Урок на тему:Жизнь Петра и февронии Муромских как образец благочестия, любви и верности


Тема. Жизнь Петра и Февронии Муромских как образец благочестия, любви и верности.
Цель: формирование духовно-нравственных ценностей ребенка через приобщение его к истокам русской культуры, постижение взглядов, идеалов народа, отражённых в «Повести Петра и Февронии Муромских».
Задачи: познакомить с понятиями «благочестие», «добродетель», выявить духовный смысл и лексическое значение слов, называющих великие христианские добродетели; совершенствование навыков анализа текста, характеристики героев; развивать творческое мышление, культуру устного слова, обогащать словарный запас учащихся. Оборудование: словари, репродукция иконы Петра и Февронии Муромских, учебник-хрестоматия для 7 класса (автор-составитель В.Я. Коровина), книга для чтении в 5-9 классах (раздел «Древнерусская литература»).
Ход урока:
1.Проверка домашнего задания:
а) обсуждение планов-пересказов повести;
б) пересказ эпизода;
2. Сообщение темы и задач урока. -На прошлом уроке мы познакомились с содержанием повести, а сегодня обратимся к произведению ещё раз, чтобы глубже вникнуть в его суть и понять, что же хотел рассказать нам автор, какие темы поднимает в повести, какие проблемы волнуют писателя далёкого прошлого. Попробуем разобраться в характеристиках героев, вслушаемся в речь наших далёких предков и постараемся провести параллель между прошлым, настоящим и будущим.

3. словарная работа. На доске записаны слова «благочестие», «добродетель».
-Говоря о Петре и Февронии Муромских, мы называем их образцом благочестия. Как вы понимаете это слово?
-Как оно образовано? Благая честь-добрая честь. – в чем суть выражения и какие понятия сюда входят? (честность, верность, доброта, кротость, любовь к людям, милосердие, жертвенность). Слова записываются на доску.
-Ребята, вы сейчас назвали основные христианские добродетели. Посмотрите на слово «добродетель», что означает это слово? (Образовано от глагола «деять» добро – делание добра, благое свойство человеческой души).
-Давайте обратимся к словарю и посмотрим толкование слова «благочестие».
Благочестие – набожность, религиозность. (Толковый словарь С.И. Ожегова)
4. Работа над характером героев.
Эвристическая беседа. Работа с текстом произведения.
-А какие из перечисленных добродетелей свойственны Петру и Феврнии? Как они раскрываются в поступках героев?
-Почему автор не рисует портреты героев? Что для автора и самих героев является определяющим в человеке? (По ходу работы составляется словарь добродетелей Петра и Февронии)
1) Работа над образом Петра.
-каким мы видим Петра? В чем проявляется его самоотверженность и мужество? (Эпизод боя со змеем)
-Найдите слова, передающие авторское отношение к герою: «Петр начал обдумывать мужественно. не колеблясь, как бы змея убить…»
-Каким образом меч попадает в руки Петра и почему он ему посылается?
Что подчеркивает автор повести? Найдите в тексте: «Он любил молиться в малолюдных церквах». Что скрывается за этими словами? (Автор передает чувство глубокой веры князя. За его веру и молитву приходит помощь: монастырский отрок показывает ему место хранения Агрикова меча). -А всегда ли Петр поступал по совести? (Не женился сразу на Февронии, стал ее испытывать, когда жены бояр стали наговаривать на нее: история с крошками)
-почему же автор все же делает Петра главным героем повести? (Петр раскаялся, исправил свои ошибки, вел праведную жизнь, был тверд в вере)
-как вы думаете, что преобразило Петра, заставило его измениться? (встреча с Февронией, любовь к ней. Ее прекрасная и чистая любовь помогает его душе освободиться от ложного и суетного. Душа Петра находит покой, утешение в безграничной преданности и великодушии Февронии) 2) работ над образом Февронии.
-Почему автор в качестве главной героини выбрал не знатную девушку, а крестьянского происхождения? (он учит ценить людей не по происхождению, а по поступкам; и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные)
-Какие качества характера обнаруживает Феврония? В каких ситуациях огни проявляются?
-В чем проявляется ее мудрость? (Обладает чудесным даром исцелять людей, поступает мудро, оставив один струп на теле Петра..) -Почему Феврония выбрала Петра, ведь они ни разу не видели друг друга?
Предчувствия, интуиция, свойственные мудрому девичьему сердцу, дар предвидения указывают Февронии на ее избранника. Словно ей дано знать, что лишь ее любовью спасется Петр.
-Почему боярские жены невзлюбили Февронию?
-Почему Феврония подчинилась требованиям бояр покинуть город? Какая христианская добродетель проявилась в образе Февронии? (Кротость, она не стала с ними спорить, доказывать, а лишь, уходя. Унесла с собой самое дорогое-своего мужа) -Что такое кротость? (смиренность, неспособность на зло отвечать злом)
-Почему Петр не отказывается от Февронии и покидает муром? Как автор относится к его поступку? Подтвердите текстом. «.. князь Петр по Евангелию поступил: владения свои в грязь почел, но заповедей божьих не нарушил»
-А как испытывается любовь Февронии-супруги? Как она поступает и что обнаруживает, узнав о «лукавых помысла» некого человека на судне, везшим супругов в изгнание? -что помогает Февронии в самые горестные, трудные минуты жизни? (вера в бога). Найдите подтверждение в тексте. «И жили блаженные благочестиво, и ни одной из заповедей божьих не забывали, и всю жизнь свою в смирении и кротости проводили»- та автор повести говорит нам о том, чем Петр и Феврония заслужили свои счастье. В изгнании, когда Петра мучают сомнения: не напрасно он покинул Муром, Феврония подбадривает его, укрепляет веру: «Не печалься, князь, милостливый Бог и жизни наши строит, он не оставит нас в унижении».
В процессе работы на доске ив тетрадях записываются добродетели супругов.
Пётр Феврония мужественный бескорыстный
самоотверженный мудрая
смиренный добросердечна милосердная
набожный кроткая
добрый набожная
благородный любящая верная, преданная
-В чём находит своё высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии?(Оба супруга, не мысля возможности пережить друг друга, умирают в один и тот же день час и не разлучаются даже после смерти, наперекор тем, кто и теперь пытался их разлучить)
5.Работа с репродукцией иконы Петра и Февронии Муромских
Слово учителя. Хочу обратить ваше внимание на слова епископа-поэта Григория Богослова, записанные на доске: «Смотрите, что дает союз любви, мудрый брак. Кто научил мудрости?..Кто, как не брак, соединил море и сушу влажной дорогой и объединил раздельное друг от друга?..» Примером именно такого «мудрого брака» служит для нас житие муромских чудотворцев. Рассмотрим репродукцию иконы, на которой изображены Пётр и Феврония. Цветовая гамма достаточно традиционна: красные покрывала, жёлтые одежды. Обязательным элементом является нимб. На иконе супруги обращены друг к другу, что символизирует взаимную любовь и преданность.
Мощи святых Петра и Февронии, покровителей семейной жизни, хранятся в Муроме. 8 июля Православная церковь вспоминает этих святых, поживших долгую семейную жизнь и умерших в один день-8 июля. Именно этот день считают днём влюблённых в православии. Немало людей совершают паломничество в Муром, прося благословения или молитвы перед Господом о даровании семейного счастья.
6.Обобщающая беседа
-Мы выяснили, что Пётр и Феврония не случайно стали героями «Повести…»
-Какую мысль стремился донести до нас автор? (Жизнь человека по законам Божьим, осознанное желание человека творить добро-важнее всего для автора. Эта повесть своего рода гимн вере, любви и верности.) -Чем, по-вашему, повесть привлекла и современников, и читателей последующих эпох? (Повесть сочетает элементы сказочного и бытого, создаёт яркие, запоминающиеся характеры, является образцом не только благочестивого жития русских князей, но и о житейской мудрости, добрых семейных отношений, отражает идеалы народа.)
-Чему вас научили сегодня? Чем сегодняшний урок был полезен и интересен лично для вас?
-Захотелось ли продолжать дальнейшее знакомство с произведениями древнерусской литературы?
7.Домашнее задание: Написать сочинение «Моё отношение к героям повести»