Создание декоративно-прикладных изделий из древесины. Внешнее оформление жилища /занятие 6 класс/


Внешнее оформление жилища
создание декоративно-прикладных изделий из древесины
/технология, 6 класс, стр.66-79/
общая часть
предмет Технология /технический труд/, 6 класс
№ занятия 13
длительность 90 минут
тема
Внешнее оформление жилища
Создание декоративно-прикладных изделий из древесины
тип Открытие новых знаний
цель Развитие личности обучающихся на основе изучения новых знаний и усвоения универсальных практических навыков
планируемые результаты
предметные -Рациональное использование информации при работе с объектом труда
-Собственная оценка технологических свойств материала /древесина-кедр/
-Ориентация в имеющихся средствах и технологиях создания объекта труда /организация труда/
-Распознавание видов материалов, назначение инструментов, оборудования применяемых в технологическом процессе
-Владение способами научной организации труда в самостоятельной трудовой деятельности
метапредметные-Определение способов решения трудовой задачи на основе заданных алгоритмов
-Проявление инновационного подхода к решению практической задачи на основе собственных алгоритмов
-Поиск решения возникающих проблем
-Самостоятельная организация и выполнение практической работы
-Использование дополнительной информации
-Совместная трудовая деятельность с другими её участниками
-Оценивание вклада своей трудовой деятельности в коллективе
-Обоснование путей и средств устранения ошибок
-Соблюдение норм и правил культуры поведения
-Соблюдение норм и правил безопасности трудовой деятельности
личностные -Проявление познавательных интересов и активности в области художественной обработки древесины
-Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности
-Овладение нормами и правилами организации физического труда
-Самооценка умственных и физических способностей
-Осознание необходимости общественно-полезного труда
-Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам
решаемые учебные задачи -Познакомиться с видами резьбы
-Выполнить один из видов домовой резьбы
-Развить умения работы ручными режущими инструментами
-Развить умения работы инструментами для резьбы по дереву
-Развить умения работы на сверлильном станке
основные понятия темы резьба по дереву, основные виды резьбы, применение резьбы в оформлении жилища, ручные инструменты, станки и электроинструменты применяемые в оформлении
средства ИКТ компьютер, экран, проектор
методическое назначение средств ИКТ Поддержка работы и расширение возможностей
Повышение продуктивности урока
Мотивация к учению и активизация процесса обучения
Привлечение обучающихся к исследовательской и проектной деятельности
интернет-ресурсы Внешнее оформление дома
Резьба в оформлении дома
Оформление жилища
www.Lobzik.ruформы работы Фронтальная, индивидуальная
методы обучения материально- техническое обеспечение
/16 обучающихся/ Наглядное изображение дома на чертеже с резными элементами
Сверлильный станок, перовое сверло Ø20
Ножовка-8
Рубанки-16
Ножи для резьбы-16
Готовые изделия обучающихся как образцы видов резьбы
обеспечение обучающихся Спецодежда
Технология, 6 класс
Тетрадь в клетку
Чертёжный инструмент
этапы занятия 1 этап. Вхождение в тему и создание условий для осознанного восприятия нового материала /тема, цель, задачи/
2 этап. Часть 1 Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи /виды резьбы по дереву/
2 этап. Часть 2 Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи /оформление дома/
3 этап. Практическая работа /изготовление элемента наличника для слухового окна/
4 этап. Проверка полученных результатов. Коррекция
/оценка практической деятельности/
5 этап. Подведение итогов. Домашнее задание
/уборка кабинета/
Организационная структура занятия
1 этап.
Вхождение в тему занятия и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Тема, цели, задачи
образовательный результат Вычислить взаимосвязь темы занятия с темой в учебнике, организовать и активизировать познавательную деятельность обучающихся
длительность 3 минуты
вид учебной деятельности Сравнение тем, обсуждение и определение связи
метод преподавания Стимулирующий метод
Метод вынужденного предположение к методу познания
метод учения Частично-поисковый
информационное обеспечение
слайд 1 Тема занятия
слайд 2 Цель занятия
слайд 3 Задачи занятия
деятельность учителя /введение в тему/ деятельность обучающихся
-Подумайте, определите связь тем занятия /слайд1/ -Декоративно-прикладные изделия встречаются в оформлении дома
-Создавая что-то нам хочется, чтобы это видели и оценили люди
-Навыки полученные в школе можно применить на практике дома
-Оформление дома это конкретный результат того, что человек умеет
-Через цели занятия которые я поставил перед собой определите задачи, которые необходимо решить /слайд 2,3/ -Познакомиться с видами резьбы, с применением резьбы в оформлении жилища
-Выполнить один из видов домовой резьбы
-Развить умения работы ручными режущими инструментами, инструментами для резьбы по дереву
-Развить умения работы на сверлильном станке
-Тема занятия Запись темы в тетради
2 этап. 1 часть
Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. Виды резьбы по дереву
образовательный результат Для обучающихся - осознать, осмыслить новую учебную информацию
Установить правильность выполнения задания, устранить обнаруженные пробелы в знаниях
длительность 12 минут
вид учебной деятельности Постановка перед обучающимися проблемы определения видов резьбы
метод преподавания Побуждающий
метод учения Поисковый
форма работы Групповая /4 по 4/
информационное обеспечение
слайд 4 Контурная резьба
слайд 5 Геометрическая резьба
слайд 6 Рельефная резьба
слайд 7 Скульптурная резьба
слайд 8 Домовая резьба
деятельность учителя
/новый материал/ деятельность обучающихся
-Разделить представленные образцы изделий по видам резьбы на четыре группы, провести анализ
-Пользуясь учебником определить вид резьбы Работа в группах
Анализ, обсуждение, фиксация результатов в тетради
Обсуждение результатов работы /слайд 4/ -Резьба контурная
-Неглубокие канавки по контуру изображения на плоскости
-Часто выполняют на тёмном фоне
-По отношению к другим видам резьбы посильна для новичков
-Применяются различные инструменты /стамески полукруглые, клюкарзы, ножи/
Обсуждение результатов работы /слайд 5/ -Резьба геометрическая
-Другое название: трёхгранно-выемчатая, т.к. имеет в большинстве трёхгранные элементы
-Требует большой аккуратности не только в исполнении, большую роль играет разметка
-Брак исправить сложно
-Выполняется ножом, но могут применяться другие инструменты
Обсуждение результатов работы /слайд 6/ -Резьба рельефная
-По названию говоря о рельефе подразумевают неровную поверхность
-Фон обычно ниже самого рисунка, иногда отсутствует
-Применяются различные инструменты
-Требует определённых навыков в работе, знаний материала, умения владеть различными режущими инструментами
Обсуждение результатов работы /слайд 7/ -Резьба скульптурная
-Объёмная резьба, работа просматривается со всех сторон
-Сложный вид резьбы
-Требует хороших технологических знаний, умения работать с инструментами для резьбы по дереву
-Охарактеризовать домовую резьбу по слайду /слайд 8/ -Резьба домовая
-Другие названия: ажурная, прорезная, накладная, сквозная
-Может соединить в себе все другие виды резьбы
2 этап. 2 часть
Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. Оформление дома
образовательный результат Организовать и направить к цели трудовую деятельность обучающихся
Показать практическую значимость темы
длительность 12 минут
вид учебной деятельности Изложение учебного материала с постановкой учебной ситуации
метод преподавания Информационно-сообщающий
метод учения Исполнительский
информационное обеспечение
слайд 9 Объект труда
деятельность учителя
/новый материал/ деятельность обучающихся
-На слайде представлен дом с элементами резьбы
Какую роль играет резьба в оформлении дома /слайд 9/ -Придаёт красивый внешний вид
-Имеет практическое значение
-Закрывает технологические соединения от попадания влаги, гниения
-Продлевает срок службы дома
Показать на схеме дома основные резные элементы /дом на чертеже/ В тетради на схеме обозначить основные резные элементы
Объяснить какую роль они играют
-Причелина-Закрывает обрешётку кровли
-Полотенце -Закрывает соединения причелин-Карниз -Препятствует попаданию влаги на стены
-Торцевые доски /пилястры/ -Закрывают торцы венцов
-Наличник -Закрывает соединение стены с коробкой окна
-Глаза дома
-Слуховое окно
/чердачное окно/ -Окно на фронтоне дома
-Какие требования предъявляются к орнаменту
-История возникновения элементов орнамента домовой резьбы -Язычество /поклонение земле, воде, солнцу, вера в домовых, леших и т.д., сказки дошедшие до наших дней
□ - земля
☼ - солнце
≈ - вода
- птица счастья, птица Сирин


Вариант домика без оформления


Оформление жилища домовой резьбой


элемент наличника для слухового окна
3 этап. Практическая работа
Изготовление элемента наличника для слухового окна
образовательный результат Подготовка, направление обучающихся на практическую деятельность
длительность 45 минут
вид учебной деятельности Напоминание приёмов и способов работы
Указание на правила безопасности
Инструктаж о рациональных путях выполнения работы
Стимулирование самостоятельных практических действий
Контроль за практической деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление, помощь
метод преподавания Объяснение
Демонстрация, показ
Инструктивный
метод учения Анализ имеющегося опыта, ранее усвоенных знаний
Упражнения
Практический
информационное обеспечение
слайд 10 Практическая работа
слайд 11 Практическая работа. Критерии оценки
слайд 12 Инструменты
деятельность учителя
/практическая работа/ деятельность обучающихся
-На слайде оформление слухового окна, примерные формы наличника
-Каким образом достигается форма окружности /слайд 10/ -Наличник состоит из нескольких элементов конусообразной формы, при сборке принимают форму круга сиволизирующего лучи солнца
-На экране деталь наличника
-Правила строгания
-Правила резания
-Правила сверления /слайд 11/ -Строгать по волокнам, сглаживая
-При строгании соблюдать прямой угол к пласти-При резании контура нож держать двумя руками
-Резать ножом от себя
-Наметить центр отверстия
-Перовое сверло подавать плавно
-Уверенно удерживать заготовку на станке
-Условия и требования предъявляемые к инструментам /слайд12/ -Инструмент должен быть острым
-Инструмент должен быть удобным
-Инструмент должен быть исправным
Показ работы инструментом с напоминанием правил безопасной работы и бережного отношения к оборудованию
Успешно справившиеся помогают другим обучающимся
Для закончивших работу предложить разработать свой элемент наличника
4 этап. Проверка полученных результатов. Коррекция
Оценка практической деятельности
образовательный результат Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели
длительность 10 минут
вид учебной деятельности для проверки результатов Осознание обучающимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса
метод контроля Оценка работы класса и отдельных обучающихся
способы коррекции Практический - исправление ошибок
Словесный - объяснение ошибки
деятельность учителя /оценка/ деятельность обучающихся
Соединить все элементы
-Удалось ли решить поставленную практическую задачу -Задача решена, если соединить все элементы видны некоторые недочёты, шероховатости
-В дальнейшей работе это можно учесть и исправить
-Что нужно сделать ещё
-Каким способом -Окончательную отделку детали наждачной бумагой
-Провести сборку изделия
-Где ещё можно ли применить данное изделие -Не только в оформлении дома, на детской площадке, в оформлении изгороди, рабочего уголка
Проверка и оценка практических работ, корректировка
Уборка рабочих мест
5 этап. Подведение итогов. Домашнее задание
Уборка кабинета
рефлексия по достигнутым образовательным результатам Осознание обучающимися своей учебной деятельности
Наметить перспективы на будущее
информационное обеспечение
слайд 13 Городец, Новгородская область, город мастеров
слайд 14 Городец, Новгородская область, город мастеров
слайд 15 Горно-Алтайск
слайд 16 Горно-Алтайск
слайд 17 Очень красивая беседка
деятельность учителя
/итог урока/ деятельность обучающихся
-Где можно применить полученные знания, умения -Мы не только научились выполнять конкретное изделие, мы научились работать инструментом и сможем применить умения в любой практической деятельности
-Будем обращать внимание на оформление домов, постараемся применить на практике
-На территории школы строится музей, мы можем принять участие в строительстве
-Что на уроке получилось хорошо -Понравилась практическая работа
-Узнали много нового о резьбе по дереву
-Понравились красивые дома
Красивые дома - Городец /слайды 13, 14/
Пример педагога /слайды 15,16/
Красивая беседка /слайд 17/


Вот такой я буду после этого урока. С уважением Красиков Е.В.