Урок по технологии Соединение столярных изделий


Тема : Соединение столярных изделий гвоздями и шурупами (2ч)
Цель: научить учащихся правильно подбирать гвозди и шурупы для соединения деталей изделия; отрабатывать приемы выполнения соединения.
Оборудование: молоток, отвертка, гвозди, шурупы, заготовки древесины.

Ход урока
I. Повторение пройденного материала.
1.Беседа по вопросам:
1.Какие виды сверл вы знаете?
2.Как устроено и работает сверло?
3.Как определить диаметр сверла?
4.Расскажите правила безопасности при сверлении.
2.Практическое задание.
Выполните сверление отверстия в заготовке с помощью дрели.
II. Изложение программного материала.
1. Иллюстративный рассказ.
Учитель. Многие изделия из древесины содержат несколько деталей. Их соединяют различными способами. Самый распространенный — соединение гвоздями.
Гвоздь — это крепежная деталь, предназначенная для соединения частей изделия из древесины.
495871510795У него различают головку {шляпку 1), стержень 2 и острие 3 (рис. 1).По своему назначению гвозди делят на строительные, тарные, кровельные, толевые, обойные и отделочные. Они различаются между собой размерами, формой головки и стержня. В зависимости от назначения гвозди различаются диаметром, длиной, формой шляпки.
Учитель демонстрирует различные виды гвоздей.
При соединении деталей гвоздями необходимо придерживаться основных правил:
тонкую деталь прибивают к толстой;
толщина гвоздя не должна превышать 1/4 толщины детали;
длина должна соответствовать 2-3 толщины детали; рис.1
расстояние от кромки 4 диаметра;
расстояние от торца 15 диаметров.
-310515480060Учитель демонстрирует приемы забивания гвоздя и его вытаскивания, если гвоздь согнулся или вошел в заготовку криво. {См рис.2.)Рис.2 Забивание (а) и вытаскивание (б) гвоздей.
Для улучшения прочности соединения выступающие гвозди подгибают на оправке.
-310515360045Учитель демонстрирует прием выполнения этой операции. {См. рис. 3.)Рис.3 Последовательность сгибания и забивания гвоздя.
Для выдергивания гвоздя операции проделывают в обратном порядке.
2.Инструктирование по правилам безопасного применения молотка.
Учитель. При работе с молотком необходимо соблюдать правила безопасности:
работать только исправным молотком;
не стоять за спиной товарища, работающего молотком;
ударять по шляпке гвоздя строго вертикально;
не оставлять молоток на краю верстака.
3.Практическая работа.
Выполнение заданий:
Выполнить соединение деталей гвоздями.
1.Тренировка в сгибании гвоздей.
2.Вытащить забитые гвозди.
4.Объяснение и отработка соединения деталей шурупами.
Учитель. Теперь давайте рассмотрим соединение деталей шурупами.
Для соединения деталей из древесины широко используют шурупы.
Шуруп (в пер. с нем. — винт) — это крепежная деталь, которая состоит из головки и стержня с глубокой нарезкой, как у винта. Головки у большинства шурупов имеют прорезь {шлиц) под отвертку. Шлиц может быть прямым или крестообразным (рис. 4).
Ри.4
95821585725
Головки у шурупов имеют различную форму: потайную, полупотайную, полукруглую, шестигранную (рис. 5).
4196715256540Места для шурупов размечают так же, как и для гвоздей. Длина шурупа должна быть в 2—3 раза больше толщины верхней детали.
243840196850
Рис. 5 Формы головок шурупов:
а — потайная;
б — полупотайная;
в — полукруглая;
г — шестигранная
Учитель обращает внимание учащихся на разновидности шлицов головки шурупа.
Учитель. При выборе длины шурупа необходимо учесть, что его длина должна быть в 2-3 раза больше соединяемой детали (верхней).
В верхней детали сверлят отверстие чуть более диаметра шурупа, а в нижней - 4/5 от шурупа.
Для потайных и полупотайных головок шурупов отверстие надо прозенкеровать. (См. рис. 6)

Рис.6 Подготовка гнезда по головку шурупа сверлом (а) или зенковкой (б)
Завинчивают шуруп отверткой по часовой стрелке. (См. рис.7.)

Рис.7 Ввинчивание шурупа отверткой.
Учитель демонстрирует пример соединения деталей шурупами.
Как вы думаете, какое соединение деталей будет более прочным и надежным - гвоздями или шурупами?
На предприятиях сборщики выполняют операцию завинчивания шурупов с помощью электрошуруповертов, пневмошуруповертов.
5.Инструктирование по правилам безопасности при соединении деталей шурупами.
Учитель. Основными правилами безопасности являются:
не пользоваться шурупами со сбитым шлицом;
пользоваться только исправной отверткой;
ввинчивать шуруп только под прямым углом;
при ввинчивании не трогать шуруп руками;
после ввинчивания шуруп зачистить от заусенцев.
6.Практическая работа.
Тренировка ввинчивания шурупа, предварительно подобрав шурупы и отвертку.
III. Итог урока.
Новые понятия: гвоздь, шуруп, шлиц.
Учитель оценивает качество выполненной практической работы, указывает на характерные ошибки, допущенные учащимися.
Домашнее задание: § 15, вопросы стр.51.