Исследовательская работа Евдокия Московская — жена Дмитрия Донского


1 июня - день памяти Дмитрия Донского и День защиты детей. Символичное совпадение, учитывая, что у князя было 12 детей. Но самым большим его сокровищем была его жена – Евдокия (Ефросиния Московская), одна из самых потрясающих русских женщин.
Шесть  веков её считали небесной покровительницей Москвы. До начала ХХ века в каждом русском доме была её икона...
Святая Евдокия родилась в 1353 году и была дочерью Суздальского князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны. Князь Димитрий Константинович был мудрым, благочестивым и просвещённым правителем.
По благословению святителя Алексия, митрополита Московского,
18 января  1366 года она стала супругой Великого князя Димитрия Иоанновича, позднее прозванного Донским, и 22 года провела с ним в счастливом браке, которому «земля Русская была рада». Летописец говорит, что бракосочетание князя и княгини «преисполнило радостию сердца русских».
За 22 года супружества в семье великого князя родилось 12 детей – восемь сыновей и четыре дочери. Сыновья: Даниил, Василий, Юрий, Симон, Иван, Андрей, Пётр, Константин. Дочери: София, Мария, Анастасия, Анна. 
       «Молодой князь Димитрий не любил празднословия, не терпел срамных слов, уклонялся худых людей, а с добрыми любил беседовать, с благоговением слушал Священное Писание, заботился о храмах, мужественно стоял на страже границ; “злобою был дитя, а умом полный муж”, – как говорит о нём древнее повествование. Княжна была супругой кроткой, любящей и набожной.  
Своих чад супруги воспитывали в благочестии и страхе Божием.
Брак был заключен в трудное время. «Наступало время практически не прекращающихся войн с многочисленными врагами — внешними и внутренними. Почти в самый год бракосочетания князя Димитрия с Евдокией свирепствовала в Москве “моровая язва” (чума), народ умирал тысячами, по московским улицам слышен был плач и причитания осиротелых людей. К этой беде присоединилась ещё одна — страшный пожар в Москве. Море огня охватило улицы города, безжалостно пожирая деревянные постройки. Горели дома, имущество, скот, гибли люди. <…> И вот тогда-то явила себя Евдокия матерью и покровительницей обездоленных погорельцев, вдов и сирот». 
     Юные князь и княгиня помогали пострадавшим не только из казны, но и из собственных средств. Все бедствия супруги переносили со смирением и покорностью. Едва восстановилась Москва, как в 1368 г. литовский князь Ольгерд Гедиминович вторгся в Московское княжество и начал осаду Кремля, в котором затворились великий князь с княгиней, митрополит Алексий и бояре. Московская земля была опустошена, однако, милостью Божией, Кремль не сдали. Князь Ольгерд не раз ещё нападал на княжество, но всё же проникся уважением к благочестивым, благородным и мужественным молодым русским князьям и заключил с ними мир, отдав свою дочь Елену в жёны Владимиру Храброму. 
      Княгиня Евдокия помогала своему супругу непрестанной молитвой о нём и о родной земле. «Не прошло и пяти лет супружества, как князю Димитрию было необходимо ехать в Орду в связи со спором о великом княжении с Тверским князем Михаилом Александровичем. Первосвятитель Русской Церкви митрополит Алексий не только благословил князя на эту поездку — восьмидесятилетний старец сам сопровождал его до Коломны. В отсутствии супруга Евдокия со всем народом молилась о благополучном возвращении князя. По молитвам святителя Алексия и преподобного Сергия князь Димит- рий Иванович вернулся из Орды в Москву с ярлыком на великое княжение.  
    Автор “Слова о житии...” князя Димитрия находит удивительные и точные слова для описания совместной жизни великокняжеской четы: “Ещё и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого”. 
      Своими горячими молитвами и делами любви и милосердия княгиня помогала своему супругу в борьбе за освобождение Руси от монголо-татарского ига. В день Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1380 года князь Димитрий, возглавивший войска русских княжеств, одержал на Куликовом поле решающую победу. Благословение и молитвы преподобного Сергия и его учеников, молитвы преподобной Евдокии и всех близких русских воинов, примирение и объединение самих сражавшихся против общего врага вымолили у Бога эту победу. По просьбе благочестивого князя Димитрия Донского, Русская Церковь установила день ежегодного поминовения усопших воинов, «на поле Куликовом за веру и отечество живот свой положивших» – Димитриевскую родительскую субботу. 
     В память победы на Куликовом поле святая Евдокия построила в Кремле храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который был расписан великими иконописцами Древней Руси Феофаном Греком и Даниилом Чёрным.
    «Нашествие татарского хана Тохтамыша в 1382 г. стало новым страшным испытанием для Москвы и всей Русской земли. Димитрий Иванович уехал собирать войско сначала в Переславль, а затем в Кострому, оставив в Москве великую княгиню. Из-за опасности взятия Москвы великая княгиня с детьми и митрополит Киприан с трудом сумели выйти за городские стены, после чего Евдокия направилась вслед за князем. На пути она едва не попала в плен. Через три дня осады войска Тохтамыша взяли Москву и сожгли город, после чего обратили в пепелище большую часть русских земель. По преданию, Димитрий Иванович плакал на развалинах Москвы и похоронил убитых на собственные деньги.
    В 1383 г. Димитрий Иванович должен был явиться к Тохтамышу, чтобы отстоять у хана права на великое княжение. Из-за крайнего озлобления Тохтамыша решили послать в Орду старшего сына великого князя — Василия, которому было около 13 лет. Он был задержан в Орде как заложник. Тохтамыш кроме дани потребовал за Василия выкуп 8 тысяч рублей. Сумма по тем временам была огромная, и разорённое Московское княжество не могло выплатить всю сумму. Поэтому Василию пришлось жить в плену у хана два долгих года, после чего ему удалось бежать. 19 мая 1389 г. великий князь Димитрий Иванович скончался на сороковом году жизни. Умирая, он завещал детям беспрекословно слушаться мать. По свидетельству современников день кончины князя был днём печали и слёз для многих русских людей. Погребли великого князя в Архангельском соборе Московского Кремля».
До самой старости Евдокия сохранила одухотворённую красоту. Многие мужчины сватались к прекрасной вдове, однако она всем отказывала – в её сердце было место только для одного мужчины, и им стал Дмитрий. Она пережила Дмитрия на 18 лет.
С 1389 года, после кончины своего супруга, она фактически стояла во главе Московского княжества. Евдокия так много сделала для украшения Москвы, для ее культурного расцвета, строя храмы и монастыри, приглашая лучших мастеров и  художников (в том числе Андрея Рублева). Прославилась и как благотворительница и целительница, очевидно, благодаря её отзывчивости и помощи были осуществлены многие общероссийские проекты. Её заслуженно называли покровительницей всех обездоленных, погорельцев, вдов и сирот ...
"Она  покровительница Москвы, семьи, женщин, детей, а также армии (ее муж и сын много воевали и ее молитвами возвращались живыми). Евдокия была очень богатой женщиной, была женщиной власти, но её любили, потому что она была милостива и заботлива, как мать. И это замечательный пример для современности: как себя вести богатым и имеющим власть, чтобы их любили.."Димитрий Иванович передал престол старшему сыну Василию, завещав, чтобы соправительницей ему была мать. Свято исполняя волю почившего, Евдокия не удалилась в монастырь, как то было в обычае вдов-княгинь, а возглавила семью. Ещё при жизни супруга святая Евдокия жила подвижнически, а после его кончины стала вести ещё более строгую жизнь. Обладая незаурядным умом и способностями, великая княгиня мудро и справедливо управляла княжеством; распоряжалась завещанными средствами на строите- льство храмов, устроение и нужды монастырей.
Каждый день святая Евдокия начинала с молитвы. В течение дня её можно было встретить то в одном из храмов, то в монастыре. Молилась она и ночью. Поминая своего покойного супруга, она постоянно делала вклады в монастыри и творила милостыню бедным. «Сыновья великой княгини повзрослели, она стала думать о монастыре, в котором могла бы всецело посвятить себя Богу. В сердце Москвы — в Кремле — она устроила новый женский монастырь в честь Вознесения Господня. Место для обители она выбрала у Флоровских ворот. Отсюда княжна провожала и здесь встречала своего мужа, возвращавшегося с Куликова поля. Поблизости от ворот находился великокняжеский терем, сожженный во время нашествия Тохтамыша. На этом месте бывшего княжеского жилища воздвигла великая княгиня монашеские кельи.
     «С именем великой княгини Евдокии связано одно из самых значительных событий духовной истории России. Совершилось оно во время нашествия Тамерлана в 1395 г. Весть о том, что полчища грозного полководца подошли к границам Руси, привели в ужас весь народ. Великий князь Василий, благодаря влиянию матери, проявил твердость духа, собрал войско и вышел навстречу врагу. Но что могла сделать эта малая дружина перед полчищами непобедимого завоевателя, утверждавшего, что вся вселенная недостойна иметь двух правителей?
   Народ, вместе со своей княгиней молился Богу. Евдокия совершала молитвы об избавлении Руси от гибели. Молитва праведницы была услышана Богом. По совету матери Василий Димитриевич повелел принести чудотворную Владимирскую икону Божией Матери из Владимира в Москву.
26 августа 1395 г. великая княгиня Евдокия с сыновьями, князем Владимиром Андреевичем Храбрым, митрополитом, духовенством, боярами, с множеством собравшихся жителей Москвы встретили икону Богоматери.
    В тот самый день и час Тамерлан в сонном видении увидел Светозарную Жену, окруженную сиянием и множеством молниеносных воинов, грозно устремившихся вперёд. По совету своих наставников Тамерлан отдал приказ войскам повернуть от границ Руси». 
   В 1407 г., после видения Архангела Михаила, предвозвестившего ей скорую кончину, княгиня Евдокии решила принять монашество, к которому стремилась всю свою жизнь. По её желанию был написан образ Архангела Михаила и помещён в кремлёвском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
    «Сказание говорит, что вступление великой княгини на монашеский путь было ознаменовано Божиим благословением и чудом. Одному нищему слепцу великая княгиня явилась во сне и обещала исцелить его от слепоты. Великая княгиня опустила на слепца рукав своей одежды. Тот с благоговением и верою отёр этим рукавом свои глаза. На виду у всех совершилось чудо: слепой прозрел! Народ прославил вместе с прозревшим угодницу Божию. По сказанию, в день пострига великой княгини исцелились от различных болезней 30 человек».    Постриг был совершён 17 мая 1407 г. в деревянной церкви Вознесения Господня. Великая княгиня получила в постриге имя Евфросинии, что в переводе означает «радость».
   «Через три дня, 20 мая, произошла закладка новой каменной церкви в честь Вознесения Христова. В этом храме великая княгиня определила и место своего упокоения. Но ей не довелось увидеть завершение строительства. 7 июля 1407 года она скончалась на 54-м году жизни, оплаканная семьёй, боярами, всеми русскими людьми, видящими в ней любящую мать. Погребали святую Евфросинию при большом стечении народа в указанном ею месте строившегося храма.
По кончине преподобной постройку храма продолжили великая княгиня Софья, супруга великого князя Василия Димитриевича, супруга великого князя Василия Темного — Мария Ярославна. 3 ноября 1467 г. собор был освящен митрополитом Филиппом I. Постройку завершил московский зодчий Василий Ермолин».
    Вознесенский храм стал усыпальницей великих княгинь и цариц Российского государства.
Святых Димитрия и Евдокию Московских нередко изображают на иконах и в древнерусских рукописях с царскими коронами, хотя они не имели царского титула. Но это глубоко символично: ведь они не только стояли у истоков Русского государства и положили его основание, но и всю жизнь восстанавливали дарованное Богом достоинство человека, достигли святости и приняли от Бога венец нетления.
Сегодня преподобная Ефросиния почитается как один из небесных покровителей Москвы, как и её муж – почитаемый в лике святых князь Дмитрий Донской.
Для современных женщин может показаться, что жизнь княгини Евдокии вообще- то очень обыкновенная, посвящённая исполнению скромных обязанностей христианки, жены и матери. Но строжайшее честное и самоотверженное исполнение своего долга и выражает истинное христианское призвание замужней женщины, матери и вдовы.