Проектная деятельность в условиях внедрения ФГОС. Методические материалы.


Проектная деятельность в предметной области «География» в условиях ФГОС ОО. Баймуратова Я.Г.
( Выступление на региональном фестивале педагогических инноваций « Внеурочная деятедьность: опыт внедрения, проблемы, перспективы», 04.12.2015, СОШ № 9, Елабуга РТ) Кто может знать себя и сил своих предел
И дерзкий путь заказан разве смелым?
Лишь время выявит, что ты свершить сумел…
И. Гёте.
Проектная деятельность в предметной области « География»- это учебная исследовательская программа. Она предполагает активное вовлечение школьников в исследования различных объектов. Создание предметной среды, в которой ребёнок сам себя мотивирует на поиски ответов на вопросы, осуществляет выбор пути исследования, средства для их достижения - веление времени. Проектная деятельность важная основа для формирования предметных, метапредметных, личностных результатов. Окружающий мир как наглядной пособие для уроков географии. Она подбрасывает любопытным наблюдателям свои закономерности, загадки. Уроки географии являются отличной площадкой для проектной деятельности в воспитании эколого-географических знаний. Темы уроков часто позволяют использовать краеведческий материал для раскрытия серьёзных вопросов взаимодействия человека с природой, человеческим обществом и выходить на выводы в масштабе страны, мира. Учащиеся могут стать лекторами, организаторами мероприятий. Поэтому главная цель уроков географии - не передача системы знаний, а обращение внимания учащихся к «живой географии» родного края, побуждение желания использовать к ее получению разнообразные источники, указание ученику на различные стороны поставленной задачи. Ниже представлен авторский педагогической опыт в проектной деятельности.
Нами создан и успешно работает проект «Школьный музей «Удивительный мир природы»». Организация музейных уроков и экологических мероприятий, сотрудничество с Национальным парком « Нижняя Кама», Историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником, повышают мотивацию школьников к успеху. Музей «Удивительный мир природы» является своеобразным научно - исследовательским и культурным очагом в воспитании эколого - нравственных качеств, для формирования предметных, метапредметных результатов учащихся. Ребята пополняют и систематизируют экспонаты музея, подбирают литературу, составляют содержание экскурсий, выбирают дизайн экспозиций, организуют работу музейного актива, планируют график посещения музея, проводят экскурсии на разные темы. Для детского сада и младших школьников экскурсии имеют ознакомительный характер: «Природа уникальна! Берегите ее!», для учащихся среднего школьного возраста – научно- исследовательский характер. В них музейный предмет раскрывается как исторический, биологический, этнографический, географический источник. Для старшего школьного возраста экскурсии имеют культурологический характер. В них музейный мир раскрывается во всей полноте как предметная основа культуры. На основе музейных предметов делаются собственные выводы детей о развитии природы, общества, о глобальных преобразованиях. [2:203-205] .
Приятно осознавать, что наша школа, была участницей проекта « Живые Родники России» от Русского Географического Общества и Фонда поддержки образования «Ноосфера» среди 40 образовательных учреждений из 36 субъектов РФ. Мы получили оборудование для полевых исследований и методическую поддержку проекта от РГО, футболки и банданы с символикой проекта для участников экспедиции. Участниками проекта стали ученики 7-10 классов. Первые 10 участников проекта совместно с учителем вели исследовательскую деятельность в школьной экспедиции по сбору необходимых данных. Впоследствии, именно они становились организаторами всей исследовательской работы по проекту на различных его этапах. В процессе обработки данных, подготовки фото и видеоматериалов, в организации образовательного и социально-экологического проекта участники экспедиции привлекали одноклассников, которые также становились участниками проекта. Учащиеся младших классов были вовлечены в проект через серию проведенных уроков, проведённых старшеклассниками. Накопленные теоретические и практические материалы участники проекта использовали при подготовке и проведении серии уроков «Мир воды», для социально - экологического проекта « Сохраним воду вместе!», для участия на городской научно-практической конференции учащихся по географии, для бесед и игр по бережному отношению к природе в пришкольном лагере « Ялкын».
Отчёт учащихся в рамках проекта « Живые Родники России» под названием « Родники Елабуги » был размещён на сайте Русского Географического Общества в разделе « Школьные экспедиции», был издан Елабужским отделением Русского Географического Общества самостоятельной книгой « Родники Елабуги», 2014, 141с. Работа над проектом оценёна Почётной грамотой и ценным призом РГО как лучший исследовательский проект. План проведенного урока по проекту «Хрустальные родники Елабуги» напечатан в научно-методическом журнале №10 2014 года « География и экология в школе 21 века». На конкурсе ТНВ « Наш дом Земля» в V Международном фестивале школьных учителей этот проект был номинирован как лучший краеведческий проект и награждён почётной грамотой и ценным призом.
На правом берегу великой реки Кама необыкновенно красиво стоит наш город Елабуга. О бережном отношении к природе говорится в святых книгах, народном фольклоре, в произведениях писателей, известных людей. Наши живописные места запечатлены на полотнах знаменитого пейзажиста И.И.Шишкина « Кама у Елабуги». Особенно примечателен Богатый Лог: своим устьем, выходящим к Каме, « разрезает» высокий речной склон. Это место живописное и «сочное» первозданной лесной красой. Известно обращение нашего земляка, детского писателя, С. Т. Романовского: «оберегайте нашу природу, расчищайте родники…Природа не останется неблагодарной - потому что прикосновение природе – это счастье. А человек обязан быть счастливым». Правильно организованная проектная деятельность учителя с учащимися способна заложить в детские души хозяйское отношение к природе.
Литература:
1.Педагог 21 века: воспитание лидера, инновации и развитие./Под ред. В.Ф. Габдулхакова. Сборник материалов Всероссийской научно практической конференции Казань: РИЦ «Школа»,2009. -353с.
2.Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. Москва: Народное образование, 2001. 272с
3.« Родники Елабуги» результаты исследований в рамках проекта « Живые Родники России» Белов В. Н., Баймуратова Я.Г., изданием Елабужского отделения Русского Географического Общества. Елабуга, 2014.-141с.