Методическая разработка St Valentines Day для обучения устной речи


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара»
РЕФЕРАТ ПО ТЕМЕ:
«Культура и общество»
Выполнила: Проверил:
студентка заочного отделения Исаев А.А.
филологического факультета
Кузина Екатерина
Арзамас-2012
Содержание:
Введение 3
Культура и общество 4-6
Социальные институты 7-10
Семья как социальный институт 11-17
Заключение 18
Список используемых интернет- источников 19
Введение
Культура — это весьма сложная, многоуровневая система. С одной стороны, это накопленные обществом материальные и духовные ценности, с другой — человеческая деятельность, опирающаяся на наследие всех предыдущих поколений, порождающая и передающая это наследите тем, кто придет на смену ныне живущим.
Понятие “культура” появилось в глубокой древности. Им первоначально характеризовали качество труда (деятельности) по возделыванию, обработке почвы, металла, камня, воспитанию.
Это понятие культуры с самого начала охватывало огромный диапазон человеческих деяний. По мере того как люди все глубже проникали в тайны природы и самого человека, расширялось и само понятие “культура”.
В современном языке понятие культуры употребляется в разных значениях.
Под культурой подразумевают:
совокупность достижений человечества в различных сферах общественной жизни;
способ организации общественных отношений, представленный в системе официальных и неофициальных социальных институтов;
степень развития личности, приобщения человека к достижениям науки, искусства, права, морали и других областей духовности.
Культура и общество
Культура и общество — это очень близкие, но не тождественные системы, которые относительно автономны и развиваются по своим законам.
Типы общества и культуры
Современный западный социолог Пер Монсон выделил четыре основных подхода к пониманию общества.
Первый подход исходит из примата общества по отношению к отдельному индивиду. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями, так как целое не сводится к сумме его частей: индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в концепции Э. Дюркгейма и еще раньше — во взглядах О. Конта. Из современных течений к ней относятся прежде всего школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Л. Козе р. Р. Дарендорф).
Второй подход, напротив, смешает центр внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную социологическую теорию. Эта традиция связана с именем немецкого социолога М. Вебера. Среди современных теорий, соответствующих данному подходу, можно назвать: символический интеракционизм (Г. Блюмер) и этнометодологию (Г. Гарфинкель, А. Сикурел).
Третий подход сосредоточивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида, занимая среднюю позицию между двумя первыми подходами. Одним из основателей этой традиции считается ранний П. Сорокин, а среди современных социологических концепций следует назвать теорию действия, или теорию обмена (Дж. Хоманс).
Четвертый подход — марксистский. По типу объяснения социальных явлений он похож на первый подход. Однако есть принципиальное отличие: в русле марксистской традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира, тогда как три первые традиции рассматривают роль социологии скорее как рекомендательную.
Спор между представителями этих подходов ведется о том, как понимать общество: как надындивидуальную объективную социальную структуру или как человеческий мир жизни, заполненный культурой.
Если исходить из системного подхода, заложенного в трудах Э. Дюркгейма, следует рассматривать общество не просто как совокупность людей, но и объективно существующую совокупность условий их совместного существования. Общественная жизнь является реальностью особого рода, отличной от природной реальности и не сводимой к ней, — социальной реальностью, и важнейшей частью этой реальности выступают коллективные представления. Именно они — фундамент культуры, которая трактуется как способ организации общественной жизни, общество — как социальный организм. Как любые организмы, являющиеся сложными системами, общество обладает интегративными свойствами. которые присущи всему социальному целому, но отсутствуют у отдельных его элементов. Среди важнейших свойств — способность к исторически длительному автономному существованию, основанная на том, что только общество связано со сменой поколений. Благодаря этому общества являются самодостаточными системами, обеспечивающими, поддерживающими и совершенствующими свой образ жизни. Способом реализации этой самодостаточности выступает культура, а ее межпоколенная трансляция позволяет обществу воспроизводить себя.
Человечество никогда не было единым социальным коллективом. Разные группы (популяции) людей существуют в самых разных локальных социальных группах (этносы, классы, социальные слои и т.д.). Фундаментом этих локальных групп служат культуры, являющиеся основой интеграции людей в подобные коллективы. Поэтому на Земле нет ни общества вообще, ни культуры вообще — это абстракции. Реально на нашей планете существовали и существуют локальные культуры и общества. Культуры по отношению к этим обществам (социальным группам) выполняют задачи интеграции, консолидации и организации людей; регуляции практики их совместной жизнедеятельности с помощью норм и ценностей; обеспечения познания окружающею мира и хранения значимой для выживания людей информации; осуществления коммуникации между людьми, для чего вырабатывают специальные языки и способы обмена информацией; разработки механизмов воспроизводства общества как социальной целостности.В историческом развитии выделяют несколько типов общества и связанных с ними культур.
Первый тип — первобытное общество и культура. Для него характерен синкретизм — невыделенность индивида из основной социальной структуры, которой был кровный род. Все механизмы социальной регуляции — традиции и обычаи, обряды и ритуалы — находили обоснование в мифе, который был формой и способом существования первобытной культуры. Его жесткая структура не допускала отклонений. Поэтому даже в отсутствие специальных контролирующих социальных структур все правила и нормы соблюдались очень точно. К первобытным обществу и культуре примыкает архаическое общество и культура — современные народы, живущие на уровне каменного века (на сегодняшний день известно около 600 племен).
Второй тип общества связан с процессами социального расслоения и разделения труда, которые привели к формированию
государства, где были узаконены иерархические отношения между людьми. Рождение государства произошло в странах Древнего Востока. При всем разнообразии его форм — восточные деспотии, монархии, тирании и т.п. они все выделяли верховного правителя, подданными которого были все остальные члены общества. В таких обществах регуляция отношений, как правило, строилась на насилии. В рамках общества этого типа нужно выделить доиндустриальное общество и культуру, где преобладали сословно-идеологические и политико-конфессиональные формы жизнеустройства, а используемое насилие получало религиозное обоснование. Еще одной формой стало индустриальное общество и культура, где ведущую роль играли национально-государственные образования и специализированные социальные группы в обществе, а насилие было экономическим.
Третий тип общества зародился в Древней Греции и Риме, но широкое распространение получил начиная с Нового времени, особенно в XX в. При демократии, формирующей гражданское общество, люди осознают себя свободными гражданами, принимающими определенные формы организации своей жизни и деятельности. Именно обществу такого типа свойственна высшая форма проявления экономической, политической и правовой культуры, идеологически обоснованная философией, наукой, искусством. В таком обществе граждане имеют равные права, базирующиеся на принципе сотрудничества, общения, торгового обмена и диалога. Конечно, это еще идеал, а в реальной практике еше не обойтись без насилия, но цель уже поставлена. Во многом это стало возможным с формированием нового общества постиндустриального типа с идущими в нем процессами глобализации и формированием массовой культуры.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
1. Понятие, виды и функции социальных институтов.
2. Семья как социальный институт.
Понятие социального института
Социальный институт - устойчивая форма организации общественной жизни и совместной деятельности людей, включающая в себя нормативно регулируемую совокупность лиц и учреждений, наделенных властью и материальными средствами для осуществления социальных функций, управления и властвования. "Социальный институт" является одной из основных категорий социологии. В ней отражаются определенные организационные формы социальных действий и процессов, общие роли социальных общностей и групп. Простейшие виды и взаимодействия - это те "кирпичики", из которых складываются сложные социальные институты. Возникновение социальных институтов прямо детерминировано образованием коллективов, общностей, групп. Это потребность всего социума, связанная с гарантиями непрерывной социальной жизни, с коммуникацией, производством продуктов и услуг, их распределением, с защитой граждан, их размещением по социальным позициям ("табель о рангах"), с поддержанием социального порядка и сплоченностью социальных групп. Поскольку институты действуют от имени общества как целого, постольку они являются важной формой социальных связей и, вместе с тем, инструментом их формирования. М. Барбер метко назвал социальные институты "фабриками" по воспроизводству социальных связей. Их можно считать нормативными, так как содержание этих связей устанавливается обществом в целях удовлетворения потребностей его членов.
Социальный институт - это всегда нормативно регулируемая совокупность лиц и учреждений (чиновников, менеджеров, управляющих, служащих и пр.). Общество поддерживает деятельность институтов путем капиталовложений в них и подготовкой кадров. Социальный институт объективирован, структурирован, функционален. Успех деятельности института зависит и от четкого определения целей, и от рационального разделения труда, его организации, и от признания его престижа (Я. Щепаньский).
Нашему пониманию социального института не противоречат трактовки западных социологов. В книге М. Тейлора, Л. Рин, С. Розенталя, К. Догби "Введение а социологию" социальный институт рассматривается как "набор норм и видов деятельности, группирующихся вокруг удовлетворения частных потребностей или интересов общества".
Социологическая характеристика социального института дана в американском "Современном социологическом словаре" А. и .Дж. Теодорсонов, где он рассматривается как взаимосвязанная система "социальных ролей и норм, созданная и действующая для удовлетворения важных социальных потребностей и функций".
В английском словаре по социологии отмечается, что термин "институт" широко используется для описания социальной практики, постоянно и регулярно повторяемой и санкционированной социальными нормами. Он имеет главное значение в социальной структуре. Подобно термину "роль", понятие "институт" направлено на установление образцов поведения. Но институт рассматривается как более общее, высшего порядка объединение, включающее множество ролей.
Авторы словаря выделяют пять главных институциональных комплексов:
1)экономические институты, которые служат производству .и распределению ценностей и услуг;
2) политические институты, которые регулируют их использование и связаны с властью;
3) институты стратификации, детерминирующие распределение позиций и ресурсов;
4) институты родства, которые связаны с браком, семьей и социализацией молодежи;
5) культурные институты, связанные с религиозной, научной и художественной деятельностью. Авторы исходят из того, что институционализация - это процесс, посредством которого социальная практика становится настолько регулярной, что появляется возможность описывать ее как институт.
Классификация и функции институтов
При всем различии социальных институтов они имеют общие типологические признаки и прежде всего цель деятельности. Институты могут быть монофункциональными (реализуют какую-нибудь одну функцию) и полифункциональными (реализуют ряд основных и неосновных функций). Институт всегда имеет позицию и как мы показали, набор выполняемых им ролей. Эти роли в одном и том же институте могут быть амбивалентными, т.е. содержать в себе противоречивые, но взаимопроникающие значения (примером служит армия). Обязательными для института являются санкции (наказание или поощрение), обеспечивающие поддержку желаемого поведения и ограничение при помощи власти всего того, что мешает нормальному функционированию социальной системы. Несомненно, основой взаимодействия института с общественной средой является реализация его главной функции - обеспечение условий для удовлетворения конкретных социальных потребностей. Они в процессе общественного функционирования меняются. Соответственно этому меняются содержание деятельности социального института и способ его связи с обществом .
Для социологии как науки весьма важен анализ ситуации, когда социальные потребности не находят соответствующего отражения в деятельности института. Возникают, как говорят социологи, "дисфункции", т.е. институт перестает соответствовать общественным потребностям. Социология призвана проникать в истоки, находить формы проявления возникающих противоречий и пути их разрешения. Например, фиксируется неясность цели института, размываются функции, падает его авторитет среди населения. Устранить эти деформации непросто. Сложность состоит в том, что однажды возникнув, социальный институт и в условиях нарастающей дисфункциональности продолжает действовать, работать "на себя", на свои интересы, не совпадающие с общественными. "Свои" интересы всегда имеют конкретного носителя. Подобная персонификация социального института - признак его вырождения, источник дезорганизации, социальной несправедливости по отношению к основной массе.
В западной социологии сложился целый ряд направлений "институциональной социологии", бюрократии и рациональности (М. Барбер, Р. Бендикс, П. Блау, М. Дюверже. С. Липсет, Р. Миллс, Т. Парсонс и др.). Объективная дифференциация социальных институтов позволяет говорить об их особой стратификации и мобильности.
2. Семья как социальный институт
Ф. Энгельс считал, что определяющим моментом в истории являются:
а) "ступень развития труда", с одной стороны,
б) уровень развития семьи".
Семья вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует базовые предусловия функционирования социума путём физического и социокультурного замещения старых поколений, благодаря рождению детей и поддержке существования всех членов семьи. Без воспроизводства населения и социализации поколений невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.
Семья- это сложное социальное образование и представляет собой результат специфических социальных процессов, происходящих в обществе. Семья включает в себя разнородные компоненты, связанные с физиологическими процессами, с психологией взаимоотношений, с нормами и ценностями культуры, с демографической динамикой, с экономическими условиями жизни, с государством и политикой, с историческими трансформациями в целом. И в этом смысле в социологии семья рассматривается как социальный институт, находящийся во взаимосвязи с институтами и процессами в обществе. С другой стороны, социология рассматривает семью как малую группу, как сравнительно автономную социальную систему со специфическими функциями, системой ценностей, установок, ролей. Следовательно, в социологии с её специфическим подходом изучения социального мира через взаимосвязь личного и общественного семья выступает в качестве посредника между индивидом и обществом.
Эта посредническая роль семьи на макроуровне изучается на институциональном уровне, т.е. в качестве простого социального института и его функций. На микроуровне семья как малая социальная группа изучается как единство взаимодействующих личностей (членов семьи).
В разных школах социологии доминируют эти два подхода к феномену.
1) Семья как социальный институт.
В социологии марксизма, функционализма, закономерности становления и модернизации семьи вместе с эволюцией общества.
2) Социология "социальных групп" представляет семью как малую группу, что выражено во взглядах Э. Бержесса на семью как единство взаимодействующих личностей.
3) Третий подход интегральный в социологии, рассматривает семью как систему, он вбирает в себя институциональный и микрогрупповой подход. Так Т. Парсонс и К. Дэвис отмечали: "Стабильность семьи зависит одновременно как от внешних социокультурных влияний, так и от внутренних взаимодействий. Согласно Т. Парсонсу, семья это подсистема общества, обеспечивающая стабильность социума, благодаря установлению инструментальных отношений с другими социальными подсистемами и структурами.
Определение понятия семьи
Существует множество определений семьи в социологии А.Г. Харчев определял семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Семья- это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, как малой группы, связанной брачными или родственными отношениями.
Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак- это исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которого общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские права и обязанности. Однако, семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. объединяет не только супругов, их детей, но и других родственников. Семья это общность людей, основанная на триединых отношениях "супружества - родительства - родства". Это основной тип семьи, насчитывает в России 60-70% из общего числа вступивших в брак. Бездетные молодожёны -15-20% и бездетные супруги -10-15%.
Поэтому семью, в строгом смысле слова, не следует сводить только к супружеству, sex-партнёрству, или сожительству. Их чаще называют "семейные группы". Семья - не брачная группа, а социальный институт, т.е. система связей и взаимодействий между членами семьи, выполняющих функцию воспроизводства населения и регуляции отношений между полами, родителями и детьми.
Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера брака, особенностей родительства и родства. Семья и брак как институт возникла и развивалась с формированием общества.
В зависимости от форм брака выделяются полигамная и моногамная семья. Полигамная - это брак одного супруга с несколькими.
1) Стадии дикости соответствовал групповой брак в роду (стадо);
2) для варварства характерен парный брак, т.е. брак одного супруга с несколькими членами семьи (по Дж. Моргану).
Полигамия бывает двух видов:
1) полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами (патриархат);
2) полиандрия (основа от андр- муж, мужчина) - брак одной женщины с несколькими мужчинами. Форма брака эпохи матриархата, когда власть в клане принадлежала женщине, и принадлежность детей в браке определялась не по отцовству, а по материнству (одна мать, много мужей). Экзогамия- промежуточная форма брака, где супружество возможно с несколькими партнёрами, но лишь вне данной родственно-семейной группы (фратрии). Эндогамные браки заключаются внутри фратрии (кровосмесительные).
Моногамия - брак одного мужчины с одной женщиной (дополняется полигамными отношениями полов вне семьи). Моногамия встречается в истории семьи в 5 раз реже, чем полигамия, полиандрия- в 20 раз реже, чем моногамия, и в 1000 раз реже полигинии.
По критерию социального статуса семьи бывают гомогенные (супруги из одной социальной страты) и гетерогенными (из разных классов, каст, слоёв), и по национально- этническому критерию - браки межнациональные или внутринациональные.
Процесс формирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами (сексуальные стандарты поведения, нормы выбора брачного партнёра, отношения между родителями и детьми).
На ранних стадиях общества отношения полов и поколений регулировались племенно-родовыми обычаями (священные синкретические нормы поведения), базировались на религиозно-нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало ответственность не только на супругов, но и на государство, санкционировавшее брак. Социальный контроль и санкции помимо обычая и религии стали осуществлять государственные органы. В современном урбанизированном обществе (Запад) основным типом семьи стали нуклеарные семьи, состоящие из двух поколений- родители, дети. Нуклеарная семья называется репродуктивной (если в ней остались несовершеннолетние дети) или ориентационной (вышли взрослые дети и создали свои репродуктивные семьи). Иногда нуклеарные семьи называют супружескими. Расширенная семья состоит из ряда супружеских пар (тесть-тёща, свёкор-свекровь, братья-сёстры, их супруги-дети). Это кровнородственные семьи. Полная расширенная семья - это когда никто из мужчин разных поколений не покидает пределы большой семьи (Китай).
Функции семьи
В социологии выделяются специфические и общие функции семьи. У каждого социального института есть уникальные функции, определяющие профиль конкретного института и функции, сопровождающие действия основных функций. Специфические функции вытекают из сущности семьи и отражают её особенности, а неспецифические функции семья вынуждена исполнять в определённых обстоятельствах.
Специфические функции:
1) деторождение (репродуктивная функция). Малодетные семьи - это семьи с 1-2 детьми, состоит из двух пар, т.е. нет воспроизводства. Для воспроизводства нужно примерно 2,5 детей в семье, или 1(4-двухдетных семей, а 1(3- трёхдетных семей, 20% - четырёхдетных, 7% -пятидетных, или 14% -бездетных или однодетных; 2) функция содержания и социализации детей - остаётся при всех изменениях общества, но с усилением роли институтов государства в ХХ веке исторически заметен рост тенденции убывания потребности семьи в детях;
3) хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья семьи, уход за малолетними и престарелыми.
Неспецифические функции:
1) экономическая- экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных;
2) передача собственности, статуса;
3) организация отдыха досуга;
4) первичного социального контроля.
В ХХ веке общество и государство всё больше совмещают вместе с семьёй выполнение неспецифических функций.
Некоторые социологи суммируют изменения в институте семьи следующим образом.
Установки и поведение:
1) Отказ от двойного и переход к одинарному (сингулярному) стандарту: то, что разрешается мужу, разрешено и жене.
2) Сегодня проявляется большая терпимость к добрачному сексуальному опыту обоих партнеров, но все еще меньшая к адюльтеру (измене в браке).
3) Секс рассматривается как ценность сама по себе, а не как средство воспроизведения потомства. Он отделен от деторождения и воспитания потомства.
4) От женщины ожидается такое же активное участие в общественной жизни, как и от мужчины.
5) Терпимое отношение к работе женщины вне дома, прежде всего на раннем этапе семейной жизни.
6) Женщина меньше занимается тяжелым домашним трудом и стремится быть экономически более независимой от мужчины.
Символические черты:
1) Различия в стиле одежды замужних и незамужних женщин начинают исчезать.
2) Уменьшается символическое значение обручальных колец: если пара не может себе позволить их, брак заключается без колец.
3) Сдвоенная постель символизирует равенство и независимость супругов.
4) Пришедшие из прошлого атрибуты свадебного обряда типа свадебного пирога, специальных свадебных туалетов, цветов и др. теперь считаются излишними.
5) Терпимое отношение к разводу.
Утилитарные черты:
1) В браке активно используются контрацептивные средства.
2) Жилище становится меньше и компактнее, кухонные комбайны стали обязательной принадлежностью дома, получают распространение небольшие кухни, складывающиеся кровати и т.п., особенно в молодых семьях.
3) Супруги активно пользуются химчисткой, прачечной, кондитерской, тогда как раньше женщине приходилось выполнять сервисные работы самой.
4) Законодательство в вопросах заключения брака и развода становится более либеральным.
Цель брака:
1) Романтическая любовь, хотя и с оттенком реалистического понимания тягот семейной жизни.
2) Социальные соображения все больше вторгаются в процесс создания семьи и рождения детей.
Итак, по сравнению с прошлым изменились принятый возраст вступления в брак, размер семьи, время начала трудовой жизни, распределение обязанностей среди супругов, стиль лидерства в семье и т.д.
Заключение
Таким образом, в современной науке имеются сотни определений культуры. К сожалению, большинство из них непонятны и трудновоспроизводимы, тогда как понятие “культура” должно быть операциональным, легким в употреблении. Этим требованиям соответствует понимание культуры как качественной характеристики жизнедеятельности общества в целом и основных его субъектов в отдельности. Становится и развивается она вместе с формированием общества, совершенствуясь вместе с ним.
социальные институты- это мощные системы, охватывающие совокупность статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций, на которых держится здание общества.
Список использованных в работе интернет-источников:
1.http://lib.socio.msu.ru/l/library?e=d-000-00---001ucheb--00-0-0-0prompt-10---4------0-1l--1-ru-50---20-help---00031-001-1-1utfZz-8-00&a=d&c=01ucheb&cl=CL1&d=HASH0124c39d7b255fe2069c8fb8.42.http://www.grandars.ru/college/sociologiya/kultura-i-obshchestvo.html3.http://www.grandars.ru/college/sociologiya/kultura.html