Интенсификации процесса обучения чтению обучающихся начальных классов

Рахимзянова Гульнара Шамильевна,
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ № 66, г. Екатеринбург
Интенсификации процесса обучения чтению обучающихся начальных классов
Изучая детское чтение обучающихся начальных классов и научно-методическую литературу по данной теме, я ранжировала свои результаты и методики разных педагогов, применение которых на практике дало положительный долгосрочный результат.
В ходе исследовательской и диагностической работы в 2006-2008 учебном годах по исследованию читательских способностей обучающихся 1 и 2 класса сделала выводы, что темп детского чтения моих детей в классе низкий и это отрицательно влияет на способ чтения и понимание текста. Чтобы решить эту проблему, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]на данном этапе я стала пользоваться методикой профессора И.Т. Федоренко, где при обучении чтению важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно находится перед глазами, а то, что мелькает. Именно такое мелькание создает раздражение и запоминается. Необходимо проводить упражнения короткими порциями, но с большей частотой:
Артикуляционная гимнастика.
разминка;
упражнения для развития четкости произношения;
чтение скороговорок, пословиц, поговорок. 
Чтение в темпе скороговорки.
Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста.
Складывание слов из половинок.
Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова.
«Буксир»
Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге, а ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен успевать за его чтением.
«Радиоспектакль»
Любимый вид чтения у учащихся – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций.
Рубежный контроль показал, что к концу 2-ого класса техника чтения у детей оставалась среднего уровня и только 56% учащихся достигли уровня сознательного выразительного чтения в высоком темпе. Для того чтобы добиться более высоких результатов у большинства учащихся, в ходе обучения в 2008-2010 учебных годах в 3 и 4 классе я работала по исследовательскому проекту по интенсификации процесса обучения чтению учащихся младшего школьного возраста.
Цель исследования: обогащение и конкретизация традиционного школьного курса за счёт дидактических тренажёров, тренировочных средств и игр.
В ходе прогностического (сентябрь-октябрь 2008г.) и организационного (ноябрь-январь 2009г.) этапов работала, используя комплекс упражнений для формирования навыка чтения и понимания текстов. Авторы этих разработок группа педагогов и психологов: Заика Е.В., Нечаева Н.В., Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Ладыженская Т.А., Симановский А.Э. например:
Чтение текста с прикрытой верхней частью строчки.
В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют, сразу выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!
Как помочь ребенку прийти к скорочтению? В целях четкого разграничения детьми чтения молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении, опытные педагоги советуют использовать упражнение «Губы».
При команде «Губы!» к плотно сжатым губам ребенок прикладывает палец левой руки, чем подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение. При команде «Вслух» убирает палец и читает вслух текст. По мере привыкания школьника к чтению без внешних признаков проговаривания команда «Губы» подается все реже и, наконец, отменяется совсем. Таким образом, чем меньше проговаривание, тем выше скорость!
В ходе практического этапа с февраля до мая 2009 года работала, используя более эффективные резервы обучения чтению, которые интересны и достижимы для учащихся 3 класса. Например,
Чтение перевернутого текста
Восполнение пропусков букв в словах
Поиск в тексте заданных слов
Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как «игра в прятки» и «мнимое слово».
«Игра в прятки»
Ведущий начинает читать не сначала, а произвольно, называя только страницу, партнер должен найти и подстроиться под чтение ведущего. Если играет несколько детей, то они очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.
«Мнимое слово»
Взрослый в ходе чтения произносит неправильно слово, ребенок прерывает чтение и прочитывает слово с исправлением. Одним из недостатков чтения может явиться малое поле зрения. Раз угол зрения мал, то в поле зрения такого читателя попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно.
Изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения:
Использование таблицы Шульте.
Засекаем время, ребенок начинает поиск цифр в таблице от 1 до 30, при этом показывая их. При частом применении этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 30 до 1.
 Если развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти, то помогут зрительные диктанты, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко. Ребенок должен видеть свои достижения. Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка. Применяя описанные «учительские секреты» с 1-го по 4-ый класс, возможно достичь высоких результатов скорости чтения.
В ходе обобщающего этапа с сентября до мая 2009- 2010 учебного года в ходе полученных результатов и успехов учащихся убедилась, что поставленные задачи для исследования выполнены, так как 96% учащихся достигли уровня сознательного выразительного чтения в высоком темпе.
В моих последующих классах обучающиеся легко проходят этап обучения чтению и достигают высоких результатов по всем предметам.
Источники
Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с.
Зайцев В.Н. “Резервы обучения чтению”. – М.: “Просвещение”, 1991. – 32с.
Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения. // Начальная школа. 1991. №8. сс. 22-25.
Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. “Как преодолеть трудности в обучении чтению”. – М.: изд. “Ось-89”, 1999. – 239с.
Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. 1989. №12. сс. 27-31.
Заголовок 2 Заголовок 315