«Классное родительское собрание как форма организации всеобуча родителей проектной деятельности с элементами исследования»


Мастер-класс на тему:
«Классное родительское собрание как форма организации всеобуча родителей проектной деятельности с элементами исследования»
 
Цель: создание условий для развития педагогического мастерства учителя для организации родительского всеобуча.
Задачи:
1.        Обобщить и представить опыт собственной работы по направлению родительского всеобуча.
2.        Способствовать передаче личного опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности в работе с родителями по обучению проектной деятельности.
3.        Способствовать отработке  методических подходов учителя в организации работы с родителями по данной проблеме.
 
Ход мастер-класса:
 
     Свой мастер-класс я начну с фразы: «Если птенец  имеет хоть капельку поддержки, чтобы расправить крылья, то он обязательно полетит, когда это случится».
ЗАЛУ: - Как вы думаете, о каких участниках образовательного процесса может говориться в этих строках? (Варианты ответов.)
     Добиться успеха в учебе ребенку всегда помогут его родители. Родители должны быть партнерами своего ребенка.  Это своевременная  поддержка для того, чтобы  ребенок правильно развивался, был успешным в учебе и общении, верил  в свои силы, был счастливым.
    Родительская забота, как птица, может подхватить своим крылом, окрылить, дать силы для преодоления трудностей, а может и пролететь мимо. Современный учитель призван настроить родителей на помощь своим детям в учёбе, дать им необходимые знания и умения в соответствии с требованиями новых стандартов в образовании. Обучение родителей способствует улучшению качества образования и воспитания подрастающего поколения.
ЗАЛУ: - Я хочу пригласить вас на классное родительское собрание с целью всеобуча родителей проектной деятельности с элементами исследования.
На слайде  слова:
птенец,
гнездо,
полёт,
яйцо,
птица.
Задание: расположить данные слова по порядку. Какие будут варианты?
Как вы думаете, почему к теме о проектной деятельности я выбрала данное задание?  (В любой структуре, как и при составлении проекта, чёткость и последовательность. Структуру же проекта мы составим в процессе занятия.). (набирается 2 группы по 3 участника для мастер-класса).
Участникам: - Приглашаю участников за отдельные столы. Вы будете играть роль родителей.
1 задание (общее) – составить из слов на слайде определение понятия проект, как вы- родители - это понимаете, и записать на листе.
ЗАЛУ: В последние годы одним из видов деятельности учащихся начальных классов и старшеклассников является проектная деятельность, в которой наряду с детьми активное участие принимают   и взрослые.
     Чтобы организовать учебно-воспитательный процесс глубже, шире, необходимо участие не только учеников и учителя, но и их родителей. Подключение родителей обусловлено несколькими причинами:
во-первых, в силу своих возрастных особенностей учащиеся далеко не сразу обнаруживают способность быть абсолютно самостоятельными на всех этапах выполнения проектов, многие испытывают трудности в организационных, оформительских и технических вопросах;
во-вторых, объединение в совместном творческом процессе не только детей и педагога, но также и родителей особенно важно в ситуации широко распространённого сейчас дефицита внутрисемейного общения;
в-третьих, существует разновидность семейных проектов, обладающих огромным развивающим потенциалом, и для их осуществления участие родителей просто необходимо.
УЧАСТНИКИ: зачитывают определение проекта. Обобщение высказываний – на слайде.
     Обобщаю: Учебный проект - это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
УЧАСТНИКИ.
РАБОТА В ГРУППАХ.
1 группа – предлагаю научную статью.
 Сказка - это одно из самых прекрасных творений русского народа. Мы помним сказки с детства. И во взрослом возрасте найдется много людей, читающих сказки. Сказкой всегда называли все, что несет в себе вымысел. Сказка - один из основных видов устного народного творчества.
Сказка возникла в доисторические времена и играла важную роль в развитии творчества народа, на всех его этапах. Она отражала взгляды народа на данном этапе исторического пути, будь то мирные времена или какие-то военные действия. Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Через сказку ребенок знакомится с окружающим миром, получает представление о добре и зле. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье.
Задание:  определить тему статьи (о чём идёт речь) и цель (для чего ребёнку эта статья).
2 группа –
Тема проекта: «Блюда в русских народных сказках»
Цель проекта – характеристика блюд русской народной кухни из  конкретных сказок.
Задание: найти в предложенных сказках блюда русской народной кухни (сказки «Гуси-лебеди», «Два Ивана») и записать в графе задачи (как вы это нашли).
ЗАЛУ: Над какими этапами проекта работают участники? Какие умения формируются у родителей или учеников на данном этапе работы над проектом? (Они сейчас работают с текстовыми материалами, значит  поисковая деятельность, умение добыть информацию. Они находят информацию и анализируют, можно ли сказать, что сравнивают?)На слайде схема: Тема (что?), цель (для чего?), задачи (как?). На доске остаются ещё 3 слова в беспорядочном положении (вывод, исследование, гипотеза)
ОТВЕТЫ ГРУПП на предложенные задания.
УЧАСТНИКАМ: - Исходя из той информации, что вы сейчас получили, можно ли предположить, что по русским народным сказкам  можно узнать о быте русского народа, о блюдах русской кухни?
УЧАСТНИКАМ: - Предлагаю построить небольшое исследование по данной теме, и взять за основу русский народный напиток кисель. Скажите, пожалуйста, что добавится в алгоритм работы над проектом? (вывод, исследование, гипотеза). Необходимо расставить по порядку.
После того, как мы добыли информацию, мы проговариваем предположение (гипотезу). Что мы собираемся выяснить? (Что по русским народным сказкам можно узнать о  национальной кухне, о быте русского народа.) И мы сейчас попробуем это доказать или же опровергнуть гипотезу.
Работая над темой проекта,  мы выясним, что древнее русское кушанье – кисель – издавна было непременным атрибутом сказок и песен. «Молочные реки, кисельные берега». Но почему же «берега», ведь мы привыкли к тому, что кисель – жидкий? Все, оказывается, имеет простое объяснение. Дело в том, что для старой русской кухни характерны именно густые кисели. Картофельный крахмал, как загуститель, вошел в употребление лишь в XIX веке. А раньше кисель готовили на заквашенных отварах злаков и зерновых – гороховый, овсяный, ржаной, гречневый. Вот, кстати, откуда и взялось это слово «кисель» - древнейший способ приготовления киселя и определил его название: получался в результате густой студень, который можно было резать ножом. Но и в те далекие времена, и сейчас в кисель непременно добавляли всякие вкусности – ягоды (смородину, клюкву, чернику), яблоки, сливы, вишню, мед, - чтобы сделать его сладким и приятным на вкус. Исконно русским блюдом является овсяный кисель, поскольку именно в нем содержится наибольшее количество витаминов.  Его еще называют «русским бальзамом». 
УЧАСТНИКАМ: - Сейчас выберем 1 из видов киселя для дальнейшей исследовательской работы.
Задания группам:
1 группа – какие продукты необходимы для изготовления вашего вида киселя? Какие виды занятий людей способствуют их появлению? Обозначить эти занятия в виде символов для последующего составления схемы.
2 группа – определить предметы быта для приготовления киселя в древности. Какие виды занятий способствовали появлению этих предметов? Обозначить эти занятия с помощью символов для последующего составления схемы.
ЗАЛУ: Какие умения формируются у родителей при выполнении данных заданий? Что они делают в данный момент? (они работают по плану, значит, проектируют свою деятельность). Можно ли сказать, что они устанавливают причинно-следственные связи в процессе своего исследования?
В процессе работы участники проектной деятельности общаются между собой, значит, они развивают коммуникативные умения.  Какой этап проекта осуществляется в данный момент? (исследование).
ЗАЩИТА ГРУПП. Вспомнить, какую гипотезу, предположение мы с вами выдвигали (Что по русским народным сказкам можно узнать о  национальной кухне, о быте русского народа.)  и подумать, подтверждается она или нет. Мы подтвердили свою гипотезу (предположение) через элементы исследования.
Т.Е., к какому выводу мы пришли?  (появляется слово вывод)
УЧАСТНИКАМ: Для того, чтобы сформулировать вывод, предлагаю посмотреть на экран, выбрать одну из фраз и продолжить её:
Я узнал…
Я вспомнил ...
Я постарался …
- Сейчас я хочу подвести итог вашей деятельности на занятии. Это будет  весело, поэтому не удивляйтесь. Встаём в кружок: если всё получилось в ведении проектной работы – палец вверх, если немного не понятно – палец вбок, если совсем не понятно – палец вниз. Соединим пальцы и произнесём хором: «Мы такие молодцы, у нас всё получится!»
ЗАЛУ: - Какие умения мы формировали на последнем этапе занятия? Вы согласитесь, что по схемам мы составляли некую модель, следовательно, моделирование. И в конце мы интересовались тем, как прошло занятие, значит, рефлексия.
А теперь посмотрите на доску.  В процессе обучения родителей проектной деятельности, у них выстраивается чёткий алгоритм ведения работы над проектом, который поможет им поддержать своего ребёнка в данном виде деятельности.
Закончить свой мастер-класс я хочу фразой, которой его начала.
«Если птенец  имеет хоть капельку поддержки, чтобы расправить крылья, то он обязательно полетит, когда это случится».
 
Приложение – раздаточный материал «Алгоритм работы над учебным проектом» (памятка для родителей).
 
 
Алгоритм проектной деятельности с элементами исследования
(памятка для родителей обучающихся начальных классов)
1. Поисковый этап:
- определение темы проекта;
- поиск проблемы;
- постановка цели проекта.
 
2. Аналитический этап:
- поиск оптимального способа достижения цели проекта (определение задач);
- выдвижение гипотезы (предположения);
- пошаговое планирование работы;
- сбор и изучение информации.
 
3. Практический этап:
- выполнение запланированных технологических операций или элементов исследования.
 
4. Презентационный этап:
- подготовка презентационных материалов (картинки, фотографии, схемы, иллюстрации книг, собственные творческие работы);
- презентация проекта (выступление).
 
5. Контрольный этап
- анализ результатов выполнения проекта, вывод (подтверждение гипотезы).
- рефлексия (высказывания собственного отношения к проделанной работе).