Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс Как мы общаемся. Проблемный диалог Гармония


Технологическая карта урока
Предмет, класс Окружающий мир, 2 класс
УМК, автор программы «Гармония» Поглазова О.Т.
Учитель Воронкова Оксана Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 35
Тема урока,
№ урока в рабочей программе №14. Как мы общаемся.
Цель урока Формировать представление о культурном, общительном человеке, о формах общения и этикете.
Задачи урока обучающие развивающие воспитательные
Научатся различать формы поведения, которые допустимы и недопустимы в школе и других общественных местах.
Получат возможность научиться моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах Воспитывать желание быть культурным общительным человеком, знать правила культурного общения со сверстниками, взрослыми людьми, правила поведения и этикета в общественных местах
Планируемые результаты урока Предметные знания и умения Личностные качества, метапредметные УУД
Познавательные: моделируют ситуации общения; составляют правила общения; анализируют и сравнивают
Регулятивные: соотносят правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи.
Личностные
Стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии друг с другом для решения коммуникативных и познавательных задач.Методическое обоснование урока Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога (по Е.Л.Мельниковой), которая представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС. Создавать условия для возникновения у школьников внутренней потребности включения в учебно-познавательную деятельность и быть активными на уроке позволяет оптимальное сочетание приёмов создания проблемной ситуации и выбор парных, индивидуальных заданий, ориентированных на формируемые умения: предметные, метапредметные и личностные.
На этапе рефлексии используется приём технологии развития критического мышления «Синквейн» - как эффективный способ синтеза и обобщения полученных знаний, отражения личностного отношения обучающихся к изучаемой теме.
ИОС урока Учебно-методическое обеспечение Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)
Учебник – с. 52-56;
Рабочая тетрадь – с.20 задание 5
Презентация. Организационная структура урока
Название этапа Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Создание проблемной ситуации Создание для учеников проблемной ситуации – противоречия, порождающей удивление и интерес к новой теме.
В процессе диалога учащихся с учителем происходит открытие темы урока. (Учитель задает детям вопросы)
К какой части природы относится человек? Это живая природа или не живая?
О чем мы говорили на прошлом уроке? Является ли человек членом общества?
Что такое общество?
Что нужно человеку, чтобы жить в обществе? Без чего человек не может жить в обществе?
Как вы думаете, о чем мы будем разговаривать на уроке? Отвечают на вопросы учителя. Определяют тему урока.
2. Формулирование проблемы Постановка учебной задачи
Постановка учебной цели урока Для чего люди общаются?
Почему важно уметь правильно общаться?
Какого человека можно назвать общительным? С помощью чего могут общаться люди?
Как вы думаете, почему с одними людьми приятно общаться, а с другими нет? Отчего это зависит?
Каким нужно быть человеку, чтобы с ним хотелось вести диалог?
Давайте попробуем научиться быть такими людьми, с которыми приятно общаться!Отвечают на вопросы учителя, ставят цель урока.
3.  Выдвижение версии решения проблемы Учащиеся предлагают версии решения проблемы, принимаются и абсурдные варианты Как вы думаете, что нам поможет быть общительными людьми?Давайте обратимся к учебнику и прочитаем текст на 52 странице.

(Учитель задает детям вопросы после текста со стр. 52)
А теперь прочитаем стихотворение на стр 53.

Какой рисунок подходит Бяке и Буке?
Умение общаться – это прежде всего умение вести беседу. Отвечают на вопросы учителя, читают текст.
Читают стихотворение, работают с картинкой.
4. Актуализация имеющихся знаний. Планирование деятельности.
Используются либо побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества), либо подводящий диалог – цепочка вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики) Знаете ли вы, как нужно правильно здороваться, прощаться?
Сейчас мы поработаем в паре. Давайте из представленных изображений, которые лежат у вас на парте выберем нужные подписи и картинки.

Когда идем мимо взрослых, можно махнуть рукой и крикнуть привет!

Когда учитель вызывает к доске, нужно молча поднять руку!

Когда учитель объясняет тему, нужно кричать и разговаривать.

Перед тем, как отправиться домой, мы говорим «До свидания»!

Если мы видим пожилую бабушку, которая несет сумки, нужно предложить ей помощь!
Ребята, посмотрите, у нас с вами получилась целая памятка правильного общения. Позже мы обратимся к памятке в учебнике и сравним их.
Как вы думаете, мы можем общаться только с помощью слов? Или как то еще?
Посмотрите на слайд:

Что делают эти ребята? Они общаются с помощью жестов!
ЖЕСТЫ-ЭТО ТЕЛОДВИЖЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ЛЮДЬМИ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ И ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ!
Какие жесты на этих картинках вы узнали?
Давайте кто – то из класса выйдет к доске и тоже покажет жестами что – то , а мы попробуем угадать!
Жесты подсказывают нам, что хочет сказать человек, но так же мы можем определить общение по эмоциям.
ЭМОЦИЯ – ЭТО ЧУВСТВО, КОТОРОЕ МЫ ВЫРАЖАЕМ ОКРУЖАЮЩИМ!
Посмотрите на слайд, на нем представлены эмоции человека, какие эмоции вы узнали?

Радость, злоба, грусть, страх.
Скажите, с каким человеком на этой картинке, вам было бы приятно общаться? Конечно, с улыбчивым человеком всегда приятно общаться! Поэтому нам следует улыбаться, когда мы приветствуем человека или прощаемся с ним! Отвечают на вопросы учителя, Составляют памятку из карттинок.
Учатся определять жесты.
Знакомятся с понятием жест и эмоция.
Определяют эмоции, делают выводы.
ФизминуткаОбучающиеся играют в игру. Игра «Карлики – великаны» .Игра покажи эмоцию «Страх, грусть, злобу, радость»
Выполняют задания учителя.
5. Поиск решения (открытие нового знания)
Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь. Ребята, давайте посмотрим на нашу памятку и памятку, которая представлена в учебнике.

У вас на столе, есть эта памятка, наклейте ее на тот листок, куда вы уже наклеивали картинки с хорошим поведением. Молодцы, посмотрите, какая у нас получилась памятка, она есть у каждого, если мы будем следовать ее советам, то мы станем теми людьми, с которыми приятно общаться!
Работают с памяткой, дополняют ее.
6. Выражение решения. Обобщают, делают вывод по проблеме. Ребята, давайте вспомним, какими людьми мы с вами хотели стать в начале урока?
Получилось ли у нас изучить правила, которые помогут нам стать такими людьми?
Какие правила нам нужно соблюдать, чтобы быть человеком, с которым приятно общаться? Отвечают на вопросы учителя, делают выводы.
7. Применение нового знания
Создание условий для применения полученных знаний А сейчас, мы с вами проверим, получилось ли у нас стать вежливыми и общительными людьми? Давайте разыграем сценку! Откройте рабочие тетради на странице 20 и обратитесь к номеру 5.
Посмотрите, у нас представлена сценка с бабушкой и учительницей!
Кто хочет выйти к доске и продемонстрировать своё общение со взрослыми?
(Если остается достаточно времени, можно разыграть сценки из учебника на стр. 54)

Молодцы. Работают в тетради. Разыгрывают сценку.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
А сейчас мы с вами проверим, помогло ли вам наше занятие стать приятными для общения детьми. Перед вами 2 лесенки, нарисуйте человечка на 1 лесенке- это вы до урока, 2 лесенка, это вы в конце урока, чем выше ступенька, тем общительнее и вежливее вы стали.

Поднимите руку те, кто поднялся по лесенке вверх! (Учитель считает учеников)
Молодцы!
А теперь давайте посмотрим, какое настроение у вас после урока?
Поднимите смайлики!
Отлично!
Оценивают свою деятельность
9. Информация о домашнем задании Даются разноуровневые задания -Выполните задание на выбор:
Учебник стр. 52-56 прочитать
По желанию (Дополните нашу памятку еще рисунком как вы общаетесь), разыграйте дома сценку с родителями. Записывают информацию о домашнем задании