Методические рекомендации «Формирование социальной компетентности учащихся через внеурочную деятельность»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 21»










ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ






Выполнила
учитель русского языка и литературы
Богачева Галина Геннадьевна






Владимир
2014

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

БОГАЧЕВА ГАЛИНА ГЕННАДЬЕВНА
МБОУ «СОШ № 21» г.Владимира

Главное не предмет, которому мы учим,
а личность, которую мы формируем.

Современный этап общественного развития характеризуется стремительно разворачивающимися инновационными преобразованиями различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и социальной. Обществу и государству сегодня нужны люди, умеющие социализироваться в быстроизменяющемся социуме, люди творческие, активные, владеющие универсальными способами действий. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени являются идеи компетентностного подхода в обучении, реализованные в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения. Отличительной особенностью новых Стандартов является усиление практической жизненной направленности образования. В структуре ключевых компетентностей значительное место уделено социальной компетентности как готовности и способности к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах, как единству социальной адаптированности и мобильности. Таким образом, выбор темы обусловлен требованиями современного общества к качеству образования.
Становление опыта отвечает реализации цели учебно-воспитательной работы школы: формирование личности, способной к самовоспитанию и самообразованию, гуманной и духовно свободной, уважающей себя и других; отражает как деятельность учителя русского языка и литературы, так и деятельность классного руководителя. Работа над проблемой формирования социальной компетентности учащихся через организацию внеклассной деятельности начата мной в 2006 году.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Современное образование ответственно не столько за сдачу школьниками предметных экзаменов, сколько за развитие качеств личности, обеспечивающих возможность успешно адаптироваться в обществе. Проводимая в стране модернизация образования ориентирует школу на поиск путей и способов развития адаптационных способностей личности и обеспечение ее социальной компетентности.
В идеале необходимо создание социально – ориентированной школы. В нашем понимании это образовательное учреждение, ориентированное на запросы социума, в котором созданы условия для:
формирования субъектной позиции учащихся, способных проектировать и реализовывать свои образовательные стратегии;
развития у школьников способности к свободному и ответственному социальному действию;
формирования социальной компетентности учащихся – способности брать на себя ответственность, активно участвовать в совместном принятии решений, в цивилизованном разрешении конфликтов;
развития социально значимых качеств личности ученика, его успешной социализации и взросления.
Успешной социализации учащихся в немалой степени способствует и опыт самостоятельных социальных проб, освоение школьниками способов реализации собственных инициатив, навыков самоорганизации, опыт партнерских, сотруднических отношений детей друг с другом, со взрослыми в совместной деятельности. Усвоенные в детстве стратегии поведения в обществе закладывают фундамент социального поведения человека и во многом определяют его в дальнейшей жизни. Стихийное становление поведенческих стратегий далеко не всегда обеспечивает эффективную социальную адаптацию, поэтому процесс их формирования нельзя пускать на самотек. Школьнику необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий, поэтому развитие социальной компетентности школьников должно стать одним из важнейших направлений работы.

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

Одно из основных положений Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения – компетентностный подход в обучении. На основе знаний, умений, навыков и разнообразного опыта деятельности и отношений у ученика формируются ключевые компетенции, относящиеся к общему содержанию образования, приводящие к образованности и компетентности ученика в определенной сфере. Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия. Компетентность предполагает знания, умения, опыт, способности к реализации определенного круга полномочий. Социальная компетентность определяет круг полномочий, относя его к социальной сфере, а именно к обществу, поведению и взаимодействию в нем.
При таком понимании компетентности ясно, что она может формироваться только при условии глубокой личностной заинтересованности учащихся в данном виде деятельности. Поэтому если учитель хочет в качестве образовательного результата иметь компетентность учеников, он должен не принуждать, а мотивировать их к выполнению той или иной деятельности. Одним из основных средств мотивации и является внеклассная работа.
Для формирования и развития социальной компетентности возникает необходимость создания развивающей среды, которая бы не ставила препятствий на пути к воплощению намерений личности, а наоборот, создавала условия для их реализации. Для создания такой развивающей среды большую роль может и должна сыграть внеклассная работа. При участии во внеклассных мероприятиях учащиеся не ограничены жесткими рамками правил. Наоборот, они чувствуют поощрение и поддержку при проявлении своих лучших качеств. Внеклассная работа побуждает школьников участвовать в принятии решений, повышает их инициативу, которая при этом является не принудительной, а внутренне мотивированной.
Итак, считаю, что именно внеклассной деятельности принадлежит ведущая роль в формировании и развитии социальной компетентности в силу того, что она:
служит повышению активности ученика как субъекта обучения;
даёт возможность творческого сотрудничества между педагогами и учащимися;
создаёт обстановку, в которой отсутствует внешнее оценивание;
ориентирует деятельность учащихся на успех;
предполагает вариативность форм организации образовательного процесса, средств и условий деятельности;
отражает общечеловеческие ценности.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ВОПРОСА

В педагогической литературе встречаются различные подходы к определению социальной компетентности. Одним из подходов является понимание ее как адаптационного механизма (Н. И. Белоцерковец). Другой подход основан на рассмотрении понятия социальной компетентности через определенную систему социальных знаний и умений (В.Н. Куницина, Н.А. Гончарова, И.А.Зимняя и др.). Ряд авторов подчеркивают поведенческое проявление социальной компетентности (У. Пфингстен и Р. Хинтч). Однако преобладает подход представления социальной компетентности через сформированные способности, новообразования человека. Исследователями установлено, что социальная компетентность:
1) отражает взаимодействие человека и социального окружения;
2) подразумевает обладание человеком способами межличностного взаимодействия; эти способы могут быть приобретены им посредством личного социального опыта, подражания традициям, установкам общества или посредством получения знаний;
3) является интегративной характеристикой, включающей в себя несколько компонентов;
4) подразумевает учет соотношения собственных целей и потребностей с целями другой личности, группы людей и социума в целом.
В большинстве исследований социальная компетентность рассматривается как констатация наличия/отсутствия у человека тех или иных знаний, умений, способов действий в социуме.
На основе выделенных особенностей сформулируем определение социальной компетентности как интегративной характеристики, отражающей способность личности вступать в эффективные межличностные и социальные отношения, анализировать, оценивать риски, принимать решения в ситуации неопределенности с учетом интересов, целей и потребностей собственных, Другого и не противоречащим нормам, ценностям общества.

Структуру и содержание социальной компетентности можно представить в виде таблицы:
Компоненты социальной компетентности
Содержание компонентов социальной
компетентности

Компонент, связанный с целеполаганием: способность брать на
себя ответственность, участвовать в принятии решений, ставить цели и
планировать результат, анализировать, корректировать.
тенденция контролировать свою деятельность;
поиск и использование обратной связи,
склонность к размышлениям о будущем: привычка к абстрагированию
внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей;
умение принимать решения в различных жизненных обстоятельствах

Компонент, связанный с ориентацией на Другого: умение понимать и учитывать чувства и потребности других людей,
управлять своими эмоциями в общении.
интеллектуальная направленность на понимание другого человека;
эмоциональная отзывчивость, способность сопереживать;
интуитивное прогнозирование поведения людей;
умение вызывать определённые эмоции у партнёра по общению

Компонент, связанный с социальной
мобильностью, активностью человека.
готовность работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство;
исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и
ресурсов (как материальных, так и человеческих);
готовность полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный риск;
готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели;
установка на взаимный выигрыш и широта перспектив;
персональная ответственность


Иными словами, социальная компетентность – это:
приспособленность к жизни,
умение адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах,
способность к осуществлению ответственного выбора.
Компоненты социальной компетентности:
знания об устройстве и функционировании социальных институтов в обществе;
знания ролевых требований и ролевых ожиданий;
навыки ролевого поведения;
знания общечеловеческих норм и ценностей;
знания и представления человека о себе, восприятие себя как социального субъекта;
умения и навыки эффективного социального взаимодействия.

Навыки социального поведения:
навыки взаимодействия;
навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях;
навыки позитивного общения;
навыки самооценки и понимания других;
навыки саморегуляции поведения;
управления эмоциями и эмоциональными состояниями;
навык решения проблемных ситуаций;
навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности.

Социальная умелость не может состояться без сформированности у ребенка личностных образований, способствующих социальной адаптации.
Выделим эти образования.
Во-первых, в школе развивается и кристаллизуется мотивация социально значимой деятельности. Причем она располагается на одном из двух полюсов: стремление к успеху (достижение) и боязнь неудачи (избегание). Если часто ученик в процессе деятельности сталкивается с неудачами, то в его мотивационной сфере начинает преобладать мотив избегания. В психологических исследованиях доказано, что мотивация на успех является позитивной основой для социальной адаптации. При такой мотивации действия человека направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. Эта мотивация определяет личностную активность. Мотивация боязни неудачи относится к негативной в плане достижения социальной компетентности. При этом типе мотивации человек стремится избежать ошибки, неудачи, порицания, наказания. Ожидание негативных последствий становится определяющим в его поведении в социуме. Еще ничего не сделав, человек боится провала и отказывается от деятельности. Следовательно, с позиций развития социальной компетентности значима мотивация успеха.
Во-вторых, в процессе интенсивного развития и качественного преобразования познавательной сферы ребенок овладевает своими психическими процессами, учится управлять ими. Они приобретают опосредованный характер, становятся осознанными и произвольными. Это создает фундамент к возникновению и развитию способности к произвольной регуляции поведения и саморегуляции. Произвольная регуляция поведения (руководство в поведении сознательными, социально нормативными целями и правилами, способность к саморегуляции) выступает в качестве второго существенного новообразования, значимого для развития социальной компетентности.
В-третьих, ребенок, подросток овладевает способностью смотреть на себя своими глазами и глазами других, у него развивается диалогичность сознания, критичность по отношению к самому себе и к окружающим, он становиться способным к адекватной самооценке. Самооценка относится к центральным образованиям личности и в значительной степени определяет характер социальной адаптации личности, является регулятором поведения деятельности. Следовательно, удовлетворенность собой и достаточно высокая самооценка являются важными составляющими социальной компетентности.
В-четвертых, на протяжении учёбы в школе у ребят складывается новый тип отношений с окружающими людьми. Дети усваивают социальные нормы, вводят в межличностные отношения категории «плохо-хорошо», утрачивают безусловную ориентацию на взрослого и сближаются с группой сверстников. В этом плане для социальной адаптации востребованными оказываются навыки конструктивного взаимодействия. Диалогичность сознания позволяет вести конструктивный диалог со сверстниками и взрослыми. Научаясь отличать свое мнение от мнения других людей, школьник познаёт возможность своего воздействия на собственное «Я» с целью его изменения, начинает понимать, что от его поведения зависит разрешение многих жизненных ситуаций, в том числе и трудных с точки зрения социального взаимодействия, а значит, он обретает готовность к овладению навыками конструктивного поведения в проблемных ситуациях

Определение ведущих качеств личности, составляющих социальную компетентность.
Изменения, происходящие в системе образования отражают переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становиться общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Универсализация содержания общего образования в форме выделения неизменного фундаментального ядра общего образования включает совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, а также концепцию развития универсальных учебных действий.
В составе основных видов универсальных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Каждый блок отвечают за формирование социальных компетентностей в той или иной степени.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по обращению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные действия (нравственно-этическая ориентация, самоопределение) обеспечивают:
1) формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности; ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести); развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе; развитие эмпатии и сопереживания; формирование установки на здоровый, безопасный образ жизни;
2) формирование основ гражданской идентичности личности; развитие Я-концепции и самооценки личности; формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

Регулятивные действия обеспечивают организацию деятельности. К ним относятся: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Таблица ведущих качеств личности, составляющих социальную компетентность
Базовые виды универсальных учебных действий
Перечень умений, составляющих УУД
Показатели развития качества

Коммуникативные:
1.коммуникация как взаимодействие (интеракция).
2.коммуникация как кооперация.
3.коммуникация как интериоризация
-потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
-владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
-эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
-ориентация на партнера по общению;
- умение слушать собеседника.
-понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет или вопрос;
- ориентацию на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения;
-умение договариваться, находить общее решение;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
-рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;
-умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Личностные:
1.нравственно-этическая ориентация
2.самоопределение
-выделение морального содержания ситуации, нарушения моральной нормы/следование моральной норме;
-оценка действий с точки зрения нарушения/ соблюдения моральной нормы;
-самооценка-когнитивный компонент (дифференцированность, рефлексивность);
-регулятивный компонент;


-умение ориентироваться на моральную норму;
-учет ребенком объективных последствий нарушения нормы; -принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм;
- уровень развития моральных суждений;
-когнитивный компонент: -широта диапазона оценок; представленность в Я –концепции социальной роли ученика; осознание своих возможностей; осознание необходимости самосовершенствования;
-регулятивный компонент: способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха.

Регулятивные
-умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка);


-формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей;
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной и др. деятельности;
-умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
-преодоление импульсивности непроизвольности;
-умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
-умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками;
-целеустремленность и настойчивость в достижении целей.

Познавательные
(действия постановки и решения проблем)
- умение формулировать проблему;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
-умение решать проблемы и задачи;

Таким образом, социальная компетентность – это интегрированный комплекс социальных компетенций, базирующийся на системе личностных психологических особенностей, нравственных ценностей и установок личности, в совокупности позволяющий индивиду успешно взаимодействовать с обществом и продуктивно выполнять различные социальные роли.
К числу так называемых социальных компетенций относят эго-компетенцию, психологическую и социально-психологическую, правовую, вербальную, коммуникативную, экономическую, профессиональную компетенции. В системе нравственных ценностей личности можно выделить толерантность, уважение и принятие Другого, самоуважение и др. В качестве основных психологических характеристик особое внимание уделяется адаптивности, нацеленности на успех, креативности и др. Установки личности должны иметь подчеркнуто гуманистическую направленность для успешного развития социальной компетентности.
Что касается социальных ролей личности – они выполняют функцию посредничества между личностью и обществом, объединяя индивидуальные проявления и социальные нормы.

Теоретические основы повышения социальной компетентности учащихся в процессе внеклассной работы.
Что следует понимать под внеклассной работой? Это необязательные, добровольные, специально организованные занятия вне урока, цель которых – способствовать развитию познавательных интересов, творческих способностей, углублению и расширению знаний, удовлетворению и обеспечению разумного отдыха школьников.
В педагогической литературе отражаются наиболее общие принципы, определяющие работу системы общего образования в целом. Это принципы гуманизации, демократизации, индивидуализации, дифференциации, доступности, вариативности, активности, сотрудничества, адаптивности и т.д.
На основе результатов анализа психолого-педагогической литературы можно сформулировать ведущие идеи обучения детей в рамках внеклассной работы.
Идея всестороннего развития личности ребенка на основе возрастающей активности самой личности. При этом речь должна идти о системности не одних только знаний, но и мотивационно-ценностной, нравственно-практической и интеллектуально-познавательной сфер личности, исключительно только в своем единстве придающих ей позитивный, творческий, созидательный характер. Эмоции, отношения, идеалы не менее важны, чем знания и мастерство.
Идея предоставления ребенку максимальной свободы выбора форм и средств самореализации при ведущей роли отношений творческого сотрудничества между детьми и взрослыми, взаимном уважении достоинств обеих сторон. Проблема свободы – это, прежде всего свобода личностной самореализации в различных видах деятельности. При этом важным предметом педагогического внимания должно стать отношение ребенка, особенно подростка, к самому себе. Уважением к ребенку мы научим его уважать самого себя, тогда он будет уважать и других.
Идея усиления мотивации к творчеству и познанию за счет разнообразной разносторонне развивающей, творческой деятельности, организуемой совместно с ребятами. Формирование положительного отношения к учению, познанию, творчеству – главное условие дальнейшего непрерывного самообразования человека. Но творца можно создать лишь посредством упражнения в творчестве.

Сформулируем теперь принципы организации обучения в рамках внеклассной работы.
Принцип ориентации на потребности и интересы учащихся.
Принцип опоры педагога на личностные достижения учащихся. Это является условием гуманизации образовательного процесса.
Принцип возможности осуществления самореализации. Самореализация – это особый вид высших потребностей. Существует объективная зависимость успешности образовательного процесса от того, насколько в ходе этого процесса выявляются и актуализируются естественные мотивы самореализации личности.
Принцип взаимосвязи классной и внеклассной работы. Успешности взаимодействия классного и внеклассного образования способствуют следующие условия:
Количественное соотношение основного и внеклассного образования должно быть таким, чтобы одно не являлось помехой для другого;
Использование на уроках опыта школьников, приобретенного ими во внеурочное время;
Использование знаний, приобретенных детьми на уроках в их внеклассной деятельности;
Содержание внеклассной работы должно быть современно, структурировано, значимо для учащихся.
Принцип равноправного взаимодействия субъектов внеклассного образования. Суть этого принципа в том, что лишь совместными усилиями учителей, родителей, товарищей можно создать для ребенка условия успеха, помочь обрести уверенность в себе.
Принцип учета реальных возможностей субъектов и средств внеклассной работы.
-возможности учащихся (возрастные, познавательные, психофизические);
- возможности педагога (знания, опыт, особенности личности);
-возможности материально-технического, дидактического обеспечения педагогического процесса.

При включении ребенка в дополнительную образовательную деятельность, организованную на внеклассных занятиях, появляются следующие закономерности:
Возрастает активность личности. Повышению социальной активности индивида способствует усвоение таких компонентов культуры как опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений. Внеклассная работа способствует становлению адекватной самооценки ребенка; констатируя наличие реальных, оцененных окружением достижений, помогает ребятам поверить в свои познавательные возможности, тем самым способствует повышению познавательной активности.
У школьников формируется творческий стиль жизнедеятельности. Этому способствуют: признание безусловной ценности индивида; создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание; понимание и сопереживание; полная свобода символического выражения. Полная реализация этих условий возможна в рамках внеклассной работы.
Учеником осознается и реализуется потребность в самообразовании и самовоспитании, в самоорганизации. Ориентация внеклассной работы на достижения учащихся, на создание «поля» для самоутверждения в личностно значимом окружении и в избранной предметной области способствует тому, чтобы удовлетворение частными достижениями перерастало в потребность постоянного самосовершенствования, саморазвития, самообразования.
Более эффективно проходит процесс становления адекватной самооценки себя и своих успехов в учебе. Правильное, адекватное отношение к себе, к своим возможностям имеет решающее влияние для нормального психического состояния человека. Данные многих исследований говорят о том, что отрицательным отношением к себе и заниженной самооценкой во многом обусловлены неудовлетворительная успеваемость, незаинтересованность в учебе, низкая мотивация, плохое поведение. Внеклассное образование предоставляет ребенку право выбирать деятельность, в которой он чувствует себя компетентным. В ней учащийся избавлен от жестоких оценок, от страха получить плохую оценку, потерпеть поражение, что естественно формирует положительную самооценку.
Эффективнее осуществляется социализация личности. Обучение в рамках внеклассного образования, организованное по принципу сотрудничества, предоставляет учащимся новый широкий круг общения и возможность самоутверждения в ближайшем социальном окружении; помогает им выработать некоторые самые необходимые социальные навыки – сотрудничества, терпимости, преодоления трудных ситуаций; содействует освоению подрастающим поколением искусства жизненной самоорганизации.
Происходит активное становление ценностных ориентаций личности. Ценностные ориентации отражают ценностное отношение личности к социально-нравственным явлениям, что говорит об осознании ею и переживании объективных ценностей как потребителей, мотивирующих ее настоящее и будущее поведение. Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету. Если учащиеся не вовлечены в активную познавательную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету. Ознакомившись на занятии кружка, конференции или вечере с тем или иным понятием или явлением, ученик постарается глубже понять его суть, захочет получить дополнительную информацию.
К внеклассной работе по предметам предъявляются следующие требования:
Внеклассные занятия, углубляя и расширяя знания учащихся, не должны отвлекать их внимание от основного содержания учебной программы;
Необходима тесная связь учебно-воспитательной работы на уроке и на внеклассных занятиях. Однако внеклассная работа не должна быть простым продолжением учебной работы;
Предлагаемый учащимся для изучения материал должен быть доступен им, соответствовать их возрасту, уровню развития;
Содержание внеклассных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны учащимся;
Должна осуществляться глубокая связь индивидуальной, групповой и коллективной работы;
Необходимо сочетание добровольности работы с обязательностью ее выполнения.

Внеклассная работа ориентирует педагогов и школьников на систематический, интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение обеих сторон. Она «открывает школу», создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе учителей, учащихся и их родителей.
У учащихся должны быть воспитаны стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний, умение самостоятельно пополнять их и применять на практике. Эти задачи не могут быть полностью решены только на уроках. Многие из них требуют применения форм и методов работы, не укладывающихся в рамках урока. Однако было бы ошибкой считать главной задачей внеурочной работы доучивание того, что не успели доучить на уроке. Общей отличительной чертой внеурочных занятий должен быть признак добровольного выбора занятий учащимися по их интересам.
Между классной и внеклассной работой есть как сходства, так и различия. Сходство заключается в том, что и та и другая работа решает примерно одинаковый круг общеобразовательных, воспитательных и развивающих проблем.
Средства формирования умения применять знания





Урок



Внеклассная работа







Содержание учебного материала




Деятельность
учащихся



Как видно из схемы, формирование умений применять знания должно осуществляться не только во время урока, но и на внеклассных мероприятиях.
В центре внимания ряда авторов находятся предложения по реализации взаимосвязи меду урочными и внеурочными занятиями через источники знаний и формы организации обучения учащихся.
Следствием осуществления таких путей взаимосвязи является появление новых форм работы, получивших признание во внеклассной деятельности. Так, на уроки «пришли» конференции, дидактические игры, защиты тем, диспуты и прочее. Обогатившиеся новыми формами работы уроки стали более эффективными.
Итак, все вышеназванное позволяет выделить существующие в школьной практике и предлагаемые в методических исследованиях пути, которые устанавливают взаимосвязь между классными и внеклассными занятиями:
Через взаимодействие программной и внепрограммной информации, полученной учащимися на уроке и на внеклассных занятиях;
Через взаимоиспользование источников знаний и форм организации обучения учащихся на уроке и вне его;
Через постановку внеурочных экспериментальных работ по заданию учителя;
Через выполнение производственных заданий вне школы;
Через реализацию трудовых заданий, связанных с учебными предметами по усовершенствованию учебно-методической базы школьных кабинетов.

Но есть и ряд различий: тематика внеклассных занятий не предписана, ее выбирает педагог сам либо совместно с учащимися, сообразуясь со склонностями и желаниями последних и, конечно, возможностями учебного заведения. Занятия не скованы жестким регламентом образовательной программы и лимитом учебного времени. Они почти полностью построены на инициативе учеников, а формы их проведения очень разнообразны, изменчивы и могут быть совсем необычны.
У внеклассного занятия шире возможности для ликвидации имеющегося несоответствия учебной деятельности на уроке интересам учащихся. Именно это и отличает внеклассную работу от обязательной учебной, и определяет ее привлекательность для учащихся. Педагог же видит в ней еще один канал для установления контактов со своими воспитанниками и влияния на них.
Для формирования социальной компетентности необходимо:
пересмотреть взгляды на возможности каждого ребенка, ибо все ученики могут стать компетентными, сделав свой выбор в широчайшем спектре занятий; соответственно учителю нужно научиться видеть каждого ребенка с точки зрения наличия у него уникального набора качеств, важных для успеха в той или иной специальной области;
переформулировать цели образования; на первый план должна выходить задача развития личности с помощью индивидуализации обучения;
изменить методы обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентности учеников в зависимости от их личных наклонностей и интересов;
отказаться от традиционных процедур оценивания учащихся.

Следует обратить внимание на то, что в процессе организации внеклассной работы необходимо учитывать как психологические особенности личности, так и психологические особенности коллектива: уровень его развития, степень организационного, психологического, интеллектуального и эмоционального единства, направленность деятельности коллектива на отношения между его членами, эмоциональное состояние класса во время выполнения задач по внеклассной работе.




НОВИЗНА ОПЫТА

Данный педагогический опыт многопланов и опирается на базовые виды универсальных учебных действий в формировании ведущих качеств личности, составляющих социальную компетентность.
Новой в опыте является система внеклассной работы с учащимися 5 – 11 классов как пример комплексного подхода к формированию социальной компетентности.
Новыми в данном педагогическим опыте являются и те результаты работы по формированию социальной компетентности, которые были получены в ходе реализации проектной работы, обусловленные особенностями развития учащихся определенного класса, условиями работы в определенном образовательном учреждении, особенностями окружающего социума.

ТЕХНОЛОГИЯ

Цель: создание системы внеклассной работы, направленной на формирование социальной компетентности учащихся 5 – 11 классов.

Задачи:
обоснование значимости внеклассной работы как эффективного средства формирования социальной компетентности учащихся;
определение компонентов системы внеклассной работы учителя русского языка и литературы и классного руководителя и их роли в формировании социальной компетентности учащихся;
определение роли учителя в организации внеклассной работы, направленной на формирование социальной компетентности;
анализ результатов работы с целью повышения эффективности образовательного процесса.








ЛИЧНОСТНЫЙ БЛОК
ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Это нравственно-этическая ориентация, самоопределение личности.
Важно отметить, что социальная компетенция опирается на присвоенные социальные ценности и развитые личностные ориентации, поэтому формирование социальной компетентности связано с формированием социальной идентичности личности, заключающейся в соотнесении индивидом себя с теми группами и общностями, которые он воспринимает как свои (гендер, семья, религия, этнос, профессия и т.п.). Ключевой задачей самоопределения является формирование гражданской идентичности, подразумевающей самоотождествление с общностью в масштабах страны. Становление гражданской идентичности предполагает формирование и развитие таких качеств личности, как патриотизм, гражданственность, политическая и правовая культура.
Потребность человека в самоопределении, стремление к самоутверждению, самосовершенствованию требуют социальной и педагогической поддержки. Вследствие этого возникает необходимость поиска средств и способов целенаправленной подготовки учащихся к вхождению в изменяющуюся социальную среду, развития социальной компетентности учащихся для успешной интеграции в социуме.
Краеведение является основой для формирования гражданской идентичности учащегося, потому что позволяет школьнику соотнести свою жизнь с жизнью своих земляков, а через них – с жизнью своего народа, страны. Участие школьников в краеведческой деятельности, их знакомство с прошлым, настоящим малой родины, пробуждает чувство причастности к судьбе своего народа, рождает чувство благодарности к старшему поколению, создает возможности для самореализации в процессе этой общественно полезной работы. Краеведение помогает решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем регионе, участвовать в его развитии, социально-экономическом и культурном обновлении.
Одно из направлений краеведческой работы – лингвокраеведение. Его основная цель – изучение истории родного края через факты языка, ибо в «языке одухотворяется весь народ и вся его родина; вся история духовной жизни» (К.Д. Ушинский). Лингвокраевение привлекает внимание учащихся к языковой среде, окружающей нас и содержащей материал, помогающий в изучении истории региона, его культуры. Языковые факты нередко содержат богатейшую этнографическую и культурологическую информацию, которая далеко не всегда используется при изучении истории края.
Цель работы по лингвокраеведению – показать национальное своеобразие языка, возродить национальное самосознание, развить духовность, поднять нравственность и культуру. Исходя из этого, вытекают задачи: развивать умения осознанно пользоваться разными (литературными общерусскими и местными) средствами языка; углублять знания об истории и культуре родного края; воспитывать чувство патриотизма у современных школьников через определение нравственного и эстетического наследия русской традиционной культуры; развивать индивидуальные творческие способности школьников.
Обращение к лингвистическому краеведению отвечает многим основополагающим принципам обновления содержания на современном этапе: гуманизации и гуманитаризации, интеграции, усилению практической ориентации, деятельностного подхода в обучении. Одним из требований к преподаванию русского языка в школе является требование формировать у учащихся культурологическую компетенцию, которая включает в себя «сведения о языке как национально-культурном феномене, отражающем духовно-нравственный опыт народа. Для этого используется как экстралингвистический путь (через систему текстов соответствующего содержания), так и собственно лингвистический (через анализ языковых явлений). Работа по лингвокраеведению создаёт благоприятные условия для научно-исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе.
Лингвокраеведение можно представить в следующих направлениях:
1. Диалектная и разговорная речь.
2. Языковое своеобразие в фольклоре.
3. Языковое и стилистическое своеобразие в художественных произведениях местных авторов.
3. Народная фразеология.
4. Ономастика (топонимика и антропонимика).
5. Словотворчество в живой речи города.
6. Учёные-лингвисты региона.
Работу по лингвокраеведению целесообразно начать уже с 5-ого класса, так как именно в 5-ом классе формируется представление о языке как целостной системе, и продолжать до 11 класса.
Эффективность работы с привлечением лингвокраеведческого материала состоит в том, что система заданий и поиск ответов на них предполагает различные виды деятельности: беседа с родителями, со старожилами, работа со словарями, составление картотеки, анализ и систематизация собранного материала, написание доклада.
«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля – явление исключительное, в некотором роде единственное. Он своеобразен не только по замыслу, но и по выполнению. О себе и своем словаре Даль говорит: «Писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудился; ученик, собиравший весь век свой по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка». Выдающийся знаток русского слова В.И. Даль был чутким ценителем и заботливым собирателем русской речи в самых многообразных ее проявлениях. Меткая пословица, загадка, сказка находили в нем внимательного собирателя и бережного хранителя. Отсюда и та необыкновенная полнота, с которой отражается народное речевое творчество в составленном им словаре.
Изучив статьи «Толкового словаря живого великорусского языка», можно найти в нем слова с пометкой «влад.». При просмотре владимирских диалектных слов удивляет их образность, яркость, меткость.
Летник, холодник, холщевик, балахон – верхний крестьянский кафтан халатного покроя, долгополый, без бор, из домотканины. Густарь – август, название восьмого месяца в году, когда всего обильно, густо едят. Аргунами называли владимирских плотников Аржанец, арженец, арженик, оржанец, ржаник – растение из семейства злаков, похожее на рожь. Арина, орина, аришка – гриб-чернуха. Бастрыга – резвун, шалун; торопыга, бойкий, резкий, решительный человек. Бирюля, бирюлька, бирюлечка (брать?), бурулька – дудка, дудочка, свирель. Бобыня – надутый, чванный, гордый, спесивый человек.

Нужно ли сегодня в школе краеведение? Этот вопрос я задала старшеклассникам и учителям школы № 21 г. Владимира, а также жителям микрорайона.
Вот что ответили школьники: «Это интересно», «Важно знать свои корни, помнить, откуда ты родом, чтобы лучше понять себя», «Мы должны уважать историю и культуру предков», «Это даёт мне чувство самоуважения», «История края помогает почувствовать себя частицей Родины».
Учителя школы, использующие на своих уроках краеведческий материал, отмечали, что ребята слушают внимательнее, повышается их интерес, они задают вопросы, исследуют проблему глубже.
Жители микрорайона, с удовольствием делились со школьниками своими воспоминаниями, рассказывали о том, чем была богата их жизнь. И в этом выражалась потребность старшего поколения не уйти бесследно, остаться в памяти новых поколений.
Так что краеведение нужно и школе, и социуму. Целостность общества обеспечивается неразрывной связью поколений, освоением молодежью культурно-исторических достижений своего народа. Как показывает практика, участие школьников в краеведческой деятельности, их знакомство с прошлым, настоящим малой родины, её природных, культурных особенностей пробуждает чувство причастности к судьбе своего народа, рождает чувство благодарности к старшему поколению, создает возможности для самореализации учащихся в процессе этой общественно полезной работы. Краеведение помогает решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем регионе, участвовать в его развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Все это важно в свете системно-деятельностного подхода, лежащего в основе Стандарта нового поколения.






ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Лингвистическое и литературное краеведение даёт широкий простор для организации исследовательской деятельности, в результате которой создаются
рефераты на краеведческую тему («Судьба и муза владимирского поэта Святослава Павлова», «Лингвист-диалектолог Сергей Иванович Котков»);
исследовательские работы:
- «Имена числительные в названиях улиц города Владимира»
- «Происхождение распространённых имён и фамилий Владимирского края»
- «Роль профессионализмов в лирике владимирского поэта А.А.Корешкова»
- «Приёмы лингвистической игры в стихотворениях А.И.Шлыгина для детей»
- «Научная и педагогическая деятельность доктора филологических наук, профессора, заведующего кафедрой русского языка Владимирского государственного педагогического института имени П.И.Лебедева-Полянского А. М. Иорданского в период с 1925 по 1974 годы».
Работа по лингвокраеведению проходит особенно успешно, если учитель использует проектную методику. В этом случае в исследование включается большая часть класса, проект обязательно приобретает социальную направленность и завершается созданием продукта совместной деятельности, который имеет практическое применение.
В 2012-2013 учебном году был завершён исследовательский проект, посвящённый владимирскому учёному-лингвисту и педагогу Анатолию Михайловичу Иорданскому, в ходе которого 11-классники создали электронный ресурс «Виртуальный музей А.М.Иорданского». (Презентация в приложении)
В 2013-2014 учебном году 5-классники осуществляют проект «Диалектные слова Владимирской области в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля», продуктом которого должен стать словарь диалектных слов Владимирского края.
В процессе исследовательской деятельности формируется такое ведущее качество личности, составляющее социальную компетентность, как умение решать проблемы и задачи.









РЕГУЛЯТИВНЫЙ БЛОК
ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Обеспечивает организацию деятельности. Здесь для развития саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий я провожу цикл внеклассных занятий «Разговор о самовоспитании»:
в 5 классе – «Как научиться организовывать своё время» (2 ч)
в 6 классе – «Как стать лучше» (2 ч)
в 7 классе – «Как стать хозяином своих чувств» (2 ч)
в 8 классе – «Как разрешить конфликт» (2 ч)
в 9 классе – «Как добиться успеха в своём деле» (видеовстречи из цикла «Уроки нравственности» Альберта Лиханова) – 4 ч
Цель таких занятий – показать детям необходимость целенаправленной работы над собой, научить приёмам и способам самовоспитания, создать у учеников мотивацию к самопознанию и рефлексии.
В применении этого модуля осуществляется деятельностный подход: занятия проводятся в форме педагогической мастерской, включающей следующие этапы:
1) индукция (его задача пробудить интерес к предстоящей работе);
2) актуализация опыта (его задача – предъявить знания себе и классу в форме: самоконструкции, социоконструкции, афиширования);
3) деконструкция, т.е. разрыв (задача этапа – убедить учащихся в неполноте имеющихся знаний, дать толчок к поиску нового знания);
4) этап созидания (его задача – совместный поиск нового знания);
5) этап корректировки (он продолжается при выполнении индивидуального домашнего задания);
6) этап рефлексии (его задача – помочь учащимся осознать и выразить свои чувства).
Одно из занятий этого модуля на Международном конкурса для педагогов «Внеклассное мероприятие» на портале «Завуч.Инфо» получило I место в номинации «Уникальное внеклассное занятие».
(Приложение 1)
(Приложение 2)
КОММУНИКАТИВНЫЙ БЛОК
ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Здесь ведущими качествами личности, составляющими социальную компетентность, являются умения и навыки эффективного социального взаимодействия.
В выборе путей формирования социальной компетентности особое внимание следует уделить проектированию целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества, созданию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе, сплочению классного коллектива и развитию детского самоуправления.
Коллектив учащихся для классного руководителя должен стать инструментом в социализации каждой отдельной личности.
Анализ современной воспитательной практики показывает, как необходимо школьное самоуправление, обеспечивающее выработку таких личностных качеств и умений, как самостоятельность, ответственность, терпимость, общительность, целеустремлённость, умение управлять, анализировать. Поиск новых самоуправленческих структур в современной школе идёт от реанимирования прежних (учкомы, например) до переноса структур либерализированного общества в школу: возникли «парламенты», «правительства», «президенты».
Считаю, что самоуправление может развиваться во всех видах деятельности учащихся, начало ему должно быть положено в классном коллективе. В школе должны быть созданы условия, при которых каждый ребёнок ощущал бы сопричастность решению разнообразных проблем, соответствующих своим интересам и потребностям.
Каждый ученик должен стать участником самоуправления в классе, влиять на коллективное мнение и общественную жизнь, попробовать себя в разных ролях: и в роли лидера, организатора, и в роли исполнителя.
Органы детского самоуправления должны быть достаточно разнообразными и гибкими, временными (инициативные группы) или постоянными (актив класса).
Класс делится на группы со сменным составом. Действуют принципы добровольности и соревновательности.
Мною была разработана и апробирована программа развития личностных качеств учащихся через классное самоуправление


Класс
Органы самоуправления в классе
Принцип объединения в группах

Формируемые умения


5 класс

общественные сектора

по интересам
умение наладить систематическую деятельность в каком-либо направлении

6 класс
(I полугодие)
совет командиров
групп
по дружбе

умение организовывать группу друзей

6 класс
(II полугодие)
совет командиров групп в новом составе
по дружбе
умение организовывать группу друзей


7 класс

дежурные командир класса и актив
решение о назначении сменного актива принимается на классном собрании
умение организовывать класс в ограниченный период времени


8 класс

советы коллективных творческих дел

по дружбе и интересам
умение спланировать КТД и организовать работу всего класса
для участия в нём


9 класс

творческие группы
(клубы)
по увлечениям, с ориентацией на будущую профессию
умение наполнить досуг одноклассников интересной и полезной деятельностью



13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


Термин коллектив произошёл от латинского collectivus – собирательный. Он означает социальную общность людей, объединённых на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций и общения. Под коллективом понимается высокий уровень развития группы, которой свойственны целеустремлённость, сплочённость, духовное единство.
В условиях школы объединение учащихся в коллектив осуществляется целенаправленно и последовательно, сообразно задачам воспитания. Изучение воспитательных возможностей ученического коллектива, личности каждого воспитанника, их взаимодействия, основанного на постоянном духовном обогащении друг друга и коллектива в целом, позволяет воспитателю рассматривать коллектив как явление педагогическое.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Ученический коллектив оказывает воспитательное влияние на личность в условиях, когда он превращается в носителя воспитательных функций. Исследователи выделяют три функции: функцию организационную – ученический коллектив сам управляет своей общественно полезной деятельностью; функцию идейно-воспитательную – ученический коллектив становится носителем и пропагандистом идейно-нравственных убеждений; функцию стимулирования – коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.
Исследуя проблему формирования личности в классном коллективе, я прежде всего опираюсь на теорию коллектива, разработанную А.С.Макаренко, в которой он вывел закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти; определил педагогические принципы организации детского коллектива, сформулировал требования к стилю и тону отношений в нём, вычленил основные этапы развития коллектива.
Педагогические принципы организации детского коллектива:
перспективных линий (полноценная жизнь коллектива – динамичный, непрерывно развивающийся процесс; сущность методической воспитательной работы в этом процессе заключается в выстраивании и организации новых перспектив, их корректировке с учётом конкретных условий);
параллельного действия (влияние воспитателя на ученика должно быть не прямым, а осуществляемым через коллектив, т. е. опосредованным параллельным действием);
ответственной зависимости (внутренняя система связей между воспитанниками; зависимость между ответственностью за деятельность коллектива, привычкой к этой ответственности и ответственностью во взаимоотношениях между людьми во всех сферах их жизни);
гласности.
Программа развития личностных качеств через классное самоуправление оказалась очень эффективной. 59 % учащихся получили навыки организаторской деятельности благодаря работе в органах классного самоуправления в качестве сменных командиров. В коллективе, который на 96 % сохранил свой состав при переходе из 9-го в 10-ый класс, наблюдался высокий уровень сплочённости, не было нарушителей порядка, состоящих на учёте в ОППН и ВШУ.
В 10-11 классах классное самоуправление приняло форму президентской республики с выбираемым на общем собрании большинством голосов советом министров. (Приложение 3)

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

В классном коллективе сложились свои традиции: шефство над ветераном Великой Отечественной войны микрорайона Чернышовой Д.А. и ветераном педагогического труда школы № 21 Николаевой А.В.; планирование и самостоятельная подготовка коллективных творческих дел. Любимыми являются традиционные праздники: «День рождения класса», «Дни именинников», «Поздравление-сюрприз» к 8 Марта и 23 Февраля. В конце четверти проходят тематические вечера с культурно-развлекательной программой, которую сочиняют ребята сами: «Знаки Зодиака рассказывают», «Приглашаем вас в театр!», «Конкурс ди-джеев», «Хэллоуин», «Минута славы», «Назад, в 90-е!». К праздникам (День Учителя, День Победы, Новый год и проч.) готовится выпуск поздравительной газеты. Ведётся фотолетопись класса. Оформляется классный уголок. Совершаются коллективные экскурсионные поездки по городам России, культпоходы в театр, выходы на природу, на каток.
Изучение уровня воспитанности учащихся (Приложение 4) говорит о росте показателей «высокий» и «хороший» уровень и сокращении – «низкий» и «средний».
Социально-психологическая самоаттестация коллектива (Методика Р.С.Немова) и методика «Какой у нас коллектив» А.Н.Лутошкина свидетельствуют о высоком уровне эталонности общности в восприятии её членов (Презентация). Социометрические исследования показывают множество дружеских контактов среди учащихся и отсутствие «отверженных» и «пренебрегаемых» в классе.
Диагностика свидетельствует об успешной социализации учащихся в коллективе и высокой эффективности классного самоуправления.

Влияние метода проектов на процесс развития социальной компетентности школьников.
В настоящее время чрезвычайно актуален разговор о поиске новых педагогических технологий, методов и средств обучения, которые бы соответствовали внедряющимся подходам к отбору содержания образования. Одной из широко известных педагогических технологий, причисляемых к сравнительно новым, является метод проектов.
Обращаясь к его истории, можно заметить, что этот метод начал формироваться уже около ста лет тому назад, и с его разработкой, а также внедрением в педагогический процесс связаны имена Дж. Дьюи, У. Килпатрика, Э. Коллингза. В российской педагогике методу проектов уделяли и уделяют свое внимание многочисленные исследователи среди которых Л. Левин, Е.Г. Кагаров, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, Н.Б. Крылова и др., чем объясняется такое разнообразие подходов к определению понятия метода проектов, структуры и этапов непосредственной работы над проектом, а также различных возможностей метода.
Сравнительный анализ истории становления метода проектов показывает, что подходы к пониманию его сущности отечественными и американскими педагогами были разными. Принципиальное отличие состояло в том, что отечественные педагоги (Е.Г. Кагаров, А.П. Пинкевич, С.Т. Шацкий и др.) основную ценность метода проектов видели в развитии социально значимых качеств личности (коллективизм, общественно-политическая активность, трудолюбие, настойчивость в достижении цели и др.), и, соответственно, основной упор делался на коллективную общественно-полезную, трудовую, идеологическую направленность всех проектов.
В свою очередь американские педагоги (Д. Дьюи, У. Килпатрик, Э. Коллингс и др.) основную цель метода проектов видели в выработке индивидуальной приспособительной реакции школьника на ситуацию или среду. В отличие от коллективных проектов советских школьников, цели которых согласовывались с программой и идеологией страны, американские проекты были направлены на развитие индивидуальных способностей учащихся на основе их внутренних потребностей и интересов. Таким образом, ценность метода проектов, с точки зрения американских педагогов, состояла в возможности индивидуализации обучения за счет опоры на субъектный опыт и познавательные интересы учащихся.
Однако, анализируя два этих подхода с позиции эффективности метода для развития социальной компетентности, стоит заметить, что в каждом из них есть свои характерные черты.
Что же такое метод проектов в педагогическом процессе?
В педагогическом энциклопедическом словаре метод проектов описывается как система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. В определении Е.С. Полат делается акцент на самостоятельную деятельность учеников сопровождающуюся детальной разработкой проблемы, с завершением в качестве реального, практического результата.
И. В. Бурцева определяет метод проектов как дидактическую категорию, совокупность приёмов для овладения определённой областью знания, путь познания, способ организации процесса познания.
Также стоит обратить внимание на понимание метода проектов А. А. Хромовым как системы обучения, гибкой модели организации учебного процесса, ориентированной на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость, под контролем учителя.
В педагогике проектная деятельность рассматривается как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии, сотрудничестве и сотворчестве педагога и воспитанников в ходе поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.
В соответствии с указанными определениями и различными описаниями метода проектов выделим его характерные черты:
Сотрудничество и сотворчество всех субъектов педагогического процесса, при ориентации на самостоятельность учеников;
Использование комплекса знаний и навыков из различных сфер;
Соответствие поставленных проблем реальным интересам и потребностям воспитанников;
Четкая последовательность этапов реализации проекта и работы над ним;
Творческая направленность, стимулирование самореализации и само-актуализации личности;
Направленность на практический, социально значимый результат.
Совершенно очевидна направленность метода проектов на социализацию личности и, как следствие, на развитие социальной компетентности. Метод проектов должен быть более полно использован в педагогической деятельности, направленной на развитие социальной компетентности, и получить максимально широкое применение в современной школе.
Как справедливо отмечает С.В. Аласова, «Развитие социальной компетентности школьников может быть эффективным при условии опоры на личный опыт учащихся, что предполагает обращение к реальной политической, экономической, социальной действительности, её противоречиям и тенденциям, которая и происходит  в работе над проектом». Необходимо синтезировать личный опыт  и научную информацию и на их основе эффективно развивать социальную компетентность школьников.»
Таким образом, для результативного внедрения метода проектов в современный образовательный процесс в дальнейшем становится необходимым выявление условий эффективности использования данного метода в деятельности педагогов.
Анализируя проектную деятельность учащихся, установим влияние каждого этапа работы над проектом на развитие социальных компетенций, важнейших психологических характеристик личности и других компонентов социальной компетентности.
Этапы
Деятельность
педагога
Деятельность
учеников
Влияние на
социальную
компетентность

1. Подгото-витель-ный
Определение темы, целей и задач, типа проекта, количества участников. Создание непринужденной обстановки, атмосферы сотрудничества нацеливание учеников на активную работу, уважительное отношение к друг другу.
Погружение в творческую атмосферу, настрой на активную практическую деятельность, выбор темы будущего проекта, прогнозирование результатов, выбор способа реализации результатов проекта.
Развитие умения целеполагания, самостоятельности в постановке проблемы, развитие гуманистических установок личности, корректировка системы нравственных ценностей и ориентиров.

2. Органи-зацион-ный
Наблюдение, консультация в вопросах поиска информации, работы в группе, при необходимости организация работы групп, определение временных рамок дальнейшей работы.
Уточнение информации, формирование группы, распределение ролей, разработка плана будущей деятельности, выбор методов работы, определение источников информации
Развитие психологической, конфликтной, вербальной и коммуникативной компетенций: развитие умения вести дискуссию, организаторских способностей, умения прогнозировать ситуацию. Выбор социальной роли.

3.
Дея-тельност-ный
Наблюдение, консультация, координация проекта, помощь в подготовке к защите проекта и оформлении результатов.
Непосредственная работы над проектом, консультация с педагогом, подготовка к защите проекта.
Развитие самостоятельности, приобретение и использование знаний об обществе, моделях поведения, приобщение к культуре общества, развитие профессиональной, экономической гражданской компетенции (в зависимости от темы проекта), и др

4.
Презен-тативно-оценоч-ный
Участие в коллективном анализе и оценке результатов, обобщение полученных результатов, подведение итогов, организация рефлексии.
Представление результатов, защита проекта, анализ и оценка результатов и проделанной работы, выявление успехов и неудач, обсуждение перспектив и тем новых проектов.
Развитие навыков публичных выступлений, навыков рефлексивного самоанализа, повышение самооценки и самоуважения и как следствие уважения к участникам коллектива, корректировка системы нравственных ориентиров и установок и др.


Таким образом, можно сделать вывод о том, что метод проектов – являясь личностно-ориентированной технологией XXI века, становится все более востребованным в системе образования, в том числе и по причине его ярко выраженной творческой, гуманистической и социальной направленности, данный метод может быть одним из многочисленных методов обучения, направленных на развитие социальной компетентности школьников.
Исходя из особенностей метода проектов как технологии обучения, тема проекта должна соответствовать интересам учеников и их текущим потребностям. Только в этом случае мы сможем наблюдать энергичную, «от всего сердца» деятельность ученика. Темы проектов также должны иметь социальную направленность и иметь общественно значимый результат. Это позволит в большей мере ориентировать проектную деятельность на развитие социальной компетентности: развить связь школьников с общественными институтами, расширить знания о механизмах взаимодействия в социуме, повысить гражданскую, экономическую и другие социальные компетенции.
Метод проектов, являясь активным методом обучения и воспитания, предоставляет широкие возможности для развития социальной компетентности, обусловленные опорой на самостоятельность и личный жизненный опыт школьников, применением этого метода также в профессиональной деятельности, в работе многочисленных организаций и институтов общества.
Для более эффективного применения метода проектов с целью развития социальной компетентности учеников должны быть соблюдены следующие условия:
Анализ и учет особенностей ученического коллектива в организации педагогом работы над проектом и координации проектной деятельности.
Предоставление широкого выбора тем для будущего проекта, отвечающих потребностям и интересам школьников.
Чередование различных способов формирования проектных групп для корректировки развития социальной компетентности каждого ученика.
Наличие социальной направленности в темах учебных проектов и общественно-значимого результата.

Роль педагога в применении проектного метода.
Метод проектов – это учебная деятельность, связанная с непрерывными «пробами» вне стен школы, в окружающей социальной действительностью. Педагог должен отказаться от своей традиционно доминирующей роли в процессе передачи ученикам знаний и стать организатором проектной деятельности. Выполнение проекта осуществляется по определенному, достаточно сложному алгоритму, и при этом каждый ученик может выбрать любую тему проекта – все, что захочет и сумеет сделать.
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как фасилитатор. Его цель поддерживать группу, чтобы выполнить стоящую перед ней задачу. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:
Консультирует: учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п.
Мотивирует: высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешности работы над проектом; во время работы учитель должен придерживаться правил, раскрывающих перед учащимся ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.
Фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации (например, учителем осуществляются организации групповой дискуссии; постановка вопросов, ответы на которые ученику заведомо неизвестны; постановка вопросов, ответы на которые прозвучат абсурдно, раскрывая противоречия в решениях и способах деятельности, принятых учащимися; контекстный пересказ ситуаций; помещение в пространство классной комнаты предметов, порождающих определенные ассоциации, и т.д.).
Наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированности информационной и коммуникативной компетентностей учащихся, с другой.
Таким образом, роль учителя при организации проектной деятельности неоднозначна- координатор , наблюдатель, консультант безусловно, проектная деятельность требует от педагога высокого уровня профессионализма. Однако на всех этапах проекта учитель – фасилитатор.

Социальное проектирование – самая эффективная форма развития социальной компетентности. В течение трёх последних лет учащимися класса реализовано 11 учебных проектов и около 20 проектов социальной направленности. В рамках реализации социально значимых проектов осуществлялось взаимодействие с общественными организациями:
Совет ветеранов великой Отечественной войны Фрунзенского района; общественная организация «Учитель» г. Владимира (шефская операция «Забота»);
Владимирская общественная организация ветеранов космодрома Байконур (проект по краеведению «Космонавтика и Владимирский край», направленный на пропаганду достижений отечественной космонавтики в год 50-летия первого полёта человека в космос);
Комитет по молодёжной политике администрации области (участие в волонтерских акциях «Спаси храм!»);
Городское добровольческое движение «Доброштаб»; КТОС № 5 (трудовые десанты по благоустройству территории микрорайона);
«Дом малютки»;
Центр животных «Валента» и др.
Результат такой работы – активная жизненная позиция учащихся класса, стремление участвовать в созидательной деятельности на благо своей школы, микрорайона, приносить пользу стране (10 учащихся класса получили «Личную книжку волонтёра»).
Метод проектов как современная педагогическая технология наиболее гармонично сочетает в себе все преимущества изученных способов развития социальной компетентности, характеризуемых практической направленностью, ориентацией на групповую работу школьников, субъектно-субъектным характером взаимодействия, с опорой на самостоятельную деятельность ученика, отвечает требованиям современного образования и реализуется во внеурочной деятельности.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Социальная компетентность может быть рассмотрена как интегральная характеристика личности, личностное новообразование, формирующееся в процессе социализации личности. В структуре социальной компетентности личности особую роль играют три основных компонента: совокупность психологических качеств, нравственных ориентиров и ценностей, система социальных компетенций и комплекс социальных ролей личности. Применение эффективных форм организации внеурочной деятельности позволяет увидеть положительную динамику в процессе социализации учащихся.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Каковы критерии сформированности социальной компетентности?
Активность учащихся.
Сформированность правового поведения, основ экономического сознания.
Процент успешно социализирующихся детей группы риска.
Наличие индивидуальных образовательных траекторий.
Участие в разнообразных межвозрастных социально значимых проектах.

Какова модель социально - компетентностного подростка?
1. Знающий:
свои права и обязанности;
свои способности и качества личности;
нормы морали и поведения в обществе, где проживает;
социальное устройство государства;
традиции, ритуалы, этикет;
средства, способы решения социальных и профессиональных задач.


2. Умеющий:
принимать решения в условиях; неопределенности;
работать с информацией;
сознательно выбирать и осознавать свой выбор;
позитивно общаться с окружающими;
избегать стрессовых ситуаций;
разрешать конфликты ненасильственно.

3. Способный:
адаптироваться к социально-экономическим условиям;
адекватно оценивать себя и быть толерантным к другим;
адекватно вести себя в различных ситуациях;
решать возникающие проблемы;
быть гражданином, патриотом, равноправным членом общества, хорошим семьянином.

На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Процесс повышения социальной компетентности учащихся и его включение во внеклассную работу являются взаимообусловленными.
Обучение в рамках внеклассной работы может быть эффективным только тогда, когда внешнее влияние на обучаемых совпадает с их внутренними потребностями.
При проектировании методики организации внеклассных занятий следует:
Проектировать возможности использования результатов внеклассной работы в учебной деятельности школьников и наоборот.
Уделять особое внимание методике работы с историко-научным содержанием предмета.
Предусмотреть при организации деятельности учащихся использование разнообразных активных форм работы, а также расширение межпредметных связей.

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Обобщённый выше опыт представляет интерес в первую очередь учителям русского языка и литературы, которые могут почерпнуть идеи для организации внеклассной работы по лингвистическому краеведению, проектной, исследовательской деятельности по предмету.
Классным руководителям может быть полезна система работы по организации самоуправления в классе, а также модуль внеклассных занятий «Разговор о самовоспитании» для 5-9 классов.
Заместитель директора по воспитательной работе и педагог-организатор может воспользоваться диагностикой уровня воспитанности школьников, а также взять за основу идеи социально значимых проектов.
Психологи, опираясь на результаты, полученные в ходе работы по формированию социальной компетентности, могут составить более полную картину о развитии личности школьника.
Все заинтересованные вопросом развития социальной компетентности лица (родители учащихся, студенты педагогических вузов) найдут достаточно полную информацию по истории вопроса.
БИБЛИОГРАФИЯ
Аласова, С.В. Воспитательная работа в учреждении дополнительного образования в условиях реализации профильного обучения / С.В. Аласова. // php.mitme.ru/conf/2006/01/06_01_1_6.php
Асмолов А. Г., Бурминская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
Водзинский Д.И. Внеклассная воспитательная работа. – М., 1961. – 235с.
Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Метод проектов – технология компетентностно – ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. д. ф. –м. н., проф. Е. Я Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. – 176 с.
Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.Я. Зимняя // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Иванова, Л. Проектирование в обучении: дидактические принципы / Л.Иванова // Учитель. – 2004. - №6. – С. 11-15
Калинина, Н.В. Психологическое сопровождение развития социальной компетентности школьников: Автореферат дисс. канд. пед. наук. [Электрон. версия печ. публикации]/ Н.В.Калинина. – Самара,2006 // vak.ed.gov.ru/announcements/psiholog/KalininaNV.doc  
Кашлева Н. В., Дмитриева Ж. В., Игнаткина Т. В., Школьная проектная лаборатория. – Волгоград: Учитель, 2008. – 142 с.
Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. - №5.- С.3-12.
Лернер, И.Я. Дидактическая система методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Знание,1976. – 64с.
Мачехина, О.Н. Социальная компетентность старших школьников. / О.Н. Мачехина // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Мачехина, О.Н. Формирование социальной компетентности старших подростков в проектной работе / О.Н. Мачехина // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Пахомова, Н.Ю. Что такое метод проектов? [Текст] / Н.Ю. Пахомова // Школьные технологии, 2004. - №4. – С.93-96
Педагогическая энциклопедия. Т.1/ под ред. А.Г. Калашникова. [Текст] – М.: Работник просвещения, 1929.- 193с
Педагогический Энциклопедический Словарь / Гл. Ред. Б.М. Бим-Бад [Текст] – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528с.
Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С.Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272с
Пушкарева Т.Г., Трифонова Ю.А. Содержание, структура социальной компетентности и ее диагностика // Гуманитарные научные исследования. – Ноябрь 2012. - № 11 [Электронный ресурс]. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Разумова, Н.П. Развитие социальной компетентности школьников в образовательном процессе учреждения дополнительного образования./ Н.П. Разумова // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Романовская М. Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 160 с.
Сергеев И. С., Блинов В. И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. – 132.
Смирнова А.Н., Фадеева Е.А. Нетрадиционные формы организации внеклассной работы – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2011.
Учурова, С.А. Групповая работа как способ развития социальной компетентности учащихся: Автореферат дисс. канд.пед. наук. / С.А. Учурова. – Екатеринбург, 2007. – 24с.
Хуторской А.В. Педагогическая инноватика – М., 2008.













13PAGE 15


13PAGE 14115



Социаль-ная компетент-ность личности





ЛИЧНОСТНЫЕ
УУД

СИСТЕМА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
















































Диагностика: 1) Опросник самоорганизации деятельности (ОСД) Е.Ю. Мандриковой
2) Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко.
3) Тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А.Леонтьева, Е.И.Рассказовой
4) Опросник толерантности-интолерантности к неопределенности Т.В.Корниловой.



КОММУНИКАТИВ-
НЫЕ
УУД


ПОЗНАВАТЕЛЬ-
НЫЕ УУД




РЕГУЛЯТИВНЫЕ
УУД




Формирование основ гражданской идентичности личности средствами лингвистического и литературного краеведения

Постановка и решение проблемы

в
научно-исследовательской деятельности



Развитие саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий на внеклассных занятиях из цикла «Разговор о самовоспитании»



Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
в
проектной деятельности


НОУ

Социально значимый проект

Классное самоуправление


ИКТ

Интегративный поход в обучении

Педагогическая мастерская

Обучение в сотрудничестве

Исследовательский проект

Министер-ство
внешних отношений

Министер-ство внутренних дел

Министер-ство
труда

Министер-ство информа-ции

Министер-ство
спорта

Министер-ство культуры

Министер-ство образова-ния и науки


Премьер-министр


Совет министров

Классное
собрание
_________
Президент


Кружок «Язык родной, дружи со мной» , 5 кл.



Root Entry