РОЛЬ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫХ ПАУЗ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ БИСЕРОПЛЕТЕНИЮ.


РОЛЬ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫХ ПАУЗ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ БИСЕРОПЛЕТЕНИЮ.
Автор: Аладина Наталья Николаевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ЦДТ» города Абакана.
Программа «Стильные штучки» является составительской, рассчитана на 3 года обучения детей в возрасте от 7 до 12 лет.
Цель данного курса – овладение разнообразными видами бисероплетения, развитие творческой самостоятельности, фантазии, художественного вкуса, воспитание умения работать в коллективе.
Программа предусматривает решение следующих задач:
Овладение навыками изготовления изделий в различных техниках бисероплетения.
Развитие навыков работы с различными видами бисера, стекляруса и пайеток и совершенствование умения сочетать их в изделиях.
Развитие умения составления схем.
Осуществлять трудовое и эстетическое воспитание детей.
Формирование умения достаточно самостоятельно решать вопросы по изготовлению изделий и их оформления (выбор материала, способ изготовления, умение планировать работу и осуществлять самоконтроль).
Развивать смекалку детей, изобретательность и устойчивый интерес к данному виду деятельности, технической эстетике и желанию выполнить изделие красиво и аккуратно.
Программа реализует комплексную систему теоретических и практических занятий обучения бисероплетению. Построена программа по принципу доступности изложения материала, то есть постепенный переход от простого к сложному.
В процессе реализации данной программы дети входят в мир прекрасного, у них развиваются творческие способности, мелкая моторика рук, гибкость мышления; возникает стремление вносить в повседневную жизнь красоту. Происходит художественно – эстетическое образование детей, ориентированное на их способности и интересы.
Свою программу я построила таким образом, что в течение всего периода обучения дети овладевали различными техниками и приемами бисероплетения, с постепенным их усложнением и внедрением различных материалов.
Однако, наблюдая за детьми и оценивая их интерес к данному виду творчества, я прихожу к выводу, что заниматься одним видом рукоделия, пусть даже очень интересным, на протяжении длительного времени становиться скучным. Детям необходима смена деятельности. Еще в 20-е годы прошлого века русские физиологи выяснили, что смена рода деятельности является лучшим отдыхом. Ребята просто устают работать с одним материалом. И поэтому, помимо физминуток, игровых моментов, интеллектуальных викторин и пр. я считаю необходимым вводить в программу занятия по изготовлению изделий из других материалов, так называемые декоративные паузы.
Это и работа с тканью, бумагой, проволокой, блестками, фольгой и т.д. На мой взгляд, такие занятия – паузы не только отвлекают ребят от иногда монотонной работы, но и помогают им закрепить некоторые приобретенные в процессе обучения бисероплетению практические навыки. Так в процессе изготовления цветов и бабочек из органзы и проволоки (интерьерные украшения) ребята уже смело работают с проволокой и у них почти не вызывает трудности отрезать проволоку необходимой длины для детали крыла, они легко справляются с процессом скручивания проволоки и соединением готовых деталей в одно изделие.

При работе с тканью очень часто дети закрепляют навыки выполнения узелков. Во время плетения изделий из бисера на нитках, у многих из них процесс закрепления нити вызывает большие затруднения.

Работая с бумагой, дети зачастую просто отвлекаются от процесса плетения. Но бывают и такие приятные моменты, когда ребенок берется за клей, проволоку или нитки, чтобы украсить свою снежинку, открытку или мышку-валентинку бисером или пайетками. И это прекрасный показатель интеграции различных видов рукоделия.

В начале своей деятельности по данной программе я включала декоративные паузы только 2-3 раза в год. Сейчас я стараюсь приурочить их праздникам, а их у нас много.
Успешным результатом такой деятельности считаю тот факт, что дети стали экспериментировать с сочетанием в одном изделии различных техник. Так у бисерных животных появляются крылья из ткани, гривы из пряжи. А чехол для телефона, сплетенный из бисера, вполне может быть вышит лентами.


Вывод: разнообразными должны быть не только формы проведения занятий, но и их содержание, и вся структура программы в целом.