Программа по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях малокомплектной сельской школы

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Коммунарская общеобразовательная школа Приозерского района Ленинградской области»













Гражданско-патриотическое воспитание как приоритетное направление воспитательной системы малокомплектной сельской школы.
Школьный музей истории села как образовательная среда гражданско-патриотического воспитания обучающихся.


Автор: Кисленко Елена Маликовна – учитель русского языка и литературы МОУ «Коммунарская ООШ»












Коммунары 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
актуальность
нормативно-правовые основания разработки программы
целевые группы и субъекты реализации программы
цель и задачи программы
концептуальные основы
показатели и индикаторы реализации программы
эффективность реализации программы
основные результаты реализации программы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы «Гражданско-патриотическое воспитание как приоритетное направление воспитательной системы малокомплектной сельской школы. Школьный музей истории села как образовательная среда гражданско-патриотического воспитания обучающихся»
Цель гражданско-патриотического воспитания
Задачи гражданско-патриотического воспитания
Основные понятия содержания гражданско-патриотического воспитания обучающихся (традиционный подход)
Понятия обновленного содержания гражданско-патриотического воспитания обучающихся (инновационный подход)
Способы реализации концепции гражданско-патриотического воспитания
Планируемые проекты

ПРИЛОЖЕНИЕ
Проект организации деятельности школьного музея истории села «Моя малая родина. Страницы истории поселка Коммунары»














ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы
Воспитание подрастающего поколения во все времена и у всех народов считалось важнейшей функцией общества и государства. Значение воспитания трудно переоценить: «им решается участь человека» (В.Г.Белинский), «судьбы империй зависят от воспитания молодежи» (Аристотель).
Изменение экономического и социокультурного ландшафта в нашей стране в последние десятилетия в значительной мере ослабили внимание к воспитательной деятельности, к формированию духовно-нравственных ценностей и мировоззрения личности. Негативные тенденции, проявляющиеся в детской, подростковой и молодежной среде свидетельствуют о необходимости усиления участия всех образовательных организаций, всех общественных институтов и заинтересованных структур в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок.
Обострившиеся проблемы в сфере воспитания характерны и для воспитательной системы нашего учреждения.
Неблагоприятная социально-экономическая среда оказывает далеко не положительное влияние на процесс развития сельского ребенка; в сельскую школу приходят дети из семей с разным социальным статусом, с разными материальными возможностями; нередко наблюдается нарушение эмоциональной и духовной близости между родителями и детьми, высокий процент семей социального риска.
Возникает проблема улицы, которая тоже оказывает влияние на сельского ребёнка, воспитывает по своим законам, и это воспитание не всегда положительное.
В таких условиях школа на селе является маленьким центром социальной жизни не только детей; около нее группируются общественные интересы взрослых. Таким образом, вся воспитательная работа школы влияет и на взрослых, которые находятся в непосредственном взаимодействии с детьми.
Активно предпринимаемые государством меры по модернизации российского образования затронули не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменили отношение к самому процессу и результатам воспитания. Воспитательная деятельность в Федеральных государственных образовательных стандартах рассматривается как обязательная компонента педагогического процесса; она является частью основной образовательной программы, охватывает все составляющие образовательной системы школы и направлена на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на гармонизацию интересов личности и общества в их социокультурной взаимосвязи, повышению осознания ответственности личности за принимаемые решения и осуществляемые действия.
Государственная политика в сфере образования изменила отношение к содержанию феномена воспитания. Как подчеркивается в последних документах, под воспитанием понимается «создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач».
Но не стоит забывать, что традиционно характерной чертой сельского образа жизни является воспитание детей «всем миром», т.е. забота о развитии ребенка лежит на плечах не только родителей и педагогов школы, но и сельского сообщества в целом. Ребенок естественным образом связан со своими односельчанами тысячами нитей, которые как бы «пронизывают» его бытие и влияют на формирование его мировоззрения, интеллектуальной, духовно-нравственной и физической культуры.
Сформулированные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» национальные ценности и нравственный воспитательный идеал были положены в основу разработки данной программы. Разработка программы по реализации концепции гражданско-патриотического воспитания в малокомплектной сельской школе направлена на формирование позитивной модели поведения обучающихся, сформированности гражданской позиции обучающегося как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, ориентированного на поступательное развитие и совершенствование российского гражданского общества в контексте прогрессивных мировых процессов.
При создании программы учитывались основные положения Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Нормативно-правовые основания разработки программы
- Конституция Российской Федерации;
- Всеобщая декларация прав человека;
- Конвенция о правах ребенка;
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года;
- Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 г.;
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599;
- Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации)
Цель программы
Создание условий для реализации концепции гражданско-патриотического воспитания обучающихся в условиях малокомплектной сельской школы.

Задачи программы
Создание школьного музея истории поселка «Коммунары».
Разработка цикла практических занятий «Моя малая Родина» для учащихся 1-9 классов, создание тематических экскурсий.
Создание научно-исследовательской поисковой группы для проведения работы по пополнению музейных экспозиций и проведению тематических экскурсий для школьников, односельчан и гостей школы.
Разработка программы «Юный краевед»
Обеспечение необходимых информационно-методических условий для реализации программы.
Проведение мониторинга эффективности реализации программы в школе.

Целевые группы и субъекты реализации программы
Приоритетными целевыми группами реализации данной программы являются: обучающиеся, педагоги, родители и члены семьи, жители села.
Основным субъектом реализации программы является муниципальное общеобразовательное учреждение «Коммунарская основная общеобразовательная школа».




Концептуальные основы программы

Методологическим базисом концепции программы являются системно-деятельностный и аксиологический подходы.
Аксиологический подход трактует воспитание как процесс интериоризации (внутреннего присвоения) личностью общечеловеческих ценностей: Добро, Красота, Познание, Человек, Жизнь, Здоровье, Отечество, малая Родина, Семья, Труд, Природа, Творчество. Согласно аксиологическому подходу, целью процесса воспитания является формирование ценностного отношения личности к себе, своей деятельности и к окружающему миру (миру людей, вещей, природы). Тщательное планирование стратегий развития воспитательной системы, тактических целей воспитательных мероприятий и оперативных задач воспитывающих ситуаций позволяет аксиологизировать (наполнить ценностями) процесс воспитания, создать условия для поиска обучающимися жизненных смыслов, выстраивания жизненных перспектив и выбора стратегий и системы личностных ценностных координат.
Системно-деятельностный подход, рассматривая личность как субъекта собственной деятельности и собственного развития, противостоит догматической передаче нравственной информации и обезличенности воспитания. Личность формируется в самостоятельной деятельности, в том числе – и нравственной, и воспитание – это процесс само-деятельности обучающегося, направленный на формирование отдельных качеств и личности в целом, на становление ее сознания, ядром которого являются ценностные ориентации. Педагог не только демонстрирует культурные образцы деятельности и модели поведения, но и создает условия для приобретения обучающимися жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции) и самостоятельной выработки жизненных ценностей. Он выступает в роли организатора системы воспитывающих ситуаций, в которых обучающийся является активным деятелем. Воспитание, таким образом, рассматривается как со-бытийность детей и взрослых в системном процессе обучения, внеурочной воспитательной деятельности, внешкольной воспитательной работы.
Основные идеи и принципы реализации программы
В основу разработки Программы положены идеи:
Идея диалога. Идея реализуется в нескольких аспектах:
как установка на сотрудничество и ведение консенсусного диалога в многоаспектном и разноуровневом межличностном взаимодействии воспитанников с педагогом, со сверстниками, со взрослыми, с носителями родной культуры и культуры другого этноса;
как диалог культур: разных этносов, разных поколений, разных субкультур и молодежных направлений;
как развиваемая познавательная потребность воспитанника в его субъектном постижении истории, культуры, искусства родного края и Отечества в постоянном сравнении - «диалоге культур» прошлого и настоящего;
как установка на рефлексию и самопознание, диалогическое общение со своим внутренним «Я».
Идея социального партнерства. Современное образование включает разнообразных субъектов в создание воспитывающей среды за счет привлечения резервов окружения, интеграции ресурсов (интеллектуальных, материальных, духовных) всех заинтересованных лиц. Социальное партнерство как добровольное сотрудничество организуется на основе консенсусного диалога и взаимовыгодного социального обмена (идеями, ценностями, знаниями) с соблюдением интересов всех сторон, объединяющих усилия в достижении общих воспитательных целей. Социальными партерами школ в формировании единого воспитательного пространства выступают учреждения дополнительного и профессионального образования, науки, культуры, спорта, здравоохранения, соцзащиты, органы государственной и муниципальной власти, общественные организации и др. Родители и семья являются стратегическими социальными партнерами.
Идея поддержки и укрепления межпоколенческих связей. Изучение устной истории России, Ленинградской области, своей малой родины и семьи, волонтерская работа с ветеранами, развитие музейной педагогики активно способствуют сохранению памяти за великие свершения поколения дедов и отцов и гордости за них, продолжению культурных традиций старших поколений, формированию уважения, толерантности, гуманистических ценностей. Различные формы сотрудничества представителей разных поколений, разновозрастные команды (в том числе – учеников и учителей) способствуют развитию взаимопонимания, культуры общения, формированию национального самосознания и идентичности, социальных и коммуникативных компетентностей личности.
Идея социального проектирования. Проектирование как интерактивная форма и метод является эффективным средством не только обучения, но и воспитания. Исследовательские и творческие проекты обладают большим воспитательным потенциалом, однако социальное проектирование содержит наибольшие воспитательные ресурсы в формировании личности, воспитании чувства патриотизма, любви, гордости и сопереживания к Отечеству и малой Родине, чувства ответственности за родной край, его жителей, свое окружение. Социальное проектирование включает воспитанников в созидательную и преобразовательную деятельность на благо села, региона, России. Это - социально-ориентированная деятельность, результатом которой становится реальный вклад школьников в решение общественно значимых проблем, изменение социальной ситуации, а значит, изменение себя.
Идея командной деятельности. Личность формируется в отношениях, и педагогическая задача есть формирование отношений в совместной деятельности детей друг с другом, со взрослыми и т.д. В основе сотрудничества лежат общие цели, ценности, этические принципы взаимного уважения и доверия, командный дух (чувство «Мы»). Люди, составляющие команду, действуют эффективнее, лучше взаимодействуют, быстрее обучаются, работают стабильно и качественно. Командная деятельность имеет большой воспитывающий потенциал, направленный на формирование отношений ответственной зависимости, социальных компетенций, умений взаимодействовать, планировать, распределять деятельность и т.д. В условиях реализации нашей программы целью команды должна стать стала социально-значимая деятельность, в результате которой в образовательном учреждении начнет функционировать музей истории села.
Основными принципами реализации Программы являются:
- принцип личностно-значимой деятельности, предполагающий участие учащихся общеобразовательного учреждения в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами, планами и жизненными установками;
- принцип коллективного воспитания, проявляющийся во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у учащихся опыта самопознания, самоопределения и самореализации;
- принцип преемственности в воспитании, заключающийся в непрерывности процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне образования), в развитии необходимости личностного присвоения учащимися культурно-исторических ценностей и традиций своего народа;
- принцип сочетания традиций и инноваций позволяет, с одной стороны, сохранить целостность и преемственность воспитательного процесса, обеспечить трансляцию ценностей от одного поколения к другому; с другой стороны, гибко реагировать на изменения социально-экономической ситуации в обществе.

Показатели и индикаторы реализации программы
В результате реализации Программы будет обеспечено:
- рост уровня культуры социума;
- повышение интереса к истории родного края;
- повышение уровня воспитанности обучающихся;
- рост удовлетворенности обучающихся и их родителей результатами реализации программы в образовательном учреждении.
Эффективность реализации Программы
Эффективность реализации программы определяется как сформированность у обучающихся российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности и долга перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем, готовности к служению Отечеству в различных видах гражданской и профессиональной деятельности.


Основными результатами реализации программы должны стать:
- результаты личностных воспитательно-образовательных достижений учащихся;
- развитие краеведческой деятельности;
- развитие туристическо-экскурсионной деятельности;
-развитие научно-исследовательской деятельности историко-краеведческого характера
- результаты совместной деятельности образовательного учреждения с учреждениями дополнительного образования детей и учреждениями культуры и досуга;
- результаты межведомственного взаимодействия по организации деятельности школьного музея истории поселка Коммунары.





























Содержание программы


В связи с тем, что в качестве приоритетного направления воспитательной системы нашей школы нами было выбрано гражданско-патриотическое воспитание, в данном разделе представлено содержание программы «Гражданско-патриотическое воспитание как приоритетное направление воспитательной системы малокомплектной сельской школы.
Школьный музей истории села как образовательная среда гражданско-патриотического воспитания обучающихся».
Организация учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе требует особого внимания. В реализации программы по воспитательной работе в малокомплектной школе возникают определённые трудности, главные из которых заключаются в ограниченных возможностях развития учащихся, обусловленных узостью круга их общения, сравнительно низким уровнем развития культуры и гражданско-патриотического самосознания.
Программа предполагает совместную деятельность органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) в решении широкого спектра проблем патриотического характера. Программа должна обеспечить проведение единой политики в области патриотического воспитания школы.
Цель гражданско-патриотического воспитания
Формирование активной гражданской позиции, деятельного патриотизма, духовности, толерантности воспитанников, их родителей и педагогов.

Задача гражданско-патриотического воспитания
- создание условий, оказывающих влияние на рост уровня гражданской зрелости и ответственности детей и подростков, их социализации;
- всесторонняя поддержка детских социальных инициатив;
- формирование у воспитанников ценностного отношения к патриотическому воспитанию;
- привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Ленинградской области, Российского государства;
- воспитания понимания, уважения и любви к истории своего народа, своей страны;
- создание условий для максимального использования воспитательных возможностей национальных культур, народных традиций, обычаев, привычек, воспитание толерантности;
- формирование и развитие духовно – нравственных качеств личности воспитанника;
- совершенствование совместной деятельности образовательного учреждения и семьи по воспитанию гражданственности, духовности, патриотизма;
- совершенствование программно – методического сопровождения воспитательного процесса по данному направлению.

Основные понятия содержания гражданско-патриотического воспитания обучающихся (традиционный подход):
- любовь к России, к своей малой родине;
- служение Отечеству;
- правовая система и правовое государство;
- гражданское общество»;
- свобода и ответственность;
- честь;
- совесть;
- долг;
- справедливость.

Понятия обновленного содержания гражданско-патриотического воспитания обучающихся (инновационный подход):
- история родного края;
- национальные герои и культурные представления российского народа;
- интерпретация социально-экономических и политических процессов страны;
- диалог культур;
- достижения отечественной науки и производства;
- общественный диалог;
- гражданский мир.

Способы реализации концепции гражданско-патриотического воспитания:
- межпоколенческое взаимодействие;
- краеведческая деятельность;
- туристско-экскурсионная деятельность;
- проектная деятельность;
- работа школьного музея.

Планируемые проекты:
- межпоколенческого диалога;
- проекты исследования исторического, культурного наследия родного края;
- проекты диалога культур;
- проекты развития общественного диалога (соучастие в проведении общественно значимых мероприятий)

Одной из форм работы по гражданско – патриотическому воспитанию молодежи через развитие поисково – исследовательской и краеведческой деятельности обучающихся является организация работы школьного музея. Наш поселок славиться богатой и интересной историей, детальное изучение которой, может способствовать повышению уровня культуры и гражданского-патриотического самосознания обучающихся, поэтому музейная деятельность взята нами как основная, так как по нашему мнению, школьный музей истории села должен стать своеобразным историко-культурным центром, объединяющим всех участников образовательной среды гражданско-патриотического воспитания школы.
С этой целью был разработан проект организации деятельности школьного музея истории села «Моя малая родина. Страницы истории поселка Коммунары». (Приложение)
Таким образом, реализация основных положений программы гражданско-патриотического воспитания через организацию музейной деятельности позволит решить ряд проблем воспитательного, социального и духовного характера. Благодаря развитию у граждан таких качеств, как социальная зрелость, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и умножению исторических и культурных ценностей, милосердие, значительно повысится их готовность к активному участию в основных сферах социально значимой деятельности, предполагается положительная динамика роста патриотизма в селе, возрастание социальной и трудовой активности граждан, особенно молодежи, их вклада в развитие основных сфер жизни села, возрождение духовности.






















Приложение
Проект по организации деятельности школьного музея истории села «Моя малая родина. Страницы истории поселка Коммунары»

Цель проекта
Создание условий для реализации программы гражданско - патриотического воспитания, практической базой для которой должен стать школьный музей истории села.

Задачи проекта
создание инициативной группы по утверждению проекта дизайна школьного музея истории села;
разработка совместно с руководителем администрации поселения и социальными партнерами межведомственного плана работы и развития школьного музея истории села;
организация и оборудование музея;
организация работы по сбору информации о поселке Коммунары в различных источниках;
организация работы по сбору экспонатов для музея
разработка цикла практических занятий «Моя малая родина» для учащихся 1-9 классов;
разработка тематических экскурсий;
создание научно-исследовательской поисковой группы для проведения работы по дальнейшему пополнению музейных экспозиций и проведению тематических экскурсий для школьников, односельчан и гостей школы;
разработка дополнительной образовательной программы «Юный краевед»

Основные направления реализации проекта
I. Первым этапом реализации данного проекта является разработка программы по реализации проекта, в которую войдут:
- создание дизайн – проекта;
-cоставление сметы расходов на реализацию дизайн – проекта;
- поиск потенциальных дарителей (спонсоров);
подготовка помещения для размещения экспозиций;
- разработка программы по подготовке юных экскурсоводов музея.
II.Школьный музей истории села потребует соответствующего оформления, а материалы и документы – систематизации, для этого необходимо:
- составление сметы на приобретение оборудования музея;
- создание цикла видеофильмов с использованием имеющихся
видеоматериалов;
- оформление фотоальбомов;
-создание рекламных буклетов;
III.Организация деятельности музея:
организация работы по сбору информации о поселке Коммунары в различных источниках;
организация работы по сбору экспонатов для музея
разработка цикла практических занятий «Моя малая родина» для учащихся 1-9 классов;
разработка тематических экскурсий;
создание научно-исследовательской поисковой группы для проведения работы по дальнейшему пополнению музейных экспозиций и проведению тематических экскурсий для школьников, односельчан и гостей школы;
- разработка дополнительной образовательной программы «Юный краевед

Ресурсное обеспечение проекта:
- мероприятия по созданию и оборудованию музея;
- информационное обеспечение; приобретение экспонатов;
- руководитель музея и юные экскурсоводы.

Финансирование данного проекта предполагается за счет бюджетных и внебюджетных средств.

Долгосрочные результаты
- работа с экспозициями музея в рамках реализуемой программы (проведение уроков, тематических мероприятий)
- разработка и проведение тематических экскурсий.
- работа по пополнению экспозиций музея.
- сотрудничество со школьными музеями района и области.
- участие в научно-исследовательской и творческой деятельности.



15