Мастер-класс Проблемный диалог: технология постановки учебной проблемы

МКОУ Заводская СОШ












Мастер-класс
"Проблемный диалог: технология постановки учебной проблемы»








Разработала
учитель истории и обществознания
Трощенко Антонина Анатольевна













Цель мастер-класса: способствовать повышению мотивации участников мастер-класса в использовании технологии проблемно - диалогического обучения.
Задачи мастер-класса:
сформировать у участников мастер-класса понятие о проблемно – диалогических формах обучения и целесообразности их применения;
представить, каким может быть применение проблемно – диалогических форм обучения на уроках истории;
предложить практические рекомендации, какими способами можно осуществлять проблематизацию содержания учебного предмета;
организовать практическую работу над выбором приемов побуждающего от проблемной ситуации диалога, над построением серии вопросов, стимулирующих учащихся к самостоятельному формулированию проблемного вопроса.
Актуальность мастер-класса: объясняется стремлением педагогов повысить качество, эффективность обучения в современном, информационном обществе.
Форма представления опыта:
-представление коллегам тезисов своего вступления;
-имитационная игра с коллегами с демонстрацией приёмов эффективной работы.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал для участников мастер-класса.
Мастер-класс
1.Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелось бы представить вам в действии технологию проблемного диалога. Она даёт возможность учителю создать условия, для того чтобы ученик сам добывал знания, учился самостоятельно решать поставленные перед ним задачи.
«Только в диалоге развивается способность мыслить», - говорил М. М. Бахтин (философ, литературовед).
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: "постановка проблемы" и "поиск решения". Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания. Слово "диалог" означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге. Эта технология в основном применима на уроках изучения нового материала. Она позволяет заменить урок объяснение нового материала, уроком «открытия знаний».
2. Из каких этапов состоит проблемно-диалогический урок?
Этапы урока по технологии проблемного диалога
1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.
2. Выдвижение версий решения проблемы.
3. Актуализация имеющихся знаний. Составление плана решения проблемы.
5. Поиск решения проблемы – открытие нового знания.
6. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.
Можно «нарисовать» модель проблемно-диалогического урока истории.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Создание проблемной ситуации
5-7 мин
Обращается к ученикам с фразами-вопросами, которые способствуют созданию ситуацию удивления, порожденной противоречием
Вступая в диалог с учителем, выявляют противоречие: проговаривают и осознают его

Формулирование проблемы
В чем здесь противоречие? Что удивляет? Какой у вас возникает вопрос?
По-разному формулируют вопрос

Версии
2-3 мин
Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?
Предлагают версии

Актуализация знаний. Планиро вание деятель-ности
5-10 мин
Что мы уже знаем по этой проблеме?
Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?
Вспоминают изученный ранее материал, который связан с решением проблемы.
Определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть)


Используется побуждающий диалог

Поиск решения проблемы (отк-рытие нового знания)
В соответствии с планом дается продуктивное задание из учебника:
1. Осмысление задания.
2. Поиск информации, необходимой для выполнения задания.
3. Преобразование информации: выделение главного, обоснование своей позиции.
4. Запись данной информации в требуемой форме: таблица, схема, текст и т.п.
5. Полный (развернутый) ответ по теме.

Выражение ре-шения, примене-ние нового знания 5 мин
Какой ответ на основной вопрос мы можем дать?
Обобщают делают вывод по проблеме.
Применяют знания в новой ситуации.

Домашнее задание 2 мин
Как вы думаете, о чем будет рассказываться в следующем параграфе.
Проверьте свои предположения.
Прочитайте новый параграф и подготовьте ответы перед ним.



Модель не жёсткая. В рамках каждой темы возможны существенные вариации при сохранении основных этапов.

3.Я сегодня остановлюсь на первом этапе: создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.
Типы проблемной ситуации: «с удивлением» и «с затруднением».
Ситуацию « с удивлением» можно создать с помощью приёмов:
1)одновременное предъявление классу противоречивых фактов, взаимоисключающих теорий, мнений. Например: « Князь Владимир Святославович начал свое правление с убийства своего брата Ярополка. Жизнь его была полна многочисленных преступлений и грехов. Но в памяти народной он остался Владимиром Красное Солнышко, а христианской церковью канонизирован».
2)прием противоречия между житейским, то есть ограниченным и даже ошибочным представлением учеников и научным фактом. Например, в теме «Александр Невский - великий русский князь»: первым шагом обнажается житейское представление вопросом «Почему Александра Невского считают великим русским полководцем?» Учащиеся отвечают, что Александр Невский яростно боролся против иноземных врагов – шведских и немецких рыцарей. Вторым шагом предъявляется научный факт - сообщение о том, что Александр Невский, одержав блестящую победу над западными захватчиками, не оказывал сопротивления татаро-монголам и даже оказывал им содействие в подавлении восстания зависимого русского населения.
В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Например, при изучении темы «Финикийские мореплаватели предлагаю задание: расшифровать запись: «Дрвн фнк».
Ученик должен сформулировать проблему. А учитель должен создать для этого условия. Я делаю это с помощью трёх методов
1)Побуждающий диалог. Этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. Диалог представляет сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов - реплик, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.
Я остановлюсь на побуждающем диалоге. Чтоб создать его, я использую следующие приёмы (их 4)
Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из двух возможных реплик по выбору.
Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.
Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.
Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

2)Подводящий диалог. Он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычное), и мыслительные (проанализируй, сравни). Но последний вопрос учителя обязательно будет на обобщение, а ответом на него станет формулировка темы урока, ибо нет особого смысла подводить учеников к какому-то непонятному вопросу.
Таким образом, второй способ постановки учебной проблемы подводящий к теме диалог. Как видите, он проще первого. Учителю не нужно создавать проблемную ситуацию: подводящий диалог, как правило, прекрасно выстраивается «от повторения». Педагогу не требуется следить за своей реакцией на реплики учеников: неожиданный ответ бывает лишь на плохо сформулированный вопрос.
Пожалуй, это все, что нужно было сказать о подводящем диалоге.

3)Сообщения темы с мотивирующим приемом. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов.
Первый прием («яркое пятно») заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» я использую сказки, легенды, притчи, иллюстрации, стихотворение, загадки, случаи из культуры и повседневной жизни, просмотр современных фрагментов из современных кинофильмов и мультфильмов. Например, на уроке обществознания в 9 классе
«Голосование, выборы, референдум» в качестве «яркого пятна» использовала стихотворение:
«Зачем на местные - то выборы ходить?
Как будто там крутые претенденты
И могут они что-то изменить.
Зависит всё в стране от президента.
И что изменится, когда в глухой деревне,
Где коровы бледные мычат,
Вдруг вместо бывшей Марьи Алексеевны
Все выберут Ивана Ильича?»
На основе этого стихотворения прошу определить тему урока.
Второй прием («актуальность») состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого. «Говорят, что в Ледовом побоище (1242 год, битва на Чудском озере) никто не кричал “Ура!”, а в Куликовской битве (1380 год) “Ура!” раздавалось с обеих сторон. Подумайте, верно ли это и почему?»
СРАВНИМ ПУТИ К ПРОБЛЕМЕ.
Мы убедились, что учебную проблему можно поставить тремя методами. Первый побуждающий от проблемной ситуации диалог. Второй подводящий к теме диалог. Третий сообщение темы с мотивирующим приемом.
Конечно, эти способы разные. Коренное их отличие в той мыслительной работе, которую выполняют ученики, и, следовательно, в развивающем эффекте. При выходе из проблемной ситуации учитель побуждает ребят осознать противоречие и сформулировать проблему, т. е. осуществить подлинно творческие действия. В результате развиваются творческие способности и, конечно, речь. Подводящий диалог активно задействует (а значит, и развивает) логическое мышление учащихся и опять-таки речь. При сообщении темы с мотивирующим приемом ребята и не думают, и не говорят, поэтому развивающий эффект здесь отсутствует.

Таким образом, все три метода постановки проблемы обеспечивают ту самую учебную мотивацию, о которой нам без устали твердят любые курсы повышения квалификации, но которую, увы, не вызывает у класса традиционное сообщение темы урока. Порождение бескорыстной, внутренней мотивации к усвоению нового знания глубинный смысл звена постановки учебной проблемы.

4. Важно, чтобы школьники смело высказывали свою точку зрения, не боясь ошибиться. Чтобы добиться этого, можно при изучении нового материала использовать несколько полезных правил:
Презумпция правильного ответа. Всякий ответ ученика, в котором можно найти хоть какой-нибудь смысл должен считаться правильным. В процессе обсуждения учитель должен показать, к какому результату приведет данное суждение, найти полезную мораль из ответа и постараться подвести ребенка и класс к правильному ответу.
Пусть ученик говорит, как может, а учитель говорит, правильно. Объясняя свою мысль новой темы, ученик не может знать заранее многих новых слов. Если мы будем требовать сразу грамотного ответа, он просто замолчит. Поэтому учитель разрешает ученикам использовать любые слова, даже не совсем правильные. В ответ учитель похвалит ученика за ответ и поправит его.
На любой интересный творческий вопрос может быть больше одного правильного ответа. Не следует бояться разных ответов учеников, многие из них могут оказаться правильными. Учитель всегда сможет поправить и подкорректировать высказывание школьника
5.Преимущества технологии проблемного диалога.
Проблемный диалог является мощным источником мотивации познавательной деятельности учащихся.
Проблемный диалог реализуется на любой ступени обучения.
Проблемный диалог дает учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения.
В работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников.
Обеспечивает  более качественное усвоение знаний, приучает учащихся мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность.
Какие образовательные результаты обеспечивает проблемно-диалогическая технология?
Регулятивные: умение решать проблемы. Целеполагание, составление плана действий, контроль, коррекция, оценка и самооценка и т.п
Коммуникативные: умение вести диалог.
Умение слушать и вступать в диалог, сотрудничество со сверстниками и взрослыми, разрешение конфликтов, принятие решений и его реализация и т.д.
Познавательные: извлекать информацию, делать выводы и т.п.
Исследование, поиск, отбор необходимой информации, смысловое чтение и т.д.
Личностные: в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора.
Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение, оценивание ситуации, моральный выбор и т.д.
Получается, что технология проблемного диалога действительно обеспечивает творческое усвоение знаний: «Спросил, открыл, создал»
6. Переходим к практической части.
Участникам мастер-класса предлагается практическое задание на конкретном учебно-историческом материале (5 класс, тема: «Ассирийская держава»), демонстрирующее работу учителя над выбором приемов побуждающего от проблемной ситуации диалога, над построением серии вопросов, стимулирующих учащихся к самостоятельному формулированию проблемного вопроса.

План действий.
1.Отберите минимум содержания урока (новое знание, которое должны открыть дети): Х в. до н.э.. Ассирия. Ассирийская мировая держава – от Египта до Южного Междуречья – просуществовала лишь полтора столетия.
2. Сформулируйте цели урока (подвести учащихся к осознанию связи между началом обработки железа и возникновением военной державы – Ассирии; научить работать с информацией по теме «Ассирийская держава», в ходе продуктивных действий уметь пользоваться знаниями и расшифровывать понятия; научить в ходе использования технологии проблемного диалога и продуктивных заданий продумывать проблемную ситуацию, предлагать пути решения проблемы: почему Ассирийская держава, охватив большую часть цивилизационного мира Западной Азии, была разрушена в 612году до н.э.; высказывать свое отношение к правителям Ассирии; добиться понимания учащимися того, что проявление жестокости неприемлемо в отношениях между людьми; научить создать условия для нравственного творчества, формировать отрицательное отношение к любому проявлению грубости, жестокости, насилию;
оценивание личностных успехов в овладении знаниями по данной теме).
3.Продумайте структуру вашего урока:
ПРОБЛЕМА (основной вопрос урока)
Почему, охватив большую часть Западной Азии, Ассирийское царство было разрушено?
РЕШЕНИЕ (тезисный ответ, ожидаемый от учеников)
-за восстание ассирийцы могли перебить всех жителей от стариков до младенцев
-целый народ переселить с его родины на пустующие земли Ассирии
- могли вывезти из города статую бога-покровителя
-в самой Ассирии земледельцы и ремесленники бросали свои занятия и шли служить в царскую армию
-переселенцы-полурабы трудились плохо
- в соседних странах научились использовать железное оружие и конницу
-жестокость порождает жестокость
-восстания покоренных народов
-изгнание ассирийцев
4.Продумайте примерный ход урока:
1) Создание проблемной ситуации.
Начало создания проблемной ситуации - введение первого факта (мнения).
Создание ситуации « с удивлением». Приводим пример диалога: Сегодня мы бы сказали большое спасибо той стране, где научились делать железо.
А вот другое мнение археолога: широко распространило по цивилизованному миру железные изделия Ассирийское царство, погибло.
Работа в парах: Что вас удивляет? (подводящий диалог к осознанию несовпадения). Обсудите в парах, какой у вас возникает вопрос? Сформулируйте его.
-Как страна, которая широко распространила по цивилизованному миру железные изделия, погибла? Где находится эта страна? К какому времени относятся данные события.
В ходе какой деятельности ученики с ним познакомятся? ( В ходе продуктивного чтения и продуктивного задания). Докажите, что к началу ХХ века до н.э. племена ассирийцев-земледельцев, скотоводов и торговцев создали города –государства? Найдите признаки государства в тексте. Мощному государству нужна сильная армия. Как освоение железа повлияло на развитие военного дела? Кто, что знает по данной проблеме? Что помогло их армию сделать более боеспособной? Сформулируйте свое решение проблемы (ответы уч-ся: использование железа)
Какие секреты обработки железа в XI-X вв до н.э. узнали ассирийцы? Предположите, как ассирийцы могли использовать железо? (ответы уч-ся: они стали крепить на стрелы железные наконечники, пробивавшие любые доспехи, ковать железные мечи, которыми можно перерубать бронзовые). Сравните ваши предположения с авторскими (чтение текста учебника). Ошиблись вы или нет?
Завершение создания проблемной ситуации - введение второго (противоречащего первому) факта (мнения).
Опишите сам факт (мнение) В 612 году до н.э. было взято «логовище львов» - Ниневия.
Осознание противоречия и установка на формулирование проблемы.
Сравните два факта (мнения): с одной стороны: Ассирия-мировая держава, захватившая большую часть цивилизованного мира Западной Азии
а с другой стороны: Ассирия погибла в 612 году до н.э.
Какой у вас возникает вопрос? (вариант вопроса, который могут задать дети)
Что могло привести Ассирию к гибели? Как это произошло? Почему?

Таким образом организованная деятельность позволит сформулировать интересную для учащихся учебную проблему. Ребята захотят искать ответ на вопрос, который поставили сами. Ученики будут стремиться изучать тему, которую они лично сформулировали или которой их умело заинтриговал учитель. Любым из путей педагог, как Алладин джина, вызывает у школьников интерес к тому новому материалу, который предстоит изучить сегодня. А хороший почин половина успеха!

А закончить свой мастер-класс я хочу следующими словами: «И один человек может привести табун лошадей к водопою, но и сто не заставят их напиться». Когда у детей есть мотивация к учению, тогда они с удовольствием получают знания, которые мы им даем!

ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРОБЛЕМНЫЙ ДИАЛОГ

Урок проводится с учетом четырёх педагогических действий:
создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы (темы) учениками;
актуализация имеющихся знаний, необходимых для решения проблемы (диалог учителя и учеников), планирование деятельности;
поиск решения проблемы (диалог учителя и учеников, продуктивные задания к тексту, иллюстрациям, в ходе которых происходит открытие учениками нового знания);
выражение решения проблемы учениками, применение нового знания (продуктивные задания).


Типы проблемных ситуаций
«с удивлением» и «с затруднением».
Приёмы создания ситуации « с удивлением»:
1)одновременное предъявление классу противоречивых фактов, взаимоисключающих теорий, мнений.
2)прием противоречия между житейским, то есть ограниченным и даже ошибочным представлением учеников и научным фактом.
В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Методы постановки проблемы

Побуждающий диалог
Вопросы (реплики) учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы
Подводящий диалог
Система посильных для учеников вопросов и заданий, которые пошагово на этапе постановки проблемы приводят класс к формулированию темы урока.
Сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Тему урока сообщает учитель, применяя приёмы: «яркое пятно» (сообщение интригующего материала) и «актуальность» (тема с личностным смыслом).
Побуждающий диалог

Приемы создания проблемной ситуации
Побуждение к осознанию противоречия
Побуждение к формулированию проблемы

1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения
о фактах;
- Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?
о теориях:
- Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?


2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием
- Сколько в классе мнений? Почему так получилось?


3.Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью
- Вы сначала как думали? А как на самом деле?
Выбрать подходящее:

-Какой возникает вопрос?

- Какова будет тема урока?


4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще
- Вы смогли выполнить задание? Почему? В чем затруднение?


5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущими
- Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?


6. Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущими.
Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено
- Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?














Исторический материал

10 веке до н.э – широкое использование железа.(Преимущества: руда встречается чаще, твёрже и дешевле меди и бронзы, высокая производительность при использовании орудий труд).
На северо-востоке Междуречья, в верхнем течении Тигра была расположена Ассирия. Ассирийцы узнали секреты обработки железа. Началось его широкое распространение в Азии. Сами ассирийцы стали заниматься земледелием. Создали государство. Цари этой страны создали большое и могучее войско. Собственная территория ассирийцев была небольшой, поэтому они стали захватывать земли других народов. Их армия стала самой сильной в мире: использование железа, конница, таран, высокая мобильность, жестокость и свирепость воинов. В 8-7 вв до н.э. Ассирия , захватив государства Западной Азии, превратилась в мощную державу. Ниневия – столица, «логовище львов», «город крови». Ассирийцы жестоко обращались с покорёнными народами. 612 г –Ассирийская держава погибла.
Цели:
Осознание связи между началом обработки железа и возникновением военной державы.
Причины гибели
Нравственное самоопределение



15