Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций


Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций.
                                                                   
 
Выполнила:  учитель высшей категории
                                        Глуходедова Ольга
Александровна


МБОУ СОШ №24
г. Новочеркасск
 2016 г.
Содержание.
Введение.
Описание проектной   деятельности.
Система работы как условие формирования компетенций младших школьников.
Реальные и прогнозируемые результаты.
Литература.
          

Педагогика должна ориентироваться не на
вчерашний день, а на завтрашний день
детского развития. Обучение хорошо только
тогда, когда оно идет впереди развития.
Л.С. Выготский
Процесс обучения сегодня должен давать результат, ориентированный на будущее, определять стратегию всей последующей  жизни ребенка. Образованный человек в современном обществе это не только человек вооруженный знаниями, но умеющий добывать эти знания, для решения стоящих перед ним проблем, умеющий применять эти знания в любой ситуации, умеющий адаптироваться в меняющихся условиях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным. [1] То есть речь идет о формировании у школьника ключевых компетенций. А школа и учитель в первую очередь должны создавать условия для их формирования.   
Образовательный стандарт, направленный на формирование общеучебных компетенций, позволит обеспечить не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетентности ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.
Актуальность представленного опыта работы «Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций» определяется несколькими позициями: (Слайды 2,3,4)
- формирование ключевых компетенций школьников – важнейшая задача современной школы;
- проектная деятельность учащихся является технологией развивающего обучения, направленной на изменение эффективности учебно-воспитательного процесса;
- компетенции, с точки зрения реализации ФГОС НОО, представляют собой конечный результат окончания начальной школы;
- компетентностный подход к образованию школьников ориентируется на самостоятельное участие личности школьника в учебно-познавательном процессе и овладение способностью к переносу своих навыков в сферу своего опыта для становления разного рода компетенций.
В процессе разработки компетентностного подхода исследователи уточняют основные понятия: «компетенция» и «компетентность». Английский психолог Дж. Равен определяет компетентность, как специфическую способность эффективного выполнения конкретных действий в предметной области, включая узкопредметные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, понимание ответственности за свои действия. Он выделяет "высшие компетентности", которые предполагают наличие у человека высокого уровня инициативы, способности организовывать людей для выполнения поставленных целей, готовности оценивать и анализировать социальные последствия своих действий.
И.А.Зимняя трактует "компетентность" как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека. В противопоставление, "компетенция" рассматривается как не пришедший в "употребление" резерв "скрытого", потенциального" [5].
А.В. Хуторской рассматривает понятие "компетенция" как совокупность качеств, которые требуются для функционирования в конкретной области деятельности. Компетентность - "уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере", т.е.владение "учеником соответствующей компетенцией. Компетенция – владение, обладание человеком соответствующей компетентностей, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [12].
Компетентностный подход к образованию школьников ориентируется на самостоятельное участие личности школьника в учебно-познавательном процессе и овладение способностью к переносу своих навыков в сферу своего опыта для становления разного рода компетенций. Образовательная компетенция включает совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.
. Большинство ученых сходятся во мнении, что формирование компетентности возможно при реализации таких технологий обучения, которые направлены на самого обучаемого как субъекта в плане совершенствования, формирования его как личности, благодаря осознанному, целенаправленному творческому поиску в процессе совместной учебной деятельности.
  Одной из наиболее адекватных компетентностному подходу образовательных технологий является проектное обучение, характеризующееся личностно ориентированной и практической направленностью, нацеленностью на развитие ключевых компетенций, учащихся в процессе творческого решения личностных и социально значимых проблем.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований.
Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:
1. Ценностно-смысловая компетенция.left000
2. Общекультурная компетенция.
3. Учебно-познавательная компетенция
4. Информационная компетенция.
5. Коммуникативная компетенция.
6. Социально-трудовая компетенция
7. Компетенция личностного самосовершенствования [5].
Компетентностный подход обновления содержания образования направлен на развитие компетентностей учащихся на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, вариативности, практической направленности.
Известно, что учебное исследование и учебный проект обладают огромным развивающим потенциалом.   Для того, чтобы этот потенциал был раскрыт и использован учащимся, необходима хорошая, устойчивая мотивация, поскольку в педагогической психологии доказано: развивает то, что имеет значение для человека, на что направлена его внутренне мотивированная деятельность. Проект/исследование должно не просто заинтересовать учащегося своим содержанием или формой, ему необходимо не только осознать важность темы, ее социальное или научное значение, но у учащегося должно сформироваться понимание смысла и ценности проекта для него самого.
Таким образом, по-мнению ученых, цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;
пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение экспериментов, анализ, построение гипотез, обобщение);
развивают системное мышление [3].
В учебном процессе реализация проектной методики может быть обеспечена группой учебных предметов, а также системой внеурочной деятельности, которой в рамках ФГОС II поколения уделяется серьезное внимание. Так, на наш взгляд, будет выглядеть таблица соотношения видов деятельности учащихся в рамках проектной методики и развитие ключевых компетенций. В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований [9]:
По доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие. (Слайд 5)
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
 Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. 
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. 
Ролевой проект: разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Все эти проекты условно можно разделить на фантастические, эмперические, теоретические. По количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные.
По предметно-содержательной области: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные (знания из нескольких областей).
По продолжительности: мини-проекты (1 урок или менее), краткосрочные (4–6 уроков), недельные, годичные. Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1–2 классе целесообразно ограничить 1–2 неделями. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3–4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев [1]. (Слайд 6)
Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов. Проект — это пять П:
Постановка проблемы.
Проектирование (планирование).
Поиск информации.
Продукт.
Презентация. (Слайд 7)
Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя — увлечь детей, вселить уверенность в своих силах. В учебном проекте степень активности и самостоятельности учеников и учителя на разных этапах можно представить в следующей схеме:
1-й этап — УЧИТЕЛЬ — ученик,
2-й и 3-й этапы — учитель — УЧЕНИК,
Последний этап — УЧИТЕЛЬ — ученик.
Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе — этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти к умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением. На 3–4 этапе он выступает как помощник. Учитель только обеспечивает деятельность школьников, т. е.: консультирует, мотивирует, наблюдает. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая — конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, во внеклассной работе, дома. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности.
Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности — презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации. Целью проведения презентации является выработка или развитие следующих умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы.
Весьма важный вопрос — оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Красочный проект» и т. д. [9].
Свою работу по внедрению  метода проектов в начальной школе  я провожу в 2 этапа:
1.Подготовительный (пропедевтический) 1 полугодие 1 класса (с элементами творческого проектирования на уроках и во внеурочное время ).
2.Проектная деятельность (2-4 класс)
В процессе работы над проектом провожу с младшими школьниками
экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.
С первого класса начинаю вводить такие формы работы, как работа в парах, в группах (с лидером и без лидера), что способствует формированию коммуникативных компетентностей учащихся. В структуру уроков ввожу систему упражнений, позволяющих учащимся выявлять проблемы, разрабатывать гипотезы, наблюдать, классифицировать…
На уроках литературного чтения выполняем упражнения, направленные на развитие умения видеть проблему: «Посмотрите на мир глазами персонажа», «Составьте рассказ от имени другого человека, персонажа», «Составьте рассказ, используя данную концовку».
На уроках окружающего мира прошу выдвинуть гипотезу (предположение): «Что такое радуга?», «Куда девается мусор и откуда в снежках грязь?», «Почему солнце светит днём, звёзды — ночью, а на луне не живут люди?», «Почему идёт дождь, и дует ветер?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Зачем мы спим ночью?». При составлении предположений учащиеся используют фразы: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что, если».
В процессе исследовательской деятельности дети учатся делать выводы и умозаключения. На уроках математики, окружающего мира сопоставляются два объекта, выясняется, чем они сходны и что может дать знание о свойствах одного объекта пониманию другого объекта. Упражнения на поиск предметов, имеющих общие признаки: «Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются и твёрдыми и прозрачными (лёд, стекло, пластик, янтарь, кристалл)».
Для меня, учителя начальных классов, самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей. Подбирая определённый тип проекта, можно управлять активностью учащихся на протяжении всего периода работы над проектом, формируя у него, таким образом, нужные предметные знания и умения, обще учебные умения и навыки, необходимые компетентности.
С целью развития у ребёнка навыков работы с информацией, умений анализировать тексты, ранжировать и проверять сведения из различных источников, практикую информационные проекты («Спички», « Роль колеса в истории человечества»), в ходе работы над которыми у учащихся развивается и совершенствуется именно информационная компетентность. Цель этих проектов сбор, оформление и представление информации. Если в проектах любого другого типа сбор информации выступает только средством, то в информационном проекте – это цель.
Для развития аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации, в большей степени подходят исследовательские проекты ( «Опыты с мыльными пузырями в домашних условиях», « Роль почвы в развитии растений»). Целью учащихся в данном случае является доказательство или опровержение гипотезы проекта. Проект сопровождается проведением эксперимента, анализом результата, обобщением, сравнением, выявлением закономерностей, выводом. Основной акцент будет сделан на мыслительную компетентность.
Наглядно это можно проследить на примере, апробированного мною, исследовательского проект по окружающему миру в 3 классе по теме «Кожа – наша первая одежда». Данный проект по содержанию является предметным, по уровню усвоения учебного материала – исследовательский, по форме организации – групповой, по срокам выполнения – краткосрочный, по результатам выполнения – практический. Цель осуществляемого проекта формировать представление о форме, строении и функции кожи человека. На уроке активно использовались: мультимедийная презентация, научная литература, проводились исследовательские опыты. (Слайд 8) Результатом проектной деятельности стало умение планировать и проводить исследования, делать выводы, работать с научной литературой, составлять памятку «Как ухаживать за кожей». Кругозор детей расширился, мыслительная деятельность активизировалась. Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, успеха, осознание собственных умений, компетенции.
Для совершенствования практических предметных умений и навыков учащихся применяю практико-ориентированные проекты («Словарь фразеологизмов», выполнение проектов, предложенных программой УМК «Школа России») Цель этих проектов - разработка различного дидактического материала по предметам программы. В ходе выполнения данных проектов учащиеся освоят необходимые им предметные знания, умения и навыки, разовьют у себя деятельностную компетентность.
В 3 классе был проведен урок по русскому языку с использованием метода проектов по теме «Орфограммы в корне слова. Составление алгоритма и схемы нахождения орфограммы в корне слова». Данный проект по содержанию являлся предметным, по уровню усвоения учебного материала – итоговый, по форме организации – групповой, по срокам выполнения – краткосрочный, по результатам выполнения – практический. Цель осуществляемого проекта формировать умения распознавать «опасные места» - орфограммы в корнях слов. На уроке активно использовалась мультимедийная презентация, помогающая выделять ключевые моменты проектной деятельности учеников. Была создана проблемная ситуация, которую следовало разрешить. Результатом проектной деятельности стал составленный алгоритм и схема орфографических правил. Итог урока не только обобщал полученные знания учащихся, но и носил рефлексивный характер деятельности.
Особый интерес и большой простор для развития творческих способностей представляют творческие проекты, которые позволяют развивать у учащихся коммуникативные компетенции. Например, урок – творческий проект по литературному чтению во 2 классе по теме «Басни И.А. Крылова». Цели этого урока: развить творческие и коммуникативные способности ребёнка, активизировать навыки самостоятельной работы ребёнка по сбору нужной информации, привить умения собирать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта. Прослеживалась целенаправленность урока. На протяжении всего урока в основном имела место групповая и фронтальная работа. Дети познакомились с биографией И.А. Крылова, его творчеством, инсценировали басню «Стрекоза и муравей», читали наизусть наиболее понравившиеся произведения. Использование различных форм и методов способствовало активизации мыслительной деятельности, обучению работе с дополнительной литературой, развитию творческих способностей и умения работать самостоятельно и в группе, воспитанию их нравственных черт, воли, характера, культуры поведения. Итогом всей работы получилась стенгазета. В конце урока была проведена рефлексия учащихся с обсуждением и выставлением оценок всем учащимся, с учётом их деятельности при подготовке, выполнении и защите проектной работы.
       Во 2-4 классах делаю шаг к организации долгосрочных проектов. Главная цель – развитие самостоятельности, творческих способностей учащихся, формирование способности к общению, к установке связей, контактов. Считаю: ценность данной работы заключается в том, что полученные знания свободны от преподавательского диктата, формируется способность к конструктивному и плодотворному общению со взрослыми и сверстниками.
На примере долгосрочного информационного проекта «Покормите птиц зимой!», разработанного и апробированного вместе с моими учениками, проследим поэтапный ход формирования и развития коммуникативных компетентностей обучающихся, через методику реализации  проекта в начальной школе. 
Первый этап работы над проектом самый короткий, но очень важный.  В процессе погружения в проект нужно эмоционально сформировать его проблему.  Поэтому на данном этапе работы важную роль играет коммуникабельность учителя, как одна из важнейших личных качеств в нашей профессии.
Итак, на одном из уроков окружающего мира, холодной снежной зимой, я обратила внимание детей на птицу, которая бегала по стволу дерева, растущего у нашего окна. Выяснилось, что никто из детей не знает название этой птицы. А почему мы ничего не знаем о птицах, которые живут рядом с нами? А вы хотите это узнать?  Для учеников становится очевидным то, что эта проблема важна для них, что её разрешение необходимо.  
Таким образом, мы подошли к аналитическому процессу работы - ответу на вопросы: что можно сделать? как найти способ решения проблемы?  На стадии проблематизации ребята самостоятельно, в свобод-ной дискуссии приходят к постановке цели работы: познакомиться с зимующими птицами нашего края, их образом жизни.  Возникла идея создания фотоальбома, листовки в защиту зимующих птиц и изготовления кормушек.
Определив цель, мы приступили ко второму этапу работы над проектом  и  разделились на группы. Ученики распределяли роли, выбирали руководителя, совместно с учителем  планировали  свою деятельность. Дети по желанию разделились на 4 группы: «Орнитологи», «Фотокорреспонденты», «Редакторы» и «Мастера». 
После того, как была спланирована работа, пришло время действовать. И это уже третий этап работы над проектом. Ребята собирали материал о птицах, делали презентации, фотографии, рисунки. На уроках технологии делали кормушки из пластиковых бутылок и молочных пакетов. «Мастера» делали деревянные кормушки дома под руководством пап и дедушек. Далее, под руководством учителя, был отобран самый интересный материал.
На четвертом этапе дети рассказывали о птицах нашего края, защищая свои презентации (Слайды 9,10), вывешивали кормушки и кормили птиц. Материал был настолько интересный и богатый, что мы решили поделиться со всеми и провели экологический праздник «Покормите птиц зимой». На празднике дети показали инсценированное выступление «Доживем до весны», где дети изображали зимующих птиц. «Орнитологи» ознакомили с рационом питания зимующих птиц, раздали листовки с призывом: «Покормите птиц зимой». (Слайд 11) Праздник завершился игрой – викториной «Зимующие птицы». Все ученики класса приняли участие в викторине, разделившись на 3 команды: «Воробьи», «Синицы», «Дятлы». Победила дружба, так как все дети теперь знали все о зимующих птицах. В итоге 5 завершающий этап превратился в коллективное творческое дело.
Данная система работы позволяет моим школьникам:
-иметь положительную динамику учебных результатов,
-высокий уровень мотивации к учебной деятельности школьников,
-богатый опыт личных достижений обучающихся ( Слайды 12,13),
а личные достижения моих обучающихся показывают, что мои ученики становятся более инициативными и ответственными, организованными и коммуникабельными, понимающим смысл учения, имеющим навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
С 2010 года в нашей школе работает научное общество учеников (НОУ). Ежегодно в апреле проходит научно – практическая конференция, где учащиеся представляют к защите свои проекты. На протяжении 3-х последних лет мои ученики занимают призовые места. В прошлом учебном году мои первоклашки, среди учащихся начальной школы, заняли 1 и 2 места. (Слайды 14,15)
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе младшие школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Использование проектной деятельности в начальной школе способствует формированию у учащихся основных образовательных компетенций, таких как:
исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
рефлексивные (отвечать на вопросы: “Чему я научился?”, “Чему мне необходимо научиться?”);
менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Таким образом, участие в проектной деятельности позволило моим ученикам повысить:
- уровень сформированности информационно-коммуникативных и учебно-познавательных компетенций;
-уровень положительного отношения учащихся к учебным предметам;
-качество знаний учащихся (Слайд 16).
Использование проектной деятельности в начальной школе способствовало формированию других, не менее важных ключевых компетенций младших школьников (Слайд 17).
На мой взгляд, внедрение метода проектов в практику работы – одно из важнейших направлений современного общеобразовательного учреждения в условиях компетентностного подхода. Реализация проектного обучения позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность и способствует лучшему усвоению предметных знаний и умений, положительно влияет на качество обучения. (Слайд18)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках в начальной школе. // Нач.школа. – 2005. - №6.
Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе. Волгоград, 2009.
Засоркина Н.В. Метод проектов в начальной школе. Система реализации.- Волгогр.2010.
Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно- целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И. А. Зимняя. Авторская версия. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5.
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании [текст] /О.Е Лебедев. // Школьные технологии. - 2014. - № 5.
 Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003
Полат Е.С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям // Методология учебного проекта: Материалы методического семинара. М., 2011.
Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. — 2-е изд.- М..: Просвещение, 2011. -192 с.- (Работаем по новым стандартам).
Савенков И. А. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы // Одаренный ребенок. 2003. № 2.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2012