Использование интерактивных методов обучения в преподавании русского языка и литературы в 5-11 классах как фактор развития личности


Терскова Е.Б.
Новочеркасск, МБОУ СОШ№23
Использование интерактивных методов обучения в преподавании русского языка и литературы в 5-11 классах как фактор развития личности
Интерактивные методы обучения: их особенности и использование на уроках русского языка и литературы в 5-11 классах как методов личностно ориентированного образования. Разработка урока русского языка в 8 классе («Вводные слова и предложения») с использованием интерактивных методов обучения.
Современный и будущий работодатели заинтересованы в таком работнике, который наделен следующими качествами личности:
— самостоятельно решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения);
—обладать творческим мышлением;
— обладать богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний.
Значит, выпускник современной школы должен:
— гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
— самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
— грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения; устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);—быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях, легко предотвращать конфликтные ситуации или уметь выходить из них;
— самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня [1].
Таким образом, главное, стратегическое развитие системы образования направлено на решение проблемы личностно ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика находится в центре внимания педагога, в котором деятельность учения — познавательная деятельность, а не преподавание, — является ведущей в тандеме учитель—ученик. Именно такая система образования отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике.
Личностно ориентированное обучение предусматривает, по сути, дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника, с учетом уровня его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков.
В настоящее время идёт реформирование системы образования. Ученик, студент действительно становится центральной фигурой учебного процесса, а в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ образования, средств обучения, административных работников— познавательная деятельность учащегося.
Вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс, создав при этом условия, с одной стороны, для работы в сотрудничестве и широкого общения со сверстниками, с другой стороны, для формирования собственного независимого аргументированного мнения, позволяет интерактивное обучение, обучение через опыт.
Процесс интерактивного обучения включает в себя:
— переживание участниками конкретного опыта (игра, упражнение, изучение определённой ситуации);
— осмысление полученного опыта;
— обобщение (рефлексия);
— применение на практике.
Интерактивное обучение— «обучение, погруженное в процесс общения», т. е. основанное на взаимодействии ученика с другими учащимися и с педагогом [2].
К методам интерактивного обучения относятся такие методы, которые способствуют вовлечению ученика в активный процесс получения и переработки знаний.
Из них следует назвать:
работу в группах («мозговой штурм», «дебаты», различные виды учебных дискуссий), игровое моделирование, большие и малые ролевые игры, деловые игры, обучающие упражнения[2].
Эти формы обучения важны для наших школьников, поскольку позволяют каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения, увидеть многомерность задачи.
Наиболее универсальным является обучение в группах по методике сотрудничества, когда усвоение знаний происходит через организацию совместной деятельности учащихся в малой группе. Эта методика может использоваться на любом этапе изучения материала, для проведения различных семинарских занятий, уроков-обобщений, уроков-конференций для обсуждения различных проблемных вопросов.
Это чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового материала каждым учеником. Ученики разбиваются на группы по 4-5 человек (обязательно разные по уровню обученности). Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает закрепить его в группах, постараться разобраться, понять все детали. Говоря психологическим языком, организуется работа по формированию ориентировочной основы действий (но для каждого ученика). Группам даётся определенное задание, необходимые опоры. Задание выполняется либо по частям (каждый ученик выполняет свою часть), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый). При этом выполнение каждого задания объясняется каждым учеником и контролируется всей группой.
После выполнения заданий всеми группами учитель дает тест на проверку понимания нового материала. Задания теста учащиеся выполняют индивидуально, вне группы. При этом учитель, конечно, дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников. Оценки за выполнение индивидуальных заданий (теста) суммируются на всех, и объявляется группе общая оценка. Так соревнуются не сильные со слабым, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, т.е. со своим, ранее достигнутым результатом. И сильный, и слабый ученики, таким образом, могут принести группе одинаковые оценки или баллы.
Для формирования инициативности, позитивной Я-концепции желательно делегировать учащимся некоторые полномочия учителя. Очень хорошо зарекомендовали себя в практике следующие интерактивные инсценировки:
«Ученики — учителя»— заранее подготовленным ученикам, одному или нескольким, можно предложить провести опрос класса по пройденной теме или объяснение нового материала. В старших классах наиболее сильным ученикам можно предложить оказывать помощь остальным на уроках-практикумах при подготовке к ЕГЭ. Если у учителя имеется система в опросе знаний, то запуск этой технологии не представляет особого труда;
«Консультанты на опросе»— пара учащихся вместе выполняет предложенное задание, у доски или - за столом, причём один из них играет роль консультанта, выставляя отметку другому. После этого следует устный опрос, вопросы может задавать учитель или другие ученики, и затем выставляются итоговые отметки участникам инсценировки;
«Взаимоконтроль»— класс разбивается на учителей и учеников, это можно сделать простым делением по колонкам. Сидящие за одним столом выступают в разных ролях: один — ученик, другой — учитель, причём это может быть и проверка теоретического материала, и выполнение практических упражнений, тестов. Педагог может помогать отдельным учащимся, при этом вмешательство не должно затрагивать права учеников— учителей. По окончании ответа и выставлении отметки учащиеся могут поменяться ролями. Взаимоконтроль выполняет функции коррекции в ситуациях, когда сильного ученика опрашивает более слабый. Побывав в роли учителя, ребята преображаются, снимается неуверенность, повышается самооценка;
«Ищу ошибки»— ученикам предлагается проверить текст, только что написанный лично учеником или товарищем, возможно, заранее подготовленный с допущенными ошибками, графически объяснив правильное правописание. Проверка может проходить в группах, индивидуально, по предложенному эталонному тексту, с использованием справочной литературы или без таковой. Ученики выставляют отметки, учитель перепроверяет тексты и выставляет отметку, учитывая найденные и ненайденные ошибки.
Сделать ученика центром внимания, предоставив возможность активной познавательной деятельности, расширить поведенческий репертуар позволяет ещё один метод интерактивного обучения – «Исполнение роли». На уроках выбирается ученик, который будет играть роль того или иного литературного героя, в зависимости от того, какое художественное произведение изучается на данном этапе. Остальные – корреспонденты. Вопросы могут быть заданы по тексту художественного произведения, а также позволяющие узнать характер героя, его отношение к другим персонажам, взгляды на жизнь, особенности поведения и т.д.
Можно предлагать ребятам исполнить ту или иную социальную роль на уроках различных типов. Например, на уроке-конференции «Легко ли быть молодым?» (Русский язык. Урок развития речи. 8 класс.) ребята с удовольствием обсуждают предложенную проблему, представляя себя родителями, учителями, активно высказывая своё мнение: как же нужно воспитывать подрастающее поколение, возможно ли использование наказания в воспитательном процессе и т.д. Интересен метод «Письменных дебатов», открывающий возможность проведения диалога в письменной форме при участии всех учеников класса. Метод позволяет углубить знания в области заданной темы, учит культуре дискуссии, развивает способность к аргументации. Класс делится на две группы, которые являются оппонентами. В течение пяти минут первой группе предлагается сформулировать и записать один открытый аргумент в пользу своей позиции, затем листы переходят «противникам», которым предлагается ответить на предложенный аргумент и изложить контраргумент. Обычно достаточно 3-4 раундов. Группам предлагается защитить свою точку зрения в устной форме, также выбирается наилучший аргумент «противника». Если «Письменные дебаты» проводились не между группами, а между отдельными учениками попарно, то листы могут быть оценены учителем индивидуально. В форме «Письменных дебатов можно обсудить такие проблемные вопросы: «Кто прав: Сатин или Лука?» (Драма М.Горького «На дне». Литература. 11 класс.), «В чём смысл человеческой жизни?» (М.Горький. «Песня о Соколе». Литература . 8 класс.), «Причастие – это самостоятельная часть речи или особая форма глагола?» (Причастие. Русский язык. 6 класс.) и др.Подобные занятия позволяют детям самостоятельно решать трудные проблемы, выйдя из привычной роли наблюдателя и потребителя, создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную, т.е. развивают личностные качества, позволяют установить более тесное сотрудничество в тандеме Ученик – Учитель.
Использованная литература:
А.К. Колеченко. Энциклопедия пед. технологий: пособие для преподавателей.
СПб.: КАРО, 2005 г.
2.Методическое пособие по интерактивным методам преподавания в школе.-
М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002
3.Коротаева Е. Хочу, могу, умею! М., 1997.
4.Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М., 2000.
5. Задания взяты из книги под редакцией Н.А.Сениной «Русский язык. 11 класс.
Подготовка к ЕГЭ».