Родительское собрание для родителей будущих первоклассников. Что такое психологическая готовность к школе?


Родительское собрание для родителей будущих первоклассников
"Что такое психологическая готовность к школе?"
 
Как помочь ребенку подготовиться к школе?
 Особенно внимательно необходимо готовиться к школе, если:
  n беременность и роды протекали с осложнениями;
n ребёнок перенёс родовую травму или родился недоношенным;
n ребёнок страдает желудочно-кишечными заболеваниями, энурезом, подвержен частым простудам, есть нарушение сна;
n ребёнок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально не устойчив;
n вы замечаете двигательную заторможенность или гиперактивность.
Психологическая готовность к обучению в школе включает:
интеллектуальную готовность;
мотивационную готовность;
волевую готовность;
коммуникативную готовность.
Интеллектуальная готовность    
 предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.
         К 6–7-и годам ребенок должен знать:
  n свой адрес и название города, в котором он живет;
n название страны и ее столицы;
n имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
n времена года, их последовательность и основные признаки;
n названия месяцев, дней недели;
n основные виды деревьев и цветов.
n ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.
 
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
Мотивационная готовность
      подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.
 
С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
 
Волевая готовность
    предполагает наличие у ребенка:
  n способностей ставить перед собой цель,
n принять решение о начале деятельности,
n наметить план действий,
n выполнить его, проявив определенные усилия,
n оценить результат своей деятельности,
n а также умения длительно выполнять
не очень привлекательную работу.
     Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
 
Коммуникативная готовность
проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.
    Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
    В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
 «Портрет» первоклассника, неготового к школе:
  n чрезмерная игривость;
n недостаточная самостоятельность;
n импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
n неумение общаться со сверстниками;
n трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
n неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
n низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
n плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
n недостаточное развитие произвольной памяти;
задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).
Как помочь дошкольнику?
1. Выбор школы и программ.
n Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником - посоветуйтесь с психологом. Возможно, ему было полезно бы полезно ещё один год посидеть дома или походить еще год в детский сад. Или же вам нужно серьёзно подойти к выбору программ: нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка.
 2. Самостоятельность.
n Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых.
 3. Коллектив.
n Если ребёнок никогда не ходил в детский сад, постарайтесь, чтобы оставшееся время перед школой он пообщался со сверстниками. Иначе одновременно привыкать и к урокам и к большому коллективу ему будет очень тяжело.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Как подготовить малыша к школе
  n Научите чадо различать право-лево.
n Покажите, как правильно укладывать в портфель книжки и тетрадки.
n Соберите пенал. В нем должны лежать две простые шариковые синие ручки, одна красная, одна зеленая, два заточенных карандаша, набор из пяти цветных карандашей, линейка и ластик.
n Выучите с малышом ваш домашний адрес и телефон, объясните ему, как звонить, если он потеряется.
n Научите будущего первоклассника писать мелом (можно даже купить маленькую доску и устроить тренировочный урок).
n Дети часто боятся или стесняются просить у строгого учителя разрешения выйти во время урока, так что проговорите с чадом этот момент.
n Если у вашего ребенка есть логопедические проблемы, постарайтесь решить их до начала учебы.
n Составьте расписание и попробуйте прорепетировать школьный день - 40 - 45 минут за чтением и азбукой, потом перемена 10 минут и следующий урок. Проследите, чтобы ребенок научился выдерживать утомительное сидение за столом.
n Поддерживайте вашего первоклассника во всем. Хвалите за дело, говорите, как здорово у него получается выводить буквы (считать, рисовать и т. д.). Это придаст ему уверенности в себе.
n Объясните ребенку, что он сам несет ответственность за свою учебу. Если мама и папа зарабатывают деньги на работе, то его работа - ходить в школу и "зарабатывать" хорошие отметки.
 
Проверьте, умеет ли ваше чадо самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнии, переодеваться без вашей помощи в спортивный костюм, складывать аккуратно свои вещи.