Выступление по теме Формирование социального опыта воспитанников — приоритетное направление деятельности воспитателя


ОБОШИ «Лицей – интернат № 1» г. Курск






Формирование социального опыта воспитанников - приоритетное направление деятельности воспитателя



ВЫПОЛНИЛ
ВОСПИТАТЕЛЬ 9А
ЦУКАНОВА Т.А.



КУРСК 2015 г.
Подготовка подрастающего поколения к самостоятельной, социально значимой жизни - важнейшая задача общества, государства. В связи с преобразованиями, происходящими в современной России, вхождение молодежи в самостоятельную жизнь затруднено.
Почитайте газеты, посмотрите новости, просто оглянитесь вокруг себя, и вы увидите, что идет конкурентная борьба за власть, за обладание местом в обществе, за территорию, за свободу. Кажется, так было всегда, но в период глобальной реформации общества острота этой борьбы возрастает многократно.
«Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства»
«Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени»
«Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха».
Общество с помощью образования транслирует молодому поколению новые традиции, а школа может предложить опыт социального взаимодействия. По мнению Л.С. Выготского, «образование ведет за собой развитие общества». Процесс укоренения в школе ценностей права и демократии начался с принятия закона «Об образовании», провозгласившего демократические ценности, предложившего подходы к правовому образованию в школе.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена следующая цель образования: формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и интересах общества.
Существует два уровня социального опыта:

· объективированный (общекультурный) – включает опыт совместной жизнедеятельности людей и норм их поведения, принципов и моральных предписаний, традиций, обычаев, ритуалов, представлений о должном, отраженный в знаниях, накопленных человечеством;

· индивидуальный (личностный) – опыт участия индивида в различных видах деятельности и межличностного взаимодействия, наложивший отпечаток на понимание жизни и на отношение к ее различным проявлениям, определяющий содержание его установок, уровень развития его жизненных умений и навыков.
Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, взаимодействия с окружающим миром. Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания. Овладение социальным опытом происходит тремя взаимосвязанными путями.
Во-первых, оно идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов выстраивает свою индивидуальную жизнь как человеческое существо, как член человеческого сообщества. Причем ребенок не пассивно вбирает воздействия окружающей среды, а, включаясь в совместные с другими людьми акты поведения, присваивает социальный опыт.
Во-вторых, овладение социальным опытом реализуется как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение.
В-третьих, социальный опыт ребенка складывается и спонтанно. Даже в самые ранние периоды жизни, когда активная деятельность в социуме еще невозможна, ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.
Накопление социального опыта возможно не во всякой деятельности. Хорошо известно, что ребенок может присутствовать на определенном занятии, манипулировать предметами и материалами, но при этом ничуть не приращивать своего социального опыта. Успешно социализируется та деятельность, которая обеспечена специальными педагогическими условиями. Она должна:
·  воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни;
·  вызывать личную заинтересованность ребенка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности;
·  предлагать ребенку активное действие, связанное с планированием деятельности, обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, с самоконтролем и оценкой;
·   предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве.
К базовым условиям успешности социализации ребёнка относятся следующие:
- состояние психического здоровья детей;
- наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);
- создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;
- обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей;
- организация психолого-педагогического мониторинга динамики показателей здоровья, воспитания и развития детей;
- разработка методического пакета документов по организации образовательного процесса с социально ориентированной акцентуацией и с учётом контингента детей и заказа родителей;
- построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.
Учитывая, специфику нашего образовательного учреждения, в которое на обучение поступают дети из многодетных, малообеспеченных, неблагополучных семей, у которых отсутствуют навыки социализации - задачу обеспечения процесса передачи социального опыта, позволяющего подрастающему поколению успешно адаптироваться к социальной среде должны выполнить мы, педагоги.
В ОБОШИ « Лицей – интернат №1» г. Курска работает служба социально-психологического сопровождения личностной и социальной адаптации воспитанников. Она является одним из компонентов целостной системы образовательной деятельности лицея-интерната.
Изменения в образовании не происходят «вдруг», а долго выращиваются в ответ на изменения, происходящие в общественной жизни. Сегодня требуется не просто расширение круга задач в обучении и увеличения количества знаний. Причины в чрезвычайном ускорении темпов развития общества и нарастании объема информации. Школа должна готовить своих учеников к реалиям жизни, о которых мы, мало что знаем. Ведь те, кто сегодня пришли учиться, будут активно вести свою трудовую деятельность, например в 2050-х годах. Каков будет этот мир? Однако ясно, что надо учить детей жить в быстроизменяющихся условиях, учить мобильности, учить самостоятельности и нравственной ответственности своего выбора.
Наше общество сегодня особенно нуждается в духовно-нравственной консолидации. Новые стандарты (2010 г.) взяли эту концепцию за основу разработки содержания образования. ФГОС 2 поколения предусматривает не только передачу ЗУНов, но и формируют опыт эмоционально-ценностного отношения к жизни, делает больший акцент на духовно-нравственную составляющую воспитания. Стандарты 2 поколения дают педагогам широкое поле деятельности для передачи социального опыта посредством формирования духовно-нравственных качеств у воспитанников.
В нашем образовательном учреждении реализуется программа духовно-нравственного воспитания обучающихся, целью которой является создание условий для развития личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Направления работы:
Я - ЧЕЛОВЕК (социализация)
Цель и задачи: защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья ребенка; воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни; сотрудничество со специалистами здравоохранения; просветительская работа с учениками и их родителями через воспитательные мероприятия. Осмысление себя как личности, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях.
«Я и СЕМЬЯ» (семейное воспитание)
Цель раздела: психолого-педагогическое просвещение родителей; развитие сотрудничества между родительской общественностью и школой; повышение воспитательного воздействия семьи; помочь ребёнку осознать роль в обществе и в семье. Ознакомить с правилами совместной деятельности, учить согласовывать свои действия с окружающими. Помочь детям убедиться в необходимости выполнения этих правил. Содержание раздела: ребёнок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что означает его фамилия, чем занимаются его дедушка и бабушка, где они жили, семейные традиции, Он должен осознавать свой статус в семье( « Я надежда и помощник») и в обществе ( « Я гражданин, я ученик»)
«Мой мир знаний» (учебно-познавательное)
Цель и задачи: расширение кругозора: создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников; развитие стремления к постоянному самообразованию и саморазвитию; повышение интеллектуальной комфортности, усиление мотивации учебных целей;
Формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность
«Я и ПРИРОДА» (экологическое воспитание)
Цели: воспитание ответственности за сохранение окружающей среды; воспитание этического, нравственного и практического отношения к ней; умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами. Содержание этого раздела предусматривает развитие у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде.
Помогает ребёнку найти своё место в природном и социальном окружении, формирует представление о природе как среде жизнедеятельности человека.
«Я и ОТЕЧЕСТВО» (патриотическое воспитание )
Цели: пробудить интерес к прошлому своего народа. Познакомить с национальной культурой.
Приобщать детей к истокам народной культуры, к духовно-нравственными ценностям своего народа, восстановить утраченные связи современного человека с историей прошлого и настоящего.
Формирование социального опыта детей и подростков – процесс, направленный на освоение растущим человеком гуманистических ценностей: в будущем они позволят ему проявиться подлинным субъектом жизнедеятельности, небезразличным к обществу и культуре, в которых он живет.
Важную роль в формировании положительного социального опыта у воспитанников лицея-интерната играет социальное партнерство. Это сотрудничество школы, различных общественных институтов и структур, местного сообщества ради достижения общественно значимого результата. Расширяя круг социальных партнёров, мы ориентируемся на общность форм, видов и содержание деятельности; на совпадение интересов в образовательной политике и ее результатов.
Социальными партнерами лицея-интерната являются: воспитанники являются членами Детского общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка при Губернаторе Курской области, органы управления образованием различных уровней, Курский дворец пионеров и школьников, музыкальный колледж им. Г.В. Свиридова, ДШИ №1, картинная галерея им. А. Дейнеки, Курский краеведческий музей, драмтеатр им. А.С. Пушкина, театр кукол, ОЦТРГО, Курская областная филармония, спорткомплекс « Динамо», досуговые центры «Юность», «Восток», вузы, общественные организации.
Основные направления работы:
- Реализация непрерывности образования;
- Совместная (коллективная) деятельность;
- Сотрудничество школы и социума на взаимовыгодных условиях;
- Формирование активной жизненной позиции и социального опыта.
Школа расширяет круг социальных партнеров, занимаясь исследовательской деятельностью и реализуя программу «Одаренные дети».
Самым значимым партнером являются родители - активными участники образовательного процесса: им делегированы полномочия в управлении школой – попечительский совет, общешкольный родительский комитет, родительские комитеты классных коллективов.
Таким образом, социальное партнерство проявляет себя в школе в обмене опытом, в совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, в сохранении традиций, в совершенствовании образовательной среды школы. Такая деятельность расширяет круг общения всех участников образовательного процесса, позволяет обучающимся получить социальный опыт и способствует формированию их мировоззрения.
Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом процессе реальная возможность развития человека как личности во многом зависит от профессиональной позиции педагога-воспитателя.
Школа не должна бороться с окружающим миром, но и не может закрывать глаза на его пороки. Она должна создать для ребенка свою среду, такую, чтобы, проживая в ней школьные годы, он выходил в большую жизнь и был адекватен окружающей его реальности. В этом, прежде всего, и проявляется социальная эффективность образования “школы социального опыта”.


15