Авторскую работу «Система работы по организации углубленного изучения математики в условиях сельской малокомплектной школы»


МАТЕМАТИКА БЕЗ МУЧЕНИЙ

Мечтой любого педагога является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности. Путь к осуществлению данной мечты в том, чтобы сделать образовательный процесс гуманным и личностно-ориентированным. Именно поэтому школа сегодня должна создать благоприятные условия и для отстающих в учении школьников и возможности для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением на повышенном уровне.


Проводить раздельное обучение на базовом и углубленном уровне в малокомплектных школах невозможно по целому ряду причин.
Это не выгодно экономически;
Организация обучения наиболее способных учеников по программе углубленного изучения не зависимо от остальных ребят класса заметно ослабит его состав;
Будет способствовать обеднению и без того не очень богатого общения детей в процессе обучения.
Выход из этого положения надо искать в организации углубленного изучения предметов на основе внутри классной дифференциации.
В данной работе я хочу поделиться своим опытом по решению данных проблем.

Технология уровневой дифференциации в личностно-ориентированном обучении математике
СИСТЕМА РАБОТЫ
В настоящее время народное образование постоянно совершенствуется и происходит это за счет переосмысления роли учителя в учебно-воспитательном процессе. Учитель сегодня должен быть не просто носителем знаний, а должен научиться управлять деятельностью, как всего коллектива учащихся, так и каждого отдельного ученика. Это не возможно в рамках традиционных представлений о педагогическом процессе. Работая в рамках традиционной системы, тратится много сил и энергии на организацию учебно-воспитательного процесса, полного удовлетворения таким трудом не наступало. Возникла потребность разобраться в причинах неудач и найти способ, позволяющий их избежать.
Как сделать процесс обучения таким, чтобы ребенку захотелось учиться, и он мог полностью реализовать свои возможности, удовлетворить свои потребности? Пытаясь изменить ситуацию, я стала использовать активные методы обучения: работу в малых группах, парах; взялась за опережающее объяснение нового, стала использовать опорные сигналы, вводить дифференциацию на всех этапах урока, увлеклась проблемно- поисковыми методами. Думала, что они эффективны во всех случаях и что, овладев ими, все дети смогут обучаться на высоком уровне сложности. Но потом поняла, что проблемное обучение при всей его притягательности требует больших затрат времени ( а потому не всегда применимо), что ряд уроков( особенно в начале темы, когда даются основные понятия, определения в геометрии, которые нужно просто выучить) получаются более результативными при доминировании репродуктивных методов. С годами стал появляться опыт. Однако стабильности результатов не было. Постоянной бедой оставалось бездействие части учащихся на уроке. Самое главное, что бездействие порождает не только лень, но и приучает учащихся, которые делают вид, что, слушают и думают, ко лжи. Урок, как ни старайся, остается низкоэффективным. Регулярная же самостоятельная работа по-прежнему остается атрибутом домашней работы учащихся. Поэтому я стала анализировать наиболее удачные прошлые уроки, когда мой выбор оказался точным, а обучающий эффект высоким. Учитывала особенности класса, задачи урока, специфику содержания учебного материала и т. д. Стала конструировать свои варианты, сравнивая эффективность тех или иных методов, приемов и их сочетаний для решения различных задач урока. Ответы искала в трудах ученых- педагогов. Искала пути перехода к такой системе обучения, которая была бы в состоянии облегчить оптимальную адаптацию к индивидуальным особенностям учащихся, охватывала бы и продуктивную новаторскую практику, и передовую педагогическую мысль. 
Такой системой является АСО. Переход к ней является основой для дальнейшего перехода к единому педагогическому процессу нового типа. Не только внеклассное время, но и время каждого урока используется для соединения обучения, воспитания и развития. Учение, как один из видов деятельности человека, в условиях АСО становится преимущественно активной самостоятельной деятельностью, управляемой учителем. Итак, изучив теорию и методику оптимизации процесса обучения, именно на ее основе необходимо конструировать свой опыт, начиная от изучения личности ученика и кончая оценкой результатов по критериям оптимальности (системность, конкретность, мера). Прекрасно понимая, хорошо обучать можно, только если ребенок хочет и умеет учиться, поэтому, проектируя учебный процесс, стараюсь особое внимание уделить мотивации учения. Становление социально значимых мотивов учения будет успешным, если одновременно активизируется познавательный интерес учеников благодаря неожиданности, парадоксальности, занимательности при изложении знаний, использованию познавательных игр, учебных дискуссий, элементов историзма, созданию ситуации успеха и т. д. (Приложение 1: Разноуровневое тематическое планирование) .При выборе методов изучения и формировании мотивации учения школьников надо помнить, что слова идущие не от сердца, в сердце не попадут. При конструировании урока необходимо идти от ребенка, от его потребностей, сильных и слабых сторон, от того, что для него особенно значимо и актуально. Все это можно воплотить в жизнь, работая в рамках АСО.
Организационную сущность этой системы можно представить в виде модели.
УЧИТЕЛЬ ОБУЧАЕТ ВСЕХ

Учитель работает индивидуально
Учащиеся работают самостоятельно


В этой модели часть времени, как и всегда, уходит на работу со всеми учащимися класса (обучение). Остальное время в учебном процессе вообще и на уроке в частности используется для самостоятельной работы учащихся. В условиях АСО время на обучение ограничено. Следует помнить. Что его следует расходовать экономно, так как при объяснении нового возникают трудности концентрации внимания учащихся при восприятии на слух. Эффективность этого отрезка учебного процесса ниже, чем последующего, где осуществляется совмещение во времени самостоятельной работы учащихся и индивидуальной работы учителя. Как показывает практика и подтверждает наука, на обучение целесообразно отводить от 5 до 10 минут. Поэтому, отбирая содержание учебного материала к теме, к каждому уроку необходимо выделять основные понятия, определения, правила .., которые необходимо изучить для понимания математических закономерностей. Из урока в урок планируем какую «дозу» нового необходимо дать учащимся. И не надо бояться, что может произойти наложение нового материала на еще не усвоенный старый. Такое опережение в изложении нового материала помогает сильным учащимся работать с оптимальной для них скоростью и в дальнейшем быть помощниками в работе с более слабыми и отстающими учениками во время самостоятельной работы. Основной целью этого независимо функционирующего процесса является сообщение нового, обеспечение совместного думанья и фиксации главного, излагаемого при объяснении. Важно обучить учащихся свертывать и схематически представлять новую информацию. Не следует предлагать учащимся готовые схемы. Необходимо обучать ребят их строить самостоятельно, а в дальнейшем использовать схемы в качестве опор для творческого развертывания их в речь. Необходимо обучать детей ориентируясь на зону их ближайшего развития, и дифференцировать при этом не объем и степень сложности учебного материала (слабым поменьше и полегче, сильным - побольше и посложнее), сколько меру помощи, которая носит индивидуальный характер для каждого, поднимая и слабых и сильных на запроектированную для каждого образовательную ступень без сколько - ни будь существенного упрощения учебного материала, позволяя максимально продвинуться в развитии. Для этого и используется время, отведенное для самостоятельной работы. Как организовать самостоятельную работу всех учащихся? Как проверить ее результаты у каждого ученика? Как обеспечить материалами и заданиями постоянно работающий класс? Проблема эта становится основной заботой учителя. Часть времени на уроке следует отвести на самостоятельную устную работу, которая в условиях АСО проводится преимущественно в парах различного типа (статических, вариационных, динамических). Работа в парах включает взаимоконтроль как одно из средств, обеспечивающих сплошную контролируемость результатов самостоятельной работы. Результаты взаимопроверки фиксируются в индивидуальной карточке учащегося и в листе учета самостоятельной работы учащихcя. АСО предоставляет учителю возможность работать индивидуально с каждым учащимся на фоне самостоятельно работающего класса. Часть времени необходимо уделить управлению, которое осуществляется в процессе обхода всех учащихся, когда к каждому надо подойти, помочь, дать совет, каждого подбодрить, похвалить. Убедившись, что все работают, целесообразно перейти к включенному контролю, в ходе которого учитель определяет степень самостоятельности учащихся. Смотрит, как они осуществляют взаимоконтроль, как помогают товарищу, не проявляют ли излишней строгости. Постепенно надобность в регулярном управлении и включенном управлении «отпадет», так как учащиеся научатся сразу включаться в самостоятельную работу после указаний учителя. В этом случае учитель после обучения всех может перейти к индивидуальной работе в режиме «отключенный контроль», который предполагает работу с учеником по специальным   дифференцированным материалам для индивидуальной работы с каждым учеником в отдельности. Необходимо перестроить свои представления о характере учебной деятельности учащегося. Не проверять, что он запомнил или что изучил в результате решения, а учить его деятельности, направлять его усилия, учить на его индивидуальных ошибках, находить причину их возникновения. Во время индивидуальной самостоятельной работы главным становится изучение индивидуальных особенностей мышления каждого ученика, не только отставшего, но и сильного. Ведь задачей становится продвижение каждого от его уровня обученности.  Нет каких - то групп учащихся – есть каждый ученик с его особой индивидуальностью, которую и можно увидеть во время работы в паре ученик - учитель. АСО создает условия для широкой адаптации к особенностям каждого ученика в условиях полной свободы перехода от одного вида учебной деятельности к другому.
ТЕХНОЛОГИЯ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ
Организация углубленного изучения математики в малокомплектной школе возможна на основе внутриклассной дифференциации. Именно этот вариант разрабатывается и апробируется в Арзамасской региональной лаборатории дидактики сельской школы. В журнале «Народное образование» № 7 за 1999 год была опубликована статья под названием [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в которой ведется разговор о технологии углубленного изучения учебных предметов в малочисленной школе. (Приложение 2) Если этот вопрос Вас интересует, тогда познакомьтесь с ее содержанием, и Вы найдете в ней много полезной для себя информации. Продолжая разговор о технологии углубленного изучения, необходимо полностью согласиться с тем, что в основу организации учебного процесса желательно заложить принцип, согласно которому большую часть учебного времени все учащиеся занимались бы совместно, как единый учебный коллектив, а меньшую – раздельно, по специальным дифференцированным или дополнительным занятиям. При этом возникают проблемы:
построения единой учебной программы, позволяющей эффективно обучать учащихся на базовом и углубленном уровне;
разработки технологии разноуровневого обучения.
Каким образом я попыталась решить первую проблему, Вы увидите, посмотрев [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. (Приложение 3)
Затем надо было подумать над тем, как организовать сам процесс обучения так, чтобы появилась возможность осуществить задуманное. В разрешении этой проблемы мне помогает [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], которую я строю на основе принципов АСО. Так как большую часть времени на уроке учащиеся работают самостоятельно, следовательно, обучение необходимо было организовать таким образом, чтобы каждый ученик, всегда знал, что ему делать на конкретно взятом уроке  и на всех последующих.
   Что необходимо узнать обязательно? К чему стремиться? Для этого мною был составлен сетевой план самостоятельной работы учащихся. Он является моделью учебного процесса, которая позволяет каждому ученику видеть наглядно все, что он должен выполнить за урок, за неделю, за четверть.
При разработке сетевого плана самостоятельной работы учащихся на основе тематического планирования я поступаю следующим образом. Прежде всего, определяю для себя по каждой теме то, чему буду обучать всех учащихся одновременно  в режиме «учитель + все». Это включает в себя не только объяснение нового, но и показ приемов  самостоятельной работы, технологии работы в парах различного вида (статических, динамических, вариационных) и малых группах, приемов самоконтроля и взаимоконтроля, проведения исследований и решения проблемных задач.
 При этом необходимо учесть специфику предмета и возрастные особенности класса, постараться сократить время на объяснение нового и увеличить время для самостоятельной работы учащихся на уроке, совмещенной с индивидуальной работой с учителем. Помогает в этом укрупнение информационных блоков, обобщения. Кроме этого, предусматриваю задания и материалы для парной работы, так как на этапе овладения технологией работы в парах работа в статических, динамических и вариационных парах ведется в режиме «учитель + все». Планирую задания, материалы, для индивидуальной работы с учащимися на уроке. И только после всего этого начинаю планировать самостоятельную работу учащихся. Она включает в себя:- работу с учебником и другой дополнительной литературой;- самостоятельное решение заданий данной темы на уроке; - выполнение самостоятельных и контрольных работ;- выполнение тестов; - выполнение домашних работ; - работа в парах;- самостоятельная работа в паре с учителем.
Имея на руках [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Приложение 4), каждый ученик видит, что ему предстоит сделать самостоятельно по изучаемой теме. А именно, он узнает, с каким источником информации он обязательно должен поработать, какие умения и навыки должен приобрести. Какую литературу может изучить дополнительно, если желает получить более обширные знания по данной теме. 
Кроме этого ученик в этом плане видит задания трех уровней. В первом уровне задания по содержанию проще и меньше. Чем выше уровень, тем больше и сложнее задания. Каждый ученик решает сам, до какого уровня он поднимется. Единственное, что важно при выполнении заданий, работать на пределе своих возможностей, стараться продвигаться все выше и выше. 
По окончании работы над темой ученикам предстоит написать самостоятельную работу, тест. Уровень сложности работы каждый вправе выбрать самостоятельно. Кроме того, ученик получает четкие инструкции, как все это следует выполнить (устно, письменно, в паре, индивидуально) и как проверить сделанное, используя взаимоконтроль, самоконтроль или контроль учителя. Переход к сетевому планированию не обеспечит полной самостоятельности учащихся, если не будет введен оперативный самоучет. Самоучет базируется на том, что преимущественным видом контроля  результатов самостоятельной работы является самоконтроль и взаимоконтроль. Свобода, предоставляемая ученику, без строгого планирования и учета может оказаться нереализованной и не принесет никакой пользы. Свобода и дисциплина, свобода и строгий учет - вот тот механизм, который приведет в действие самостоятельную деятельность учащихся. Самоучету нужно обучать учащихся, вселяя в них веру в их честность. Такое доверие становится интенсивным воспитывающим фактором. Результаты своей самостоятельной работы ученики отмечают в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Приложение 5). Каждый должен выставлять результат работы сам себе. Ведь, подойдя к графику, ученик невольно анализирует свой относительный рейтинг. 
При таком методе работы на уроке необходимо проверить все задания, выполненные самостоятельно, у каждого ученика. А один учитель этого сделать не может. Поэтому учеников надо учить этому и доверять проверку своих работ и работы других ребят. Чтобы облегчить такую проверку необходимо всегда иметь образцы решения всех заданий, так как учащиеся в любой момент урока могут обратиться к ним, чтобы увидеть правильное решение, сравнить его со своей работой, проанализировать и найти ошибку.
 Такое планирование позволяет учителю управлять всей самостоятельной деятельностью учащихся, работающих со своими индивидуальными скоростями, зависящими не только от уровня их подготовленности,  обученности, воспитанности, развития, а и от индивидуальных психофизиологических особенностей. Но после того,  как планирование составлено, возникает следующая проблема. Как воплотить все, что задумано на уроке? Как организовать совместное обучение на уроке? Какова должна быть его структура? Разобраться в этом опять же может помочь статья, опубликованная в журнале «Народное образование» №7 за 1999год под названием «Сельская малочисленная школа». Мне же для организации всех этих типов урока помогает АСО. Происходит это, как правило, следующим образом. После определения целей и задач урока я выбираю такие формы и методы работы с каждой группой учащихся, которые мне позволят выполнить запланированное. Затем начинаю подбирать соответствующий выбранным методам и формам материал. Далее разбиваю урок на этапы и определяю, что именно буду делать я и ученики каждой из групп соответственно на каждом из этих этапов.
На одном из них может идти совместное обучение всех, а на другом я могу работать с одной из групп ребят, но тогда оставшиеся ученики должны быть обеспечены такой работой, которую они могут выполнить самостоятельно, работая индивидуально, в парах или в группе.  Это может быть изучение теории, отработка УН, оказание помощи, всем нуждающимся в ней, консультирование и т. д.  Либо на фоне всего класса, работающего самостоятельно, я осуществляю индивидуальную работу с конкретными учениками. Основной задачей при этом виде деятельности остается обучение приемам самостоятельной работы, поиску знаний, решению проблемных задач, творческой деятельности. Ориентировочную модель урока можно изобразить следующим образом.                   
Ориентировочная модель урока.
Учитель
Учащиеся

Обучение всех
Одновременная работа всех 10 мину

Индивидуальная работа
Устная парная самостоятельная работа


Самостоятельная работа в динамических, вариационных парах, индивидуальная с(р


Домашняя с(р 20 мин.

Все учащиеся работают в разном темпе и требуют разную степень помощи. Скорость выполнения заданий для с(р зависит не только от степени подготовленности учащегося, но и от их индивидуальных физиологических особенностей. Чтобы преодолеть возникающее в процессе обучения неравенство необходимо применять задания разного уровня. Трудность их увеличивается от уровня к уровню. Количество их может быть различным. Все зависит от изучаемой темы. Но учащиеся должны знать задания, какого уровня соответствуют « 3» , « 4» , « 5» .Главным при выполнении таких заданий является включение механизмов само регуляции. Учащиеся начинают с первого уровня, а затем ученик сам решает, стоит ли ему после выполнения минимального задания, гарантирующего получение оценки «3», переходить к выполнению задания следующего уровня. Но ученик должен быть уверен, что при возникновении проблем на новом уровне ему будет оказана помощь или со стороны учителя, или со стороны ученика, уже находящегося на более высоком уровне. Контроль качества знаний  может осуществляться в разных режимах: «самоконтроль» - при наличии средств обратной связи; «взаимоконтроль»; контроль, осуществляемый учителем. Результаты с(р фиксируются в индивидуальной карточке. Каждое задание соответствует своему количеству баллов. Главным достоинством таких занятий является полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящих от уровня к уровню.
Каждый работает независимо от остальных. Труд ученика отлично справившегося со всеми заданиями максимальной степени сложности оценивается на этом уроке отметкой «5», т. к. я убеждена в том, что ребенок должен получать своевременное вознаграждение за свою работу.  Домашние работы являются следующим видом с/р, выполняемой учащимися. Главное отказаться от уравниловки. Одинаковые задания ставят менее подготовленных учеников в затруднительное положение, а более подготовленные работают не в полную силу и постепенно теряют свои способности. Поэтому необходимо осуществлять выдачу заданий разного уровня на выбор самого ученика.
Комплексный блок контроля включает наряду с контролем учителя, самоконтроль и взаимоконтроль. Контроль учителя, включенный в самостоятельную работу учащегося, ориентирован на помощь в формировании им умения, работать самостоятельно, помогать товарищу при возникновении трудностей. Во время индивидуального контроля учитель оценивает творческую деятельность учащихся в момент ее проявления или по ее результатам. Переход к взаимоконтролю ведется на глубоком доверии к учащимся. Не только доверить взаимоконтроль по четко указанным критериям, но и обучать взаимоконтролю, продолжая использовать эти учебные ситуации нового типа в целях продолжения процесса воспитания нравственности. Прямо на уроке мы получаем возможность, заглянуть в душу человека. Не будь строг при взаимоконтроле, не знает товарищ - помоги. Запутался - подскажи. Подсказка не только становится средством обучения, но и средством воспитания. Создаются условия для обучения через совместный анализ ошибок, только что сделанных. Эта ситуация принципиально отличается от той, когда учитель сам – пусть даже очень качественно – проверил тетрадь дома, исправил ошибки и принес тетради на другой день. Важным преимуществом взаимоконтроля является максимальное соединение контроля и коррекции с моментом возникновения ошибки. Под руководством учителя, использующего непосредственный и отдаленный во времени контроль, учащиеся овладевают самоконтролем и взаимоконтролем с использованием средств обратной связи. Конечный этап контрольного комплекса - внутренний самоконтроль. Переход к внутреннему самоконтролю будет означать, что правильные учебные действия сформированы, и необходимость во всех видах внешнего контроля отпала. Ученик должен овладеть умением своевременного отказа от внешних форм контроля. Вместо взаимоконтроля - свободное общение с товарищем, вместо контроля учителя - свободное общение с ним, вместо самоконтроля - внутренний самоконтроль. Движение к внутреннему самоконтролю снимет постепенно необходимость подготовки средств обратной связи и позволит перейти к овладению творческими, эвристическими видами деятельности, когда главным становится не контроль, а запуск и управление, самозапуск и самоуправление. Выход на творческий уровень в условиях АСО осуществляется в разное время и зависит от индивидуальных особенностей учащихся. Результаты контроля на всех этапах фиксируются в индивидуальной карточке и в листе учета самостоятельной работы учащихся. Они и служат основой для оценивания деятельности ученика на всех уроках.
АСО дает возможность обучать детей, не подавляя, не тормозя их развития, а несколько опережая его и тем самым, подтягивая каждого ученика до наивысшего в данный момент уровня его возможностей. В АСО заложены предпосылки для соединения обучения, воспитания и развития в единый процесс. В условиях АСО обучение- это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде - это то, чему ученик должен научиться в школе. Данная система способствует развитию потребности нести свои знания другому, заботясь обо всех и ценить заботу каждого о тебе, а овладение умения работать самостоятельно необходимо в дальнейшем, чтобы быть готовым к непрерывному самообразованию, самосовершенствованию, развитию своих творческих способностей.
Учащиеся могут оценить собственные силы и выбрать для себя уровень целей, соответствующих их потребностям и возможностям на данный момент, а со временем – перейти на более высокий уровень.

Именно индивидуальные формы самообразования дают возможность учащимся выбрать наиболее оптимальный ритм учения, исходя из собственных психофизических особенностей. Благодаря этому у ученика резко снижается вероятность возникновения конфликтных ситуаций с педагогом и соучениками. Дети с иными способностями развития и возможностями смогут, наконец, полностью удовлетворить собственные образовательные потребности.

При свободной организации учебного процесса в корне меняются функции взрослого, который теперь не командует, а сопровождает учащегося в его индивидуальном образовании. Контроль превращается в самоконтроль.

Ориентировочная модель урока
Учитель
Учащиеся


Базовой группы
Повышенного уровня


1 уровень
2 уровень


Обучение всех

Работа с учителем
Самостоятельная работа (индивидуальная)


Работа в паре с одноклассником 3-го уровня
Групповая работа


Работа в паре с одноклассником 3-го уровня или самостоятельная работа
Работа с учителем
Самостоятельная работа   или работа в паре с одноклассником 1 уровня.



Самостоятельная работа  или

Самостоятельная работа или работа в паре с одноклассником 1-го уровня

Работа с учителем


Работа в паре с одноклассником 2-го уровня



Индивидуальная работа с отдельными учащимися
Самостоятельная работа



Домашняя самостоятельная работа




Приложение 1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
  Как руководителю МО, мне много приходится общаться с педагогами, особенно с начинающими. И надо отметить, что именно они чаще всего испытывают затруднения  в составлении такого тематического планирования,  которое бы было реальным помощником  в организации эффективного процесса обучения. Следовательно, оно должно содержать не только перечень тем и количество часов, отводимых на их изучение, но и что – то еще. А именно, то, что реально помогало бы учителю организовать этот сложный и многофункциональный процесс совместной деятельности педагога и учеников, по достижению поставленных целей. В одном из журналов «Математика в школе» была опубликована статья, посвященная этой проблеме. В ней говорилось о преимуществах разноуровневого тематического планирования, и приводился фрагмент такого плана. Статья мне очень понравилась и подтолкнула к созданию своего планирования. Но в процессе работы пришло осознание того, что в него необходимо включить еще и дополнительные разделы. А именно: повторение, опережение, индивидуальные задания для наиболее способных учеников и ребят, имеющих пробелы в знаниях.
Графа повторение введена с той целью, чтобы спланированная работа способствовала более прочному усвоению изученного материала. В связи с тем, что рассредоточенное во времени повторение эффективнее, чем концентрированное, поэтому мы периодически возвращаемся к уже изученному материалу, причем каждый раз в новой ситуации. Так как повторение путем разнообразной деятельности, сводящееся хотя бы к некоторой реконструкции материала, эффективнее, чем его повторение в неизменном виде. Поэтому учащиеся не просто механически выполняют уже известный им алгоритм решения, а совершают над материалом активную мыслительную деятельность, что и способствует углубленному пониманию и усвоению материала. Очень часто, особенно на уроках геометрии при доказательстве новых теорем или при решении задач приходится опираться на тот материал, который был пройден уже давно. Но не все учащиеся могут воспроизвести необходимую информацию в нужный момент, поэтому, чтобы изучение нового прошло с большей эффективностью для всех, я при составлении тематического планирования выявляю и в графу «повторение» включаю необходимый материал.
Графа опережение, введена с целью, подготовить ученика к восприятию нового. При усвоении материала относительно большого объема многие учащиеся всегда испытывают трудности, а при постепенном изучении нового «малыми порциями» эта проблема снимается. Происходит непроизвольное запоминание. Например, перед изучением темы «Решение квадратных уравнений по формуле» учащимся предлагается выполнить задания типа, найти значение выражения   в2-4ас или –в+
·Д  при заданных значениях переменной. Такая работа способствует более успешному и осмысленному запоминанию формул и приобретению необходимых навыков. Перед введением понятия синуса и косинуса острого угла прямоугольного треугольника на протяжении нескольких уроков я предлагаю следующие  задания. Показать в прямоугольном треугольнике катет, противолежащий или прилежащий данному углу. До изучения правила раскрытия скобок, перед которыми стоит знак плюс или минус мы решаем следующие задания. Найти значение выражений   –(934+53)  и -934-53  и сравнить полученные результаты.
В графе индивидуальные задания заранее подбирается такой материал, который дает возможность развивать наиболее способных и увлеченных математикой ребят. И периодически этот раздел планирования пополняется еще и такими упражнениями, которые вызывают у большинства учащихся затруднения. Это позволит организовать работу по коррекции.  


Фрагмент тематического планирования по математике 5 класса
       по учебнику  Н.Виленкина,В.Жохова,А.Чесноков,С.Шварцбург


№ урока
Число
Тема
Дополнительная
 литература
ЗУН
 
Повторение
 
Опережение
 
Логическая
 задача




уровень А
 Обязательный минимум
уровень Б
уровень В
для наиболее подготовленных




§2 Сложение и вычитание натуральных чисел – 21 час

17
 
 
 
 
 
 
 
 
18
 
 
 
 
 
 
19 
**
 
 
 
 
 
 
 
 
**
 
 
 
 
 
П6 Сложение натуральных чисел и его свойства
Математика 5-6 учебниксобеседник стр 101
Задачи по математике 4-5 кл И.В.Баранова стр16
Система обучения математике в 5-6 кл В.К.Совайленкостр 35
Учебник собеседник Л.Н.Шеврин стр 14
Дорофеев математика 5 клстр 54, стр83
Тетрадь: Натуральныечисла стр 59, стр107
Газета №27- 94;28-96;29-96г
 
 
А. Знать формулировки свойств сложения.Уметь записывать эти свойства при помощи    переменных.
Б.Уметь складывать эти числа при помощи координатной прямой.
В. Сложение  чисел   -3+1=? -3+3=?                                                                                            
 
 
 
 А. Уметь находить периметр многоугольника, если известны его стороны.
Б.Уметь изображать сложение и вычитание чисел на  координатной прямой.
В. Сложение  чисел  и вычитание отрицательных чисел по числовой прямой. 
 
 А. Уметь решать простейшие уравнения вида х+а=в; х-а=в; а-х=в
Б. Решение задач на нахождение длинывсего отрезка, если известна длина его части. Задачи на вычисление периметра (в больше, в меньше
В. Решение задач типа №115*; Нурк №137, 138
Деление натуральных чисел на двузначное число в задачах на движение
 
 
 
 
 
Порядок действий
 
 
 
 
 
Изображение чисел на числовой прямой.
Найти целые решения неравенства
1 у 4
-7 у 0
-12 х -7
 
 
 
Найти целые решения неравенства
71 у 7 4
-3 у 0
 
 
Сравнить значения выражений 212-(7+5) и 121-7-15
  42+(13+1) и 42+13+1
Можно ли число 45 представить в виде суммы нескольких натуральных чисел так, чтобы произведение этих чисел было равно 45?
 
 
 
 
Имеются песочные часы на 3 мин и на 7 мин. Надо опустить яйцо в кипящую воду ровно на 4 мин. Как это сделать?
 
Отгадать ребус


20
 
 
**
 
 
П6 Сложение.
 
 
 
 
А.Решение текстовых задач в одно действие.
 Б.Нахождение значения выражения с переменной.
  В.Уметь составлять выражение   с переменной по условию задачи и находить его значение. Решение уравнений вида125-(х+324)=678 .                    
Определение координаты точки, изображенной на числовой прямой.
 
Построение точек с заданными координатами.
Сравнить значения выражений 32-(7+11) и 32-7-11
  45+(73+8) и 45+73+8
Имеется 9 монет. Одна из них фальшивая. Как с помощью двух взвешиваний определить фальшивую монету?

Фрагмент тематического планирования по алгебре 8 класса

урока
Дата
 
Тема
 
 
 
ЗУН
 
Повторение
 
Опережение
 
Индивидуальное  
 задание




уровень А
 Обязательный минимум
уровень Б
уровень В
для наиболее подготовленных




§9 Формула корней квадратного уравнения

32
**
П21 Решение квадратных уравнений по формуле
А: Познакомиться с понятием дискриминанта. Знать зависимость числа корней от значения дискриминанта. Знать формулу дискриминанта и корней квадратного уравнения. Уметь применять эти формулы на практике и определять имеет ли уравнение корни.
 Б: Уметь решать квадратные уравнения, выделяя квадрат двучлена.   Решать квадратные уравнения   с четным вторым коэффициентом по специальной формуле.
  В: Уметь выводить формулу  корней квадратного уравнения .                               
Действия с обыкновеннымидробями.
  Решить уравнение:

·х
·=5

·х-6
·=8,7
х(х-3,4)=0
х2+45
·х
·=0
Представить      в виде квадрата 1/49=(   )216х2=(   )2
Представить в виде степени с показателем 4: 625=(   )4
81=(   )4
1/16=(   )4
Вывести формулу корней квадратного уравнения с четным вторым коэффициентом.

33
**
П21..
А: Отрабатываем умение, решать квадратные уравнения по общей формуле. Знакомство с теоремой: «Если в квадратном уравнении ах2+вх+с=0     а+в+с=0, тох1=1, а  х2=с/а». Отрабатываем умение, применить эту теорему.
Б:  Отрабатываем умение, решать квадратные уравнения, не приведенные к стандартному виду. Например: 3(х+4)2=10х+32 и 1/2(х-2)2-11х=11.
 В: Решение квадратных уравнений с модулем и параметром.
Упрощение выражений при помощи формулы
 
Подобрать такие два целых числа, для которых выполняется условие
а + в=8  
а·в=12
Доказать теорему: «Если в квадратном уравнении         а х2+вх+с=0  а+в+с=0, то 
х1= 1, а х2=с/а

34
**
П21
А: Отрабатываем умение, решать квадратные уравнения по общей формуле. Знакомство с теоремой: Если в квадратном уравнении ах2+вх+с=0     а-в+с=0, тох1=-1, а  х2=-с/а. Отрабатываем умение, применить эту теорему.
 Б:  Отрабатываем умение решать уравнения, квадратные относительно выражения.
 В: Решение квадратных уравнений  с модулем и параметром.
При каком значении а, выражениеимеет смысл
(а+6):(9-4а)
Подобрать такие два целых числа, для которых выполняется условие   у+х=8
у·х=-20
Доказать теорему: «Если в квадратном уравненииах2+вх+с=0  
  а-в+с=0,
 то х1=-1,
 а  х2=-с/а».




Приложение 2
КАК ПРОВЕСТИ ОТБОР УЧАЩИХСЯ  В КЛАСС С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ МАТЕМАТИКИ   
          Журнал «Математика в школе» №5-2000 год стр. 32
Отбор детей в специализированные классы может строиться на основе результатов тестирования, но с учетом мнения учителей, уровня мотивации ученика и других факторов. Тем не менее, результаты теста могут быть показательными для проведения сравнительного анализа ряда качеств учащихся, что играет важную роль в процессе комплектования класса.
Приведем пример тестов, которые можно использовать в качестве одного из элементов конкурсного отбора семиклассников для их поступления в 8 класс  с углубленным изучением математики. На выполнение каждого теста отводится 30 минут. Ответы к заданиям записываются в специальные бланки.
Тест №1- «Тест интеллекта»

Инструкция
Задание

1
Выберите из приведенного списка лишнее слово и запишите его
Малиновый; желтый; сиреневый; лимонный

2
Запишите два слова, которые должны стоять на месте пропусков
Лондон: Англия = Париж: = : Италия

3
Закончите данное предложение
Из того, что  Петя выше Толи, а  Толя выше  Оли, следует, что.

4
 Сколько треугольников изображено на рисунке? Правильный ответ обведите рамкой.


5
Обведите рамкой слово  «да», если утверждение верно и слово «нет», если - неверно.
А) Если у человека высокая температура, то он болен.
Б) Если человек болен, то у него высокая температура.
В) Все звери живут в лесу.
Г) Некоторые звери живут в лесу.

6
Запишите в порядке убывания следующие слова.
кило, милли, деци, санти

7
Найдите два недостающих числа в указанной последовательности
2; 5; 10; 17; ; 37; 50;; 82; 101

8
Установите, какой элемент из 2го списка соответствует каждому элементу из 1го списка
 


9
Запишите грамматически правильную последовательность указанных слов
правила очень знает Вася хорошо

10
Запишите одно слово, которое является общим для всех четырех приведенных слов
хорда  медиана высота радиус

Тест  №2- «Тест достижений»

Инструкция
Задание

1
Вычислите и запишите ответ
 

2
Вычислите. Правильный ответ обведите рамкой
 

3
Установите, какой элемент из 2го списка соответствует каждому элементу из 1го списка
 

I список: 1) углы 6 и 3
2) углы 2 и 3
3) углы 6 и 4
4) углы 7 и 8
5) углы 5 и 1
2 список:а) внутренние односторонние
б) внутренние накрест лежащие
в)соответственные
г)смежные
д)вертикальные  

4
Выпишите номера только тех формул, которые являются верными
1)       а2+в2=(а-в)(а+в)
2)       х4-16=(х-2)(х+2)(х2+4)
3)       а2+в2+с2=(а+в+с)2
        4)    с5-1=(с-1)(с4+с3+с2+с+1)

5
Запишите числа, которые должны стоять на месте пропусков
А) 30% от 120 составляют
Б) 12 составляет 60% от
В) 15 составляет % от 20
Г) 16 больше, чем 8 на %

6
Используя приведенный рисунок найдите длину отрезка АД. Верный ответ обведите рамкой.


7
Установите, какой элемент из 2го списка соответствует каждому элементу из 1госписка
1 список:1) 2х=0; 2) 0х=0; 3) 0х=2.
2 список: а) корней нет; б) один;
             в) бесконечно много

8
Подчеркните ту функцию, которой соответствует указанный график
 

9
Туристы прошли путь из пункта А в пункт F. На графике показана зависимость пройденного ими расстояния (s) от времени (t). Установите, истинно или ложно каждое из приведенных высказываний. Истинные высказывания отметьте знаком «+», а ложные – знаком «-»
А) Протяженность маршрута составила 24 км;
Б) Из А в F туристы шли без остановок;
В) Участок СД был пройден ровно за 4 часа;
Г) Участок АВ был пройден со скоростью 8


10
Катер плывет по реке. Скорость течения реки равна х, а скорость катера в стоячей воде равна у. Какая из формул выражает время, которое затрачивает катер на то, чтобы спуститься вниз по течению на 30 км, а потом сразу вернуться обратно? (Выпишите номер подходящей формулы.)
1) 60:( у-х)
2) 30(у+х++30(у-х)
3)30:х+30:у
4)30х+30у

Бланк правильных ответов к "тесту интеллекта"

Ответ к заданию

1
желтый

2
Франция, Рим

3
Петя выше Оли (Оля ниже Пети)

4
4; 8; 12; 16;24

5
А) да/нет; Б) да/нет; В) да/нет; Г) да/нет.

6
Кило; деци; санти; милли

7
26 и 65

8
1) в; 2)  г; 3) а; 4) б 

9
Вася очень хорошо знает правила

10
отрезок

Бланк правильных ответов к "достижений"

Ответ к заданию

1
а) 5/6 ; б) 1/6 ; в) 1/6 ; г)3/2 

2
-16; 0; 11; 4; 16

3
1) б ; 2)д  ; 3)а  ; 4)г ;5)в 

4
2) и 4)

5
А) 36  ; Б)20  ; В)75  ; Г)100  

6
3см; 4см; 5см; 6см; 9см

7
1)б; 2)в; 3)а 

8
у=х; у=х2; у=-х; у=
·х
·

9
А) + ; Б)- ; В) -  ; Г)+

10
2)


Приложение 3
Совместное обучение школьников на базовом и углубленном уровнях
Основным документом, определяющим работу учителя в классах с углубленным изучением математики, является «Типовая программа школ (классов) с углубленным теоретическим и практическим изучением математики». Учитель имеет право выбрать учебник, являющийся основой для построения курса, из числа действующих в массовой школе и специальных для классов с углубленным изучением математики. Тематическое планирование разрабатывается применительно к этому учебнику, учитывая конкретные условия (количество отведенных на изучение предмета часов, подготовленность класса, интересы школьников и так далее). Учитель может варьировать число часов, отводимых на изучение той или иной темы, включать в них некоторые дополнительные теоретические вопросы или ограничиться программой для массовой школы, полное прохождение которой в любом случае является обязательным. Но надо помнить, что основной причиной отсева ребят из классов с углубленным изучением математики (особенно в восьмых) является перегрузка, поэтому не следует стремиться к насыщению программы большим дополнительным материалом. Исходя из имеющихся конкретных, условий мною был выбран учебный комплект, состоящий из учебников:  для общеобразовательных учреждений 
  «Алгебра,9» авторов Ю.Н.Макарычева, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешкова, С.Б.Суворовой, под редакцией С.А.Теляковского и «Геометрия, 7- 9» авторов Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина;
«Алгебра. Дополнительные главы к школьному учебнику 9 класса» авторов Ю.Н. Макарычева, Н.Г.Миндюк, под редакцией Г.В.Дорофеева.                                                             В качестве дополнительной литературы используется:
 «Алгебра,9» авторов Н.Я.Виленкина, Г.С.Сурвилло, А.С.Симонова, А.И.Кудрявцева;
«Геометрия, 8- 9»А.Д.Александрова, А.Л.Вернер, В.И.Рыжик;
 «Геометрия. Дополнительные главы к школьному учебнику 9 класса» авторов Л.И.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и И.И.Юдина.
Составить тематическое планирование для каждой группы в отдельности не составляет особого труда, но так как на большей части уроков обе группы занимаются совместно, следовательно, надо попытаться совместить оба планирования, а вот здесь и возникают серьезные затруднения. Вынести изучение всего теоретического материала на отдельные занятия в группе углубленного не удастся, так как их тогда потребуется большое количество. Следовательно, остается только одно спланировать и организовать работу так, чтобы процесс обучения протекал параллельно в обеих группах. Далее приводится совмещенное планирование, которое было составлено с учетом того, что на изучение всего курса мне было предоставлено для базового уровня: Алгебра – 3 часа в неделю;  Геометрия – 2 часа в неделю. Для  углубленного уровня: Алгебра - 5 часов в неделю; Геометрия – 2,5 часа в неделю. В планировании используются следующие обозначения:
 п1, п2, п3- теоретический материал из учебника «Алгебра,9» авторов Ю.Н.Макарычева, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешкова, С.Б.Суворовой, под редакцией С.А.Теляковского
12Д, 23Д,14Д - теоретический материал из учебника «Алгебра. Дополнительные главы к школьному учебнику 9 класса» авторов Ю.Н. Макарычева, Н.Г.Миндюк, под редакцией Г.В.Дорофеева. Для проведения контрольных и самостоятельных работ по алгебре на углубленном уровне используются «Дидактические материалы по алгебре,9» авторов Ю.Н.Макарычева, Н.Г.Миндюк.
Планирование содержит следующие графы. Первая строка -  месяц и число. Вторая, третья, четвертая и пятая название курса. Если какого то числа (например, 2 сентября) уроков нет, то в планировании соответствующая клетка имеет темный фон. Если в третьей или пятой строке (группа углубленного изучения) клетка разделена на две части, это означает, что в этот день у данных ребят два урока. Первый урок совмещенный с базовой группой, а второе занятие отдельно от нее. Например, 8 сентября на совместном уроке идет работа по материалу  П1 «Фикция», а на дополнительном занятии группа углубленного изучения изучает материал пункта 2Д «Монотонные функции». Вся информация, относящаяся к базовому уровню по алгебре в планировании набрана черным цветом. Темы, изучаемые группой углубленного изучения дополнительно выделены цветом. В первой четверти мною была сделана попытка большее количество материала, рассматриваемого дополнительно во второй группе , вынести на отдельные занятия, поэтому и  уроков алгебры в этой группе было 5, 5 часа в неделю, но это привело к тому, что изучение некоторых тем пришлось «разорвать» или уменьшить количество часов, а как показала практика, этого лучше не делать. Так как происходит разрыв логической составляющей всего курса и не все ученики смогли сориентироваться в этой ситуации. В следующих четвертях  я уже этого постаралась не допускать.
 Планирование уроков на I четверть      
месяц
сентябрь

число
2
3
4
5
8
9
10
11
12
15
16
17
18
19
22
23
24
25
26
29
30

Алгебра
общеобразоват.-3ч. 
Функции и их свойства
Квадратный трехчлен



 
п1
п1
 
п1
 
п2
п2
 
п2
 
п3
п4
 
п4
 
п4
п5
 
п5
 

Алгебра
углубленое-5,5 ч.
Функции и их свойства
Понятие о следовании и равносильности
Квадратный трехчлен



 
п1
п1

п1
 

п2

п2
 
п3
п4
10Д
п4
 
п4
п5
п5
п5
 


 



 

 
11Д

к/р1
 



Геометрия общеобразоват. и
 
 углубленный - 2ч.
Понятие вектора
Сложение и вычитание векторов
Умножение вектора на число


п76
п77
 
п78
 
п79
п80
 
п81
п82
19.6
 
п83
20.2
 
п84
21.1
 
п85
21.2
21.3
 
р/з
Т1
 
р/з
Т1

число
2
3
4
5
8
9
10
11
12
15
16
17
18
19
22
23
24
25
26
29
30

месяц
сентябрь

19.6, 20.2,20.2....- дополнительный материал из учебника 8-9 А.Д.Александрова  А.Л.Вернер В.И.Рыжик.
 Т1: Применение векторов к решению задач и доказательству теорем


месяц
октябрь

число
1
3
4
6
7
8
10
11
13
14
15
17
18
20
21
22
24
25
27
28
29

Алгебра
общеобразоват.-3ч. 
Квадратичная функция и ее график
Неравенства с одной переменной


п6
 
п6
п7
 
п7
 
п7
п7
 
к/р1
 
п8
п8
 
п8
 
п8
п9
 
п9

Алгебра
углубленое-5,5 ч.
Преобразования графиков
Условия равносильности уравнений, неравенств и их систем
Неравенства с одной переменной
Решение рациональных неравенств
Уравнения с переменной под знаком модуля


п6

п6
п7
 


к/р2
12Д
 
13Д
13Д
п8
п8
 
п9
16Д
16Д
п9
 
18Д










13Д


 
п8

п9
 
17Д

18Д

Геометрия общеобразоват. и
Координаты вектора
Простейшие задачи в координатах


 
к/р
 
п86
Т2
 
п86
Т2
 
п86
22.1
 
п87
22.3
22.4
 
п88
п89
Т3
 
п89
Т3
 
к/р
п89
 

углубленный - 2ч.















 


число
1
3
4
6
7
8
10
11
13
14
15
17
18
20
21
22
24
25
27
28
29

месяц
октябрь

Тема 2: Деление отрезка в данном отношении.
Тема3: Центр масс системы точек.

 Планирование уроков на II четверть
месяц
ноябрь
декабрь

2
10
11
12
14
15
17
18
19
21
22
24
25
26
28
29
1
2
3
5
6
8

Алгебра
общеобразоват.-3ч.
Уравнение с одной переменной
Графический способ решения
Системы уравнений с двумя переменными


п10
 
п10
 
п11
п11
 
к/р2
 
п12
п12
 
п12
 
п12
п13
 
п13
 
 
п13

Алгебра
углубленое-5ч.
Уравнение с одной переменной
Рациональные уравнения
Уравнения с двумя переменными
Системы уравнений с двумя переменными
Иррациональные уравнения


п10
 
п10
14Д
14Д
14Д
 
к/р3
22Д
п12
23Д
 
п12
24Д
25Д
25Д
25Д
 
25Д
20Д
20Д
п14


14Д
 
15Д
 
23Д


 
25Д
 
21Д

 

Геометрия общеобразоват. 2ч.
.
Уравнение окружности и прямой
Синус, косинус, тангенс угла
Соотношения между сторонами и углами треугольника


 
п90
п91
 
р/з
 
 
п93
 
п94
п95
 
 
п96
 
п97
 
 
п98
 
п99
 
 

углубленный - 2,5ч























 
п90
п91
 
р/з
 
 
п93
 
п94
п95
 
 
п96
 
п97
 
 
п98
 
п99
 
 


 
25.4
 

число
10
11
12
14
15
17
18
19
21
22
24
25
26
28
29
1
2
3
5
6
8

число
ноябрь
декабрь

 
месяц
ноябрь

число
9
10
12
13
15
16
17
19
20
22
23
24
26
27

Алгебра
общеобразоват.-3ч.
Системы уравнений с двумя переменными


 
п14
 
п14
п14
 
п14
 
к/р3
раб.над ошиб.
 
повторение
 
повторение

Алгебра
углубленое-5 ч.
и неравенства
Линейные неравенства с двумя переменными
Неравенства высших степеней. Неравенства с модулем


 
п14
п14
п14
п14
 
26Д
26Д
27Д
27д
 
28Д
28Д
29Д


 
к/р5
 
27Д
 

 

Геометрия общеобразоват. 2ч.
Соотношения между сторонами и углами треугольника
Скалярное произведение векторов


п99
 
28.
п99
 
 
п100
 
п101
 
 
п102
 
п103
п104
 

углубленный - 2,5ч.
п99
 
28.
п99
 
п100
Т1
п101
 
п102
 
п103
п104
 

число
9
10
12
13
15
16
17
19
20
22
23
24
26


число
ноябрь

Тема1: Соотношения между сторонами и углами четырехугольника
 Планирование уроков на III четверть
месяц
январь
февраль

число
14
15
16
17
19
20
21
22
23
24
26
27
28
29
30
31
2
3
4
5
6

Алгебра
общеобразоват.-3ч.
Пледоватеосльности                  Арифметическая прогрессия



п15
п15
 
 
п15
 
п16
п16
 
 
п16
 
п17
п17
 
 
п17
 
к/р4
п18
 

Алгебра
углубленое-5ч.
Последовательности  


п15
30Д
 
 
п16
п16
п17
п17
 
 
31Д
31Д
к/р7
п18
 
 
п19
п19
п19
31Д
 


п15
 
п17
 
п18
 
31Д
 

 

Геометрия общеобразоват. 2ч.
Скалярное произведение векторов
Правильные многоугольники


 
 
п103
п104
 
 
рз
 
 
к/р4
 
 
п105
 
 
п106
 
 
п107
 
 
п108

углубленный - 2,5ч.
 
 
24.1
 
 
Т1
 
 
к/р4
 
 
п105
 
 
п106
 
 
п107
 
 
п108


 
24.2
 
24.3
24.4
 

число
14
15
16
17
19
20
21
22
23
24
26
27
28
29
30
31
2
3
4
5
6

число
январь
февраль

 
месяц
февраль
март

число
9
10
11
12
13
16
17
18
19
20
24
25
26
27
1
2
3
4
5
9
10

Алгебра
общеобразоват.-3ч.
Геометрическая прогрессия
Тригонометрические


п18
 
п18
п19
 
п19
 
п20
п20
 
 
п20
к/р5
 
п28
 
п28
п29
 
 
п29

Алгебра
углубленое-5 ч.
п20
п20
32Д
33Д
 
34Д
34Д
к/р8
п21
 
п23
п23
п24
 
к/р9
п25
п26
п29
п27
 
п27
п27


 
32Д
 
33Д
 
п21
 
п24
 
п26
п28
 
к/р10



Метод матем индукции
Виды последовательностей
Четные и нечетные функции
Корень п-й степени
Степень с рациональным показателем

 



Геометрия общеобразоват. 2ч.
Правильные многоугольники
Длина окружности и площадь круга
Движение  


 
п109
 
 
п110
 
п110
 
 
п111
п112
 
 
рз
 
к/р5
 
 
п113
п114
 

углубленный - 2,5ч.
 
п109
 
 
п110
 
п110
 
 
п111
п112
 
 
Т2
 
к/р5
 
 
п113
п114
 


 
24.5
24.6
 
Т2
 

число
9
10
11
12
13
16
17
18
19
20
24
25
26
27
1
2
3
4
5
9
10

число
февраль
март

 
месяц
март

число
11
12
15
16
17
18
19

Алгебра
общеобразоват.-3ч.
Основные тригонометрические формулы


п30
 
п31
 
п31
п32
 

Алгебра
углубленое-5 ч.
Основные тригонометрические формулы


п30
 
п31
п31
п32
п32
 


п30
 
п32
 

 

Геометрия общеобразоват. 2ч.
 
п114
 
п116
 
 
п117

углубленный - 2,5ч.
 
п114
 
п117
 
 
Т3



п115







Параллельный перенос

число
11
12
15
16
17
18
19

число
 март

Тема1: Соотношения между сторонами и углами четырехугольника
Тема2: Площадь кругового сегмента
Тема3: Центральная и осевая симметрия
Тема4: Композиция движений
Планирование уроков на IV четверть
месяц
 
март
апрель

число
29
30
31
1
2
5
6
7
8
9
12
13
14
15
16
19
20
21
22
23
26

Алгебра
общеобразоват.-3ч. 

итоговое повторение курса алгебры 7 -9 классов


п32
 
1
2
 
2
 
3
4
 
4
 
к/р
5
 
5
 
5
6
 
7

Алгебра
углубленое-4,5 ч.
 
 
формулы приведения
формулы сложения
формулы двойного угла
формулы суммы и разности тригонометрических функций
итоговое повторение курса алгебры 7 -9 классов


п32
п33
п33
п33
 
п34
 
п34
п35
 
п35
п36
п36
п36
 
к/р12
 
1
2
 
3


 
п35
 
к/р
 
4

 

Геометрия общеобразоват.2ч.
поворот
повторение


 
п117
 
 
р/з
 
к/р
 
 
прил1
 
пр1
 
 
пр1
 
1
 
 
1
 

углубленный - 3ч.
 
27.4
27.6
 
27.7
 
к/р
т1
 
33.1
33.2
 
33.3
33.4
34
 
34
 
31.1
31.2
31.3
 
31.4
 

число
29
30
31
1
2
5
6
7
8
9
12
13
14
15
16
19
20
21
22
23
26

месяц
март
апрель

 
месяц
апрель
май

число
27
28
29
30
3
4
5
6
7
10
11
12
13
14
17
18
19
20
21
24
25

Алгебра
общеобразоват.-3ч. 
 
итоговое повторение курса алгебры 7 -9 классов


 
8
к/р
 
9
 
10
11
 
12
 
к/р
13
 
14
 
15
16
 
к/р
 

Алгебра
углубленое-4,5 ч.
 
итоговое повторение курса алгебры 7 -9 классов


к/р
5
6
 
7
 
к/р
9
 
10
 
12
к/р
 
13
 
15
16
 
к/р
 


 
8
 
11
 
14
 

 

Геометрия общеобразоват.2ч.
2
 
 
3
 
4
 
 
5
 
6
 
 
7
 
8
 
 
к/р
 
р/з

углубленный - 3ч.
31.5
35.1
 
35.2
 
35.3
35.4
 
35.6
 
35.7
25.1
 
25.3
 
25.5
25.7
 
29
 
29


31.7
 
35.8
25.2
 
25.4
 
25.6
 

число
27
28
29
30
3
4
5
6
7
10
11
12
13
14
17
18
19
20
21
24
25

месяц
апрель
май

 
месяц
май
Повторение: 1 - Алгебраические выражения; 2 - Уравнения с одним неизвестным. Задачи, решаемые с помощью уравнений; 3 - Одночлены и многочлены;                         4 - Разложение многочленов на множители; 5 - Алгебраические дроби; 6 - Линейная функция и ее график; 7 - Неравенства; 8 - Системы уравнений и системы неравенств; 9 - Квадратные корни; 10 - Квадратные уравнения; 11 - Квадратичная и линейная функции; 12 - Использование свойств чисел для решения уравнений и неравенств; 11113 - Решение нелинейных уравнений и неравенств. Решение текстовых задач;     15 - Степенная функция; 16 - Решение текстовых задач.

число
26
27


Алгебра
общеобразоват.-3ч. 
заключительные уроки


Алгебра
углубленое-4,5 ч.
итоговое занятие


 

Геометрия общеобразоват.2ч.
углубленный - 3ч.
 
итоговое занятие
приложение 1- Об аксиомах планиметрии; Т1 - Композиция движений
повторение:1 - треугольники; 2 - окружность; 3 - четырехугольник, многоугольник;       4 - прямоугольник, ромб, квадрат; 5 - площадь; 6 - векторы, сложение, вычитание векторов, умножение вектора на число; 7 - координаты вектора, разложение вектора по двум неколлинеарным векторам; 8 - скалярное произведение векторов.
 



Приложение 4

СЕТЕВОЙ ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ 
План, выдаваемый каждому ученику, является моделью учебного процесса, которая позволяет ему видеть наглядно все, что он должен выполнить за время, отведенное на изучение каждой конкретной темы в отдельности и всего курса в целом.
План содержит следующие разделы:
- ЧТЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В этом разделе указывается, что необходимо прочитать по учебнику. Например: § 6  n12 Графический  , составить план и рассказать. Выполняется в режиме самоконтроль (СК) или взаимоконтроль (ВК).
  - ЧТЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В этом разделе указывается, что можно изучить дополнительно по этой теме и где.
- РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ       
 В этом разделе перечислены задания трех уровней сложности. Задания первого уровня  необходимо научиться решать обязательно, а второго и третьего по желанию самого ученика. Третий уровень соответствуют программе углубленного изучения. Задания выполняются в классе и дома в режиме СК и ВК.
 - САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ           (контроль учителя)
Для 1 и 2 уровней с/р и к/р даны из сборника дидактических материалов по алгебре 9 класса под редакцией Н.Ю.Макарычева, Н.Г.Миндюк, Л.М.Короткова
  Для 3 уровня с/р и к/р из сборника дидактических материалов по алгебре 9 класса (с углубленным изучением)      Н.Ю.Макарычева, Н.Г.Миндюк
  -    РАБОТА В ПАРАХ
Творческое общение в парах, когда каждый рассказывает товарищу что – то новое, делится своим опытом, высказывает свое мнение или отношение к тому, что обоим известно. Этот вид самостоятельной  работы ведется в режиме «свободный контроль», так как слушающий является не контролером, а человеком, воспринимающим новую для него информацию, углубляющую его знания предмета.  А если на уроке идет работа в статической, динамической или вариационной парах, то при этом будет осуществляться  взаимоконтроль и взаимообучение.
  -   ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧИТЕЛЕМ
по особым заданиям, подготовленным для каждого конкретного ученика, позволяющим постоянно держать его в зоне ближайшего развития.


Далее приводится фрагмент планирования самостоятельной работы учащихся
по алгебре в 9 классе
Параграф
§ 6 СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ  

Цель
Выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и решать текстовые задачи с помощью составления таких систем.  

Чтение обязательной литературы
 n12 Графический способ решения систем уравнений - 4 урока


 - знать алгоритм решения систем уравнений графически; - уметь применить его на практике;- уметь находить решение системы уравнений, если графики   уже построены.

Чтение дополнительной литературы
Дополнительные главы к школьному учебнику алгебры 9 класса: § 10 Системы уравнений с двумя переменными n 24 Графическая интерпретация решения систем уравнений – 2 урока
- Алгебра 8   И.Я.Виленкин:n14 Графический метод решения систем нелинейных уравнений                                                             


Цель: Выработать умение решать системы, содержащие уравнения второй и третьей степени, системы иррациональных уравнений, системы, содержащие уравнения с модулем.  Решать текстовые задачи с помощью составления таких систем.  

Решение задач
I уровень
II уровень
III уровень


№230,231,232,233,234
№236,238
А8 Виленкин:№130,131,132
Доп.главы:№312,313,314,315,316

Самостоятельная работа
Дидактические материалы по алгебре 9 класс. Ю.Н. Макарычев
Дидактические материалы по алгебре 9 класс с углубленным изучением  Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк
2600 тестов и проверочных заданий.
Л.И.Звавич, Л.Я.Шляпочник, П.И.Алтынов


с -14
с - 30
Тест 3

Работа в паре

Индивидуальная работа с учителем

 


Параграф
§ 6 СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ  

Цель
Выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и решать текстовые задачи с помощью составления таких систем.  

Чтение обязательной литературы
п13 Решение систем уравнений второй степени - 4 урока


- уметь решать системы способом подстановки и способом сложения

Чтение дополнительной литературы
Дополнительные главы к школьному учебнику алгебры 9 класса: п 25 Способы решения систем уравнений с двумя переменными- 5 уроков  
- Алгебра 8  И.Я.Виленкин: п9 Системы нелинейных уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям (стр 194) п10 Метод введения новых неизвестных при решении уравнений и систем уравнений
- Алгебра 9   И.Я.Виленкин: n Системы уравнений с двумя переменными (стр 179)


Знать: - метод решения симметрических систем; - метод алгебраического сложения; - метод замены переменной; - метод разложения на множители. Уметь применить эти методы при решении нестандартных систем уравнений.

Решение задач
I уровень
II уровень
III уровень


№244, 245, 246, 247, 248, 249
250, 252, 255, 257,258, 261
А8 Виленкин:№105
А9 Виленкин:№39, 40, 41, 42  стр 185
Доп.главы:№318, 319, 320, 322,323,324 стр 134

Самостоятельная работа
Дидактические материалы по алгебре 9 класс. Ю.Н. Макарычев
Дидактические материалы по алгебре 9 класс с углубленным изучением  Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк
2600 тестов и проверочных заданий.
Л.И.Звавич, Л.Я.Шляпочник, П.И.Алтынов
 


с- 15
с - 31
Тест 3

Работа в паре

Индивидуальная работа с учителем

 


Параграф
§ 6 СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ  

Цель
Выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и решать текстовые задачи с помощью составления таких систем.  

Чтение обязательной литературы
п 14 Решение задач с помощью систем уравнений второй степени  - 4 урока


Уметь составлять систему уравнений по тексту задачи и решать ее.

Чтение дополнительной литературы
Дополнительные главы к школьному учебнику алгебры 9 класса: п 25 Способы решения систем уравнений с двумя переменными  
- Алгебра 8  И.Я.Виленкин: п9 Системы нелинейных уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям (стр 194) ; п10 Метод введения новых неизвестных при решении уравнений и систем уравнений
- Алгебра 9   И.Я.Виленкин: n Системы уравнений с двумя переменными (стр 179)


- метод решения симметрических систем; - метод алгебраического сложения; - метод замены переменной; - метод разложения на множители. Уметь применить эти методы при решении нестандартных систем уравнений и задач.

Решение задач
I уровень
II уровень
III уровень


№268, 270, 272, 273, 274, 276, 278
№ 279, 281, 282, 283, 284
А8 Виленкин:№95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102   стр 197

Самостоятельная работа
Дидактические материалы по алгебре 9 класс. Ю.Н. Макарычев
Дидактические материалы по алгебре 9 класс с углубленным изучением  Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк
2600 тестов и проверочных заданий.
Л.И.Звавич, Л.Я.Шляпочник, П.И.Алтынов
 


с -16
с - 32
Тест 3

Работа в паре

Индивидуальная работа с учителем








Приложение 5


ГРАФИК   САМОУЧЕТА 
Результаты выполненной самостоятельной работы каждый должен выставлять в графике сам себе. Ведь, подойдя к нему, ученик невольно анализирует свой относительный рейтинг, что способствует формированию внутренней мотивации.

п 13: Решение систем уравнений.

ф.и.
 I  уровень   
II уровень  
III уровень    
число
сам/работа
 

Алгебра
теория
244
246
247
248(а)
Экз. сборн
250
252
257(в)
262
263
318
319
322(а)
Дополнительные главы №324(а,б)
26.11.03
базовый
с/р 15
углублен
с/р 31

Богданов
+
+
+
+
+

+
+
+
+
+
+
+

++
5

4

Корнетов
+
+
+
+
+
++++









3
3


Кронфельд
+
+
+
+


+
+
+

+
+
+
+
++
5

5

п18 Определение геометрической прогрессии
ф.и.
 I  уровень   
II уровень 
III уровень   
число
с/р

Алгебра
теория
387
388
391
394(а)
396
389
390
392
394
395
397
398
399
400
393
401
402
Доп. главы стр147
оценка
с/р




















437
460
440
448
450



Богданов
+
+
+
+
+
+



+
+
+
+
+

+







4
4

Корнетов
+
+
+
+
+
+
+
+
+














3
3

Кронфельд
+
+
+
+
+




+
+
+
+
+

+
+
+
+
+
+
+
+
5
5














../../../САЙТ/Углубленное изучение математики/planirov.htm../../../САЙТ/Углубленное изучение математики/setevou pl.htm