НОД по развитию речи на тему:Развитие речевых способностей через игровую деятельность. Организация и проведение сюжетно-ролевой игры Почта (старшая группа)


НОД по развитию речи «Обучение детей связной речи на занятиях по развитию речи. Развитие речевых способностей через игровую деятельностью. Организация и проведение сюжетно-ролевой игры «Почта».
Цель: Научить детей пользоваться в игре предметами-заменителями, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие:
Познакомить воспитанников с организацией «Почта», профессией «почтальон» и другими профессиями почтовой службы. Воспитывать уважительное отношение к людям данной профессии, разъяснить важность и пользу деятельности работников почты.
Познавательное развитие:
Формировать представление о том, как происходит работа почтовой службы, как письма и посылки попадают в другие населённые пункты.
Речевое развитие:
Учить строить диалоги в сюжетно-ролевой игре «Почта». Активизировать словарь за счёт существительных (почта России, почтальон, посылка, поздравительная открытка, письмо) и глаголов (послать, получить, передать, отправить, написать, собрать). Закреплять знания детей о слоге и ударении. Познакомить детей с художественными произведениями, прославляющими почтовую службу России.
Оборудование:
Оформление почтового отделения: открытки, конверты с марками, посылки, бандероли, уведомления, детские журналы, газеты, фуражка почтальона, сумка почтальона, кассовый аппарат, весы, оранжевые галстука для операторов почтовой связи.Предметы для наполнения посылки: баночки с вареньем и мёдом, конфеты, книжка-энциклопедия «Цветы».
Роли участников игры: почтальон, оператор-кассир, оператор по приёму посылок, шофёр грузовой машины «почта России», посетители почты. Воспитатель берёт на себя дополнительную роль, и с этой позиции побуждает детей к активности с помощью наводящих вопросов.
Ход игры.
Ритуальная часть.
- Колокольчик поёт, всех ребят играть зовёт. Ребята, давайте поприветствуем наших гостей:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дружок!
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую!
Сюрпризный момент.
В группу входит почтальон и говорит:
- Ребята! Я принёс заказное письмо. (Вручает письмо).
Воспитатель читает надпись на конверте:
От кого от Старичка ЛесовичкаОткуда из Кашарского леса
346200
Кому воспитанникам группы «Пчёлки»
Куда ул. Парковая дом 3а сл. Кашары
Ростовской области
346200
Воспитатель открывает конверт и читает письмо:
Здравствуйте, дорогие ребята! Пишу вам письмо из Кашарского леса. Всю зиму гостила у меня пчёлка Майя. Весело мы проводили время в моей тёплой избушке. Да вот беда, зима была очень длинной. Пчёлка Майя соскучилась по тёплому солнышку. Вот и загрустила она. У пчёлки Майи скоро день рождения. Не забудьте её поздравить, пожалуйста. Надеюсь, что это поднимет ей настроение. С уважением, Старичок Лесовичок. До свидания.
Основная часть.
Воспитатель:
- Ребята, как же нам отправить поздравления и подарки, если пчёлка Майя так далеко от нас? (Нужно послать ей поздравительную открытку с днём рождения и посылку с подарками).
- А где это можно сделать? (На почте).
- А кто из вас был на почте? Что вы там видели? (Почтовый ящик, витрины с журналами , открытками, конвертами, посылки).
- Ребята, а для чего нужна людям почта? (Ответы детей.)
Показ презентации «Почта России».
Почта нужна человеку для того, чтобы можно было связаться с другими людьми, поздравить открыткой или телеграммой родных и знакомых с праздником или днём рождения. Рассказать в письме о своей семье, отправить деловое письмо на предприятие (на фабрику, завод, в офис). Существуют разные виды связи: телефон, телеграф, почта, Интернет. Все виды этой связи могут быть на почте: телеграфисты отправляют телеграммы, почтальоны отбирают посылки, бандероли, письма, операторы связываются через Интернет с базами почтовых данных. На почте посетителям предоставляются и другие услуги: можно заплатить за квартиру по квитанциям коммунальных служб, купить или выписать газету или журнал. Часто на почте продают различные сопутствующие товары: открытки, конверты, книги, делают ксерокопии документов. Почтовые работники стараются обслужить всех клиентов, проверяют оформление писем, телеграмм, документов, бланков. На почте работники сортируют принятую корреспонденцию, потом поезда и самолёты доставляют почту в разные уголки нашей страны. Затем почтальоны разносят её по домам, в соответствии с указанным адресом. Вот и нам сегодня почтальон доставил письмо точно по адресу, потому что наш детский сад находится на улице Парковой дом №3а.
Физминутка «Как живешь?»
Воспитатель: - Внимание! На месте шагом марш!
Раз, два! Раз, два! (Дети шагают на месте)
Воспитатель: - Как живёшь?
Дети: - Вот так! (Показывают большой палец правой руки)
Воспитатель: - Как плывёшь?
Дети: - Вот так! (Имитируют плавание)
Воспитатель: - Как бежишь?
Дети: - Вот так! (Бег на месте)
Воспитатель: В даль глядишь?
Дети: - Вот так! (Встают на носочки и делают ладошкой «козырёк» над бровями)
Воспитатель: - Машешь вслед?
Дети: - Вот так! (Прощальные махи рукой)
Воспитатель: - Ждёшь обед?
Дети: - Вот так! (Один кулачок под подбородок)
Воспитатель: - Утром спишь?
Дети: - Вот так! (Склоняют щёчку к двум сложенным ладошкам)
Воспитатель: - А шалишь?
Дети: - Вот так! (Дети прыгают и громко кричат).
Словарная работа. (нарисовать схему слова)
- Ребята, сколько слогов в слове письмо? Какой первый слог? Второй? Какой слог в слове письмо звучит сильнее, заметнее? В каком слоге слышится ударение – в начале или в конце слова? (Дети отвечают) Правильно, ударение слышится в конце слова. Сколько слогов в слове открытка? Какой первый? Какой второй? Третий? Произнесите слово шепотом. Вслушайтесь, где звучит ударение – в начале, в середине или в конце слова?
Организация сюжетно-ролевой игры «Почта».
- Ребята, а сейчас чтобы выполнить просьбу Старичка Лесовичка, мы с вами поиграем в игру «Почта». Давайте сначала распределим роли. Кто работает на почте? (Почтальон, оператор-кассир, оператор по приёму посылок, водитель грузовика «почта России»).
- Что делает почтальон? (Почтальон приносит письма, уведомления, газеты и журналы)
- Что делает оператор-кассир? (Продаёт конверты, открытки, газеты, журналы, принимает оплату за коммунальные услуги, родительскую оплату за детский сад).
- Что делает оператор по приёму посылок? (Принимает посылку, взвешивает её, выписывает уведомление о приёме посылки и о доставке, получает оплату за отправление посылки).
- Что делает шофёр? (Перевозит почту в другие города и сёла, или везёт почту на железную дорогу или аэропорт).
- Самый главный человек на почте – это начальник почтового отделения. Он следит за работой всех сотрудников.
- Кто кем хочет быть? (Распределить роли среди детей. Если желающих много, то использовать считалку:
Раз, два, три, четыре, пять
Нам друзей не сосчитать.
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.
- Остальные ребята будут посетителями почты, и вы будете отправлять поздравления и посылку пчёлке Майе. (Дети-работники почты занимают свои места и надевают атрибуты игры.)
- И так, что же нам нужно, чтобы отправить поздравления и подарки? (Купить конверты, открытки с днём рождения, коробку для посылки). Где можно купить эти товары? (На почте).
- Кто будет отправлять поздравления? Кто будет собирать посылку? Пойдите на почту и купите всё необходимое.
(Дети с кошелёчками выстраиваются в очередь).
Примерные диалоги:
- Здравствуйте! У вас есть поздравительные открытки с днём рождения? (Да).
- У вас есть конверты для поздравительных открыток? (Да. Они продаются вместе с открытками). - Сколько стоит открытка с конвертом? (Два рубля. Выбирайте).- Мне нравится вот эта. Спасибо.
- Здравствуйте! А мне нужно купить коробку для посылки. Сколько стоит эта коробка? (Три рубля)
Дайте, пожалуйста, вот эту коробку. Спасибо!
Дети приносят покупки. А теперь давайте подпишем открытки и конверты. В каждой открытке уже есть поздравление. Вам нужно выбрать того, кого вы будете поздравлять. ( Из нескольких картинок выбрать картинку пчелки и приклеить на открытку. Открытку вложить в конверт, заклеить и бросить в почтовый ящик). Собираем посылку для пчёлки Майи.
- Что любит пчёлка? (Мёд, варенье, конфеты и цветы). Укладывают в коробку названные предметы, запечатывают коробку скотчем и несут на почту)Примерный диалог:
- Здравствуйте, мне нужно послать посылку.
- Пожалуйста, поставьте посылку на весы. Её нужно взвесить. Ваша посылка весит 5кг. Приёмщик посылки ставит печать и принимает посылку.
- Сколько я должен заплатить? (5 рублей)
- Когда пчёлка Майя получит посылку? (Через 3 дня)
Приёмщик посылок и почтальон грузят письма и посылки на грузовик, шофёр увозит почту.
Итог.
Ребята, мы выполнили просьбу Старичка Лесовичка? (Да).
Как вы думаете, понравится наш сюрприз пчёлке Майе? (Да)
Мне кажется, что она обязательно напишет нам письмо.
Ребята, ну а теперь скажите, нужна почта людям или они могут обойтись без неё? (Нужна).
О важности почтовых услуг нам Лера Кутовая расскажет стихотворение:
Чтоб родных, друзей не забывали,
Чтоб письма, телеграммы посылали,
Служба почты для этого есть.
Всем работникам большая честь.
Почтальону, телеграфисту,
Сортировщику и связисту,
Нам без почты, как ты не крутись,
Совсем, совсем не обойтись.
По всей земле, по всей стране
Спасибо, почта и слава тебе!
- Ребята, вам понравилась игра? Чья профессия вам понравилась больше всего? Хотели бы вы работать на почте?
На этом наша игра окончена. А сейчас можно посмотреть, какие детские журналы продают в нашем почтовом отделении.