Авторская программа Экологическое воспитание учащихся начальных классов в процессе кружковой работы

МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ»
Программа
Экологическое воспитание учащихся начальных классов
в процессе кружковой работы
Автор – составитель: учитель начальных классов Емельянова Л. М.
Шемордан, 2011год
Введение
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных императивов. В то же время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом.
Пояснительная записка
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. Особое внимание к проблемам экологического образования и воспитания детей младшего школьного возраста можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребёнка, характеризующийся преобладанием эмоционально- чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно- образной картины мира и нравственно- экологической позиции личности, которая определяет отношение ребёнка к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребёнком. Отсюда преимущественно
умозрительное, без предметной раздробленности истолкование мира, рассматриваемого в его целостности. Ребёнок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить своё место в системе этих отношений, его деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе.
Таким образом, экологическая культура в современных условиях, является одним из ведущих компонентов личности. Она может рассматриваться как главный системообразующий фактор, способствующий образованию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности.
Содержание экологического образования имеет сложный состав, усвоение которого школьниками требует не только классной, но и большой внеклассной работы.
Внеклассная работа создаёт условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний.
Велика роль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственна, что делает более продуктивным процесс становления личности. При этом ученик может обратиться к эксперименту, кратковременному и долговременному наблюдению, исследованию связей человека с природой в течение длительного срока с фиксацией на фотоплёнке, в рисунках, схемах и других документах. Всё это делает исследования природной среды и её охраны привлекательными и интересными.
Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического образования, я разработала и предлагаю программу экологического воспитания младших школьников в рамках кружка « Юный друг природы».
Программа составлена из расчета один раз в неделю.
Цели программы:
формирование социального опыта учащихся;
осознание ими элементарного взаимодействия в системе « человек - природа-общество »;
воспитание нравственного и экологически обоснованного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.
В содержании программы экологического кружка прослежены несколько содержательных линий:
человек - природное существо и член общества;
многообразие природного и социо - культурного окружения человека;
экологические взаимодействия живых организмов с окружающей средой;
труд и поведение человека в окружающей среде.
При построении авторской программы кружковой работы я сочла целесообразным заострить внимание на четырёх основных направлениях работы:
познавательное;
познавательно- развлекательное;
практическое;
исследовательское.
Границы применения
Программа может быть реализована при проведении учебной, внеучебной работы, в рамках кружка.
Результаты обучения
По окончании курса обучения ученики должны знать:
что такое экология;
способы охраны природы;
роль неживой природы в жизни живого;
многообразие природы;
экологические катастрофы;
влияние экологии на здоровье человека;
должны уметь:
классифицировать экологические связи;
устанавливать сети питания;

выявлять характерные отличительные и похожие признаки животного и растительного мира;
оформлять собственные наблюдения за изменениями в живой и неживой природе;
участвовать в практической работе по охране природы.
Содержание программы кружка

« Юный друг природы»
1- й год обучения
Задачи работы с первоклассниками:
- пробудить интерес к объектам окружающей среды, в том числе и к самому себе как неотъемлемой
части природы;
- воспитывать чувства ребенка, его эмоциональную чуткость;
- научить приносить пользу растениям, животным и людям.

Срок
Познавательные
Познавательно-
Практические
Исследовательские


мероприятия
развлекательные мероприятия
мероприятия
мероприятия

Сентябрь
Беседа
Викторина
Выставка
Экскурсия на при-


«В гости к ооогород
« Что растёт на
детских рисун
школьный


огородному Подрастаю»
грядке».
ков на тему: «Дары осени».
участок.

Октябрь
Беседа «Что такое экология».
Праздник «Золотая осень»
Сочинить сказку про лес
Экскурсия в лес «Сделаем поляну ещё чище, чем
была».

Ноябрь
Беседа «Не рубите, люди, ёлок.»
Театрализованное представление «В гостях у Лесовичка».
Работа с дневником наблюдения.
Ежедневные наблюдения за погодой, за сезонными явлениями природы.

Декабрь
Беседа
Игра
Уход за
Экскурсия в


«Откуда родом
«Цветовая
комнатными
школьный музеи


комнатные растения»?
экология».
растениями.
комнатных растений.

Январь
Беседа
«Знакомство с аквариумными рыбками».
Заочная экскурсия на водоём. «Кто в озере живёт».
Изготовление аквариума с рыбками
Наблюдения и уход за рыбками в школьном уголке природы.

Февраль
Беседа «Как зимой
Викторина «Тайны птичьего
Выставка рисунков на
Вывешивание кормушек,


помочь птицам»
царства».
тему: «Птицы -наши друзья».
подкормка птиц.

Март
Беседа «По склону оврага побежал весёлый ручеёк».
Утренник
«Пробуждение
природы».
Операция «Родничок».
Опыт со
срезанными
ветками.

Апрель
Беседа «Мир вокруг нас.»
Праздник
«День рождения
Земли».
Выставка
детских
рисунков на
тему:
«Давайте
сохраним
планету».
Экскурсия в лес Фенологические наблюдения.

Май
Беседа «Эти удивитель
Кукольный спектакль на










Операция «Муравей».
Экскурсия в краеведческий музей. с.Лесхоз


удивительные
экологическую

музей
города


животные».
тему. «Теремок».

Казани.



2- ой год обучения
Задачи работы с второклассниками:
- способствовать формированию системы знаний ребёнка об окружающем мире и новому взгляду на место и роль человека на земле, системы