Мастер-класс Проблемный диалог как средство реализации СДП


Мастер-класс
«Проблемный диалог на основе продуктивного общения как средство реализации системно-деятельностного подхода»
Цель:
Раскрыть аспекты технологии интерактивного обучения, познакомить с основными способами организации проблемного диалога, показать возможности применения проблемного диалога при работе с любым содержанием разнообразных школьных предметов.
Ход мастер- класса
Работа с эпиграфом
«Не мыслям, а мыслить учить надо». Э.Кант.
«Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете». И. Гёте.
«Скажи мне, я забываю,
Покажи мне, я могу запомнить,
Позволь мне сделать это,
И это станет моим навсегда».
Китайская мудрость
- Прокомментируйте данные высказывания. Что их объединяет?
Нужно давать не готовые знания и мысли, а учить способам действия, процессу мышления и деятельности.
- Подберите аргументы в защиту или против данной позиции.
Итак, действительно, сегодня стало очевидным, что даже самого глубокого знания самого по себе для жизни в постоянно меняющемся в мире явно недостаточно. Для успешной самореализации нужно нечто большее.
- О чем же мы сегодня будем говорить? Как бы вы определили тему нашего разговора и моего мастер-класса?
Тема - «Проблемный диалог на основе продуктивного общения как средство реализации системно-деятельностного подхода».
«Как сказал исследователь Бахтин М. М., « …истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно открывающими истину, в процессе их диалогического общения». В этих условиях и урок из объяснения нового превращается в урок открытия нового знания.
В начале нашей работы сегодня мы тоже стали участниками одного из видов проблемного диалога.
Проанализируйте особенности двух видов диалога и попробуйте определить, какой из них я использовала и почему.
Подводящий диалог – это система вопросов и заданий, которая развивает логическое мышление учеников и подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения учитель выстраивает цепочку вопросов, которая ведет к «открытию» знаний простым и коротким путем. Он позволяет рассчитать время!
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, помогающих ученику работать творчески. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников высказать и проверить гипотезы, то есть обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. Более свободен – трудно рассчитать время.
Существуют различные методические приемы ведения учебного диалога. У каждого учителя – своя методическая копилка таких находок, которые делают общение продуктивным. У меня, например, это постоянная работа с эпиграфом урока, предъявление учащимся различных мнений ученых - лингвистов и литературоведов с целью столкновения противоположных точек зрения или же поиска каких-то общих точек.
Стимулирует учащихся к диалогу и такой вид заданий, как ситуативные задачи, в которых учащимся предлагается осмыслить реальную ситуацию, отражающую практическую проблему и актуализирующую накопленный багаж знаний и умений, компетенций. Текстом для задания может служить пример из практики, искусственно смоделированная учителем ситуация. Материал для ситуативных задач можно взять и из хорошо известной и интересной детям среды Интернета – это проблемы, обсуждаемые на форумах, в коллективных блогах, созвучные проблемам, поставленным в литературе.

Предлагаю вам поработать над такой ситуативной задачей.
В группах
Вычленить положительные отзывы, прокомментировать их и сформулировать свою позицию.
Вычленить отрицательные отзывы, прокомментировать их и сформулировать свою позицию.
Как мы уже видим, проблемно-диалоговое обучение неплохо сочетается современными техническими средствами обучения, в том числе с ЭОР, дистанционными технологиями, позволяющими расширить информационную образовательную среду для каждого учащегося: используются ресурсы разных учебных сайтов, сетевого образования. Изменяются и сами функции ЭОР:
способствуют привлечению внимания учащихся к ключевым проблемам урока,
служат для предъявления интересного, нестандартного материала,
помогают в организации проблемного диалога;
позволяют учителю конструировать учебный процесс, основываясь на принципах системно-деятельностного подхода.
Я стараюсь использовать интерактивные таблицы, анимационные картинки, ресурсы разных учебных сайтов не как наглядное средство, а именно как средство организации проблемного диалога.
Задание
Пройти по ссылкам и проанализировать предлагаемые ресурсы: интерактивные таблицы, анимацинные картинки, ресурсы учебных сайтов) как средство организации проблемного диалога.
Какие, на ваш взгляд, более продуктивны и почему?
Рефлексия
Синквейн «Проблемный диалог»