Доклад на тему «Использование интерактивных методов обучения на занятиях украинского языка и литературы»


Министерство образования и науки
«Донецкий техникум промышленной автоматики»
Доклад
на тему «Использование интерактивных методов обучения на занятиях украинского языка и литературы»

Формирование образованной, творческой личности, становление ее физического и нравственного здоровья, обеспечение приоритетного развития человека - основные задачи, которые стоят перед учебным заведением. В связи с этим основная цель учителей-словесников заключается в содействии развитию учащихся, которые умеют содержательно, связно и стилистически грамотно излагать свои мысли.
      Процесс обучения на занятиях украинского языка и литературы - это не автоматическое вложения учебного материала в голову студента.
Я считаю, для того, чтобы учащиеся усваивали знания по предмету, надо помогать им «учиться учить».  
В педагогике различают несколько моделей обучения:
1) пассивная – учащийся выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);
2) активная – учащийся выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания).
3) интерактивная – inter (взаимный), act (действовать).
Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся.
 Мне импонирует мысль «Эффективно обучать, не заинтересовав, невозможно. Преподаватель должен быть творцом-модельером каждого этапа общения студента с предметом. Общеизвестный факт: через личность преподавателя студент или любит предмет, или же остается равнодушным к нему ». (Из книги Ходанич Л.П., Гнаткович Т.Д., Андрела Л.В. «Урок как форма организации обучения родному языку: Учебно-методическое пособие для учителей-словесников»)         Объяснения и демонстрация, сами по себе, никогда не дадут настоящих, устойчивых знаний. Этого можно достичь только с помощью активного и интерактивного обучения на занятиях. Мастерство преподавателя помогает студентам достичь лучших результатов теми средствами, которые оптимальные в каждой отдельной ситуации.
     Занятия украинского языка и литературы, организованные с интерактивными технологиями, способствуют развитию мышления студентов, умению выслушать товарища и сделать свои выводы, учиться выслушать мнение другого и уметь аргументировать свое мнение. Поэтому, на своих занятиях украинского языка и литературы активно применяю групповую учебную деятельность - модель организации обучения в малых группах, объединенных общей учебной целью. В групповой учебной деятельности студенты показывают высокие результаты усвоения знаний, формирования умений. Чаще всего парную и групповую работу я провожу на этапе применения приобретенных знаний. Поэтому, группу делю на подгруппы с различными учебными возможностями, и каждая из этих групп требует особого, индивидуального подхода. Тяжелее всего работать со слабыми студентами, они требуют очень много внимания на занятии, и возникает вопрос, как организовать работу с этими студентами. Чтобы не оставлять без внимания другие группы учащихся.
Занятие должно быть эффективным, оптимальным по структуре. На каждом занятии дается учащимся время для размышления, переживания, выбора позиции и обязательно словесного звучания своих мыслей.
         Итак, одно из правил педагога: пытаться ввести дидактическую задачу в круг интересов обучающегося. (Из книги Ходанич Л.П., Гнаткович Т.Д., Андрела Л.В. «Урок как форма организации обучения родному языку: Учебно методическое пособие для учителей-словесников »). На современных занятиях литературы должны преобладать коллективные формы работы. Применение интерактивных технологий требует тщательной подготовки преподавателя и студентов. Естественно, интерактивная методика преподавания требует от преподавателя пересмотра очень многих привычных подходов. Так, например, казалось легким внедрение свободного общения учащихся друг с другом. Но без взаимного уважения, без умения прислушиваться друг к другу, без правильного общего руководства ведением занятия ничего путного не получится.
Поэтому приходилось потихоньку переучиваться самой и приучать к новым методам paботы своих учащихся. Если я раньше пыталась переубедить студентов, с которыми в чем-то была не согласна, то теперь этого не делаю, потому что считаю, что у каждого должно быть свое мнение по вопросу. А если это мнение подкреплено вескими аргументами, то остается только радоваться тому, что студент научился выносить свое суждение по каким-то вопросам.
Что такое “методика интерактивного обучения”? От англ. “interact” – находиться во взаимодействии, действовать друг на друга; обучение через участие, взаимодействие в составе меняющихся групп.
Пожалуй, наиболее важно понять, что процесс решения проблемы становится таким же важным или даже важнее, чем сам ответ, это связано с тем, что целью интерактивной методики является не просто передача информации, а привитие учащимся навыков самостоятельного нахождения ответов.
Количественный состав группы не определяет качество учебы или взаимодействия. Ключевая особенность метода “взаимодействие” состоит в том, что он представляет собой Процесс Открытия, сущность которого заключается в овладении учащимися навыками обучения через взаимодействие.
Какие сильные стороны интерактивных методов обучения? По моему мнению, особая ценность интерактивного обучения в том, что учащиеся учатся эффективной работе в коллективе.
Интересное утверждение В.М. Бехтерева и М.В. Ланге, индивид, работая в группе, обогащается, приобретает и заимствует у нее то, что он не смог бы приобрести вне группы. Согласна с выводом исследователей А. Пометун и Л. Пироженко о том, что интерактивное обучение является совокупностью технологий. Авторы распределяют интерактивные технологии на четыре группы в зависимости от цели занятия и форм организации учебной деятельности учащихся:
• интерактивные технологии кооперативного обучения (организация обучения в малых группах, объединенных общей учебной целью)
• интерактивные технологии коллективно-группового обучения - технологии, предусматривающие одновременное совместное (фронтальную) работу всего класса;• технологии ситуационного моделирования - построение учебного процесса с помощью привлечения учеников к игре, прежде всего, игровое моделирование изучаемых явлений;
• технологии обработки дискуссионных вопросов - широкое публичное обсуждение какого-то спорного вопроса.
Осознав суть интерактивного обучения, стараюсь в своей деятельности, как преподаватель украинского языка и литературы, внедрять эти формы и методы работы. При изучении новой темы, когда начинается первичное осмысление теоретического материала и выполняются вступительные и средние по сложности упражнения, применяю работу в парах. Эта технология является наиболее эффективной на начальных этапах изучения темы. Технология работы в парах дает возможность подумать, обменяться идеями с партнером, а затем озвучить свои мысли перед аудиторией. Такой вид сотрудничества учит вести дискуссию и делает невозможным уклонение от выполнения задания. Работа в парах развивает умение учащихся приспосабливаться к работе в группах. Итог занятия часто провожу с помощью «Микрофон». При дальнейшем изучении темы, когда выполняются задачи повышенной сложности, нужна коллективная работа. Поэтому использую работу в малых и больших группах. В процессе работы в группах каждый участник приобретает навыков общения и сотрудничества, у него появляется ответственность за свой участок работы. Перед написанием контрольной работы, обобщение и систематизацию знаний по теме провожу в форме небольшого языкового турнира, путешествия, ведь игровое закрепление знаний меньше утомляет студентов, чем тренировочные упражнения, причем привлекает, интригует их.
Чтобы учащиеся охотнее высказывали свои мнения и идеи, преподаватель может использовать следующие полезные приемы:
1) Bcегда благодарить их за высказанные мнения.
2) Не говорить, что вы считаете их ответ неверным, а вместо этого спросите лучше, согласны ли с таким мнением другие учащиеся. Если окажется, что весь класс неправильно понял обсуждаемый вопрос, тогда можна объяснить им свою точку зрения.
3) Старайтесь выбирать пассивных учеников. Иногда некоторые учащиеся кажутся пассивными, но у них могут быть очень оригинальные мысли или мнения, которые отличны от других и побуждают класс посмотреть на вопрос под другим углом зрения.
В интерактивной методике, как и в любой другой методике преподавания, существует множество приемов, которые способствуют организации взаимодействия в группе. Конечно, не означает, что нужно использовать только интерактивные методы. Для обучения важны все виды методов и все уровни познания. Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и тоже название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.
Эти приемы можно классифицировать следующим образом:
Робота в групах.
1 група – дібрати якомога більше епітетів до слова Україна.
Україна ( яка?)_______________________________________________________
2 група – дібрати порівняння:
Рідна, як_____ (мати).
Прекрасна, як______ (квітка).
Світить, як_______ (сонце).
3 група – відновити прислів’я
Людина без Вітчизни як соловей без пісні.
Україна - мати, умій за неї постояти!
Інтерактивна вправа „Займи позицію”Хто з вас хотів би жити за кордонами нашої держави? Чому?
Які повинні відбутися зміни в державі, щоб кожен українець залишався на рідній землі?
Назвіть проблеми України.
Проблеми екології, рівень життя, низька культура спілкування, незначне фінансування освіти, культури, сільського господарства, наявність корупції.
* Асоціативний кущ
З названих чисельних літературних  угруповань тих років  створити асоціативний кущ (вказавши  основні риси, відмінності, програмні положення, декларації тощо).
Зразки створених асоціативних кущів:
                      промисловість                                                          Пилипенко              спілка                      місто                                       альманах      масовість пролетаріат       «Гарт»         майбутнє                        селяни     «Плуг»       митці          Блакитний           об'єднання                                   «плужани»      колгоспи                            Харків                                                              колективізація                                                                                    «гроно п’ятірне»                                                       гоніння          ліквідація                                    репресії         «Неокласики»    Домонтович                                                 репресії                    Зеров                                                          висока освіченість         
*Робота в групах.
Кожній групі пропонується підготувати короткі дискусійні  виступи  від імені одного із літературних  угруповань тих років -  «Гарт», «Плуг», ВУСПП, «Молодняк».
Під час вивчення розділу "Повторення, узагальнення та поглиблення вивченого повинні пригадати, а інколи і вивчити  будову словосполучення, речення, будувати речення зі звертаннями, вставними словами, однорідними членами речення, із простого речення будувати складне.
Тема . Словосполучення і речення. Головні та другорядні члени речення. Однорідні члени речення.
Робота в парах. Спільне виконання завдань (обмін думками, спільні висновки).
Завдання. Прочитати речення. Виділити словосполучення, визначити головна й залежне слово, члени речення. Добре слово варте задатку. Дружи з розумним – не будеш дурнем. Знання роблять життя кращим. Розум – скарб людини.
«Мозкова атака».
Студенти висловлюють думки щодо вживання розділових знаків у виписаних реченнях.
Тема  «Звертання».   
Кожна група отримує завдання, після його виконання звітує перед аудиторією. Разом робимо висновки, узагальнення, які записуємо в зошит.
1 група – графічний самодиктантЗобразити схеми речень у таблиці, виділити граматичні основи. Зробити висновок щодо постановки розділових знаків у реченнях зі звертаннями.
2 група – Поставити розділові знаки, вказати вид звертання. Зробити висновок.
Пусти мене, старий діду, на вулицю погулять…  
"Матінко моя!..- кричить Дмитрик.- Матінко!"  
Язиче, язиче, лихо тебе кличе.  
Ой дівчино, шумить гай…  
Цвіти, розвивайся, Україно!         
Ану, діти, до роботи.  
1.Не хилися явороньку ще ж ти зелененький!
2.Засмійся Матвійку дам копійку.
3.Ой сину мій сину сину молоденький де нічку пробував?
4.Не плач не журися молодий козаче.
3 група - Вправа-редагування. Зробити висновок про роль звертань у мовленніНеправильно   Правильно    
Петенька, йди сюди! Петрику (Петрусю ),  підійди сюди!
Ой ти,  мій котик! Ой  ти, мій котику!  
Андрюшка, відкрий очі –вже   Андрійку, розплющ очі - вже ранок!
ранок!      
Анічка, поділи грушу пополам! Ганнусю, поділи грушку навпіл!
Ох ти ж, моя  куколка! Ох ти ж , моя лялечко!  
Дєвочкu, осторожно! Дівчатка, обережно!  
Вибіркова робота
 Прочитати народні вислови. І група - виписати ті, що сформульовані у вигляді простих речень, ІІ група - у вигляді складних. Підкреслити граматичні основи.
1) Коли сам не знаєш, то й язиком не плети. 2) Людина славна не словами, а ділами. 3) Про людей судять не по словах, а по ділах. 4) Тоді слова твої срібло, коли діло - золото.
Творче моделювання  мовних одиниць відповідно до завдання    Використовуючи вислови відомих українських митців слова, скласти й записати речення з прямою мовою. Замість крапок уставити потрібні за змістом дієслова. Пояснити розділові знаки.
1) Все в тобі з’єдналося, злилося - як і поміститися в одній! ... 2) В народу немає скарбу більшого, як його мова ... 3)… Мово рідна, слово рідне, хто вас забуває, той у грудях не серденько, тільки  камінь має. 4) Найбільше й найдорожче добро в кожного народу - це його мова ... .
Таким образом, использование интерактивных методов на занятии позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания, практический опыт студентов, их способности выражать свои мысли, предложения, умение выслушать ательтернативну точку зрения. Применение этих методов создает условия для максимального привлечения к работе всего класса. Каждому студенту предлагается дифференцированное задание, осуществляется индивидуальный подход, проводится работа с одаренной молодежью. Можно быть отличным специалистом-теоретиком, но еще важнее - уметь находить рациональное решение. Быть готовым соотносить изученный материал с практикой - этому можно научиться с помощью активных методов обучения.
В своей работе я стараюсь использовать активные и интерактивные методы. Конкретные рекомендации можно увидеть в составленных мною разработках уроков. Разработки могут использоваться на занятиях русского языка, литературы.                     

Список использованной литературы1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие. - М .: Высш.шк., 1991.2. О.Пометун и др. Современный урок. Интерактивные технологии обучения: науч. метод. пособие. - М .: Издательство А.С.К., 2003.3. Методика обучения украинскому языку в средних учебных заведениях / Коллектив авторов под редакцией М.И. Пентилюк: М.И. Пентилюк, С.А. Стамбул, А.В. Стамбул, А.Н. Горюшкина, З.П. Бакум, М.М.Барахтян, И.В.Гайдаенко, А. Галетова, Т.В. Коршун, А.В.Никитина, Т. Окуневич, А.Н. Решетило ва. - М .: Ленвит, 2004. - 400 с.