Разработка урока Закон Архимеда. Технология: проблемный диалог.


Разработка урока по физике для учащихся 7 класса.

Тема : « Сила Архимеда»
Цели и задачи урока:
Создать потребность в познании силы Архимеда. Организовать самостоятельное выяснение учащимися смысла закона Архимеда. Организовать практическую работу, требующую использования всех каналов приема и переработки информации для освоения информации о выталкивающей силе.
Технология: проблемный диалог.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Оборудование: интерактивная доска , мензурки, стаканы с водой и молоком, тела с одинаковыми объемами, разными объемами, из разных веществ, динамометр, стеклянная колба с водой, пробка, тяжелый шар, ключ, монета, жетончики красного, зеленого, желтого цвета.
Примерный план урока:
1. Проблема урока: Что нам необходимо знать о новой силе - силе Архимеда?
2. Поиск решения проблемы: постановка эксперимента, вывод.
3. Продукт урока: выводы и формула силы Архимеда.
Технологическая карта урока.
Этапы урока Действия учителя Действия учеников
Проверка д/з (если оно имеется)
Проверяет выполнение д/з, отвечает на вопросы учащихся. Выясняют вопросы, вызывающие затруднения.
I.
Создание проблемной ситуации. Формулиро-
вание проблемы.
Демонстрация опыта: погружение в воду пробку.
Почему пробка плавает?
Демонстрация опыта: погружение в воду тяжелого шарика, ключа, монеты.
Почему шарик, ключ, монета тонет?
Эта сила впервые была измерена древнегреческим ученым Архимедом из города Сиракузы. Поэтому она получила название Архимедовой. Итак, тема урока «Архимедова сила».
Какие мы уже знаем силы? Что нам необходимо знать о новой силе - силе Архимеда? Ответ ученика: вода выталкивает пробку. Действует сила Архимеда.
Ответ ученика: вода не действует тяжелого шарика, ключа, монеты; вода пытается вытолкнуть их, но у нее не получается нет силы.
II.
Версии.
А что мы не знаем о силе Архимеда? Ваши предложения.
1.Действует ли вода на все тела?
2.А только ли вода действует так или другие жидкости тоже?
3.А от чего зависит это действие?
4. Формула силы Архимеда. Предлагают свои версии.
III. Актуализа-ция знаний.
Для ответа на главный вопрос, мы должны вспомнить, что мы должны знать о силе?
1.На какие тела действует сила.
2.От чего зависит действие силы.
3. Какова формула силы.
Просматривают свои записи по другим силам.
IV. Планирова-ние деятельнос-ти.
Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?
1.Действует ли вода навсе тела?
2.А только ли вода действует так или другие жидкости тоже?
3.А от чего зависит это действие выталкивающей силы?
4. Формула силы Архимеда. Определяют, каких знаний не достает, и как их можно найти.
V.
Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
1.Действует ли вода навсе тела?
Делают по парам опыт с динамометром, разными грузами и водой.
Вывод: вода действует на все тела
2.А только ли вода действует так или другие жидкости тоже?
Делают по парам опыт с динамометром, одинаковыми грузами и разными жидкостями.
Вывод: другие жидкости тоже выталкивают погруженные в них тела.
Архимедова сила зависит от ρ (плотности)
3.А от чего зависит это действие выталкивающей силы?
Делают по парам опыт с динамометром, разными грузами и водой.
Вывод: зависит еще от объема тела V
4.Формула силы Архимеда. Объединяют все выводы в формулу.
VI. Выражение решения проблемы.
Какой ответ на основной вопрос:
Что нам необходимо знать о новой силе - силе Архимеда? Вывод: 1.На тело погруженное в жидкость действует Архимедова сила.
2.Она зависит от плотности жидкости и от объема тела.
3. Формула силы Архимеда: Fa=ρ×g×v
VII. Применение нового знания.
Существует легенда об Архимеде. Наверно все ее знают. Как же Архимед смог определить из чистого золота сделана корона или нет?
А как вы думаете, действует Архимедова сила в невесомости?
Этот вопрос мы разберем на следующем уроке. Решают задание. Отвечают на вопросы
VIII.
Итог урока. Рефлексия. Ребята, у каждого из вас на столе лежат жетончики красного, зеленого, желтого цвета. Кто хорошо понял тему, поднимите жетончики зелёного цвета, кто частично понял – жёлтого цвета, кто плохо понял – красного цвета.
IX. Домашнее задание. §22;, З.№ 23.14, 23.25, 23.34 (УМК Л.Э. Генденштейн)