Конспект урока русского языка в разновозрастной группе 6,8 классов в условиях сельской малокомплектной школы


Конспект урока русского языка в разновозрастной группе 6,8 классов в условиях сельской малокомплектной школы
Предмет: русский язык
Учитель: Глухарева Светлана Александровна
Класс: 6,8
Тип урока: открытие нового знания
УМК: Учебник : русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / [ Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др] - 36-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 317с., русский язык 8 класс, учебник для общеобразовательных учреждений( С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др.)
1. Обоснование урока совместной деятельности учащихся разного возраста:
-занятия в РВГ проводятся на постоянной основе,
-совпадение учебного материала с углублением его изучения в 8 классе.
2. Общий круг вопросов: безличные глаголы
3. Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Технологическая карта
Тема 6 класс – «Безличные глаголы», 8 класс – «Безличные предложения»
Цель создать условия для формирования представления о безличных глаголах в 6 классе и безличных предложениях в 8 классе
Задачи образовательные:
-познакомить учащихся с безличными глаголами и безличными предложениями. Закрепить знания учащихся в области синтаксиса простого предложения;
-формировать у учащихся умения распознавать личные и безличные глаголы, двусоставные и односоставные предложения, выявляя их характерные признаки;
-развивать умения сопоставлять и сравнивать;
-совершенствовать навыки синтаксического разбора простого предложения;
развивающие:
-развивать навыки и умения систематизировать и применять полученные знания,
-развивать навыки взаимоконтроля, самооценки,
-развивать коммуникативные качества,
-развивать творческие способности учащихся,
-развивать навыки работы в разновозрастных группах;
воспитательные:
-воспитывать познавательный интерес к русскому языку,
-воспитывать чувство ответственности за принятие решений.
Формируемые УУД Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Регулятивные: формирование разнообразных форм рефлексии
Познавательные: освоение знаний по теме «Безличные глаголы», «Безличные предложения», формирование умения различать, классифицировать, формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания, формирование умений работать в статичных и мигрирующих группах
Основные понятия Безличные глаголы. Безличные предложения
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Оборудование урока Учебник : русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [ Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др] - 36-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 317с., русский язык 8 класс, учебник для общеобразовательных учреждений( С.Г. Бархудаов, С.Е. Крючков и др.)
«Дидактические материалы по русскому языку для 8 класса» составитель – Макарова Б.А. изд. Вако, 2014 г,
«Дидактические материалы по русскому языку для 6 класса» составитель – Казбек – Казиева М.М.,изд. Вако, 2013 г,
Готовимся к Г.ИА «Практикум по орфографии и пунктуации» 6 класс изд. Интеллект –Центр, 2013 г., Г.А.Богданова «Лингвистический тренажер» , 6 класс, 2009 г., презентация: ПК учителя, мультимедийное оборудование, учебники, рабочие тетради.
5sec.infoОрганизация пространства Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Самоопределение к деятельности
Цель.
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Включение в деловой ритм.
Определяет РВГ - группы Учащиеся готовятся к уроку, записывают дату Запись на доске:
1. Дата, классная работа
- Здравствуйте, ребята!
Очень рада видеть вас!
Заходите быстро в класс,
Свое место занимайте,
За работу принимайтесь
И друг другу пожелайте
Быть активными сейчас,
Чтобы не было проблем
В изучении новых тем.
-Сегодня мы работаем вместе: вместе повторяем изученный материал, изучаем новый, помогаем друг другу, работаем в команде. Осознают учебно-познавательную задачу Планируют необходимые действия -р Учебное сотрудничество с учителем, со сверстниками: обмениваются мнениями–к
Положительно относятся к учению - лАктуализация знаний
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Учитель диктует словосочетания, по цепочке организует самопроверку
Слайд 3 Учащиеся 6, 8 класса записывают словосочетания, осуществляют самопроверку, в случае допуска ошибки объясняют орфограмму - Начнем с повторения изученного ранее материала.
Орфографическая диктовка.
- Запишите словосочетания, объясните имеющиеся у глаголов орфограммы. Определите, где можно, лицо глаголов.
Предполагается заплыв, надо приготовиться, тростник колышется, пробивается сквозь мглу, можешь обжечься, не хочется мириться с поражением, сад обнажается, исправьте ошибку. Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и устной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи Принимают и сохраняют учебную задачу.
Планируют необходимые действия -р
Учебное сотрудничество с учителем, со сверстниками: обмениваются мнениями –кИмеют мотивацию к учебно-познавательной деятельности - лIII. Постановка учебной задачи
Цель.
Формулирование темы урока. Организует работу в группах, обсуждение ответов учащихся
Слайд 4 Смешанные группы из учащихся 6,8 клЧитают текст, выделяют грамматические основы предложений, учащиеся 8 класса контролирует выполнение заданий учащимися 6 класса.
Вопрос для 8 кл.: «Как называются предложения с 1 главным членом? Какие еще односоставные предложения вы нашли в тексте?»
Определяют тему урока - Молодцы, с заданием справились, переходим к следующему этапу
Для этой работы объединитесь в группу (смешанные группы учащихся 6, 8 кл.)
У вас на столе лежит распечатка
- Прочитайте текст, определите тему, текстов, обозначьте грамматическую основу предложений. Определите время, число, род (если можно), лицо (если можно) глаголов –сказуемых.
1. Рассветает. 2.Мне не спится. 3. Выхожу из комнаты, иду к озеру. 4.Как чудесно всё вокруг! 5.Хочется радоваться яркому солнцу и синему небу. 6. Чувствуется прилив бодрости и сил. 7.Возвращаюсь домой и сажусь за книги. 8.Так хорошо работается после прогулки.
Отвечают учащиеся 6 и 8 классов
- Сколько главных членов в грамматической основе первого предложения?…
Вопрос для 8 класса
- Как называются предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена? Какие еще односоставные предложения вы нашли в тексте?
Какими частями речи выражено сказуемое? (глаголами, категорией состояния)
Определите тип сказуемого.
Отвечают все.
Можно ли добавить в данные предложения главное действующее лицо – подлежащее?
Предположите, как могут называться глаголы, которые обозначают действие, происходящее само по себе, без действующего лица? (6 класс) Предложения с такими глаголами?
Что обозначают глаголы в данных предложениях? (явления природы, состояние человека)
- Как вы считаете, какую тему мы сегодня будем изучать?
- Запишите тему урока в тетрадь.
6 класс – «Безличные глаголы».
8 класс «Безличные предложения»
Учащиеся читают и анализируют литературные тексты; осуществляют для решения задач операции анализа, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи; извлекают необходимую информацию из прочитанного текста, систематизируют свои знания
Осуществляют совместную деятельность в парах (группах) с учетом конкретных учебных задач
Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Формулируют и аргументируют своё мнение, учитывают мнения одноклассников при выработке коллективного решения. – кПланируют необходимые действия Адекватно оценивают свою работу, осознают возникающие трудности, ищут пути их преодоления – рПоложительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения. Совершенствовать свои знания - лIV. «Открытие» учащимися новых знаний
Цель.
Познакомить с безличными глаголами, безличными предложениями .Организует работу по изучению нового материала, вводит понятие безличные глаголы, безличные предложения, проверяет работу учащихся
Слайд 6 Работа с учебником
6 кл - § 87, 8 кл § 23
Изучают в группах теоретический материал параграфов, составляют кластер.
Обсуждают и сравнивают кластеры, отмечают общее между кластерами, составленными учащимися 6 и 8 классов 6 класс.
- Изучите материалы учебника § 87, ответьте на вопрос: как изменяются безличные глаголы?
В какой форме они употребляются в настоящем и будущем времени?
В каком роде они употребляются, если стоят в прошедшем времени?
Составьте кластер «Безличные глаголы»
8 класс.
- Изучите § 23, составьте кластер «Безличные предложения»
- Какую ассоциацию вызывают у вас безличные глаголы и безличные предложения?
Читают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят её в материалах учебника, правильно составляют кластер Осуществляют совместную деятельность в парах (группах) с учетом конкретных учебных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы – кКонтролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют в решении учебной задачи - рV. Первичное закрепление
Цель.
Закрепить знания в определении безличных глаголов и безличных предложений.
Диктует предложения, организует работу по обсуждению ответов учащихся
Слайд 7
Слайд 8 Записывают предложения, определяют грамматическую основу предложений, определяют их значение; продолжают ряды слов, наиболее уместных в безличных предложениях Задание общее для 6 и 8 класов
-Запишите под диктовку предложения, подчеркните грамматическую основу каждого предложения; определите, что оно обозначает: душевное (физическое) состояние человека, его настроение, состояние природы и окружающей среды; отрицание чего-либо, возможность или невозможность чего-либо.
1.На небе ни клочка зари. (Фет).2.Вот сыростью холодною с востока понесло (Лермонтов)
3.С любимою мечтой не хочется сердцу расстаться. (Фет) 4.Тихая, тёплая и звездная ночь. Пахнет сухим сеном. (Пришвин) 5. В мои лета не должно сметь свои суждения иметь. (Грибоедов)
- Продолжите каждый ряд, используя как можно больше слов, которые уместны в безличном предложении.
1. Нам было грустно, весело, радостно…. 2. В городе было шумно, безлюдно…3. Сегодня облачно, вьюжно…4. В комнате тесно, чисто….5. Вредно курить, волноваться….6. Можно научиться, попробовать….7. Нужно стараться, помогать… Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и устной форме;
осуществляют для решения задач операции анализа, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи; систематизируют свои знания
Осуществляют совместную деятельность в парах (группах) с учетом конкретных учебных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы -к Контролируют учебные действия, замечают ошибки. Осознают правила контроля, успешно используют в решении задач -рVI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель.
Проверить умения в определении безличных глаголов, безличных предложений; самоконтроль усвоения знаний.
Организует и контролирует самостоятельную работу учащихся
Слайд 9-12 Учащиеся выполняют задания на карточках, Самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, сравнивают с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их решить, производят самооценку
- Сейчас вам предстоит выполнить самостоятельно задания, выбрав необходимый уровень. По выполнении заданий вы самостоятельно проверите правильность выполненного задания и оцените свою работу.
«5» - 0-1 ошибка
«4» - 2 ошибки
«3» - 3 ошибки
«2» -более 3 ошибок
6 класс.
Уровень АШестиклассники получили задание придумать предложение с безличным глаголом. Кто из них справился с заданием? Спишите эти предложения, вставляя пропущенные орфограммы.
1)В булочной приятно пахнет хлебом. (Алёша). 2)Мне приснился странный сон (Боря) 3) Мне не сиделось дома. (Гриша) 4)Зимой темнеет рано. (Ваня) 5)Его лицо внезапно побледнело. (Дима) 6)Этот напиток пахнет ананасом. (Женя) 7)Нам очень весело жилось на даче (Зоя) 8)Сереже показалось, что в комнате кто-то есть.(Ира)
Уровень БЗапишите предложения, объясните графически знаки препинания в сложных предложениях (составьте схемы), укажите безличные глаголы.
1 Мне снилось что я иду в темноте.
2. Ему долго не спалось и он вышел в сад.
3. Темнеет и к ночи поднимается вьюга.
4. Грибы сошли но крепко пахнет в овраге сыростью грибной. 5. Рассветало и с полей уже тянуло теплом.
6. Темнело и с юга надвигалась туча.
7. Свежеет и блеск вечера меркнет. (по И.Бунину)
Карточка для самопроверки
Уровень АПредложения с безличными глаголами:
1)В булочной приятно пахнет хлебом. (Алёша). 3) Мне не сиделось дома. (Гриша) 4)Зимой темнеет рано. (Ваня) 6)Этот напиток пахнет ананасом. (Женя) 7)Нам очень весело жилось на даче (Зоя) 8)Сереже показалось, что в комнате кто-то есть.(Ира)
Уровень Б
1. Мне снилось (безл. гл), что я иду в темноте.
[ ₌ ], (что - =)2. Ему долго не спалось (безл. гл), и он вышел в сад.[ = ], и [ - =].
3. Темнеет (безл.гл), и к ночи поднимается вьюга.
[ = ], и [ = - ],4. Грибы сошли, но крепко пахнет (безл.гл) в овраге сыростью грибной.
[ - =], но[ =].
5. Рассветало 9безл.гл), и с полей уже тянуло (безл. гл) теплом. [ = ], и [ = ],
6. Темнело (безл.гл), и с юга надвигалась туча.
[ = ], и [ = - ],7. Свежеет (безл. гл), и блеск вечера меркнет. (по И.Бунину)
[ = ], и [ - =].8 класс.
Уровень А – подчеркните грамматическую основу в двусоставных и односоставных предложениях. Укажите в односоставных предложениях формы глаголов – сказуемых
1. В горнице моей светло. Это от ночной звезды. 2. Пахнет ёлками и снегом, бодро дышит грудь, и лошадка лёгким бегом продолжает путь. 3. Сразу тьма спустилась! Страшно стало. Хмурый лес качался, и дорогу снегом заметало! 4. После всё утихло. Рассвело. 5. В полях сверкало. Близилась гроза. (Н.Рубцов)
Карточка для самопроверки
1. В горнице моей светло (скс). Это от ночной звезды. 2. Пахнет (наст. вр.,3 л., ед. ч) ёлками и снегом, бодро дышит грудь, и лошадка лёгким бегом продолжает путь. 3. Сразу тьма спустилась! Страшно стало. Хмурый лес качался, и дорогу снегом заметало (прош. вр.. ед.ч.. ср.р.)! 4. После всё утихло. Рассвело. (прош. вр.. ед.ч.. ср.р.)! 5. В полях сверкало. (прош. вр.. ед.ч.. ср.р.)! Близилась гроза. (Н.Рубцов)
Уровень Б –укажите тип каждого простого предложения, входящего в состав сложного, тип сказуемого, чем оно выражено.
1. Утро ясное морозное и дома не сидится.
2. Мне не спалось и я вышел в сад.
3. В лесу голо и сумрачно и в полях безлюдно и неуютно.
4. Уже светало и небо на востоке меняло свою окраску.
5. Поезд несся по насыпи сквозь облетевшие леса и их почти не было видно. (К.Паустовский )6. Стало совсем темно и деревенская улица быстро опустела.
Карточка для самопроверки
1. Утро ясное, морозное (сост. им., им. прил)), и дома не сидится (пр.глаг, безл. глаг) ). [ - =], и [ = ].
2. Мне не спалось (пр.глаг, безл. глаг), и я вышел в сад.
[ =], и [- = ].3. В лесу голо и сумрачно (сост. им., кат. сост),, и в полях безлюдно и неуютно. (сост. им., кат. сост)
[ = и =], и [= и = ].
4. Уже светало (пр. глаг, безл.глаг), и небо на востоке меняло свою окраску.[ =], и [ - =]
5. Поезд несся по насыпи сквозь облетевшие леса, и их почти не было видно.(сост.им. ,кат. сост) (К.Паустовский ) [ - =], и [ = ].
6. Стало совсем темно (сост. им., кат. сост, и деревенская улица быстро опустела. [ =], и [ - = ].
Самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации;
рефлексия способов и условий действия, рассуждение, доказательство
Имеют желание осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом созидательном процессе – л.
умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы –кКонтролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют в решении учебной задачи - рVII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение
Цель.
Включение нового знания в систему изученного материала. Организует работу, контролирует выполнение заданий, осуществляет проверку
Слайд 13 Учащиеся 6,8 классов составляют безличные предложения по картине .Зачитывают предложения. - Рассмотрите репродукцию картины Н.Крымова «Зимний вечер», подберите соответствующие содержанию картины 6-7 безличных предложений, передающих состояние природы. (вариант задания – рассказ по картине, используя безличные предложения)
Приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни Понимают, в чем значение знаний для человека – лумеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы; умеют слушать и понимать речь одноклассника –кадекватно оценивают свои достижения, трудности, ищут пути для их преодоления - рVIII. Рефлексия
Цель.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Учитель организует рефлексию, обобщает сказанное, оценивает ответы, просит вспомнить, какие цели и задачи ставил перед собой каждый ученик в течение урока.
Слайд 14
Контролирует выполнение заданий, оценивает работу
Слайд 15 Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Учащиеся выполняют тестовое задание, осуществляют самопроверку, самооценку
«5» - 0-1 ошибка
«4» - 2 ошибки
«3» - 3 ошибки
«2» -более 3 ошибок
- Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Вспомните цели нашего урока. Достигли мы их?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
Проверим ваши знания
Соотнесите примеры предложений и значение
1.На небе ни клочка зари. (Фет).2 А) душевное (физическое) состояние человека,
2.Вот сыростью холодною с востока понесло (Лермонтов)
Б) отрицание чего-либо, возможность или невозможность чего-либо.
3.С любимою мечтой не хочется сердцу расстаться. (Фет) В) настроение
4.Тихая, тёплая и звездная ночь. Пахнет сухим сеном. (Пришвин) Г) состояние природы и окружающей среды
5. В мои лета не должно сметь свои суждения иметь. (Грибоедов) 6. Я даже выразить не пробую, как на душе светло и тихо.
7. Сладко спится в дождливый день.
Приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: осуществляют рефлексию
Нравственно -этическое оценивание, осуществление личностного морального выбора-л
Оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ответы -рСтроят небольшие монологические высказывания -кФормулируют и аргументируют своё мнение, учитывают мнения одноклассников при выработке коллективного решения - кIX. Д/з. Отвечает на вопросы учащихся. Комментирует домашнее задание
Слайд 16 Задают вопросы для уточнения последовательности работы 6 класс: § 87, устное сообщение о безличных глаголах, упр. 511 или 517
8 класс § 23, устное сообщение о безличных предложениях, упр. 223 или д.м.. стр. 36, часть Б