Мастер-класс на тему Использование интерактивных методов обучения на уроках литературы


Использование интерактивных методов обучения
при формировании нравственно - эстетических чувств на уроках литературы
Маннанова Земфира Зинфритовна, учитель русского языка и литературы
МОБУ Лицей № 6 г. Мелеуз
e-mail: mannanova555@mail.ruВ педагогике существуют различные методы и формы обучения: урок-беседа, урок-лекция, урок-игра, практикум и т.д. Традиционно именно учитель занимает ведущую позицию на уроке. Обучение строится по инициативе педагога в соответствии с подготовленным заранее планом урока. Учитель заставляет принять информацию как необходимую и обязательную. Этот процесс можно представить в виде модели односторонней коммуникации, где А - педагог; Б, В…учащиеся:

Методы интерактивного обучения предполагают иную форму коммуникации на занятии, которую можно зафиксировать в виде модели многосторонней коммуникации, где А - педагог; Е, С, Б, Д, К – учащиеся

В схеме показано, как изменяется позиция педагога (А): он не доминирует над учащимися, а становится, «участником учебной деятельности». Коммуникационные связи возникают не только между педагогом и учащимися, но и между всеми учащимися.
В традиционной системе обучения часто используется принцип соревнования, сущность которого можно зафиксировать в следующей фразе: «Я выиграю в том случае, если ты проиграешь». Конечно, нет ничего плохого в постоянном стремлении учащегося быть лучше других, если такое стремление подкрепляется конкретными успехами. Это стимулирует учащихся. А если он всегда оказывается хуже, если всегда первым и лучшим становится кто-то другой? Возможен ли в такой ситуации процесс учения?
Использование интерактивного обучения способствует не только эффективному усвоению знаний, но и развитию навыков социального взаимодействия: работа в группе, ненасильственное разрешение конфликтов, обоснование своей позиции, формированию мотивации.
Существуют различные интерактивные методы: (слайды)
Игра
Парные и групповые
«Древо решений»
«Мозговой штурм»
«Общая дискуссия»
ПроектыКейсы
Лекции
Семинары
«Общий галдёж»
Словесные ассоциации
ПОПС-формула.
Мне хотелось бы показать, как интерактивный метод помогает мне в формировании эстетических чувств на уроках русского языка и литературы.
Уже в 5 классе при изучении темы «Лексика» эту работу мы строим следующим образом. Дети получают задание: письменно ответить на вопрос: какие слова всплывают в нашем сознании, когда слышим слово «красота»?
Слайд 1. Красота
Работа с залом. Я предлагаю и вам записать ответы на данный вопрос.
Мы записываем слова, связанные со словом «красота», они составляют наше ассоциативное поле с данным словом- концептом. Затем мы задаем тот же вопрос определенному количеству людей. В результате обработки их ответов получаем следующие ответы. Красота-это
Слайд 2
Природа
Пейзаж
Утро
Чудо
Цветок
Искусство
Творчество
Памятники архитектуры
Музыка
Далее смотрим, как в толковых словарях объясняется значение слова «красота».
В словаре В. И. Даля читаем:
Слайд 3. («Красота — свойство прекрасного, отвлеченное понятие красивого, изящество. Соединение истины и добра рождает премудрость в образе красоты».)
По мнению С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой,
Слайд 4. («красота» — это все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение).
С. А. Кузнецов считает, Слайд 6. («красота» — это то, что приятно на вид и отличается правильностью очертаний, гармонией красок, тонов линий).
Таким образом, концепт «красота» объясняет восприятие мира и ассоциируется с тем, что нравится нашему зрению.
Работу над определением ассоциативного пространства слова «красота» можно вести и на уроках литературы при изучении стихотворений о природе, и на уроках по комплексному анализу прозаического текста.
Тексты могут быть как описательного характера, так и наводящие к размышлению: «А что есть красота/ И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота,/ Или огонь, мерцающий в сосуде?» (Н. Заболоцкий)
Так, предметами анализа становятся «Неизвестный цветок» и «Юшка» А. Платонова, «Снежная королева» Андерсена и «Парадокс» Короленко, эпизоды из «Войны и мира» Л. Н. Толстого и т.д.
Мы называем классические произведения 19, 20 веков. Но и среди писателей 21 века немало имен, чье творчество достойно внимания, но не известно широкому кругу читателей.
Работа с залом
Делимся на группы.
Я предлагаю вашему вниманию отрывок из рассказа Глеба Мехеда «Скрипач».
Глеб Мехед – молодой писатель из так называемого «поколения 90-х». Развитие этой новой литературы пока не стало предметом особого анализа, однако признаки ее формирования стали появляться в начале 2000-х.
- Как вы думаете, каков сюжет данного рассказа?
Прогнозирование содержания по названию произведения (в группах рассказываем друг другу придуманные ими рассказы). Затем результаты сопоставляются с оригиналом.
Выразительное чтение учителем отрывка из рассказа.
Переходя дорогу, расстроенный постигшей неудачей, Игнатий Семенович замешкался, и одна из машин взорвала ровный городской шум грубым и резким гудком. Гудок заставил скрипача отогнать мрачные мысли и прислушаться к отдельным звукам, долетавшим до него. Тявкнула собака, что-то сказал один из прохожих, кто-то выругался, недовольно фыркнул автобус, гнусаво взвизгнула милицейская сирена, испуганно прогудела электричка- все это вдруг слилось в душе Игнатия Семеновича в одну мелодию. Мелодия эта стала нарастать…и вот уже льется складная, настоящая Музыка!
Музыка летит за ним, вьется вокруг него, кидает к прохожим. Но они глухи, ее слышит только Игнатий Семенович. А она просит его: «Спаси этих слепых и глухих людей! Сохрани их слабые и тусклые души, наполни их теплом!»
Игнатий Семенович шел по переходу. Воняло мочой и дешевым пивом. У стен примостились торговцы копеечными кошельками, сумками, носками, майками, трусами, шоколадками. Между пестрыми прилавками жались к скользким и сырым стенам бродячие собаки и нищие. А Музыка словно призрак летала вокруг Игнатия Семеновича, нашептывала чистые, прозрачные звуки и все умоляла его пожалеть этих слабых, увязших в болоте жизни людей…
Игнатий Семенович приостановился, кусая губы, - он не мог больше терпеть и, уступив просьбам Музыки, встал возле стены, достал из футляра скрипку. Тотчас Она нежно обвила его поцелуями. Затем легко вспорхнула и полетела по темному переходу, касаясь людских сердец.
Словно дарящий тепло и свет луч солнца заглянул в переход.
Люди обступили Игнатия Семеновича и, замерев, слушали, слушали, слушали… А мелодия лилась и лилась, согревая холодные души и размягчая окаменевшие сердца. Бесцветные, безучастные лица загорались улыбками.
Никто из прохожих не оставался равнодушным. Скоро весь переход был заполнен людьми. Электрички и маршрутки уходили пустыми, люди позабыли о своих делах и слушали…
Никогда в жизни Игнатий Семенович не был так счастлив. Внутри него сами собой рождались новые звуки. Музыка вытекала звенящим ручьем из какого-то сокровенного родника в глубине его души, наполняя сердца слушателей и уводя их от обыденных, тупых забот. Простая, но яркая, как молния, и ясная как слеза, мелодия, в которой слышалась какая-то первобытная, природная сила, то шепча о любви, то крича о свободе, то плача о погибших, то смеясь над человеком, то жалея его, омывала души людей и воскрешала в них надежду.
(Отрывок из рассказа Глеба Мехеда «Скрипач»)
1 группа составляет вопросы к данному отрывку.
(О чем этот отрывок?
Как автор передает звуковой ряд музыки города?
Какие средства художественной выразительности использует автор, изображая музыку?
Что означает слово «переход»? Какую функцию выполняет это слово в данном отрывке?
Назовите произведения, в которых присутствует образ скрипки).
2 группа по содержанию отрывка представляет его цветовую гамму, рисуя на листе бумаги дуги снизу вверх. После того, как все предметы получили цветовое изображение, получается радуга.
3 группа заполняет схему: вижу, слышу, чувствую по содержанию текста.
4 группа создает рекламу, содержащую основную мысль данного рассказа. Придумайте слоган: «Музыка-….», «Искусство-…», «Добро-…»…
В своем выступлении мне хотелось показать, как я решаю проблему нравственно - эстетического, и вместе с тем, духовного воспитания на уроках словесности интерактивными методами обучения.
Данная работа привела нас к интересным, на наш взгляд, исследованиям. Вот некоторые темы:
Слайд 8.
«Времена года в русской поэзии», «Образ метели в русской литературе», «Символика розы в литературе», «Музыка серебряного века», «Сказка на картинах В. М. Васнецова», «Памятники А.С. Пушкину».
Через осознание чувства прекрасного - к воспитанию гуманного человека. Хочется верить, что такой подросток не будет зависеть от навязываемых через телевидение и другие средства массовой информации развращенных идеалов, будет отличать вечное от низменного, сиюминутного.
Считаю, что необходимо постоянно совершенствовать систему нравственного воспитания. Эстетическое же воспитание является важнейшей частью интеллектуального развития. Оно оказывает влияние на мировоззрение школьника, расширяет его представление о жизни, побуждает к творческой деятельности в соответствии с эстетическими идеалами, воспитывает взгляды, вкусы, развивает творческую активность.
Необходимо акцентировать внимание и на том, что интерактивный метод нельзя превращать в средство избавления учащихся от скуки на занятии.
Преимущества и недостатки групповой и индивидуальной работы:
Преимущества Недостатки
•общий результат • взаимная помощь • разнообразные перспективы в постановке вопросов • темп: отдельные ученики подтягиваются • возможность сравнения собственных оценок • хорошо для перепроверки, прослушивания, переспрашивания тяжело договориться, планировать • возможность отвлечения, запаздывания с выполнением задания • отдельные учащиеся перегружены • бесконечная дискуссия, уход от темы
В завершении хочется сказать, что, какие бы методы не применял учитель словесности на своих уроках, важно, чтобы изучаемые произведения воспитывали в детях порядочность, уважительное отношение друг к другу, любовь к Родине. Чтение с великой любовью к литературе, переживанием, состраданием способно воспитать у молодого поколения правильное представление о высших нравственных идеалах. Роль учителя литературы -воспитывать Личность через искусство слова.