Сущность ее состоит в том, что ученик должен учиться сам, а моя роль осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. Учащийся сам достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем. Основные мотивы внедрения данной технологии в учебный процесс:
Гарантированность достижения результатов обучения;
Возможность работы учащихся в парах, в группах;
Возможность выбора уровня обучения;
Возможность работы в индивидуальном темпе
Раннее предъявление конечных результатов обучения;
Развитие мотивации к учению школьников
«мягкий» контроль в процессе освоения учебного содержания.
Мною составлены модули уроков по темам: кровеносная, пищеварительная, выделительная, дыхательная системы, анализаторы.
Считаю, что уроки, построенные с помощью разнообразных форм, методов и средств обучения, применение современных образовательных технологий позволяют мне раскрывать индивидуальность школьников, развивают способность к активной практической и творческой деятельности, способствуют повышению интереса к преподаваемому мной предмету.
Особенное место в моей работе с мотивированными детьми занимает метод проектов– обучение в деятельности, сотрудничестве, поиске, исследовании.
При использовании проектной технологии ставлю перед собой следующие задачи:
развитие познавательных умений и навыков учащихся;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
самостоятельно конструировать свои знания;
интегрировать знания из различных областей наук;
На уроках я использую проекты различной типологии, привлекая к этому  наиболее заинтересованных учащихся.
Начиная с 5 класса, с курса природоведения, я включаю ребят в проектную деятельность. Конечно, в силу возраста, здесь более уместны информационные проекты, когда ученики готовят  по определенному плану сообщения, а затем выступают с ними  на уроке. Ребята с интересом подбирают материал по темам « Планеты Солнечной системы», « Животный и растительный мир», создают памятки, как нужно действовать в чрезвычайных ситуациях: при пожаре, землетрясении, при отравлениях и т.д.
Информационные проекты я использую в каждом классе, причем они могут быть индивидуальными или групповыми, в зависимости от объема материала. Эти проекты связаны с поиском информации в различных источниках: журналах, книгах, энциклопедиях, старшие школьники активно используют Интернет, социологические опросы. В среднем звене информационные проекты реализуются в виде оформленных сообщений, докладов, книжек-раскладушек, в старшем звене ребята создают и компьютерную презентацию.  Такая деятельность очень востребована у детей, которые интересуются жизнью растений и животных.
Стараюсь включать такую форму проведения урока, как конференция, где тоже эффективно реализуются информационно-поисковые проекты. Конечно, такие уроки требуют большой предварительной подготовки, но они очень интересны для учащихся. В качестве примера можно привести урок–конференцию по химии в 11 классе «Химия на службе человека». Цель информационно-поискового проекта к этому уроку – подготовить выступления на темы: «Химия и лекарства», «Химия в быту», «Химия в с/х» и другие. . Конференции по биологии в 11 классе на тему «Экологические проблемы человечества», «Модифицированные продукты: за и против», «Неклеточные формы жизни. Вирусы» в 10 классе тоже включают подготовку информационных проектов.
Такая работа повышает мотивацию к учебе, интерес к предмету, формирует навыки работы с разными источниками информации.
На уроках химии и биологии предлагаю ребятам выполнить краткосрочные проекты (мини-проекты), такие как:
Написать мини-сочинение. Так в 8 классе при изучении темы «Кровь и кровеносная система» учащиеся выполнили работы на темы «Нужна ли кровь человеку?», «Мой пламенный мотор». Цель проекта: обобщить знания по предмету, используя интеграцию школьных предметов (биологии и литературы).
В 8 классе (химия) уроки-конференции проводились в рамках проектной деятельности при изучении темы «Основные классы неорганических соединений». Основное условие такого урока: каждый ученик обязан высказаться по данной теме с дополнениями к основному докладу, или с найденными им интересными материалами.
В 6 классе в ходе изучения темы «Семя» ребята работали над проектом «Жизнь семян». Цель проекта: изучить изменения, происходящие с семенами во время их прорастания, определить оптимальные условия для их прорастания.
К этому уроку был подготовлен индивидуальный проект «Условия прорастания семян арбузов»
Считаю, что в курсе биологии исследовательский метод применяется практически на всех лабораторных работах( а их у нас по программе с 5 по 11 класс - 71) В кабинете имеется всё необходимое для проведения лабораторных работ в ходе которых учащиеся изучают биологические объекты, знакомятся с методами биологической науки формулируют и выдвигают гипотезу, определяют задачу исследования, проводят наблюдения, фиксируют результаты, формулируют выводы, оформляют отчёт. Такая деятельность, несомненно, способствует развитию исследовательских умений.
Проектную деятельность учащихся я рассматриваю и как особое направление внеклассной работы по биологии и химии. В своей работе я стараюсь, чтобы метод проектов становился  неотъемлемой частью не только уроков, но и внеклассной работы по предмету.   Это позволяет мне повысить мотивированный интерес к предмету, выработать и отстаивать собственную позицию, развивая критическое мышление. Предпочтение отдаю межпредметным проектам, основанным на привлечении знаний по экологии, химии, биологи, географии Они нацеливают учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез. Эти проекты обладают большими потенциальными возможностями формирования творческого мышления, рациональных приемов умственной деятельности и сообразительности, самостоятельности в принятии решений. 
  Хочу осветить некоторые моменты из опыта своей работы в этом направлении.
Ежегодно провожу в школе научно- практическую конференцию в рамках недели экологии. К этому привлекаю ребят с высокой мотивацией Примеры исследовательских работ учащихся: «Вред и польза жевательной резинки», «Химия в криминалистике», «Практические доказательства влияния алкоголя на живые организмы» и другие. На районную конференцию по направлению «Юный исследователь» были представлены работы «Эта загадочные грибы (победитель) В областном конкурсе экологических проектов ученица 10 класса заняла 3 место по теме «Проблемы утилизации компактных энергосберегающих ламп».
Использую и творческие проекты. Они направлены на разработку новых оригинальных идей, продуктов совместной деятельности, представляемых в творческой форме (творческий отчет,  выставка, книга, журнал, альманах, компьютерная презентация и т.д.). Так уч-ся 7 класса участвовали в районном конкурсе видеороликов на тему «Мы за здоровый образ жизни». Они представили 2 творческих проекта ( видеоролика)на темы «Уже сегодня я думаю о будущем» и « Мой выбор -мое здоровье» и заняли первые места.
Довольно интересным для учащихся 5-6 классов является написание сказок, стихов. Для выполнения такой формы творческого проекта школьникам требуются  знания  по теме, они придумывают героев, используя при этом биологические термины.
К неделе экологии ребята 8 класса подготовили проект в виде экологического видеожурнала и выступили с ним на районной конференции, заняв 1 место в данной номинации
В ходе выполнения творческих проектов учащиеся приобретают комплекс учебно-творческих умений, они учатся генерировать новую, оригинальную идею и выражать личное "я". Такие задания требуют от школьников фантазии и воображения, а также применения основных базовых ЗУН для раскрытия темы или доказательства выдвинутой идеи.
Для того чтобы увлечь учащихся исследованиями, заранее продумываю интересные и посильные формы проектной деятельности. Одним из наиболее удачных способов вовлечения детей в исследовательскую работу я считаю туризм – сочетание отдыха с исследовательской деятельностью. Путешествуя по родному краю пешком, на велосипеде, изучаем историю и географию своего района, видовое разнообразие растений и животных, экологическую обстановку.
С этой целью был создан профильный отряд «Юннаты» для учащихся 5-8 классов при летнем оздоровительном лагере. Основные используемые методы – исследовательские. В рамках летнего лагеря были реализованы 3 исследовательских проекта: «Роль дождевых червей в почвообразовании», «Изучение образа жизни и передвижения большого прудовика», «Влияние раздражителей на большого прудовика».
То, что учащиеся проявляют интерес к биологии и химии говорят данные об участии их в итоговой аттестации. С 2012г по 2014г выбрали химию для сдачи экзамена в форме ГИА :3,3,4 девятиклассников соответственно. Этот устойчивый интерес сохранился у выпускников.
Результаты ЕГЭ по биологии МКОУ «СОШ села Екатерино-Никольское»

2011-2012уч.год
2012-2013 уч.год
2013-2014 уч.год

Кол-во уч-ся,
5 уч-ся

4 уч-ся

4 уч-ся


Средний балл (школа)
46,6
60,5
53

Средний балл (область)
47
50,7
47

Показывают, что учащиеся, имеющие высокую мотивацию к биологии, дают результаты: средний балл выше областного.
Результаты ЕГЭ по химии МКОУ «СОШ села Екатерино-Никольское» тоже показывают средний балл выше областного.
химия
2011-2012уч.год
2012-2013 уч.год
2013-2014 уч.год

Кол-во уч-ся
1 уч-ся

1 уч-ся


-


Средний балл(школа)
58
63
-

Средний балл (область)
49
57
-

Выпускники, сдававшие экзамены поступают в учебные заведения начального и высшего профессионального образования, где профилирующим предметом является биология, химия и успешно обучаются там.
Важнейшей формой работы со школьниками, имеющими повышенную мотивацию к изучению химии и биологии, являются олимпиады. Ежегодно учащиеся становятся победителями и призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии
Участие во Всероссийской олимпиаде (муниципальный уровень)

2011-2012уч.год
2012-2013уч.год
2013-2014уч.год

Кол-во участников
10
8
6

Результат
2 призера
1 победитель
3 призера
1 победитель
1 призер

Популярностью среди моих учеников пользуются Международные и Всероссийские дистанционные предметные олимпиады, проводимые проектом Инфоурок. 3 год мои учащиеся участвуют в них . В 2014 году учащиеся 9 и 11 классов заняли 2 и 3 место, в 2015году- учащиеся 9 и 10 классов заняли 2 и 3 место в международной олимпиаде по биологии.
С 2011 года 20 учащихся приняли участие во Всероссийском «Молодежном биологическом чемпионате» (Центр развития одаренности). В этом году школьники участвовали в дистанционной олимпиаде «Пятерочка» и на сайте «Рыжий кот» (интеллектуально-развивающий портал)
Участие в таких олимпиадах позволяют учащимся реализовать свой творческий потенциал, сохранить устойчивый интерес к предмету. Это отличный способ проверки и оценки своих собственных знаний, расширения кругозора. Это одна из ступеней по пути успешной сдачи ЕГЭ и поступления в ВУЗ. Это отличная возможность присоединиться к кругу умных и успешных, стремящихся к достижениям сверстников.
Ежегодно веду элективные курсы в 9 классе. Темы самые разнообразные: «Здоровье, красота и химия», «Мир под микроскопом», «Юный медик», «Химия в повседневной жизни» и другие. Деятельность на этих занятиях носит личностно-ориентированный характер и позволяет высокомотивированным учащимся делать значимые для них выводы.
В последнее время акценты с технических областей знаний смещается на научные исследования в области живой природы, и это не удивительно, так как появляются новые болезни, существует огромное количество проблем в области экологии. Биологические знания приобретают все большего значения и в развитии народного хозяйства. Поэтому человечество должно понимать, что наступил век биологии. У нас есть способные дети, но необходимо активизировать усилия педагогов для их привлечения на сторону биологической науки. К сожалению, существует множество проблем на пути решения этого вопроса:
Биологические специальности, по мнению многих родителей, не престижны в настоящее время;
Проблемы с трудоустройством выпускников ВУЗов (работа в основном в школах)
Среди моих учеников есть дети, которых интересуют биологические и химические дисциплины. Они принимают активное участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. Они – мои помощники при проведении экологических недель, акций, участники походов. Их успехи- мои успехи Успех всегда поддерживает интерес школьника к учению, поэтому я стараюсь его создавать в процессе совместной работы. Моя задача так увлечь, заинтересовать ребенка, чтобы в дальнейшем он пошел именно по выбранному направлению. От меня требуется умение модифицировать учебные программы, постоянно пополнять и совершенствовать знания по своим предметам, чувствовать потребности и интересы детей, быть готовым к пересмотру своих взглядов и еще многое другое.
Для меня потребность в постоянном повышении своего профессионального уровня – это реальность сегодняшнего дня. Для того чтобы успешно обучать, я занимаюсь самообразованием Оно позволяет мне не отставать от запросов современной жизни, учитывать не только проблемы и потребности сегодняшнего дня, но и те, которые появятся в будущем. Поэтому я участвую в профессиональных конкурсах, даю открытые уроки, участвую в работе интернет сайтов: фестивале педагогических идей «Открытый урок» «Сообщество взаимопомощи учителей», «Инфоурок», имею собственный сайт. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет мне общаться с коллегами, находить единомышленников, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень. В 2013 году прошла дистанционное обучение в «Институте информационных технологий «АйТи», в 2014 году - курсы повышения квалификации «Институт повышения квалификации педагогических работников» по программе «Школьное естественно-научное образование в условиях введения ФГОС основного общего образования в объеме 108 часов.
III.Заключение. Планирование дальнейшей работы
Считаю, что работа с детьми с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом требует пристального внимания и должна проводиться системно. Чтобы достичь результатов в данном направлении мне необходимо:
Перейти в работе от интуиций к системе.
Провести диагностику и анализ информации о способных детях
Составить программу развития таких детей и поэтапно отслеживать результаты их достижений.
Создать банк методических материалов для работы с детьми
Оказать методическую и практическую помощь родителям способных детей

















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Wђ Заголовок 1 Заголовок 215