Тема урока: «Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму


Тема урока: «Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму
Цели урока:
1. Учить детей различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения, научить учащихся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных.
2. Отрабатывать умение распознавать тип склонения, падеж существительных. Систематизировать существенные признаки имени существительного как части речи
3.Развивать умение применять полученные теоретические знания в стандартных и нестандартных ситуациях.
4.Создавать условия для развития творческого потенциала учащихся, их логического мышления, памяти, внимания через организацию дифференцированной и групповой работы на уроке, использование средств обратной связи, обучение выбору рационального способа для решения учебных задач, через смену видов деятельности.
5.Развивать речь детей через работу с пословицами , при объяснении выбора буквы в орфограмме.
6.Формировать эмоциональное отношение к изучению родного языка через игровой сюжет.
7.Совершенствовать каллиграфические умения.
8.Развивать прогностическую самооценку детей, итоговый взаимо- и самоконтроль.
9.Провести пропедевтическую работу по профориентации через знакомство с профессией учитель.
10.Воспитывать чувство взаимопомощи, сочувствия к чужим ошибкам, ответственности за порученное дело.
Задачи:
Обучающие:
-совершенствовать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных;
- усвоить особенности родительного, дательного и предложного падежей;
- закрепить знания об именах существительных.
Развивающие:
-развивать орфографическую зоркость;
- развивать устную и письменную речь;
- развивать внимание, словесно-логическую память.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету;
-воспитывать здоровый образ жизни;
- воспитывать умение слушать и слышать одноклассников.
- воспитывать навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе.
Коррекционные:
- откорректировать пробелы в знаниях по теме: «Безударные окончания имён существительных».
Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, задания на доске, карточки
Ход урока:
1. Организационный момент. Пальчиковая гимнастика.
Послушайте какая тишина!
Это в школе начались уроки
Мы не будем тратить время зря
И приступим все к работе
- А начать наш урок, ребята, я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости»
_ Как вы её понимаете? (Каждый день мы узнаём что-то новое)
- Наши знания- это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно мы достаём их и пользуемся. Сегодня нам понадобится этот сундучок, чтобы пользоваться нашими знаниями.
Упражнения пальчиковой гимнастики: «Грибы», «Прятки», «Волк и лиса», «Собачка», «С добрым утром»
Наши пальчики проснулись.
С добрым утром!
Потянулись, потянулись, потянулись.
Стали дружно умываться.
Полотенцем вытираться.
Каждый пальчик вытираем,
Ни один не забываем.
Дружно делаем зарядку!
И уселись за тетрадку.
2. Чистописание.
а) Работа в «Тетради по чистописанию» на стр.26 . Конкурс подчерков.
-Письмо заглавной буквы Н, слов и предложений с заглавной буквой Н.
(Связь предметом «Литературное чтение»)
-Знакомы ли вам эти фамилии?
-Какие произведения этих авторов вы читали?
- Прочитайте предложение из рассказа Н.Носова.
-Кто догадался из какого произведения этот фрагмент?
б) Показ лучших тетрадей.
3. Словарная работа.
а) Письмо словарных слов под диктовку.
-Я, ребята, знаю все словарные слова, а вы их знаете?»Картинный диктант»
(Диктуют словарные слова под диктовку: картина,солдат, месяц, комбайн, пейзаж, трамвай )
- Что общего между этими словами?
б) Знакомство с новым словом.
Загадка
Когда за грибами
Ты в рощу идешь,
Ее непременно
С собою берешь. (корзина)
Лексическое значение.
- Это однозначное или многозначное слово? Что оно обозначает?
- плетёное изделие для хранения , переноса, упаковки.
- в баскетболе: обруч с сеткой. (Работа с толковым словарём)
Состав слова
- Запишите три однокоренных слова, выделите корень, обозначьте безударную гласную
Работа в группах.Игра «Наполните корзинку»
-Наполните корзинку предметами, названия, которых это существительные с непроверяемой гласной в корне, начинающиеся на буквы слова корзина
к-картофель
о-орех
р-ребята
з-забота
и-истина
н-народ
а- алмаз
4.Актуализация опорных знаний.
а) Работа со схемой
- На доске дана графическая схема. Сформулируйте на основе схемы цель урока. (Правильно писать безударные окончания существительных в предложении и в тексте)
б) Вставьте пропущенные буквы, объясните их выбор (на слайд) Комментированное письмо
хвостик морков_, выдернули по морковк_, читал о картофел_, мечтал о картошк_, поднялись по тревог_, нарвали букет сирен_.
-Давайте вспомним алгоритм, как нужно действовать, чтобы проверить безударное окончание имён существительных
Зарядка для ума
-Выполняем Олимпиадные задания «Разгадай ребусы». Определи склонение существительных.

5. Развитие орфоргафических умений
а) Работа в группах.
Составьте и запишите словосочетания гл.+сущ. В Р.п., Д.п., или П.п., вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфоргамму в окончаниях существительных.
уча_вовать в пов_сть
узнал из мать
прие_жал к бумага
выр_зал из к_ртина
увидел на праз_ник
Проверка:
б)Работа по учебнику. Самостоятельная работа
стр.24.,упр.194.
Задание Прочитай предложения. Какие буквы ты напишешь на месте пропусков? Почему? Объясни. ( 5 больших предложений)
-Выберите те предложения, в которых вы можете справиться с заданием.
6. Итог урока. Игра «Верно -неверно»
- Я читаю высказывания,если вы его считаете истинным говорите верно, если ложным-неверно.
-Написание буквы безударного гласного в падежном окончании существительного -это орфограмма. (В)
-В безударном окончании имени существительного 3 -го склонения всегда пишется буква и? (В)
-Для проверки безударного окончания существительного можно воспользоваться любым словом -помощником с ударным окончанием.(Н)
-Для существительного на тропинке словом- помощником может-быть слово степь, так как оно женского рода. (Н)
7.Рефлексия.
Мы начали урок с пословицы «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». Сегодняшний урок подтвердил это?
-Каждый день урок за уроком мы поднимаемся с вами по ступенькам знаний, открывая новые знания, постигая тайны русского языка.
Куда на символичной лесенке мы поместим тему нашего урока? А как каждый из вас работал на уроке, понял новое правило?
(дети оценивают себя, помещая магнитик на горе)
- При работе над этой темой, какие задачи мы можем поставить перед собой на следующий урок?
Учите русский – годы кряду
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда.
И та награда в нем самом!
- Я благодарю вас, дорогие ученые, за урок, который подошел к концу.