ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ (Экскурсия в лес: «лес, ярусы леса»).


Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
(повышение квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
На тему: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ(Экскурсия в лес: «лес, ярусы леса»).
« педагогические и методические
аспекты экологического воспитания школьников »
Выполнил: Кузаев Владимир Иванович,
Учитель физической культуры,
ГБОУ СОШ п. г. т. Осинки.
Самара, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение (актуальность).
2. Цели экскурсии.
3. Ход экскурсии:
Организационный момент.
Вводная беседа.
Изучение новой темы.
Практическая работа.
Отчет по практической работе.
Подведение итогов экскурсии.
4. Заключение.
5. Список литературы.
6. Приложения.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время общество вплотную стоит перед проблемой экологического воспитания и образования. Отношение к природе привело социальную значимость, стало нравственным принципом. Научно-технический прогресс улучшает условия жизни человека, повышает ее уровень. Вместе с тем растущее вмешательство человека вносит в окружающую среду такие изменения, которые могут привести к необратимым последствиям в экологическом и биологическом смысле. Важность экологического воспитания для детей в современном технологическом мире переоценить невозможно. Проблема охраны природы становится главной проблемой. А решение проблемы экологического образования школьников должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической теории и школьной практики. Будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными будут дети.
Цели экскурсии :1.Дать знания о лесных ярусах, о растениях и животных, населяющих различные ярусы леса.
2.Научить распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса.
3.Развивать умение сравнивать объекты природы, анализировать, наблюдать, выполнять зарисовки природных объектов с натуры.
4.Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
1.Блокноты и простые карандаши.
2.Маленькие грабельки и совок.
3.Нож.
Предварительная подготовка :1.Выучить наизусть отрывки из стихотворений, приведенные ниже:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
* * *
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
* * *
Юный лес в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет.
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет.
* * *
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный.
Ход экскурсии.
1.Организационный момент.
Дети размещаются на заранее выбранной учителем лесной дорожке таким образом, чтобы учитель был в центре, и ученикам не приходилось стоять на траве. Еще до начала экскурсии с ребятами необходимо было провести беседу о правилах поведения на природе, а сейчас нужно их повторить.
- Как нужно вести себя на природе?
- Где вы можете ходить?
- Что можете делать?
- Чего нельзя делать на природе?
2.Вводная беседа.
Ребята, где мы с вами находимся?
Вам здесь нравится?
Гуляя по лесу, я часто вспоминаю различные стихотворения. Может быть с вами тоже это происходит?
Сейчас ребята (назвать четырех заранее подготовленных учеников) прочитают вам отрывки из стихотворений русских поэтов, а вы внимательно их послушайте и сравните.(Дети читают наизусть четверостишия.)
Понравились вам отрывки из стихотворений?
Что общего у всех этих четверостиший? (Они все о лесе.)
А как выглядит лес в этих стихотворениях? Какие различия вы нашли? (В них описан лес в разные времена года.)
О каком времени года говорится в первом отрывке? Докажите. (Аналогично разбираются остальные четверостишия.)
А какое время года сейчас?
Какой сейчас месяц, год и число?
Какая погода стоит на дворе?
Как выглядит лес 30 марта?
3.Изучение новой темы.
А что такое лес?
Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные и смешанные.)
Чем они отличаются друг от друга?
Рассмотрите внимательно растения, окружающие вас, и определите, в каком лесу вы находитесь.
На какие группы можно разделить растения этого леса? Найдите несколько вариантов ответа. (1. Хвойные и лиственные. 2. Деревья, кустарники, травы и мхи. 3. Может встретиться ответ: высокие, средние и низкие растения.)Не мешают ли расти друг другу растения леса? (Нет, потому что они растут ярусами – этажами: выше всех деревья, ниже – кустарник, еще ниже – травы, грибы, а в самом низу – мхи.)Ярусы леса принято считать сверху вниз. Назовите, пожалуйста, растения первого яруса – этажа, второго, третьего и четвертого.
А теперь назовите номера этажей – ярусов на которых растут кустарники, мхи, деревья, травы. (Можно повторить такие упражнения несколько раз для закрепления в виде игры в парах, группах или фронтально.)
Как вы думаете, случайно ли размещение растений в лесу этажами и почему? (Борьба за свет и тепло…)
Как вы думаете, растут ли этажами под землей корни растений? Если да, то как? (Самые глубокие корни у деревьев и т. д.)
К какому ярусу вы отнесли бы молодые и еще пока низкие деревца? (Молодая поросль деревьев относится к первому ярусу, несмотря на их рост.)
4.Практическая работа.
Только ли растения живут в лесу?
Сейчас мы попытаемся выяснить, для каких еще живых существ лес является родным домом.
Для этого мы разделимся на группы, каждая из которых получит конверт с заданием. За 15 минут группы должны обследовать территорию (указать границы) и предоставить классу отчет о своих исследованиях согласно данному заданию. Для работы вам нужны блокноты, карандаши и инструменты, которые можно получить у учителя (или бригадира).
(Дается некоторое время, чтобы дети могли разбиться на заранее сформированные группы. Группам раздаются конверты с заданиями. Дети начинают выполнять практическую работу с помощью инструкции, а учитель контролирует этот процесс и оказывает помощь.)5.Отчет по практической работе.
По сигналу учителя группы собираются вместе и предоставляют результаты своей работы. После выступления группы ее участникам могут быть заданы вопросы, некоторые сведения могут вызвать спор, который стоит решить на месте, если для этого не будет препятствий.
6.Подведение итогов экскурсии.
Понравилась ли вам экскурсия?
Какие открытия вы сделали сегодня?
Как размещаются растения и животные в лесу?
Почему в лесу нужно ходить по тропинкам, а не где вам захочется?
Как нужно относиться к растениям, животным и почему?
Зачем нужен лес?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экологическое воспитание школьников – приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование нравственно-экологической культуры.
Теоретические основы нравственно-экологического воспитания младших школьников достаточно разработаны в научной и методической литературе.
Для систематизации работы необходима программа нравственно-экологического воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание нетрадиционных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.
Формирование экологического сознания - важнейшая задача школы. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво. И в этом нам могут помочь уроки нетрадиционной формы: например уроки-праздники, экскурсии. На таких уроках можно добиться того, чего невозможно добиться на традиционном уроке: активного участия учеников в подготовке урока, заинтересованности в том, чтобы урок прошел хорошо. Нетрадиционные уроки, как правило, надолго запоминаются детям, и конечно, тот материал, который на них изучался. Поэтому нетрадиционные формы урока особенно важны для формирования экологического сознания у школьников.
При проведении нестандартных уроков у школьников не только повысится уровень нравственно-экологических знаний, но и в значительной степени изменится мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся.
Целенаправленная систематическая работа по нравственно-экологическому воспитанию, способствует значительному повышению нравственно-экологической культуры школьников.
Экологическое образование и воспитание учащихся осуществляется в урочной и внеурочной деятельности. Внеурочная работа более интересна для учащихся своей свободной формой, а классная – несёт больше информации. Для того, чтобы заинтересовать учащихся, уроки должны быть разнообразными, интересными, увлекательными.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Болотина Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1987.
5.Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы.- М.: Просвещение, 1990.
6.Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя. /Составитель Мельчаков Л.Ф.- М.: Просвещение, 1981.
7.Жесткова Н.А. Экологическое воспитание школьников в начальных классах – М.: Педагогика, 1972.
8.Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации // Советская педагогика. – 1984. - №9.
9.Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы – М.: Педагогика, 1981.
10.Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Охрана природы в школьном курсе биологии – М.: Просвещение, 1977.
11.Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. – М., 1980.
12.Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе. М., 1990.
Приложение 1
Задание для 1 группы.
1) Какие растения относятся к первому ярусу?
Назовите и покажите их.
Как их отличить друг от друга?
2) Пронаблюдайте за деревьями: какие животные селятся среди их ветвей, в дуплах, под корой (попросите помощи у учителя).
3) Подумайте, почему эти животные поселились именно на деревьях?
4) Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.
Задание для 2 группы.
1) Какие растения относятся ко второму ярусу?
Назовите и покажите их.
Как их отличить друг от друга?
2) Пронаблюдайте за кустарниками: какие животные селятся среди их ветвей, под корой (попросите помощи у учителя), у корней.
3) Подумайте, почему эти животные поселились именно на кустарниках?
4) Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.
Задание для 3 группы.
1) Какие растения относятся к третьему и четвертому ярусу?
Назовите и покажите эти растения .Как их отличить друг от друга?
2) Пронаблюдайте за травами и мхами: какие животные селятся среди них (воспользуйтесь грабельками и совком)
3) Подумайте, почему эти животные поселились именно на нижних ярусах?
4) Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.