урок русского языка на тему Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях.


Урок русского языка в 4 классе.
Тема: Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях.
Цель урока:
Формировать умение писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях.
Развивать умения обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глагола.
Закреплять знания о способах определения спряжения глаголов.
Развивать орфографическую зоркость, речь и мышление.
Воспитывать любовь к родному языку.
Тип урока: Урок закрепления знаний
Используемые учебники и учебные пособия: Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеева,О.В. Пронина "Русский язык" 4 класс, часть 2
Используемое оборудование:
карточки с цифрами 2,3,4,5,6;
сигнальные карточки е – и;
карточки со стихами о весне; с вопросами;
рисунок девушки – Весны; цветы
рисунки, изображающие картины весны;
музыка Вивальди «Времена года. Весна».
Ход урока:
I.Организация класса. Сообщение темы и цели урока.
(На доске рисунок девушки- Весны)
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
- На улице весна. У всех весеннее настроение, природа просыпается. Ярко светит солнце.
- Назовите цвета весны. Какими красками вы нарисовали бы это время года? (прикрепляю цветы)
- Какой частью речи являются эти слова?
- Какие имена существительные ассоциируются у вас с весной?
- А теперь послушайте стихотворение и подумайте, о какой части речи говорится в этом отрывке.
Читаю отрывок из стихотворения Кондрашова:

Что без меня предметы?
Лишь названия.
Но я приду – всё в действие придёт
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растёт
- О какой части речи говорится в этом отрывке? (о глаголе)
- Что такое глагол? (говорят правило)
- Мы будем говорить не просто о глаголе, а о том, как пишутся безударные личные окончания глагола. Посмотрим, как вы подружились с этой ошибкоопасной частью речи. И на протяжении всего урока будут звучать строки посвящённые весне.
II. Минутка чистописания
На доске: ешь ет ем - Что написано?
- Продолжите ряд (ете, ут, ют)
- На что указывают окончания? А – ешь?
- Какая орфограмма есть в этом окончании?
- В каком ещё окончании надо запомнить орфограмму? (ете)
- Какие окончания имеют глаголы IIспряжения в настоящем и будущем времени? (открываю жёлтыйлисток)
- Посмотрите на соединение букв в окончаниях, найдите лишнее в каждой строке. Почему?
- Запишите их.
III. Языковая разминка.
- На улице весна, все мысли о ней. И ученик 4 класса, глядя за окно на тёплый весенний день, отвлекаясь, написал предложение. ( На доске предложение:Кнам весна шагаит быстрами шагами и сугробы таят под её ногами.) (у каждой группы листочек с предложением)
- Его друзья нашли четыре ошибки, сколько найдёте вы?
1 Работа в группах( обсуждают и поднимают карточку с цифрой, обозначающей количество ошибок) Цифры «1» «2» «3» «4» «5» «6»
- Докажите, где и почему были допущены ошибки.
- Запишите предложение без ошибок. Отметьте орфограммы, в которых ошибся ученик.
2.Работа на доске:
- 1 уч-к – синтаксический разбор предложения
- 2 уч-к – морфологический разбор слова «тают».
- остальные:
а) – Выписать из предложения в два столбика слова в Iстолбик с орфограммой – гласной в корне, во II– в окончании.

весна
шагами
ногами
шагает
тают
быстрыми
б) – Подчеркните слова, в которых звуков больше, чем букв. (шагает, тают, её).
в) – Назовите однокоренные слова. Какие другие слова могли бы продолжить этот ряд? (шагает, шагами …)
(Проверка разборов).
IV. Актуализация опорных знаний.
- Весна приготовила вопросы (розовая карточка)
Закончите предложения:
- Изменение глаголов по лицам и числам называется … (спряжением)
- Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется по … (неопределённой форме)
- К Iспряжению относятся глаголы – исключения …
- Ко IIспряжению относятся глаголы исключения …
- Суффикс - ся образует … форму глагола.
- Поставьте глагол «дышать» в форму 3 лица ед.ч. …
- Поставьте глагол «брить» в форму 3 лица мн.ч. …
V. Упражнения в правописании безударных гласных в личных окончаниях.
1 Работа с учебником. (с.92 – 93 упр.290)
- Прочитаем задание.
- Прочитайте стихотворение, ставя глаголы в форму настоящего времени 3 лица ед.ч.
- Объясните орфограмму – гласную в окончании глаголов.
- Запишем сначала грамматические основы с глаголами, которые мы проверяли.
Апрель теплеет, воздух млеет, бор дремлет,воздух синеет .
- Выделите орфограммы.

Физминутка.
2 Работа по карточкам
- На голубых карточках отрывки из стихотворений русских поэтов о весне. Прочитаем их.
- Выписать только глаголы с безударными окончаниями, проверить их и обозначить.
Вот уж снег последний в поле та_т,
Тёплый пар восход_т от земли,
И кувшинчик синий расцвета_тИ зовут друг друга журавли.
А.К.Толстой

Неохотно и несмело
Солнце смотр_т на поля.
Ф.И.Тютчев
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встреча_т утро года.
А.С.Пушкин
Тёплый ветер ду_т с юга,

Солнце, землю нагрева_т,
Гон_т с нашей горки лёд.
Берестов
- Для проверки возьмём сигнальные карточки с гласными е – и (у каждого сигнальные карточки)
- Молодцы, ребята, не допустившие ошибок (называю их).
- Почему вы не ошиблись?
VI. Творческая работа
- Многие русские поэты и композиторы писали о временах года стихи и музыку, а художники изображали их на полотнах. (На доске иллюстрации, на которых изображена весна). Не обошли они в своих произведениях и весну.
- Попробуйте написать сочинение – миниатюру о весне, используя опорные слова – глаголы в форме настоящего времени.
Весна.
Светить, таять, бежать, зеленеть, петь, чувствовать.
(Пишут под музыку Чайковского «Времена года. Весна.») (Проверка проходит выборочно)
VII. Подведение итога урока
VIII. Домашнее задание