Игровые технологии как способ интенсификации процесса обучения в начальной школе


«Игровые технологии как способ интенсификации процесса обучения в начальной школе»
из опыта работы учителя начальных классов
ГБОУ ЛНР «Желтянская ООШ І - ІІІ ступеней»
Струк Натальи Михайловны
Обновление всех сторон жизни общества, необходимость выхода на передовые рубежи научно-технического процесса, обеспечения высокой эффективности производства, наиболее полного развития творческого потенциала общества – все это ставит перед общеобразовательной школой совершенно новые учебные и воспитательные задачи. Необходимо, чтобы обучение формировало новый тип мышления, новый стиль деятельности, ориентированный на более эффективное решение производственных, социальных, культурных и многих других проблем.
Основными направлениями перестройки обучения в современной школе являются интенсификация и оптимизация учебного процесса.
Под интенсификацией обучения мы понимаем повышение производительности учебного труда учителя и ученика в каждую единицу времени.
Для того, чтобы напряженность труда учителя и учеников оставалась на допустимом уровне, не вела к перегрузке, не отражалась отрицательно на их здоровье и чтобы в тоже время их труд был высокоэффективным, необходимо выбирать оптимальные варианты обучения.
Поэтому интенсификация и оптимизация обучения должны осуществляться во взаимосвязи как важнейшие принципы научной организации педагогического труда.
Под интенсификацией процесса обучения понимается система технологических приемов, позволяющих задействовать резервные возможности личности обучаемого для повышения эффективности учебно-познавательного процесса.
Основные факторы интенсификации обучения:
Повышение целенаправленности обучения;
Усиление мотивации учения;
Повышение информативной емкости содержания образования;
Применение активных методов и форм обучения;
Ускорение темпа учебных действий;
Развитие навыков учебного труда;
Использование компьютеров и других новых технических средств.
Среди способов интенсификации обучения особое значение имеет применение методов, форм, средств, приемов, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся, стимулирующих их учение. Большую роль тут играют проблемно-поисковые методы, учебные беседы, дискуссии, исследовательские опыты, самостоятельная работа учеников, алгоритмизация, познавательные игры и т.д.
Проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, в зарубежной педагогике и психологии – 3.Фрейд, Ж.Пиаже и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации – в усвоении и использовании человеком общественного опыта.
В структуру игры как деятельности личности входят этапы:
- целеполагания;
- планирования;
- реализации цели;
- анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.
Место и роль игровой технологии в процессе обучения, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр. Рассмотрим следующую классификацию педагогических игр (Г.К. Селевко):
1. Деление игр по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
2. По характеру педагогического процесса игры могут быть:
- обучающими, тренировочными, контролирующими, обобщающими;
- познавательными, воспитательными, развивающими;
- репродуктивными, продуктивными, творческими;
- коммуникативными, диагностическими, профориентационными.
3. По характеру игровой методики педагогические игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры драматизации.
4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.
5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения.
В.А.Сухомлинский говорил: «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Если игра способна вызвать сильное эмоциональное переживание у взрослых людей, забывающих и возраст, и положение, отключая все иные факторы влияния на область чувств человека - какова же ее интенсифицирующая сила?
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересной и увлекательной работу учащихся на уроке.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
-в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
-как элемент более обширной технологии;
-в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);-как технология внеклассной работы.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Игровые приемы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают возрастному стремлению к игре; в основу их педагог обычно вкладывает привлекательные задачи и действия, характерные для самостоятельных детских игр. Использование столь свойственных им элементов тайны, интриги и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового передвижения, соревнования стимулирует умственную активность и волевую деятельность детей, способствует обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала, приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении, развивает самостоятельность.
Игровым результатом выступает успешное выполнение дидактического задания. Вот почему разные, на первый взгляд, игры, которым может быть посвящен урок или серия уроков в значительной степени повышает интерес детей к той или иной предметной области, в целом активизируют их умственную, речевую, творческую деятельность и влияют на эффективность формирования широких познавательных мотивов.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности :на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные),
трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;б) познавательные, воспитательные, развивающие;в) репродуктивные, продуктивные, творческие;г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др. Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.
По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Спектр целевых ориентаций
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности .Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Концептуальные основы игровых технологий
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н.Узнадзе).
Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С.Выготский).
Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов" (А.Н.Леонтъев).
Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
В возрастной периодизации детей (Д.Б.Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основном содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.
В отечественной педагогике имеется ряд таких игровых технологий («Сам Самыч» В.В.Репкина, «Мумми-тролли» томских авторов, персонажи «Волшебника Изумрудного города», «Приключений Буратино» и т.д.), встроенных в основное содержание обучения.
Методика обучения детей теории музыки В.В.Кирюшина. Эта методика основана на соответствии каждому музыкальному понятию одушевленного персонажа (октава - жирафа, терция - сестрица, диссонанс - злой волшебник и т.п.). Все герои испытывают различные приключения, в которых проявляются их сущностные признаки и качества. Вместе с героями дети с трехлетнего возраста незаметно для себя усваивают самые сложные музыкальные понятия и умения, понятия ритма, тональности, начала гармонии.
Во внеурочной деятельности возможно использование компьютерных игр: «В стране дорожных знаков и правил», «Помоги Матроскину», «Веломозайка» и др.
Использование электронных пособий позволяет мне существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание учащихся к изучаемой теме. Урок становится более интересным, если учебный материал представлен на экране - в красках и со звуком. В этом случае процесс обучения делается более эффективным, поскольку активизируются все формы чувственного восприятия.
Компьютерные презентации, составленные мною, использую не только в учебном процессе, но и в воспитательной работе.
Начиная с четвертого класса применяются деловые игры. Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, даёт возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр.
Применение игровых технологий на практике
Задача учителя – научить каждого ребёнка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относится к учебному процессу. Одно из средств, которое окажет реальную помощь ученикам – игра.
Игровая технология являются одной из уникальных форм обучения, которая позволят сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приёмами, используемыми на уроках, дидактическая игра.Дидактическая игра - это метод обучения, в процессе которой в игровой ситуации решаются учебно-воспитательные задачи. Дидактическая игра может использоваться на всех ступенях обучения, выполняя различные функции. Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Например, в начале урока дидактическая игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, в середине - с целью активизации учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий. Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Выделяют следующие виды дидактических игр.
игры-упражнения;
игры-путешествия;
сюжетная ролевая игра:
игра-соревнование.
Игры-упражнения занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, осмысления и закрепления учебного материала, Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, шарады, головоломки, загадки.
Игры-путешествия служат целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала.
Сюжетная игра отличается тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации., а учащиеся играют определённые роли.
Игра-соревнование. Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра-соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы.
Игры-драматизации
Игры-драматизации на уроках в начальных классах формируют воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребенка. Знакомство с приемом драматизации можно начинать с инсценировки сказок.
Работа с тренажерами
Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных навыков. Тренажер - это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма. Работу с тренажерами можно включать на различных этапах урока:
-во время устного счета (на уроках математики);
-при закреплении нового материала;
-при поведении самостоятельной, проверочной работы;
-при игровых моментах соревновательного характера и т.д.
Учащимся раздаются персональные тетради (тренажеры), через некоторое время (3-5 минут) учитель собирает тетради с ответами, а после урока подсчитывает и фиксирует количество верных ответов в специальной “ Таблице успехов”.
Дидактические игры на уроках математики
Игра «Хлопки»
Содержание игры: учитель на доске размещает по секторам от 1 до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, предлагает сосчитать число рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыто рисунков, и показать нужную цифру. (Учитель задает ритм хлопков).
Игра «Самый быстрый почтальон»
Ход игры: Учитель раздаёт 5 ученикам по одинаковому числу карточек («писем»), на обратной стороне которых записаны выражения на сложение и вычитание (умножение или деление). Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке цифры от 1 до 10, или ответы таблицы умножения). Почтальоны должны быстро определить на конверте № дома (найти значение выражения) и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающие ответы выражений, записанных на конвертах). Кто быстро и правильно разнесёт письма по назначению, тот самый быстрый почтальон.
Игра « Математические ручейки»
Ход игры: Дети, сидящие на одном ряду, стоят, повернувшись, лицом друг к другу. Говорю, что только что прошёл необычный дождь – математический. Образовались бурные математические ручейки, которые весело бегут, перегоняя друг друга, с пригорка вниз, к озеру. Какой ручеёк самый быстрый, какой раньше других достигнет озера?
По моему сигналу первый ученик из каждого ряда (ручейка) называет любой пример на сложение или вычитание, умножение или деление, например 7+2=, и бросает мяч своему соседу по парте. Тот ловит мяч, называет ответ и составляет следующее выражение, используя в качестве исходного числа число ответа, т. е. в нашем случае число 9. Составив новое выражение 9-4, он бросает мяч стоящему в противоположном ряду товарищу и т. д.
Игра «Рыболовы»
Дидактическая цель: анализ однозначных и двузначных чисел.
Содержание игры: на наборном полотне изображен пруд; в прорези полотна вставлены изображения рыбок, на которых написаны двузначные и однозначные числа. Соревнуются две команды по 4 человека в каждой. Поочередно каждый член команды «ловит рыбку» (громко называет число) и проводит его анализ: сколько знаков в числе, его место в числовом ряду, разбор чисел по десятичному составу. Если все ответы правильны, то он поймал рыбку (берет её), если нет – рыбка сорвалась. Выигрывает команда, поймавшая больше рыбок.
Игра «Забей мяч в корзину»
Ход игры: На доске вывешиваю рисунки с баскетбольными корзинами и на них числа 12, 18. Каждому ряду даётся задание составить за определенное время (5минут) как можно больше примеров с данным ответом на умножение. Первый ряд – с ответом 12, второй – с ответом – 18. Выигрывает та команда, участники которой больше и вернее запишут выражений с данным ответом.
«Загадка»
При знакомстве с новой цифрой загадка может служить исходным материалом для выделения изучаемого числа. Например, я предлагаю детям отгадать загадку:
Вспушит она свои бока,Свои четыре уголка,И тебя, как ночь настанет,Всё равно к себе притянет.(Подушка)
После того как дети назвали отгадку, я прошу их вспомнить, какое число прозвучало в загадке, объясняю, как изображается число 4; предлагаю найти это число на веере цифр и показать.
Задачи, имеющие форму загадок, также вызывают большой интерес, активность, стремление правильно ответить на вопрос, например:
Отгадайте-ка, ребятки, что за цифра акробатка?Если на голову встанет, ровно на три больше станет.(Шесть)
После того как дети правильно ответили на вопрос загадки, можно продолжить работу с загадкой. Попросить найти на веере цифр цифру шесть, перевернуть её и ответить, какая цифра получилась. На сколько 9 больше 6? Каким действием можно узнать, на сколько одно число больше другого? Затем дети могут записать пример в тетради.
Загадки могут использоваться при изучении темы «Меры времени». Так, загадка:
Две сестрицы друг за другомПробегают круг за кругом.Коротышка – только раз,Та, что выше, - каждый час. (Стрелки часов)
– может привлечь внимание учащихся к движению стрелок, послужить началом работы с моделью часов (подвижные стрелки). Например, можно попросить поставить стрелки часов так, чтобы они показывали 9 часов, а затем определить, какой угол образовался между стрелками (прямой), какую долю циферблата отделяют стрелки (1/4).
Основные соотношения между мерами времени своеобразно рассматриваются в сказке В. Даля «Старик-годовик». Это произведение дети воспринимают как большую загадку, в которой количественным признакам нужно определить: каких птиц выпустил старик-годовик, как их имена, почему у этих волшебных птиц по 4 крыла, что за семь перьев в каждом крыле и почему «одна половина пера белая, другая – чёрная».
Дидактические игры на уроках русского языка
Уроки русского языка для многих учащихся достаточно сложные, поэтому не вызывают повышенного интереса. Трудности усвоения предмета ведут к недостаточной грамотности. Чтобы пробудить интерес к занятиям, повысить грамотность письма нужно вводить игровые моменты на разных этапах урока.
Игра «Выбери три слова»
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб. 2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.
рыбка вьюга чулок подъезд склад ворона
дубки варенье чучело съемка град ворота
гриб ручьи чум подъем клад воробей
Игра «Одним словом»
Цель: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать словосочетания в одно понятие. Учащимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги ча, ща, чу.щу. 1. Обрубок дерева - …(чурбан). 2. Шестьдесят минут-…(час). 3. Густой частый лес- …(чаща). 4. Хищная рыба с острыми зубами - …(щука). 5. Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун). 6. Прикрывать глаза от солнца - … (щуриться). 7. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник)
Игра «Все наоборот» Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-, активизировать внимание, мыслительную деятельность детей. Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-. Игрушка для елки-…(елочная игрушка) Герой сказки- … (сказочный герой) Сок яблока-… (яблочный сок) Суп из молока -…(молочный суп) Варенье из клубники-… (клубничное варенье) Каша из гречки-… (гречневая каша) Вода из речки-… (речная вода) Скважина в замке -…(замочная скважина) Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) и т.п. 
Игра « Замени букву»Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление. Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание –чк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов.
Дочка ручка свечка  ночка точка ночка тучкабочка речка  печка  кочка почка  дочка  тачка
Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили.
огород
парк
море
школа
столовая
зоопарк
гря-кидоро-кипло-цыкни-кихле-цыкле-какали-ка
бере-кифла-киобло-кипиро-кимарты-кареди-каду-кило-китетра-касли-китра-каморко-кали-киостро-кипромока-каголу-цыреше-каЗадания:
Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
Составить предложения, используя данные слова.
Игра «Перевернутые слова»
Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов.
Пример: МАИЗ - ЗИМА.
В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми, подчеркиваются.
Пример:  НЯНААВ — ВАННАЯ. 
Игра «Назови один предмет» Цель: отработка способов проверки безударных гласных. Учитель говорит слово, обозначающее много одинаковых предметов, а ученики называют один такой предмет и объясняют какую гласную надо писать в корне слова. За правильный ответ ряд получает очко. Победитель выявляется по количеству очков. 
Игра «Дополни слово»
Ведущий называет часть слова (кни ...) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (... га).
В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно.
Игра « Клички»
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
Игра «Вытащи вопрос».
Начать занятие можно с вопроса: «Знаете ли вы кого-нибудь, кто задает интересные вопросы? Можете ли привести пример интересного вопроса по нашему предмету? Педагог предлагает обучающимся игру, в которой они смогут придумать интересные вопросы по существу изучаемого предмета. Участники игры записывают составленные вопросы на корточках, складывают их и перемешивают. Далее вытаскивают вопросы и стараются ответить на него. После ответа высказывают мнение о том, интересен ли был вопрос и чем именно.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Перед вами учебный текст. Внимание! Прочитаем его. Теперь, пожалуйста, сядьте в круг. Мы сейчас будем пересказывать текст коллективно. Слева направо, по порядку, вы будете говорить существительное, которое наиболее точно соответствует каждому маленькому кусочку текста в его естественном порядке. Причем каждый последующий называет существительные, произнесенные перед ним другими игроками, и далее добавляет свое. Таким образом, мы должны воспроизвести учебный текст существительными, его основную идею. Еще раз внимательно прочитаем текст от начала и до конца. Пожалуйста . Теперь начнем слева направо воспроизводить учебный текст существительными, повторяя по очереди все, сказанное перед нами и добавляя далее свое. Итак, вот что у нас получилось. Что можно еще добавить? Ведущий, определите, кто точнее и остроумнее подбирал нужное для текста слово.
УКРАСЬ СЛОВО
В этой игре вашей задачей будет подобрать к существительным как можно больше прилагательных. Разделитесь на две команды. Послушайте правила игры. Ведущий произносит существительное, которое надо украсить прилагательными. Команды по очереди, не повторяясь, называют прилагательные, которые к нему подходят. Выиграет та команда, игроки которой назовут больше прилагательных. Итак, подбираем прилагательные к названному существительному. Ведущий, назовите команду - победительницу и лучшего игрока.
СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ
Разделитесь, пожалуйста, на две команды. А теперь послушайте условия игры. Ведущий называет прилагательное, у которого есть синоним и антоним. Первая команда называет синоним, а вторая - антоним к этому слову. Например, ведущий: "Горячий'! 1-я команда: "Жаркий "2-я команда: "Холодный " За каждое правильное слово команда получает очко. Если команда не может подобрать слово, то такая возможность предоставляется команде-сопернице. Победит команда, набравшая больше очков. Итак, ведущий называет слово, первая команда - его синоним, а вторая - антоним. Спасибо. Ведущий, назовите команду-победительницу и самого активного игрока.
Эстафета восторга ( к теме «Глаголы и их роль в нашей речи»)  Задание: Используя данные глаголы , обозначающие чувства (любить, радоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, обожать), составьте словосочетания или предложения. Условие: Для выполнения этого игрового задания школьники делятся на две команды и рассаживаются по рядам друг за другом. Ведущий дает членам команд, сидящим первыми, карточки с записанными на них глаголами чувства. Выполнив задания, члены команд передают карточки сидящим сзади. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее (выразительнее) составит словосочетания и предложения. 
ОПИШИ ДЕЙСТВИЕ (Для участия в этой игре необходимо знать наречия)
Образуем круг.. Послушайте, пожалуйста, условия игры. Игроки по очереди называют друг для друга различные действия, а те, кому они названы, должны описать эти действия. Например, 1-й игрок: "Бежать, 2-й игрок: "Быстро, медленно, красиво. Рисовать и т.д. Выиграет тот, кто лучше всех опишет предложенное ему действие. Итак, игрок называет действие, другой игрок его описывает и называет действие для третьего игрока. Ведущий, назовите победителей.
Угадай подлежащее (к теме «Главные члены предложения. Подлежащее») Задание: Ведущий предлагает загадки, в которых даны сказуемые, но нет подлежащего. Дети отгадывают каждую загадку и вставляют отгадку- слово- подлежащее- в текст загадки. 1.Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. ( Дерево ) 2.По земле ходит, неба не видит, ничего не болит, а все стонет. ( Свинья ) 3.Крыльями машет, а улететь не может. ( Ветряная мельница ) Условие: Дети должны соблюдать очередность, не выкрикивать, т.к. ответ не будет засчитан.
Я СКАЖУ...
Встаньте, пожалуйста, в круг. Игру будет начинать тот, кто стоит слева от ведущего Послушайте правила Ведущий произносит фразу, в которой задается ситуация Игрок, для которого произнесена эта фраза, должен произнести этикетную формулу, которую можно употребить в данной ситуации Например Водящий "Я встретил друга Я скажу ему " Игрок' "Здравствуйте" или "Привет" Кто не смог правильно подобрать слова, тот в качестве штрафа сам должен задать фразу для следующего игрока. Итак, ведущий задает ситуации, а игроки вставляют слова
Дидактические игры на уроках литературного чтения
Работа с пословицами.
Задача: обогатить речь детей пословицами; учить уместно употреблять их в различных речевых ситуациях.
На таких уроках дети выполняют задания:
1)собирать пословицы на какую-нибудь тему;
2)продолжить пословицы:
Сочинение стихотворения.
Задача: сформировать у учащихся представление об особенностях стихотворной речи, учить сочинять стихи.
Сначала детей знакомлю, чем же проза отличается от стихотворения. Детей приведу к выводу:
Стихи отличаются:
1)ритмом
2)рифмой
3)выразительностью, яркостью;
4)краткостью, точностью.
-Чтобы сочинять стихи, надо быть очень внимательным человеком, уметь наблюдать, замечать вокруг самое яркое и необычное, уметь рифмовать. Вот и мы с вами вначале поучимся рифмовать.
1) Игра «Кто больше подберет рифм».
-Подберите как можно больше рифмующихся слов к словам:
Пирожок – рожок, горшок…
Даль – медаль, жаль, печаль…
Грач – плеч, передач, циркач…
2) Игра «Скажи в рифму».
Я читаю стихотворение, а дети договаривают последнее, подходящее по смыслу слово, обязательно в рифму.
На ромашку у ворот
Опустился вертолет-
Золотистые глаза.
Кто же это?
(стрекоза)
3) Игра «Сочините последнюю строчку в стихотворении»
Снегирек.
Сел на ветку снегирек.
Брызнул дождик – он промок,
Ветерок, подуй слегка,
(обсуши нам снегирька.)
4) Сочинение стихотворения.
Я приведу (примеры) – работы своих учеников.
Выглянуло солнце,
Лучик золотой.
Прямо мне в оконце.
Весело с тобой.
Солнышко пригреет-
Птицы запоют.
Радостью повеет.
Дни хорошие придут
Работа с фразеологизмами.
Даётся, например, изображение кошки.
Какие фразеологизмы можете подобрать про кошку?
Дети с помощью фразеологических словарей находят фразеологизмы.
1. Живут как кошка с собакой – что это значит?
2. Между ними чёрная кошка пробежала – ? и т. д.
Очень интересное занятие – рисовать картинки к фразеологическим оборотам. Дети сами составляют фразеологические словари.
Игра «Ты художник»
В этой игре учащимся предлагается занимательная история:
С.Я.Маршак хотел написать книгу о путешествии слов. Вот одна история. «Во времена татарского нашествия жил богатый татарин Бабай -Ага, что в переводе означало «старый дед». Он был очень свиреп, и многие матери, чтобы утихомирить шаловливых детей, пугали их, грозя отправить ксамому Бабай – Аге. Часто говорили: «Спи, а то Бабай – Ага возьмет». Все это было 600 лет назад, и люди, рассказывая эту историю, изменили имя. Слово Бабай – Ага превратилось в слово Баба - Яга». Может, ты не веришь? Тогда поищи в книгах другую историю этого слова.
На основании услышанной истории дети должны придумать иллюстрацию, сделать игровую закладку (подвижную), нарисовать героиню сказок и рассказать о ней.
Может быть предложено также задание следующего характера:
За свои веселые стихи Агния Барто была награждена… медалью «Улыбка», которой наградили ее польские дети. Придумайте, как выглядела эта медаль, и нарисуйте ее.
Дидактические игры на уроках курса «Окружающий мир»
В первом классе, учитывая психо-физиологические особенности, обучающихся используется игра как дидактический приём с большой долей наглядности: игры-загадки, игра-поиск, игры-поручения, игры-сказки, анимированные кроссворды и другие. Мною разработаны сценарии игр «В стране сказочных животных», Экологический марафон, «Экскурсия по цветочной галерее», «Соблюдай правила дорожного движения», «Каким я вижу мир , в котором я живу», «Легенды и предания о возникновении мира».
При изучении темы «Что и кто?» проводится игра-поручение «Живой уголок». Первоклассники получают поручение поместить животное в соответствующие условия проживания, подобрать корм и средства ухода. Игра – сказка с использованием принципа матрёшки по теме «Планета Земля».
Во втором классе игровые приёмы усложняются, могут проводится в течение целого урока – это игры-путешествия, игры – заочные экскурсии, настольные игры: кроссворды, чайнворды, лото. В этом возрасте обучающиеся осуществляют воспроизводящую, творческую, поисковую деятельность. Я разработала сценарий игры «Поле чудес «Редкие животные»», «Пять звёзд (о здоровом образе жизни)», «Путешествие в мир растений», «Ярмарка профессий», «Школа путешественника».
Например: при изучении темы «Город, где мы живём» - обучающиеся выступают в роли фотокорреспондентов, журналистов, редакторов, экологов и в ходе урока создают газету.
В третьем классе используются сюжетно-ролевые игры.
Игра «Зимовье зверей», познавательная игра «Эти удивительные птицы», «Своя игра «Удивительный мир растений и животных», «Создание Красной книги Белохолуницкого района», «Ярилов день – праздник Солнце», «Азбука здоровья».
ЛЕТАЕТ - НЕ ЛЕТАЕТ
Задача: знать летающих и не летающих представителей животного мира.
Игровые действия: В этой игре учитель будет называть птиц, животных, а ученики, если летает, поднимают руку, если не летает, то руки складывают на коленях.
ДОМАШНИЕ И ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
Задача: знать признаки деления животных на домашних и диких, знать отдельных представителей обеих групп.
Игровые действия: учитель показывает изображение животного, а ученик говорит, к какой группе оно относится. Для усложнения игры можно использовать загадки. Например: «Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла.» (корова)
ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС
Игровые действия: у детей карточки с цифрами от 1 до 3. Ученики поднимают карточки с цифрой, обозначающей вариант ответа. За каждый правильный ответ выдается звезда. У кого больше звезд, тот и победитель.
Кто из этих животных не живет в тайге? (1-волк, 2-жираф, 3-лиса)
Все ли эти птицы занесены в Красную книгу? (1-утка-мандаринка,2-сокол,3-воробей)
Какой из грибов ядовитый? (1-белый гриб,2-дождевик, 3-белый навозник).
Все ли перечисленные растения являются лекарствами? (1-крапива,2-колокольчик,3-синий василек)
Кого называют королем грызунов? (1-суслик,2-бобр,3-хомяк)
Назовите лекарственные растения? 91-ель,2- береза,3-клен)Кого называют глазастым охотником? (1-варан, 2- стрекоза,3-лягушка)
Какого жука называют опасным преступником? (1-майский жук,2-колорадский жук, 3-жук-олень)
Все ли перечисленные змеи ядовитые? (1-гадюка, 2-уж, 3-кобра)
Какое из этих животных живет в пустыне? (1-верблюд, 2-тигр, 3-волк)
Назовите перелетных птиц (1-кукушка, 2-ласточка, 3-стриж)
О какой птице загадка:
Стали братья на ходули,
Ищут корму по пути.
На бегули, на ходу ли-
Им с ходулей не сойти.(1-зарянка,2-ворона, 3-журавль).
Назови детенышей
Задача: знать название детенышей домашних и диких животных.
Игровые действия: учитель показывает карточку взрослого животного, а ученик называет детеныша. Лошадь, волк, корова, медведь, коза, барсук, собака, бобр, овца, лось, свинья, заяц, курица, белка, индюшка, олень.Съедобное и несъедобное
Задача: учить распознавать по внешним признакам съедобные и несъедобные грибы.
Игровые действия: учитель показывает грибы, если съедобные, то ученики хлопают в ладоши, и учитель кладет съедобные грибы в корзину. Если несъедобные, то дети не хлопают в ладоши.
Учащимся предлагается экологическая игра «Жалобная книга», которая предполагает самостоятельную работу с текстом.
Игра «Вот иду я и вижу…»
Учащемуся даётся карточка с картинкой животного и текстом, прочитав который ученик должен загадать загадку одноклассникам. Не называя животного, надо дать ему подробное описание. Следует помнить, что название животного произносить нельзя!
Нпример:
1) Иду я по Индии и вижу… такси с ушами людей везет. (Слон)
2) Иду я по лесу и вижу… исчезнувшего когда-то зверя. Встречал раньше
его в Приморье и Приамурье, Сибири, на Дальнем Востоке. Очень
похож на лисицу, волка и шакала. У него длинная шерсть, пушистыйхвост, вытянутая морда, большие уши, окраска рыжая. (Красный волк)
3) Гуляю я как-то в горах и вижу… жителя гор. Обычно он проводит
время на высоте 2000-3000 метров. В теплую погоду забирается даже
под «крышу мира» - на 6000 метров. (Снежный барс)
На уроках ИЗОТ. А. Пимонова описала игровые ситуации на уроках изобразительногоискусства.
При изучении темы «Три основных цвета. Смешивание цветов» можно провести игру «Волшебные палочки».
Детям предлагается ответить на вопрос:
- Что умеют делать волшебники?
На основании ответов педагог делает вывод, что волшебники могут превращать одни предметы в другие, делать некрасивое красивым, а трудное – легким. А помогает им в этом волшебная палочка. Хороший художник – тоже волшебник. Он способен увидеть прекрасное в самом обычном предмете или явлении и показать это всем. А что художнику помогает творить чудеса? Ведь у него нет волшебной палочки! Зато у него есть кисть. Кисть, как волшебная палочка, может, например, превратить один цвет в другой.
При изучении темы «Морозные узоры на окне» можно провести игру-сказку «Морозные узоры и Снежная королева».
Ребятам предлагается порадовать Снежную королеву и создать сказку своими руками, выполнив задание.
Развивающие игры
Технология развивающих игр Б.П.Никитина интересна тем, что программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра представляет собой набор задач. Предметные развивающие игры лежат в основе строительнотрудовых и технических игр и способствуют развитию интеллекта. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции. Так знакомят его с разными способами передачи информации.
В развивающих играх (в этом заключается их главная особенность) – удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности – самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.Подвижные игры на воздухе, наряду с другими играми предназначены для отдыха и имеют главным образом развлекательный характер. Вместе с тем эти игры предполагают значительную физическую нагрузку. Подвижные игры на воздухе полезны всем и всегда - это активный отдых, который наполняет людей новыми силами, особенно в процессе интенсивного обучения.
При преподвании предметов гуманитарного цикла предгагается использовать следующие подвижные игры:
Цели Описание игры
Семантизация новой лексики (счет) Игра «Отгадай число» (двое учеников изображают число с помощью своих тел, а другие отгадывают это число).
Формирование фонетических, лексических и грамматических навыков Игры с мячом: учитель бросает учащимся по очереди мяч (или мягкую игрушку), называя глагол, учащиеся возвращают мяч, называя формы этого глагола. Можно называть слова с определенным звуком, прилагательные, обозначающие цвет и другое.
Формирование лексических навыков На уроках инстранного языка целесообразно применять игры с водящими: дети становятся в цепочку и за спиной передают какую-нибудь игрушку. Водящий считает до 10 и командует: “Stop!” После этого он пытается угадать, у кого игрушка, задавая при этом вопрос: “Have you got a dog?” Если он угадал, ученик отвечает: “Yes, I have.” и становится водящим.
Формирование фонетических навыков Хоровод: дети водят хоровод и проговаривают считалочку. Как только считалочка завершается, дети должны назвать имя того, на ком она закончилась, кто не успел или неправильно назвал, садится на место. Данную игру можно усложнить заданием: назвать глухие согдасные в имени.
Семантизация новой лексики (названия цветов) Игра «Дотронься до красного». Нужно найди все предметы красного (или другого) цвета и дотронуться до них. Можно определить число, род этих предметов.
Как активизировать резервы личности?
Сформировать в себе эти качества можно за счет приемов аутосуггестии (самовнушения). Аутосуггестия позволяет реализовать скрытые резервные возможности личности, освоить приемы актерского мастерства, повысить общий тонус, активизировать работоспособность. Такая работа над собой в принципе необходима любому человеку, любому.
На своих уроках часто использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести материал в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, урок-исследование и другие. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1–4-х классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь помогают яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными.  Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк. 
Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь: “Не навреди!” Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.
Главное значение этих игр в следующем:
-Значительно повышается познавательный интерес младших школьников;
-Каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным;
-На уроке игра позволяет младшему школьнику испытать радость умственного напряжения, преодоления интеллектуальных трудностей, которое доставляет решение учебных задач;
-Активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников;
-Развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность.
-Ценность игр заключается в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая, друг другу и взаимно себя, проверяют.
Использование игровых методов в обучении формирует у детей такие необходимые для становления учебной деятельности качества, как общее положительное отношение к школе и учебному предмету. Желание постоянно расширять свои возможности и способности, «строить» себя в сотворчестве с учителем и одноклассниками, осознание способов, самоконтроля и самооценки.
Специфическое влияние игровых приёмов и игровых элементов позволяет преодолеть у одних учеников отставание в темпе работы на уроке, у других – замкнутость и отчуждённость в коллективе сверстников.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематичности их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями и игровыми приёмами.
Ценность таких игр и приёмов заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.
Важная роль состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.
Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
На данный момент у меня 4 класс. Для того, чтобы детям легче было запомнить изучаемый материал, стараюсь сделать урок интересным, доступным, понятным, что помогает повысить активность детей, усвоить знания, снять напряжение. После таких уроков у детей надолго остаются в памяти каждое разобранное на уроке слово, последовательность выполненных операций, правила, способы проверки слов. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с её живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.
«Минусы»  при использовании игровых технологий следующие:
- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;
- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;
- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;
 - невозможность использовать на любом материале;
- сложность в оценки учащихся.
 
Используемые ресурсы:
1. Бабанский,   Ю.К. Оптимизация   учебно-воспитательного   процесса . - М., 1982.
2. Баев П.М. /Играем на уроках русского языка, М., 1989
3. Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития: Метод.
пос. для педагогов начальной и средней школы. – Калуга: Адель, 2008. – 361с.
4. Заенко С.Ф. Игра и ученье. – М.: Владос, 2010. – 154 с.
5. Игра – обучение, тренинг, досуг / Под ред. Петрусинского В.В. – М.: Новая школа, 2006. – 163 с.
6. Калугин М. А. Развивающие игры для 1- 4 классов- Ярославль, 2006
7. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальной школе: Попул.пособие для родит. и педагогов. – Ярославль «Академия развития», 1997
8. Педагогические игры. – М.: Изд. ООО «Красико – Принт», 2007. – 238 с.17.
9. Педагогические технологии / Под ред. Кукушкина В.С. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2008. – С. 97.
10. Пимонова Т. А. Игровые ситуации на уроках изобразительного искусства// Начальная школа. – 2012. – № 12. – С. 79 – 80.
11. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М.: Новая школа, 1994.