Активизация познавательной деятельности обучающихся в условиях сельской малокомплектной школы


Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии
в сельской малокомплектной школе.
Дубинина Б.К., учитель географии
МОУ « Киршовская основная
общеобразовательная школа»

Оглавление. Стр.
Актуальность проблемы…………………………………………………. 3
Глава I. Психолого – педагогические особенности подросткового
возраста…………………………………………………………. 5

Глава II. Особенности образовательного процесса в сельской
малокомплектной школе……………………………………….. 6

Глава III. Активизация познавательной деятельности учащихся
на уроках географии………………………………………… 8
III. I.Формы и методы организации уроков…………………….. 8
III. II. Организация проведения и результаты педагогического
эксперимента……………………………………………….. 10
Заключение………………………………………………………..
Литература…………………………………………………………
Приложения………………………………………………………..

Актуальность проблемы
Школа вынашивает в себе будущее страны, вот почему забота о школе была и будет для нашего общества одной из самых важных и неотложных. В особом внимании нуждается прежде всего сельская школа, особенно малокомплектная. В условиях малого села школа становится всем миром. Малокомплектная школа (МКШ) живет жизнью семьи и села, остро реагирует на все новое, приобщает детей к материальной и нравственной культуре, всему укладу сельской жизни. Место жительства школьника становится здесь понятием не территориальным, а социальным.
В условиях малой школы педагогу предоставляется прекрасная возможность вникнуть до мельчайших деталей в жизнь каждого ученика, рассчитать обучение на каждого школьника, включить всех детей в многообразную деятельность по интересам, увлечь их любимым делом.
Проблема активности учащихся на уроках географии, их интереса к предмету уже давно стала актуальной, так как качество знаний школьников резко ухудшилось. Опыт педагогов за последнее время показывает, что некоторые методы обучения устарели, и результат их уже не может удовлетворить требованиям современного, постоянно развивающего общества. (Слайд №3)
На сегодняшний день есть много путей активизации познавательной деятельности учащихся, но все они имеют одну и ту же конечную цель: воспитание личности образованной, нравственной, творческой, социально-активной, способной к саморазвитию.
Умелое использование специфических особенностей малой школы в практической работе – залог более высокого качества обучения и воспитания в ней. Этим и объясняется выбор данной темы. (Слайд №4)
Цель опыта – изучить особенности преподавания в малокомплектной школе, рассмотреть и разработать способы, методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии.
Задачи:
1. Рассмотреть некоторые особенности преподавания географии в МКШ.
2. Изучить психологические особенности подростков в МКШ
3. Разработать систему заданий, способствующих повышению познавательной активности.
4. Организовать, провести и проанализировать педагогический
эксперимент.
5. Показать формы активизации познавательной деятельности на примерах
личного опыта.
Гипотеза: применение различных форм и методов вызывает положительные эмоции к данной дисциплине, повышает интерес и творческую активность, а также способствует повышению качества знаний, умений и навыков.

Начав работу по данной теме, я посчитала необходимым изучить психолого- педагогические особенности учащихся подросткового периода.
(Слайд №5)
Анализируя работы психологов В.А.Крутецкого, Я.Л.Коломинского, можно сказать, что важность этого периода определяется тем, что в нем закладываются основы, и намечается общее направление в формировании моральных и социальных установок личности. В этом возрасте происходят изменения в организме ребенка. Эта перестройка сказывается на внутренних состояниях, реакциях, настроении подростка и часто является основой его общей неуравновешенности, раздражительности, взрывчатости, двигательной активности, периодической апатии, вялости.
Развитие взрослости у подростков приобретается путем подражания.
При этом учение обычно уже не занимает существенного места в жизни подростка, познавательные интересы утрачиваются, и складывается специфическая установка весело провести время с соответствующими ей жизненными ценностями.
Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики. Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребёнок хотел учиться? (Слайд№6)
Так К.К.Платонов в своей работе советует обратить внимание на уровни познавательной активности учащихся. Он выделяет 4 таких уровня, даёт психологическую характеристику учащихся и предлагает методы, приёмы работы с такими детьми.
Этот автор подводит нас к мысли, что в силах учителя помочь учащемуся перейти с нулевого на относительно активный или исполнительно активный уровень. И во многом именно от педагога зависит, дойдёт ли воспитанник до творческого уровня.
(Слайд №7)
Особый интерес для меня представляют исследования А.М. Цирюльникова, Морозовой Н.А., выделяющих «базовые компоненты» содержания деятельности СМШ:
а) отражение мира крестьянской народной культуры в ее историческом
развитии;
б) «профессионально-трудовой компонент», включающий знания о
способах сельскохозяйственной деятельности;
в) краеведческий и этнографический компоненты.
Педагогические и психологические исследования показали, что образ жизни и роль занятий накладывает отпечаток на тип мышления личности. Учащиеся сельской школы успешно выполняют разного рода практические, лабораторные работы. Они проявляют сообразительность, имея дело с конкретным материалом, но словесно описать свои действия затрудняются.
(Слайд№8)
Возникает проблема дефицита детского общения и развития монологической речи. Решение этой проблемы я нашла в работе П.Т. Фролова. Он обращает внимание на преодоление инертности мышления. Этого можно достичь, проводя межшкольные, межвозрастные уроки.
На таких уроках дети разных классов обсуждают одну проблему. Совместная работа учащихся младших и старших классов на таких уроках объединяет в общей познавательной деятельности, расширяет кругозор, дает возможность учителю осуществлять преемственность в изучении тем.
Надежным путём в решении этой проблемы, я считаю, также использование опорных сигналов и конспектов, схем и моделей, деталей и алгоритмов, путеводных ориентиров рассказа и способов решения задач. Кроме этого необходимо организовывать работу в парах. Это является основой для организации устной самостоятельной работы на уроках.
Я считаю, что работа в малых группах значительно повышает активность учащихся, создаются условия для их естественного общения.
Так, Границкая А.С. различает три вида пар: статистическую, динамичес-кую и вариационную.
По- моему мнению, статистическая пара является одним из наиболее эффективных механизмов, обеспечивающих регулярное общение учащихся друг с другом на уроке и соответственно значительное повышение речевой активности каждого обучающегося. Они получают возможность говорить на каждом уроке, отвечать, объяснять, доказывать, подсказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки и т.д. Взаимоконтроль способствует воспитанию нравственных качеств личности.
Особенности малокомплектной школы, оказывая своё влияние, как на учителя, так и на ученика, требуют перестройки структуры урока, форм и методов учебной работы, особого подхода в решении задачи связи обучения с жизнью. Нуждаются в совершенствовании методические рекомендации, особенно для учителя – совместителя. Да, у нас нет проблем с дисциплиной, в таких классах легко создать условия для продуктивной учебной деятельности. Но в таком классе, каждый ученик постоянно находится в поле зрения учителя в позиции отвечающего, что уже само по себе ведёт к возрастанию эмоциональной нагрузки. И чем меньше учеников, тем жёстче контроль. В этом проявляется опасность сверх - контроля, что ведёт к формированию стресса ожидания, чувства страха, эмоциональной перегрузки учащихся. Следствием сверх – контроля может явиться чувство безразличия к результатам учебной работы.
Одним из действенных приёмов стимулирования интереса к учению, я считаю, создание в учебном процессе ситуаций успеха. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Если ребёнок чувствует подбадривание учителя, в классе благоприятный микроклимат, у ребёнка появляется интерес к учёбе. Всё это снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности, ребёнку становится интересным сам процесс обучения, он с желанием идёт в школу.
Поэтому в своей работе для решения проблемы активизации деятельности учащихся применяю следующие методы:
1.Систематическое и целенаправленное создание на уроках проблемных ситуаций, связанных с решением географических задач. Привлечение хорошо известных изречений народной мудрости (пословиц, поговорок, загадок, сказок) для выявления и иллюстрации законов и явлений природы. Дети, обладающие хорошим абстрактным мышлением, развитой памятью, актуализирующие опорные знания первыми предлагают пути решения, дают верные ответы.
2. Активизация процесса обучения: использование методов и форм учебной деятельности, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность школьников. Например, поисково-исследовательскую деятельность на уроке, метод учебного диалога, метод проблемного изложения
При частично-поисковом методе учитель руководит шагами поиска, его планом, а ученики творчески «выполняют изолированные шаги, совокупность которых планирует учитель.
Такой частичный поиск осуществляется во время эвристической беседы: учитель задает проблемные вопросы, ученик, осмысливая обсуждаемый материал, отвечает. В диалог включаются дети. Метод учебного диалога используется во многих МКШ.
Немаловажное значение имеет метод проблемного изложения. Объяснение учителя заменяется проблемным изложением, при котором учитель ставит главную проблему, решает ее, но при этом показывает противоречивые пути решения через постановку частных проблем (вопросов) перед учащимися.
3. Использование традиционно-игровых и нетрадиционных методов и форм уроков. Соревновательные географические игры: аукцион, конкурс проектов, кроссвордов, географические викторины и праздники раскрывают творческие способности каждого ученика, развивают эрудицию. Обязательное условие - в играх принимает посильное участие каждый ученик и деятельность каждого оценивается. Эффективны в малочисленной школе такие игровые методы, приемы и формы: ролевые игры, «мозговой штурм», так называемые нестандартные уроки: урок-путешествие, урок-аукцион, урок-театр и др.
Играя, дети включаются в деятельность, стимулированную естественной потребностью в увлекательном труде-игре, а не труде-обязанности. В игре ученик не ощущает себя объектом воздействия взрослого.
4. Проведение интегрированных уроков с учителями физики, химии, биологии, истории, литературы.
5.Творческие домашние задания, способствующие формированию и развитию общеучебных умений и навыков: составление таблиц, схем, разработка тестовых заданий разного типа, разработка и создание книжек-малюток, мини-рефератов, сообщений, рефератов с последующей защитой на уроке и т.д.
6.Регулярный контроль опорных знаний не только традиционными способами, но и нетрадиционными: использование открытых и закрытых тестов, графических и цифровых диктантов, кроссвордов.
7.Применение развивающих технологий (технология критического мышления, технология деятельностного метода обучения, парацентрическая технология). Цель данных технологий: учить детей учиться, самим добывать знания.
Организация проведения и результаты педагогического эксперимента.
Для того чтобы проверить насколько эффективно применение отдельных методов (проблемно - поисковых, практических, методов самостоятельной работы, игровых, взаимоконтроля и самоконтроля) в процессе обучения мы провели педагогический эксперимент по географии. (Слайд 10)
Данный эксперимент был проведен в 8 классе, в котором обучаются 6 учащихся. Класс был подобран для данной работы как один из самых многочисленных. Для эксперимента было проведено два урока по теме «Внутренние воды России». Один из них был посвящен рекам России и проходил в традиционной форме. Здесь учащиеся были пассивными слушателями, изредка отвечая на вопросы учителя. На втором уроке речь шла об озерах. Это занятие было проведено в комбинированной форме. Здесь использовались проблемно-поисковый метод, самостоятельная работа, игровые моменты, взаимоконтроль, было дано дифференцированное домашнее задание.
В начале урока учащиеся были ознакомлены с целями, формами работы.
На втором этапе класс был поделен на статистические пары (по 2 человека).
По окончании урока учащиеся должны были осуществить взаимоконтроль.
Во время проведения педагогического эксперимента были проведены исследования. С помощью анкетирования и наблюдения получены результаты, характеризующие показатели работы учащихся такие как: активность, эмоциональность, интерес и др. (Слайд11)
До и после педагогического эксперимента учащимся была предложена анкета с тремя вопросами, на которые они отвечали да или нет. Полученные результаты представлены в следующей таблице.
№ ФИО Понравился вам урок на тему Нравятся ли вам уроки географии,проведенныеСмогли бы вы подготовить д\з после проведенных уроков
«Реки» «Озера В обычной форме С применением чего-то нового О реках Об озерах
1 Головков Витя Да Да Да Да Да Да
2 Завязкин Сергей Да Да Да Да Да Да
3 Измайлов Артем Нет Да Да Да Нет Да
4 Муханова Алла Да Да Да Да Да Да
5 Похабов Коля Нет Да Нет Да Нет Да
6 Сосковец Игорь Нет Да Нет Нет Нет Нет
Сводная таблица
Понравился вам урок по теме Нравятся ли вам уроки географии, проведенные Смогли бы вы подготовить д\з после проведенных уроков
«Реки» «Озера» В обычной форме С применением чего-то нового О реках Об озерах
Да 3 6 4 5 3 5
Нет 3 0 2 1 3 1
Для измерения времени активности мы использовали следующую методику, полагая, что в идеале время активности класса составляет 100%, т.е. 100% времени все ученики участвуют в работе. (Слайд12)
Для расчёта времени активности мы использовали формулу:
Процент времени активности = (A1 * (100%-X1%)/100% + A2 * (100%- X2%)/100% + … + An * (100%-Xn%)/100%) * K / 100%
Где: А1,А2, Аn – количество учеников в группе
X1,X2, Xn – процент времени, который группа учеников отвлекается от урока.
K – всего учеников в классе.
Обычно, на уроках географии 2 учащихся из класса около 10% времени тратят на различные разговоры, не относящиеся к теме урока. Один учащийся пассивно относится к занятиям и около 50% времени урока наблюдает за работой своих одноклассников. (Слайд13)
Процент времени активности учащихся во время обычного урока = (2*(100-10)/100 + 1*(100-50)/100 + 3*(100-0)/100) * 100 / 6 = 88,3 %.
В ходе второго урока наблюдалось значительное увеличение времени активности и только один ученик 20% времени урока наблюдал за работой своих одноклассников. (Слайд 14)
Процент времени активности учащихся во время комбинированного урока = (1* (100-20)/100 + 5) *100/6 = 96,6 %.
Результаты исследования.

В результате, усреднив данные по четырём показателям, получим значения активности учеников до и после проведения педагогического эксперимента
Активность до эксперимента = (67+50+67+88)/4 = 68%
Активность после эксперимента = (83+100+83+97)/4 = 97%
Активность класса.
01968500
Вывод:
Эффективное применение отдельных методов (проблемно-поискового, игрового, метода самостоятельной работы) вызывает положительные эмоции к данной дисциплине, повышает интерес и творческую активность, а также способствует повышению качества знаний, умений и навыков.
Заключение.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1) при работе необходимо учитывать специфические факторы социокультурной и образовательной среды на селе, которые обуславливают особенности функционирования малокомплектных школ;
2) только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к географии;
3) в обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых;
4) использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу географии;
5) педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.
Литература:
1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.,1985.
2.Выготский Л.С. Собрание сочинений.:В.6- М.,1983.
3. Возрастная и педагогическая психология.- М.: Академия, 1999.
4. Верзина А.К. Географические игры в школе.- М.: Просвещение, 1999
5. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- М.,2001.
6. Кулюткин Ю.Н., Фролов П.Т. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения. // «Вопросы психологии»., 1985,№5,с.41-44.
7. Коринская В.А. Самостоятельная работа учащихся по географии материков.-М.: Просвещение,1983.
8. Крылова О.В.Интересный урок географии.- М.: Просвещение,2002.
9.Крутецкий В.А., Коломинский Я.Л. Психологическая структура познавательной активности. // Вопросы психологии, 1986,№4,с.5-16.
10. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие.- М.: 2001.
11. Платонов К.К. Место активности в общей структуре личности и ее особенности.- Курск, 1968.
12. Подласый И.П. Педагогика.- М.:2002.
13. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии.- М.,1986.
14. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности подростков.- М.; 1988.
15. Цирюльникова А.М., Морозова Н.А. Особенности сельской малокомплектной школы.- М.:Просвещение,1987.
16. Шкарбан Н.В. Преподавание географии в малокомплектной сельской школе.- М.;Просвещение, 1991.
17. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в