Статья: Из опыта работы по организации разновозрастного обучения учащихся 2-4 классов малочисленной сельской школы


Из опыта работы по организации разновозрастного обучения учащихся 2-4 классов малочисленной сельской школы.
Подлопушная Г.В.
учитель начальных классов
МОУ«Невонская СОШ № 2»
В результате демографического кризиса наблюдается устойчивая тенденция к снижению численности учащихся в сельской школе. Предельно низкая наполняемость классов приводит к снижению мотивов учения школьников и эффективности педагогического труда.
Мы вынуждены были искать пути решения данной проблемы. Прежде всего, требовался принципиально новый подход к решению проблемы малокомплектной сельской школы, так как главная и наиболее сложная по характеру специфическая особенность уроков в этом типе школ состоит в том, что методические приемы нуждаются в видоизменении, модификации, обусловленной условиями одновременного пребывания и одновременной работы нескольких классов в одном помещении под руководством одного учителя.
«Наиболее предпочтительным способом решения данной проблемы является организация образовательного процесса в разновозрастных группах по единому учебному плану для всех членов данной группы независимо от возраста (класса)», – считает кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ директор Усть –Илимского экспериментального лицея Батербиев М.М1, который является научным руководителем регионального эксперимента на базе нашей школы по организации разновозрастного обучения в малочисленной сельской школе по единому учебному плану.
Учащиеся Невонской средней школы №2 с началом эксперимента были объединены в РВУГ (разновозрастные учебные группы) 2-4 классов, 5-7 классов, 8-10 классов. 1 класс и 11 класс – одновозрастные. В 2009-2010 учебном году учащиеся объединены в разновозрастные группы 2-4 классов, 5-6 классов и 7-9 классов. На уроке дети изучают единую для всех возрастов тему.
Использовать традиционные программы, когда ежегодно меняется состав разновозрастных групп, невозможно. Необходимо было найти содержание и способы организации учебной деятельности в разновозрастных учебных группах, которое бы развивало учащихся, давало возможность «открывать» знания по каждому модулю программы.
Учитывая то, что каждый год в группу приходят новые учащиеся, ежегодно необходимо предлагать материал, имеющий логически завершённый вид. В нашем случае необходимо было предложить три набора содержания – три модуля – обладающих полнотой и законченностью, так как в разновозрастные группы начальных классов входят три возраста 2,3,4 классы. Каждый модуль включает содержание программ всех трёх возрастов и состоит из интегрированных блоков учебного материала. Количество блоков зависит от количества погружений по предмету.
«Логическая завершённость каждого модуля учебных программ, разная расстановка акцентов позволяет варьировать последовательность их изучения. Экспериментально доказано, что при умелой компоновке содержания образования последовательность изучения модулей не имеет принципиального значения, если все они будут изучены. Поэтому все модули программ школьники осваивают в определённой (своей) последовательности на соответствующих ступенях.
Предположим теперь, что ученики А,Б,В и т.д., имея разницу в хронологическом возрасте в один год. последовательно (через год) становятся членами разновозрастной группы. Тогда ученик А за три года последовательно изучает1,2 и 3 модули программы, ученик Б -2,3,1,а ученик В – 3,1,2.
При этом не имеет значения, с какого ученик начинает изучать курс данного предмета. Важно, что за время учебы на этой ступени (за три учебных года) каждый ученик в различной последовательности изучит все предложенные варианты программы».1
При разновозрастном обучении мы используем технологию концентрированного обучения, т.е занятия по русскому языку и математике проводятся с использованием метода погружения. Недельное погружение по русскому языку равно 10 часам и чередуется с погружениями по математике. Остальные предметы проводятся в традиционной форме в соответствии с учебным планом, что не создает перегрузки в учебной работе и позволяет в равной мере нагружать оба полушария головного мозга. В среднем звене отрабатывается модель погружения 16ч. + 4 ч. на зачет и консультации, в старшем - 20ч. +5 ч. на зачет и консультации.
Содержание курса русского языка и математики разбито на 17блоков, так как в течение года осуществляется 17 погружений в русский язык и 17 погружений в математику.
Так содержание программы по теме «Имя существительное» можно разбить на 4 блока:
Имя существительное как часть речи. Род имен существительных, изменение по числам.
Понятие о склонении имен существительных. Распознавание падежей.
Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном числе.
Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе.
Моделирование содержания может осуществляться с дух подходов: развивающего и механистического. Развивающий подход мы использовали при моделировании содержания по русскому языку. Три модуля – три аспекта обучения. Может поменяться и количество погружений на одну из тем курса, в зависимости от её усвоения учащимися. К каждому модулю педагоги разрабатывают учебно-методический комплекс и контрольно-измерительные материалы. За три года разработан методический пакет материалов к программам разновозрастного обучения. Содержание материала на уроках русского языка соответствует заданному в течение года аспекту, поэтому необходимо обогащать содержание специальными упражнениями, которые должны решать задачи текущего года обучения.
По математике мы использовали механистический подход при моделировании содержания программ разновозрастного обучения. Суть его заключается в том, что один из блоков, а их три: арифметический, алгебраический, геометрический, учащиеся изучают глубоко, другой повторяют, а третий изучают обзорно.
1 модуль: А – глубоко, Б – повторяется, В – обзорно;
2 модуль: А – повторяется, Б – обзорно, В – глубоко ;
3 модуль: А – обзорно, Б - глубоко, В – повторяется;.
Таким образом, каждый блок за три года изучен глубоко, обзорно и повторён. В каждый блок включены логические задачи и часы для работы на компьютере.
Все программы по всем предметам учебного плана на первой ступени, были адаптированы к условиям разновозрастного обучения по единому учебному плану, прорецензированы и утверждены районным отделом образования. Организация работы в разновозрастной группе требует особого дидактического оснащения. Это, прежде всего, планы- памятки, алгоритмические предписания для организации групповой работы, индивидуальные карточки для работы в парах сменного состава, вопросники для организации взаимоконтроля, карточки- «ключи» для самоконтроля. В перспективе стоит задача издания специальных дидактических пособий по каждому варианту обучения русскому языку в условиях разновозрастной группы.
Структура недельного погружения выглядит так:
1 день- актуализация знаний и изучение теоретических основ новой темы;
2-3 дни - учебная деятельность в составе РВУГ по отработке и закреплению полученных знаний;
4 день - уроки развития речи, уроки обобщения знаний – русский язык, творческое применение знаний – математика;
5 день – индивидуальные консультации и зачеты;
Между актами двух уроков погружений проводятся разгрузочные эмоциональные и динамические паузы по 2-3минуты для снятия усталости и напряжения: физминутки, слушание музыки, игры – соревнования и т.д.
Мы решили, что целесообразнее вести обучение предметно, т.е. каждый педагог начальной школы специализируется на одном - двух предметах, что позволяет улучшить подготовку к уроку и уменьшает затраты времени на разработку учебно-методического комплекса. Чтение, природоведение, английский язык не ведутся в режиме погружения, количество часов в неделю по этим предметам высчитывается в среднем и соответствует недельному количеству часов базисного учебного плана. ИЗО, труд, музыка, физкультура, информатика также ведутся каждую неделю узкими специалистами. Возможен и вариант, когда все основные предметы ведет один специалист начальной школы, но это потребует большой работы для разработки УМК к каждой программе.
. Предполагалось, что дети будут освобождены от выполнения домашнего задания за счет интенсификации процесса обучения в условиях разновозрастной группы, но родители учащихся высказались против такого решения и дети получают на дом как устное, так и письменное задание. Вопросы к зачету выдаются в начале погружения.
Первый опыт совместного обучения учащихся 2-4 классов в 2006-2007 учебном году был неоднозначным. Педагоги в течение сентября были крайне обеспокоены тем, что учащиеся 2 класса не успевали за темпом учащихся 3-4 классов. Приходилось сосредотачиваться только на второклассниках, а учащиеся старшего возраста работали самостоятельно. Это сильно обеспокоило учителей и родителей. Было принято решение учащихся 2 класса обучать раздельно от 3-4 классов по русскому языку и математике. С таким решением мы поспешили. Девочка 2 класса, которая всё-таки осталась в группе по собственному желанию, показала к концу года очень хорошие результаты, порой выше, чем четвероклассники. С начала 2007-08 учебного года 2 класс по всем предметам обучается совместно с учащимися 3 и 4 классами. Учителей не беспокоит уже тот факт, что малыши не усваивают материал в том объеме, что 3 и 4 класс. Мы убедились, что на данном периоде обучения ученику 2 класса достаточно услышать и осмыслить материал и совершенно необязательно выполнять весь объем письменных заданий
Опыт обучения в одной группе детей трёх возрастов по единому учебному плану показывает, что такое обучение возможно. Учащиеся 3 и 4 классов, приобретя навыки взаимообучения, взяли под свою опеку малышей, и последние чувствуют себя комфортно, осваивая столько, сколько могут.
«Процесс взаимообучения подчиняется следующим формулам (правилам): старший опекает младшего; старший учит младшего; младший хочет быть похожим на старшего (берёт с него пример);старшему не к лицу, если младший в чем-то начинает его превосходить; младшему очень престижно учиться на уровне старшего, а кое в чём превосходить его. Сотрудничество, взаимопомощь, совместный труд позволяют легко создать атмосферу взаимоуважения и взаимопонимания. А что может способствовать в большей мере развитию творческой активности детей, чем благоприятный микроклимат, дух сотрудничества и взаимопонимания».1
Опыт показал, что в разновозрастной группе, лидерские функции в абсолютном большинстве выполняют старшие, беря на себя ответственность за младших, за всю группу. Можно услышать во время групповой работы, как старшая девочка говорит младшей: «У тебя рука устала писать, отдохни, просто слушай»
Младшие теперь выбирают лучшего и самого терпеливого «учителя». Выбрать себе старшего партнёра – это один из способов стимулирования работы старших. Наблюдения показывают, что дети 4 класса, которые были не совсем успешны в 3 классе, в работе с младшими раскрылись. Они пользуются авторитетом у второклассников и третьеклассников, у них выросла самооценка, дети стали спокойнее и лучше усваивают материал.
На втором году обучения возникает проблема постановки учебной задачи. Что открывать, если знаешь уже весь материал? Конечно, материал даешь с другого аспекта, но того эффекта, напряжения мысли уже нет. Старшие дети передают ранее полученные знания младшим, на более высоком уровне владеют материалом, но при этом необходимо интеллектуальное развитие детей. По русскому языку как нельзя лучше подходит методика Г.А.Бакулиной «Обучение русскому языку средствами субъективизации», которая позволяет развивать интеллект учащихся на любом этапе изучения темы. Материал преподносится в виде специальных интеллектуально-речевых, лексико-орфографических упражнений, направленных на развитие мышления, внимания, памяти, речи внутренней и внешней, монологической и диалогической. На уроках математики эту задачу решают логические задания.
Решение образовательных задач в условиях разновозрастной группы малокомплектной школы осуществляется через изменение способов организации учебной деятельности учащихся на занятиях. Обучение ведется с использованием технологии коллективных способов обучения, развивающих технологий.
Сотрудничество в учебном труде возможно как по возрастной вертикали (старшие- младшие), так и по возрастной горизонтали (одновозрастная группа).
Осуществляется систематическое обучение другого тому, чему научился сам.
Формы организации коллективной деятельности разнообразны:
-статическая пара;
- динамические и вариационные группы, основанные на работе в парах сменного состава
- кооперативно-групповая деятельность учащихся;
- работа в малых группах под руководством специально подготовленного ученика – индивидуально-групповая организация работы;
-командно-групповая организация работы;
Успешно апробированы и активно применяются коллективные методы обучения в разновозрастных учебных группах учащихся начальных классов:
- изучение текстового материала по учебнику;
- взаимопередача текстов;
- взаимообмен заданиями
- взаимные диктанты;
- выполнение упражнений в парах ;
- работа по вопросникам;
Как показала практика, обучение в режиме погружения математике и русскому языку по единому учебному плану возможно. Дети углубляются в содержание одного из двух основных предметов начальной школы. Получают целостную картину материала, лучше его усваивают, показывают высокие результаты на зачетах. Дети не устают, так как в течение урока происходит живое общение учащихся. Они могут передвигаться по классу, ища себе партнера для работы, работать в разных режимах. Никакого забывания материала за неделю не происходит, и в течение 5-10 минут следующего погружения дети восстанавливают все изученное на прошлом погружении.
Результаты обучения показывают, что дети усвоили материал не ниже уровня прошлого года, а по отдельным темам – выше. Этому способствовало следующее
-Работа проводится в различных режимах: режиме обучения учителем, взаимообучения учащихся друг другом, в режиме взаимоконтроля, что способствует лучшему усвоению материала;
-Знания не даются в готовом виде, дети открывают их самостоятельно. Учитель только направляет их деятельность в нужное русло;
-Совершенствуются навыки работы в группах, в статических и вариационных парах, что позволяет активно работать на уроке всем учащимся без исключения;
-Все задания на уроке проверяются. Для этого используются карточки-ключи, специально подготовленные учащиеся. Дети видят свои ошибки и исправляют их, стараясь не допускать при следующей работе.
-Весь теоретический материал находится в специальном справочнике- тетради, ребенок без потери времени в любую минуту может обратиться к справочным материалам и выполнить работу правильно, проверить товарища и себя;
-Зачет в конце недели позволяет не только выявить уровень остаточных знаний, но основательно каждому ребенку выучить весь теоретический материал по теме и тут же получить дополнительную консультацию по пробелам в знаниях.
Как показывают опыт работы, дети, даже самые слабые и не желающие учить материал, к концу первой четверти стали готовиться к зачетам, причем необходимость подготовки к зачетам осознают и родители большинства учащихся. Они оказывают детям посильную помощь. Часть детей просят проверить их знания раньше, в течение погружения. Это говорит о достаточно высоком уровне мотивации в обучении русскому языку и математике.
- Регулярное отслеживание уровня остаточных знаний позволяет не только корректировать экспериментальную программу, но и проводить коррекционную работу с каждым учащимся индивидуально с учетом допущенных ошибок.
Корректировка программ проводится в конце учебного года, когда видно результаты по темам. Большее внимание в первый период обучения уделялось учащимся четвертого класса, как выпускному классу.
Изучая материал повторно, дети выходят на творческий уровень, обучают учащихся младших возрастов. Очень довольны родители уровнем знаний четвероклассников, говорят, что дети легко выполняют домашнее задание, отказываясь от помощи родителей, стали увереннее, самостоятельнее.
Оценка знаний в течение погружения не проводится. Знания оцениваются только на зачете. За основу взята предложенная лицеем уровневая оценка знаний учащихся. Оценка ставится от процента усвоенного материала: чем выше возраст, тем выше должен быть процент выполнения работы на положительную оценку. Детям предлагаются задания различной степени трудности. Причем всем детям предлагаются одинаковые задания. Каждый ребенок выполняет то, с чем может справиться на данном этапе обучения. У учащихся не только разный возраст, но и разные способности. Бывает, что учащийся 2 класса успешнее справляется с заданиями, чем четвероклассник. В прошлом учебном году из 13 учащихся 3 класса с уровнем 4 класса на «отлично» справились 5 детей. Результаты зачета фиксируются в дневнике учащегося, причем указывается процент выполнения задания.
Пока рано говорить о результатах эксперимента, но ясно одно – стало интереснее и учиться, и учить. Ясно, что лишь на этом пути, пути разновозрастного обучения, появляется возможность воспитать взаимопонимание, взаимочувствование, воспитывать стремление услышать другого, понять и принять его мотив, разобраться в себе, увидеть себя «другими глазами». Учащиеся получают возможность видеть эмоциональное состояние и мыслительный аппарат у себя и других как бы со стороны и относиться, так или иначе, не только и не столько к содержанию получаемой информации, сколько к самим условиям выработки этой информации – условиям разновозрастного взаимодействия.
















Сведения об авторе статьи:
1. Подлопушная Галина Васильевна
2. Образование – высшее.
3. Высшая квалификационная категория
4. Стаж работы по специальности – 32 года.
5.Данные паспорта : 25 03 781968. Выдан 16.07. 2003г. ОВД
Усть-Илимского района.
6.ИНН 381704004010
7.Почтовый адрес: 666659 Иркутская область Усть-Илимский район
п. Невон ул. Новая д.9 кв.2 сотовый телефон 8950 14 73806
Домашний: (39535) 43653
8.Электронная почта podigalina@yandex.ru

1 Батербиев М.М. Разновозрастное обучение. От идеи до реализации. – Братск: МП Издательский дом «Братск», 2001.

1 Батербиев М.М.Народноеобразование М., №2 2007
1 Батербиев М.М. Разновозрастное обучение. От идеи до реализации. –Братск: МП Издательский дом «Братск», 2001.









13PAGE 15


13PAGE 14115

















Заголовок 215