ИКТ как средство интенсификации учебной деятельности на уроках русского языка и литературы



Обобщение педагогического опыта

Информационно-коммуникативные технологии на уроках
русского языка и литературы как средство
интенсификации
учебной деятельности

Автор: Береснева
Надежда Михайловна,
учитель русского языка
и литературы
МОУ Белышевская сош



2015 год
Введение
Условия возникновения опыта
Компьютеры стремительно вошли в нашу жизнь и в процесс обучения, заставив решать проблемы, о существовании которых ещё десять лет назад педагоги даже не подозревали. Процесс информатизации образования развивается. Почти в каждом школьном классе появились не только компьютеры, но и мультимедийные проекторы и интерактивные доски.
Жизнь заставила научиться пользоваться компьютером, интернетом и применять ИКТ на уроках. За несколько лет накоплен некоторый опыт. Если на этапе освоения электронных образовательных ресурсов компьютер был своеобразным красивым дополнением к урокам, то теперь пришло понимание серьёзности его использования, при котором нужно учесть и цели, и методы, и даже здоровьесбережение. Решая проблему улучшения качества знаний учеников, пришла к тому, решить её можно с помощью ИКТ.
Цель моей работы: повышать уровень знаний учащихся путем интенсификации учебной деятельности с помощью информационно-коммуникативных технологий.
Задачи:
использовать возможности компьютера как средства обучения;
с помощью ИКТ развивать новые формы и содержание традиционных
видов деятельности на уроке, способствовать внедрению инновационных
методов;
развивать самообразовательную активность учащихся, направленную на
реализацию нового опыта;
совершенствовать умения учеников осуществлять поиск и анализ
информации, представления результатов исследований с помощью ИКТ;
способствовать формированию  языковых, коммуникативных умений и
навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в различных ситуациях общения.



II. Основная часть

Концептуальность
Под информационными технологиями понимаются проекты конструирования процессов накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Информационная технология обучения – процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер.
Любые технические средства обучения должны способствовать интенсификации учебного процесса, обеспечивать постоянное подкрепление правильности учебных действий каждого учащегося, повышать интерес к изучению предмета, обеспечивать контроль действий всех обучаемых,
Компьютеры соответствуют всем этим требованиям. Они могут воспринимать новую информацию, определённым образом обрабатывать её и принимать решения, могут запоминать необходимые данные, воспроизводить движущиеся изображения, позволяют максимально адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям учащихся. Каждый ученик получает возможность работать в своём ритме, выбирая оптимальные объём и скорость усвоения материала.
Применение компьютеров на уроках повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее коли-чество материала, чем это делалось за это же время в условиях традиционного обучения. Материал при использовании компьютера усваивается прочнее.
При использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается большая объективность оценки, значительная экономия учебного времени, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех детей в классе.
Необходимо отметить, что компьютер снимает такой отрицательный психологический фактор, как «ответобоязнь». Во время традиционных уроков различные причины (страх допустить ошибку, неумение вслух форму-лировать свои мысли и т.п.) не позволяют многим ученикам показать свои реальные знания. Оставаясь же "наедине" с дисплеем, учащийся, как правило, не чувствует скованности и старается проявить максимум своих знаний.
Благоприятные возможности создают компьютеры и для организации самостоятельной работы. Причём компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизации отрабатываемого навыка.
Отметим и некоторые недостатки применения компьютера. Это, прежде всего, отрицательное воздействие на физическое и психологическое здоровье учащихся. Следует строго соблюдать возрастные нормы использования компьютера на уроке.
В условиях компьютеризации существенно меняются способы взаимо-действия педагога и учащихся, а также учащихся друг с другом. Здесь возможен острый дефицит непосредственного общения учителя и ученика, живого слова учителя.
Хотя передача всех функций преподавателя машине в принципе осуществима, идею полной автоматизации обучения едва ли можно рассматривать как практически реализуемую и гуманную. Обучение немыслимо без воспитывающего воздействия личности обучающего на учеников, а для этого необходим их непосредственный контакт. Таким образом, ведущая педагогическая идея в обобщении моего опыта: компьютер – не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а средство для обучения детей, усиливающее и расширяющее возможности учебной деятельности.
2. Актуальность и новизна опыта
Информатизация образования идет полным ходом. Появляются новые формы ИКТ: применение интерактивной доски, интернета на уроках, сейчас много говорят об электронных учебниках и смешанном обучении. Но целостная методика применения ИКТ в образовательном процессе по-прежнему отсутствует.
Таким образом, использование информационных коммуникационных технологий (ИКТ) остаётся актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ.
Новизна моего опыта в применении ИКТ для решения конкретной цели – интенсификации учебной деятельности на уроках русского языка и литературы, разработке методических материалов, которые могут быть использованы педагогическим сообществом.
3. Реализация опыта
Рассмотрим подробнее применение информационно-компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.
3.1. Использование интернет-ресурсов
Использование интернета в учебных целях – новое направление общей дидактики и частной методики, так как происходящие изменения затрагивают все стороны учебного процесса.
Интернет использую:
для самообразования,
как источник материалов для урока (словари, тексты, иллюстрации, аудио- и видеофайлы),
как средство расширения кругозора учащихся,
для дистанционного обучения.
В процессе обучения русскому языку и литературе учитель и ученик традиционно обращались и обращаются к энциклопедиям, словарям, справочникам, хрестоматиям и т.п. Основным источником информации перестает быть библиотека, приоритетным становится Интернет. В Интернете множество сайтов, на которых найдёшь любой текст. Учитель-словесник может использовать в Интернете следующие виды полезных ресурсов: толковые словари, сборники правил и нормативные документы по преподаванию, программы, методические разработки, научные статьи. Общение с коллегами, посещение форумов, чатов, участие в коллективных обсуждениях педагогических и методических проблем, размещение своих материалов, их оценка – всё это становится необходимым для творчески работающего педагога. В этом году впервые приняла участие в вебинарах издательства «Просвещение». Понравилась такая форма общения и получения информации.
В каталоге образовательных ресурсов сети Интернет, разделе «Ресурсы по предметам образовательной программы» содержатся и ресурсы для учителя русского языка. Особенно часто обращаюсь к следующим:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Российский общеобразовательный портал,
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов,
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Культура письменной речи,
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Справочно-информационный портал "Грамота. ru",
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Социальная сеть работников образования,
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Архив учебных программ и презентаций и др.   
Есть личные кабинеты на сайтах, где выложены методические материалы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], rus.reshuege, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], www. braveonege и др.
Использование электронных учебников с сайта «Школьный помощник» (русский язык 5,6,7 класс).
Просмотр видеофрагментов, слушание аудиофайлов по темам уроков.
В процессе обучения применяю элементы дистанционного обучения. Это рассылка заданий по электронной почте, размещение материалов в «Дневнике.ру», индивидуальные консультации учащихся. Использую и возможности социальной сети «ВКонтакте». В сентябре 2014 года прошла обучение на курсах «Технология создания дистанционного курса на примере MOODLE». Если школа предоставит возможность, смогу создать дистанционный курс в этой среде.
Нельзя забывать о том, что интернет – лишь вспомогательное техническое средство обучения, для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс урока.
3.2.Использование компьютерных обучающих программ
на уроке и для самостоятельной работы учащихся.
В школе накоплена небольшая библиотека медиаресурсов по русскому языку и литературе.
Тематическое планирование. Литература. 5-11 классы (по программе В.Я. Коровиной). Компакт-диск. – Волгоград: Учитель, 2011 год.
Электронный репетитор. Русский язык. 9–11 классы (система обучающих тестов).
1С: Репетитор «Весь школьный курс». Русский язык.
Единый государственный экзамен. Русский язык: 2009–2010: электронное учебное пособие (CD).
Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия 2009 (CD).
Фонохрестоматии к учеб. «Литература. 5 кл.», «Литература. 6 кл.» «Литература. 7 кл.», «Литература. 8 кл.» «Литература. 9 кл.». М.: Аудио-школа, Просвещение, 2009 год.
Русский язык 5. Мультимедийное приложние к учебнику под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта. – ООО «Дрофа», 2006 год.
Уроки русского языка. 5-6 классы. Мультимедийное приложение к учебнику. – Издательство «Планета», 2012 год.
Русский язык. 6 класс. Электронное приложение к учебнику М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 2014 год.
Русский язык. 8 класс. Под редакцией Руденко-Моргун. – ООО «1С-Паблишинг».
Русский язык. Средняя школа. Семейный наставник. 6 класс. – ООО «Хронобус», 2011 год.
Работа с мультимедийными ресурсами способствует повышению интереса к учебе и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Ученикам предоставлена возможность использовать справочные пособия и словари, которые можно вызвать на экран при помощи одного щелчка мышки. Ученик получает возможность довести выполнение задания до конца, опираясь на необходимую помощь.
Применяю на уроках диски серии «1С: Репетитор».
«1С: Репетитор. Русский язык». Мультимедиа-комплекс нового поколения, все части которого – учебник, практикум, словари, интерактивные таблицы – объединены на основе гипертекста и создают для учащегося комфортную обучающую среду. В учебник входит материал всех разделов школьного курса "Русский язык", представленный углублённо. Считаю эффективным применение этой программы в 11 классе как на уроках, так и для самостоятельной подготовки учащихся к ЕГЭ.
Использовала «1С: Русский язык. 8 класс». Много материалов для объяснения, правда, не всегда соответствующих школьной программе, хорошие таблицы и иллюстрации. На мой взгляд, контролирующие тесты очень короткие, но зато много справочных материалов, есть портреты и рассказы о научных трудах учёных-лингвистов.
На уроках литературы применяю мультимедийные фонохрестоматия к учебникам. Нравятся электронные приложения к учебникам по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской. Некоторые материалы использую и по программе Баранова, Ладыженской.
Задача учителя – подобрать для урока необходимый материал с учетом темы, целей урока, особенностей класса. Преимущество применения компьютерных программ по русскому языку неоспоримо: это и «оперативный контроль знаний, и больший объём выполняемых заданий, и элемент занимательности, повышающий интерес учащихся к обучению, и создание условий для индивидуальной работы» (Н.П. Вебер).

3.3.Использование Microsoft Word, Microsoft Excel
для подготовки дидактических материалов к урокам

В работе постоянно применяю различные виды карточек, индивидуальных заданий, тесты, кроссворды, схемы, таблицы. Постепенно создаю собственную копилку заданий, которые можно напечатать в нужный момент.
Для изучения и закрепления орфографических правил создала обобщающие таблицы при помощи Microsoft Excel : Microsoft Word (приложение ). Таблицы компактны, просты в применении. Учащиеся осваивают их постепенно, по мере изучения материала, используют для повторения, подготовки к ГИА и ЕГЭ. Кстати, таблицы выложены на сайте «Методисты.ру» и получили высокую оценку.
Некоторые таблицы дети заполняют самостоятельно на бумаге или на экране компьютера. Все напечатанные материалы ученики вкладывают в файлы и используют как справочный материал.
Например, на первом уроке по теме «Односоставные предложения» (8 класс) предлагается составить таблицу. Ученики получают задание изучить один из параграфов темы, заполнить графы таблицы-заготовки, подобрать примеры из упражнений учебника. Один из видов односоставных предложений анализируется вместе. Затем учащиеся выступают в роли учителей, сообщая информацию в классе. В итоге таблица заполнена, она станет помощником на уроках закрепления темы и пригодится в 11 классе для подготовки к ЕГЭ (приложение ).
Так информационные технологии дают толчок развитию новых форм традиционных видов деятельности, что ведёт к их осуществлению на более высоком уровне.
3.4. Применение компьютерных презентаций
Оптимальным для уроков русского языка и литературы является использование презентаций Microsoft Office Power Point. Новый материал можно ввести в более увлекательной форме, реализуя принцип наглядности, что способствует прочному усвоению информации. Презентация заменяет классную доску, фиксирует внимание учащихся.
Примеры созданных мной презентаций:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Последовательно используется при изучении и повторении темы «Устное народное творчество» на уроках литературы в 5-8 классах. Соответствует программе В.Я. Коровиной, предполагает сочетание с работой по учебнику. Есть возможность организовать опрос, правильность ответа учащиеся сразу проверят.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Презентация подготовлена к уроку обобщения по теме «Словообразование и орфография». Первый блок используется для повторения однокоренных слов и форм слова, второй – для повторения правил, изученных в теме. Есть проверочные задания.
Также подготовлены презентации «Буквы и-ы после ц. 5 класс», «Все точки над ё» и др.
Из опыта работы делаю вывод, что при использовании презентаций концентрация внимания на вводимом материале приближается к 100%, скорость и качество усвоения повышаются. Важно и то, что учитель создаёт свою презентацию для конкретных учеников, учитывая их способности. Таким образом, осуществляется личностно-ориентированное обучение.
Самостоятельная творческая работа учащихся по созданию компьютерных презентаций развивает познавательные навыки, повышает мотивацию к изучению русского языка. Приведу примеры презентаций, созданных учащимися.
На уроке по теме «Виды сложносочиненного предложения» в 9 классе применяю прием «незаконченная презентация»: учащиеся дополняют слайды-макеты, самостоятельно работая по параграфу №8, дают определения, заполняют таблицу, добавляют свои вопросы по теме, примеры, получается несколько вариантов презентации к уроку. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Подобное задание даю в 11 классе на вводном уроке по литературе. Каждый ученик готовит слайд об определённом литературном периоде, опираясь на статьи учебника. В итоге получается коллективно созданная презентация «Литература XX века».
В проектной деятельности итоги исследовательской работы ученики представляют в виде презентаций. Это развивает умения ориентироваться в информационном пространстве, расширяет запас активной лексики, повышает самооценку, является стимулом для развития коммуникативных навыков, ведь презентацию дети должны представить на уроке, высказать мнение о работах одноклассников.
Вот некоторые из презентаций, созданных учащимися при реализации проектов по технологии «Intel – обучение для будущего».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Данная работа создана в рамках учебного проекта по литературе «Правда вымысла» в 8 классе. Работая над темой «Личность в истории и литературе» учащиеся отвечали на следующие проблемные вопросы:
Какие исторические факты нашли отражение в народном сознании ( по тексту преданий)?
В чём сходство и различие образа Пугачёва в «Истории пугачёвского бунта» и «Капитанской дочке»?
Каковы особенности изображения руководителя крестьянской войны в поэме Есенина?
Художественный вымысел искажает представление об исторической личности или помогает её понять?
Методические задачи решались традиционные: развивать умение давать характеристику литературного героя, сопоставлять разные произведения, объединённые одной темой, развивать умение видеть историческую правду и художественный вымысел. Использование компьютерных технологий сделало работу интересной, материал – запоминающимся.
Еще один проект, реализованный в 8 классе «Искусство и война». Отвечая на вопрос: «Когда говорят пушки, музы молчат?», ученики создали презентации [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Возможно применение презентации и при лингвопоэтическом анализе текста. На слайдах можно написать вопросы, отразить справочные материалы, выделить ключевые слова, дать цитаты, нарисовать заключительную схему. Всё это сделает анализ текста нагляднее и ярче. Пример – презентация к уроку по творчеству М.И. Цветаевой: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]».
Считаю, презентации можно и нужно использовать как для традиционного обучения, так и для внедрения инновационных методов, таких, например, как лингвопоэтический анализ текста и проектная деятельность учащихся.

3.5. Преимущества интерактивной доски
Интерактивная доска позволяет использовать все возможности компьютера плюс возможность активизации учащихся. Большой экран даёт возможность работать всем вместе. Дети могут делать записи на доске, рисовать поверх любых приложений и сайтов, выделять главные мысли, фиксировать наблюдения. Файлы можно сохранять в первоначальном или исправленном виде и использовать.
Работа с интерактивными досками делает любое занятие динамичным, вызывает интерес учеников, позволяет удерживать их внимание. Конечно, использование этого новейшего средства не решает всех проблем моментально, но вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост учителя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результативность опыта оценивалась по следующим критериям:
Качество знаний учащихся по результатам итоговых контрольных работ, экзаменов;
Правильность и глубина запоминания материала, данного с использованием ИКТ;
Выполнение самостоятельной или коллективной творческой работы.
В прошлом учебном году выпускники успешно сдали ЕГЭ (средний балл – 62, причем Вихарев В. получил оценку 5 (76 баллов, часть А выполнена без ошибок), Садкова А. часть В сделала без ошибок). Предыдущий мой выпуск имеют средний балл 56. Считаю, что подготовить ребят помогло использование компьютера как средства интенсификации уроков.
По второму критерию проведено тестирование. Пятиклассники выполняли тест по литературе по итогам I четверти. С использованием презентаций изучались темы «Устное народное творчество» и «И.А. Крылов-баснописец» «А.С. Пушкин». Задания по этим темам выполнены классом в среднем на 73%, остальные – на 58%, разница – 15 %. Тестирование по русскому языку показало, что лучше всего усвоены орфографические правила (для их отработки больше, чем по другим темам применялись таблицы-алгоритмы, различные тренажеры и презентации).
Обучение русскому языку и литературе связано с выполнением различных творческих работ. Наиболее значительные результаты представлены в таблице.

год
Ф.И.О
конкурс
уровень
результат

2012-2013
Муравьёва Дарья, 7 класс
научно-практическая конференция

район



I место в секции «Краеведение»





«Моя семья в истории страны»


область

II место, публикация работы в сборнике


Величко Ирина, 10 класс
«Голосуй – не комплексуй»
район
I место



Всероссийская интернет-викторина по произведениям С.Я. Маршака.
Россия
III место


Садкова Алёна, 10 класс
Всероссийская интернет-викторина по произведениям С.Я. Маршака.
Россия
II место



«Я вхожу
в мир искусств»

район
область
I место
диплом


Вихарев Владислав,
10 класс
«Я вхожу
в мир искусств»

район
область
III место
диплом

2013-2014
Лебедева Екатерина,
4 класс
«Моя семья в истории страны»
Районная научно-практическая конференция
2 место, участие в областном этапе


Вихарев Владислав
«Голос ребёнка»
Область (ЗС НО)
Диплом
I степени, ценный подарок



Выводы
За последние годы произошло коренное изменение роли и места компьютеров в жизни общества. Без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу и современного человека. На основе собственного опыта применения компьютера делаю следующие выводы:
Грамотное применение ИКТ на уроках способствует интенсификации учебной деятельности и повышению качества знаний.
Внедрение в учебный процесс информационных технологий не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения.
Использование компьютера позволяет не только повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению русского языка.
Работа учителя в условиях компьютерного обучения усложняется: он должен освоить компьютер; обладать большими знаниями, нежели содержит в себе компьютерная программа; уметь встроить компьютер в различные методики изложения учебного материала.
Надеюсь, что мой скромный опыт внедрения ИКТ в преподавание русского языка и литературы окажется полезным.








Использованная литература

Аствацатуров Г.О. Дизайн мультимедийного урока. – Волгоград.: Учитель, 2009. – 134 с.
Бабайцева В.В. Односоставные предложения в тексте. 10-11 классы. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2008. – 71 с.
Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2010. – 315 с.
Голодов Е.А., Гроцкая И.В., Бельченко В.Е. Интерактивная доска в школе – Волгоград.: Учитель,2009. – 87 с.
Кудрявцева Т.С. Русский язык. Учимся работать с текстом. – М.: Дрофа, 2010. – 144с.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.. Современный урок. Часть 1.Часть 2. – Ростов-на –Дону.: Учитель, 2005.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под редакцией Н.Ю.Шведовой. – М.: Русский язык, 1987. – 749 с.
Селевако Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 135 с.
Чагина И. Как сделать компьютерную презентацию эффективной? «Литература» №1, 2010

Интернет-источники

Информационные технологии на уроке русского языка. www.gmcit.murmansk.ru/text
Вакулина И. Ю. Использование современных информационных технологий на уроках русского языка http://www.pedsovet.su/load/32-1-0-1806
Вебер Н. П. Информационные технологии на уроках русского языка как средство формирования компетенций обучающихся. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Елгащина А.Э. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка. io.nios.ru/index.php
Толузакова С.Ю. Современные проблемы и возможности эффективного использования интернет-ресурсов в образовательной деятельности http://io.nios.ru/index.php?rel=26&point=11&art=536
Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании.http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/bce6d4452de1cad0c325

Односоставные предложения
Гл. член
Виды односоставных предложений
Способ выражения главного члена
Значение предложения
Примеры




С

К

А

З

У

Е

М

О

Е


Безличные
Безличный глагол;
Безличная форма личного глагола;
Слова нет, не было;
Инфинитив;
Быть + наречие или причастие ср. рода.

Нет и не может быть действующего лица. Выражают состояние природы и человека.
Осенью подмораживает.
Ночью холодом веет с земли.
Нет конца тропинкам.
Быть грозе.



Определённо-личные
Глагол 1,2 лица
ед. и мн.ч. изъявительного и повелительного наклонения.
Действие совершается определённым лицом (+ я, ты, мы, вы)
Улыбнитесь, Маша.
Вижу, вижу лунный луг.


Неопределённо-личные

Сказуемое-глагол, имеющий форму третьего лица мн. числа или форму прошедшего времени мн. числа.
Действие, которое важно само по себе, и не имеет значения, кто его совершает.
По радио объявили посадку.
Вася поправлялся, но встать ему ещё не разрешали.


Обобщённо-личные
Глагол 2-го лица, ед. числа, реже –
3-го лица мн. числа
Действие относится к любому лицу (все).
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Голой овцы не стригут.

П
О
Д
Л.
Назывные
Имя сущ. в им. падеже.
Реальность существования того, что названо сущ.вим.падеже.
Звезды над полями, глушь за камышами.


 Тема «Внешняя простота – простота семантики?» (11 класс)
Цели:
обобщить и систематизировать знания о значении и структуре односоставных предложений; закрепить умение различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам;
развивать навыки самостоятельной работы на уроке, навыки частично-исследовательской познавательной деятельности, творческие способности учащихся;
воспитывать интерес к изучению русского языка, творчеству А.Блока.
Ход урока
Повторение и обобщение изученного об односоставных предложениях (с применением интерактивной доски).
На интерактивной доске через мультимедийный проектор выведена таблица «Односоставные предложения», обработанная в программе «elite Panaboard book». В таблице не заполнена графа «Виды односоставных предложений», значения и примеры предложений перепутаны. Учащиеся должны вписать электронным маркером термины, опираясь на способ выражения главного члена; восстановить правильный порядок в последних столбиках, «перетаскивая» значения и примеры в нужную строку. Примеры – незнакомые, взяты из стихотворений А. Блока.
Работа проходит активно, быстро, можно вызвать нескольких человек. Таблица остаётся на экране как справочный материал в течение урока.
Материал для примеров:
Определённо-личные: Не сердись и прости. Жду полуночной поры.
Домчимся. Озарим кострами степную даль.
Неопределённо-личные: Меня проищут до зари. Только нас с тобою, верно, не возьмут.
Безличные: А под маской было звёздно. Завечерело. Тихо. Холодно. Темно. Тяжко нам было под вьюгами Зиму холодную спать.
Обобщённо-личные: Гляди в оба! Революционный держите шаг!
Назывное: Гаданье! Мгновенье! Мечта! Испепеляющие годы! Черный вечер. Белый снег.
Закрепление умения определять типы односоставных предложений, их роль в тексте (кто затрудняется – использует таблицу).
Задание 1. Упражнение 353 (Выписать односоставные предложения, подчеркнуть главные члены, выполнить задания учебника).
А. Блок «Снег да снег»

Снег да снег. Всю избу занесло,
Снег белеет кругом по колено.
Так морозно, светло и бело!
Только черные, черные стены

Типы односоставных предложений: Снег да снег. – назывное;
Всю избу занесло, Снег белеет кругом по колено. – 1 часть сложного предложения является односоставным безличным; третье предложение – безличное; четвёртое – также назывное. Выявление различий по способу выражения главного члена, наличию второстепенных членов, интонации.
Союз «да» в первом предложении является соединительным, заменить его синонимом «и» нельзя, теряется выразительность.
Вопрос: Как вы думаете, почему А. Блок использует односоставные предложения? Односоставные предложения позволяют небольшим количеством лексических средств создать текст, в котором «словам тесно, а мыслям просторно». Читатель воображением «дорисовывает» созданную поэтом картину. Назывные предложения, благодаря своей краткости, сразу вводят нас в обстановку действия: зима, снегопад. Первое предложение ещё и обозначает тему стихотворения, неслучайно оно вынесено в заглавие. Второе назывное предложение оживляет наглядно-чувственную основу текста: усилительная частица «только» и прилагательное «черные» подчеркивают белизну выпавшего снега. Восклицательное безличное предложение «Так морозно, светло и бело!» передаёт состояние окружающей среды и восторженное отношение автора. Предложение «Всю избу занесло» обозначает действие неопределённого деятеля, стихийной силы – «занесло», источник силы раскрыт в контексте.

Задание 2. Компьютерное тестирование.
Работа с материалами компьютерного комплекса "1С: Репетитор. Русский язык" (тема "Односоставные предложения"). Результаты тестирования анализируются, разбираются случаи, вызвавшие наибольшее затруднение.
Задание 3. Упражнение 362. Чтение стихотворения. Беседа по вопросам 1-2. Второе чтение стихотворения. Анализ семантики, определение ключевых слов. Задания 3,4,5. Выводы – ответы на первый вопрос.
Анализ стихотворения «Глушь родного леса»
Глушь родного леса,
Желтые цветы.
Яркая завеса
Поздней красоты.
Замерли далече
Поздние слова,
Отзвучали речи –
Память всё жива.

Первое четверостишие – о природе. Три односоставных распространенных назывных предложения передают впечатления от лесного пейзажа. Отсутствие глаголов – отсутствие действия, движения. Природа как бы замерла. Какое время года? Представляется осень: эпитет «жёлтые» воспринимается не в прямом значении, а как «потерявшие цвет, пожелтевшие». Метафора «яркая завеса поздней красоты» передаёт образ леса в то время, которое А.С.Пушкин назвал «очей очарованьем». Слово «завеса» используется в переносном значении: «то, что скрывает, закрывает собой что-то» (Ожегов С.И., стр. 162). В общенародном языке есть сочетания «завеса дождя», «завеса тумана», у Блока – «завеса красоты». Слово является устаревшим, как и «далече», и форма слова «листы». Благодаря их употреблению достигается торжественность речи (листы ещё имеет помету «высок.»). Что же скрывает «завеса поздней красоты»?
Дважды в стихотворении повторяется слово «поздний». Оно связывает первое и второе четверостишие. Слово является многозначным: 1. О времени дня, года, периоде развития чего-н.: приближающийся к своему исходу, уже проходящий. 2. Задержавшийся появлением, наступивший, пришедший после обычного или нужного времени, запоздалый. 3. Бывающий, появляющийся после всех других. (Ожегов С.И., стр. 444). В первой строфе эпитет употреблён в первом значении: поздняя красота – проходящая, исчезающая. Во второй строфе значение можно объяснить как «запоздалые». Слова «замерли», «отзвучали», потому что оказались уже ненужными для человека, произнесены поздно, когда чувства прошли. О них осталась только память. Второе четверостишие – о человеческих взаимоотношениях. Мир природы и мир человеческих чувств взаимосвязаны. Красота осеннего пейзажа рождает в душе воспоминания о пережитом.
Задание 4. Выполнение тестов (презентация).
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Задания соответствуют В5 ЕГЭ, предложения взяты из стихотворений А.Блока.
Итоги урока.
Вывод: Односоставные предложения обеспечивают простоту высказываний своей краткостью и разговорностью. Однако внешняя простота не означает простоты семантики. Наблюдения над употреблением односоставных предложений показали, что они активизируют воображение, вызывают различные ассоциации, обогащая семантику текста.
Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Мир природы – мир наших чувств» (подражая Блоку)












Тема «Изобразительные и выразительные» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. 11 класс)
Цели:
повторить изобразительно-выразительные средства языка (термины,
употребление);
тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к выполнению задания В8 ЕГЭ;
осуществлять эстетическое воспитание, потребность говорить правильно и красиво.
Ход урока:
Сообщение темы и целей урока. Повторение. На дом было задано повторить тропы и стилистические фигуры по таблице и словарю терминов.
Вопросы: Изобразительно-выразительные средства языка делятся на две группы: тропы и стилистические фигуры.
- Что такое тропы?
«Троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-либо отношении» (Розенталь Д.Э., с. 198).
- Для чего используются тропы?
Тропы помогают ярко и образно изобразить предметы и явления действительности, они связаны ассоциативно с теми ощущениями, которые мы получаем с помощью органов чувств. Эти средства можно назвать изобразительными.
Задание 1.Впишите термины в таблицу на интерактивной доске. Фронтальная работа. Учащиеся отгадывают термин по определению или примеру и записывают в таблицу.









Задание 2. Соотнесите тропы и их определения. Презентация. Самопроверка. (Индивидуальная работа).
1) метафора
а) перенос значения с одного явления на другое по смежности

2) метонимия
б) сильное преуменьшение размера, силы, значения и
т.д. какого-либо предмета

3) парафраза
в) употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений

4) ирония
г) замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием
на их характерные черты

5) литота
д) употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки


Ответы: 1-в, 2-а, 3-г, 4-д, 5-б.
Вопрос: Какова роль стилистических фигур? («Усиливают выразительность высказывания особой организацией языкового материала, в первую очередь специальным синтаксисом» (Розенталь Д.Э. стр107). Эти средства можно назвать выразительными.
Повторение стилистических фигур по таблице (слайд интерактивной доски или презентации).










Задание. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.
1) эпифора
а) расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости

2) антитеза
б) пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации

3) эллипсис
в) повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда

4) градация
г) одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи

5) параллелизм
д) усиление выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов

Ответы: 1-в, 2-д, 3-б, 4-а, 5-г. Самопроверка.
II.Развитие умения находить изобразительные и выразительные средства в текстах.
Задание 1.: Групповая работа с текстами, объединенными темой « Осень». Какова тема и основная мысль текста? Какие тропы и стилистические фигуры использовал автор для её выражения?
Используем поэтические и прозаические тексты. Например:
С. Есенин. Осень

Тихо в чаще можжевеля по обрыву
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
1914
Ответ учащихся: Стихотворение об осени. Передает настроение грусти и торжественности. Главный прием – метафора. Осень похожа на рыжую кобылу. Почему? Может, опавшие листья, порыжевшие, застрявшие в ветках можжевельника, похожи на гриву лошади? А речки покрылись первым льдом, поэтому «синий лязг подков»? Сравнение ветра со схимником, а ягод рябины - с кровавыми язвами Христа настраивает на возвышенный лад. Олицетворения показывают, что у природы есть душа, нужно только почувствовать её. Инверсии «шагом осторожным», «выступом дорожным», «язвы красные» усиливают выразительность, выделяя определения.

С. Есенин
Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем, совсем немного Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани.

С. Залыгин, текст упр. 505
М. Шолохов «Тихий Дон» (отрывок)
За Доном в лесу прижилась тихая, ласковая осень. С шелестом падали c тополей сухие листья. Кусты шиповника стояли, будто объятые пламенем, и красные ягоды в редкой листве их пылали, как огненные язычки. Горький, всепобеждающий запах сопревшей дубовой коры заполнял лec. Ежевичник - густой и хваткий - опутывал землю; под сплетением ползучих ветвей его искусно прятались от солнца дымчато-сизые, зрeлыe кисти eжeвики. На мертвой траве в тени до полудня лежала роса, блестела посеребренная ею паутина. Только деловитое постукивание дятла да щебетаниe дроздов-рябинников нарушало тишину.
Представители группы выходят к экрану, на который выведен текст, сообщают результаты работы.
Выводы: Изобразительно-выразительные средства языка выступают одним из средств создания картин осени в художественных текстах, передают одухотворенность окружающего мира и человеческой души, помогают почувствовать единение автора или героя с природой.
Задание 2. Тесты - презентация.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
III.Итоги урока.
Вывод: Работая над сегодняшней темой, мы ещё раз убедились в богатстве и разнообразии ресурсов русского языка, его образных средств. Нужно учиться у великих художников слова пользоваться этим достоянием разумно и экономно, делая свою речь образной и красивой.
Домашнее задание: Повторить лексические средства выразительности, на выбор упр. 214 (Рубцов Н. «Сапоги мои – скрип да скрип»), упр. 432 (А. Перегудов). Выполнить задание учебника и найти художественно-изобразительные средства языка.
Литература и интернет-источники:

Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно. 2-е издание. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 245 с.
Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. – М.: Просвещение, 2009. –159с.
Харланова Н.Г. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тексты: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. edu.ru: http://litera.edu.ru/catalog.asp?ob_no




























Следствие по делу «Буквы и-ы после ц»
Урок русского языка в 5 классе

Цели: обучающая: изучение условий выбора букв И-Ы в корнях слов после Ц,
закрепление правила на практике;
развивающая: развивать речь, память, воображение;
воспитательная: прививать интерес к урокам русского языка, воспитывать самостоятельность.
Форма урока: игра-детектив
Оформление: презентация, карточки для индивидуальной работы, правило-шифровка. Компьютеры, проектор.
Ход урока.
Организационно-психологический момент.

- Запишите дату, «Классная работа». Нарисуйте на полях тетрадей смайлик, который рассказал бы о вашем настроении в начале урока. Вижу, оно у всех отличное. Как вы думаете, что нужно на уроке, чтобы настроение не испортилось? (интерес, знания, дисциплина (слайд!), активность, желание работать). У нас есть эти качества.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

II. Повторение
- Чтобы было интереснее, перевоплотимся в сыщиков. Годитесь ли на эту роль, проверим. Каждому из вас прислали шифровки. Попробуйте расшифровать.
Шифровки-карточки
Части слова
В корнях слов чередуются гласные О-А. Их написание зависит от букв С, Щ или СТ. Какое правило зашифровано?
Для правильного написания гласных пред буквами Г-Ж надо обратить внимание на cуффикс «а» после корня. Что это за правило?
Правило связано с выбором букв о-ё после шипящих в корне слова. Что это за правило?

Да тут еще одно задание: таблица для буквенного диктанта с самопроверкой: пошёл, крыжовник, решётка, щётка, шорох, чёрный, жокей, шёлковый, жёлтый, дешёвый.
- Молодцы, справились. Поставьте отметки за работу на полях тетради.

III. Объяснение нового материала
- Внимание, сыщики! Следствие начинается. Отправляемся на место преступления
Слайды - словарная работа: нарцисс, цинга, акация, цыплята, ножницы.

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

- Что общего в этих словах? Что слышится и что пишется после Ц?

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Нам предстоит провести следствие по делу и вынести приговор буквам Ы и И за их хулиганское отношение к букве Ц.
Эти гласные совершенно запутали бедную Ц, и она не знает, с какой из букв ей нужно стоять: с И или Ы.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
- Какова же тема нашего урока, т.е. следствия? (Запишем её)
- Какую цель себе поставим?

- Итак, следствие продолжается... Предлагаю вам самостоятельно ознакомиться с этим делом. (Читаем правило в учебнике, стр. 182)
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
- Каковы ваши версии? Когда после «ц» пишется «И»?
- Когда после Ц пишется ы?
-Назовите слова-исключения.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

«Следственный эксперимент»: попробуйте составить предложение из слов-исключений, чтобы было легче их запомнить.
- Внимание на экран. Запись предложения с исключениями. Однокоренные слова.
IV. Закрепление
-Алгоритм применения правила
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

- Упражнение учебника 446 (каждый запишет 2 слова у доски, объяснение, выделение орфограммы, далее самостоятельно).
Работа с сайтом «Школьный помощник» (самостоятельно в парах, взаимопроверка).
«Работа со свидетелям», который находится в цирке.
Физминутка «Цирк» (проводит ученица)
Раз, два, три шагаем дружно.
В цирк, друзья, попасть нам нужно. Там головой качает слон.
Клоун отдает поклон,
Лев на цыпочках шагает
И жонглёры выступают. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
- Задание «Цыпленок», взаимопроверка.

Индивидуальная работа (сигнальные карточки), подготовка ДЗ:
Страницы, иллюминация, цыганский, циркуль. ц..нга, овц.., акац..я, секц..я, цыкать, панц..рь, редакц..я, падчериц..н, милиц..я, ц..кл, круглолицый, по-цыгански, делегация, молодцы, ученицын, дисциплина, циклон, борцы

Работа по учебнику - упр.435
- Выписать слова, которые не соответствуют орфограмме «Буквы И-Ы после Ц». Обоснуйте выбор.
Тест
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
IV. Рефлексия.
- Дело рассмотрено, материалы изучены. Вынесем приговор: когда же надо писать И, а когда Ы после Ц? (ответы)
- Приговор вынесен и обжалованию не подлежит. Так тому и быть.

-Ребята, нарисуйте на полях тетрадей смайлик, который соответствует вашему настроению сейчас.

V. Домашнее задание, итоги урока
упр. 447, правило стр. 182.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 141715





Аллегория

Гипербола

Эпитет

Олицетворение

Сравнение

Метафора

Оксюморон

Метонимия

Тропы

Литота

Ирония

Перифраза

Синекдоха

Риторическое восклицание

Риторическое обращение

Повтор

Градация

Анафора

Эпифора

Стилистические фигуры

Антитеза

Парцелляция

Плеоназм

Инверсия

Синтаксический параллелизм

Многосоюзие и бессоюзие

Риторический вопрос



песни Великой О. вШ
·
·
·
·Рисунок 37C:\WIN98\Рабочий стол\Односоставные предложения\image013.jpgRoot Entry