Доклад «Социально-педагогическая деятельность по формированию социальной компетентности у детей с задержкой психического развития в условиях начальной школы»

Тема моего выступления: (слайд1)
Социально-педагогическая деятельность по формированию социальной компетентности у детей с задержкой психического развития в условиях начальной школы.(Слайд2.)
Хочу начать своё выступление со слов Белинского

Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим.
В.Г. Белинский



Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития». Это многочисленная группа, составляющая около 50% среди неуспевающих младших школьников.

Проблема состоит в том, что даже специалисты, работающие с детьми, зачастую проявляют нетерпимость по отношению к детям с ЗПР: ( Слайд3)
Они не так быстро усваивают программный материал, имеют отклонения в поведении и внешности. И первым желанием бывает изолировать, избавиться от них, направив в какое-либо специализированное учреждение. Однако не каждый ребенок с ограничениями в развитии должен воспитываться в специальном учреждении. (Слайд 4)
Более того, нужно всячески способствовать контактам «нестандартных» детей со сверстниками, чтобы сформировать у последних правильные, реальные представления об их проблемах. Эффективность формирования социальной компетентности зависит от отношения специалистов и рядов членов общества к тому, что дети с ЗПР тоже имеют способности и равные права со здоровыми.
Поэтому, внедрение комплекса коррекционно-педагогических приемов и условий по формированию компонентов коммуникативной готовности к школе в существующую программу воспитания и обучения школьников с ЗПР особенно актуально.
Нашу работу мы начали с социально-педагогической диагностики социальной компетентности у детей с задержкой психического развития
В исследовании принимали участие дети в количестве 13 человек в возрасте 7-12 лет: (Дмитрий К, Дина С, Андрей З, Яна Р, Сергей М, Андрей М, Денис Т, Вика С, Люда Ш, Мария М, Ваня И, Женя С, Вова Ш, Зина К, Лёша И, Максим Р.), родители, психолог, педагог.(слайд6)
С помощью данной диагностики
Выявляется картина основных отклонений и недостатков, и примерный уровень этих отклонений.
Выявляется общий уровень активности ребенка во взаимодействии со средой.
Изучаются особенности личности родителей, их отношение к ребенку, семейной атмосферы
Исследуется социально-коммуникативная компетентность личности.
В данной диагностике используются: .(слайд7)
1 Метод комплексной экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей.
2 Опросник социально-коммуникативной компетентности.(Слайд8)
В результате исследования можно сделать вывод, что дети с задержкой психического развития имеют выраженную степень социально-педагогической запущенности, что характеризует социальную неприспособленность и низкий уровень коммуникативной компетентности.
Следовательно, под низкой коммуникативной компетентностью понимается неадекватная реакция детей на происходящее вокруг, их неадекватный эмоциональный отклик на возникающие ситуации в общении, проявление
своих эмоциональных состояний непринятыми в человеческом обществе средствами и неадекватным социальным поведением.(слайд9)
Так же результат исследования свидетельствует тому, что дети с задержкой психического развития имеют низкий уровень коммуникативной компетентности, который свидетельствует о не способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений.
Следующим этапом моей работы была разработка программы (слайд10)
по формированию социальной компетентности у детей с задержкой психического развития « Стать настоящим человеком»
Эта программа способствует успешному формированию коммуникативной готовности детей с задержкой психического развития к обучению в школе (особенности общения со взрослым, уровень коммуникативной децен-трации и сотрудничества в ситуации общения со сверстниками, позитивность и адекватность самовосприятия и самовыражения, владение навыками активной коммуникации- внимательное слушание, доброжелательные партнерские отношения, эмоции самовыражения, адекватность поведения и другое.)
Цель: оказание доступной социально-педагогической, психолого-педагогической помощи, а так же помощи в овладении жизненно важным на
·выкам детям с ЗПР.
Задачи:
1. Изучение детей с задержкой психического развития.
2.Социально-педагогическая диагностика у детей с задержкой психического развития.
3. Применение форм организации коррекционно-педагогического процесса с ребёнком младшего школьного возраста с нарушениями в развитии и его родителями.
4.Организация свободного времени школьников с задержкой психического развития
Направления:
1.Диагностическое
2.Консультативно-рекомендательное
3.Лекционно-просветительское
4.Социально-досуговое
5.Индивидуально-практическое
Рассмотрим каждое из них подробно.(слайд11)
1 направление - изучение детей данной группы. Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе. Обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.(слайд12)
2 направление - Установление контакта с родителями и детьми
консультации, рекомендации, помощь в решении различных проблем. (слайд13)
3 направление- поведение лекционных занятий для получения необходимых теоретических знаний по различным вопросам воспитания и обучения детей. По желанию родителей и педагогов возможно проведение лекций, посвящённых медицинским аспектам развития ребёнка. Посещая эти занятия, родители приобретают не только знания, но и поддержку друг друга, понимание того, что они не одиноки, что есть другие семьи с похожими проблемами, придает родителям спокойствие, снимает напряжение. (слайд14)
4 направление - включает организацию «круглых столов», родительских конференций, детских утренников и праздников и т.д.
5 направление - Психолого-педагогическое консультирование.

Данная программа выполняется в несколько этапов:
1. Подготовительный или организационный (7 дней)
2. Ориентировочный или диагностический (1 месяц)
3. Основной (2 года)
4. Заключительный или аналитический (1 месяц)
На заключительном этапе была проведена опытно-эксперементальная работа с целью апробации данной программы
Из исследования, выполненного на базе метода комплексной экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей, на основе графиков можно сделать сравнительный анализ социально-педагогической запущенности детей до внедрения программы и после внедрения программы и оценку эффективности данной программы: дети с задержкой психического развития после внедрения программы имеют лёгкую степень социально-педагогической запущенности, что характеризует социальную приспособленность и средний уровень коммуникативной компетентности, что свидетельствует об адекватной реакции детей на происходящее вокруг.(слайд16)

Из исследования, выполненного на базе опросника социально-коммуникативной компетентности, на основе графиков можно сделать сравнительный анализ социально-коммуникативной компетентности детей с задержкой психического развития до внедрения программы и после внедрения программы и оценку эффективности данной программы:
дети с задержкой психического развития после внедрения программы имеют средний уровень коммуникативной компетентности, который свидетельствует о способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений.
Показателем эффективности данной программы является то, что на конец учебного года у четверых детей данный диагноз снят.
Таким образом, программа, внедренная в работу с детьми с задержкой психического развития и их родителями, является эффективной.
Данное исследование показывает положительный итог, под которым понимается адекватная реакция детей на происходящее вокруг, их адекватный эмоциональный отклик на возникающие ситуации в общении, проявлений своих эмоциональных состояний, принятыми в человеческом обществе, средствами и адекватным социальным поведением.(слайд17)

Огромное спасибо за внимание!
Заголовок 115