Проектно — исследовательская деятельность учащихся основа формирования ключевых компетенций в условиях введения ФГОС нового поколения»

Проектно - исследовательская деятельность учащихся основа формирования ключевых компетенций в условиях введения ФГОС нового поколения»
Бабич Зинаида Владимировна
учитель химии, биологии.
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.
Идейные ресурсы современного образования заложены в ФГОС, проекте «Наша новая школа» и новой редакции Закона об образовании. В этих документах говорится о компетентностном подходе в обучении.
Компете́нция— способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта
Компете́нтность - cовокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности.
Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания,
ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетенции.
Проектная деятельность относится к методам формирования ключевых компетенций
Проект формирования ключевых компетенций у учащихся с помощью проектной деятельности будет протекать успешно при соблюдении следующих условий учителя:
- профессиональной готовности учителей к осуществлению данной задачи,
- формирование мотивации на проектную деятельность у учащихся и учителей,
- мониторинг формирования ключевых компетентностей.
В рамках школы проектирование следует рассматривать как один из основных видов познавательной деятельности школьников.
Условия при которых учащиеся: самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников; пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения; развивают системное мышление.
В большинстве случаев проектная деятельность учащихся не вполне самостоятельна. Около 50% школьников не умеют самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезу, планировать деятельность, формулировать цель, осуществлять поиск и анализ необходимой информации, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования, осуществлять рефлексию, грамотно выстраивать доклад. И таким образом, становится ясной основополагающая роль учителя.
Часто именно учитель в одном лице представляет собой заказчика проектного продукта и руководителя работы по его созданию, вдохновителя будущих свершений и помощника в трудных ситуациях, благодарного зрителя-слушателя и осторожного критика.
Кроме того, учитель должен в ходе работы над проектом еще и решать задачи обучения и воспитания.
Работа над проектом позволяет выстроить особые отношения с учителем – отношения сотрудничества и равноправия. Проектная деятельность дает ученику возможность реализовать свой познавательный мотив, обучение превращается в процесс осознанного активного поиска, присвоения и применения новых знаний. Это и есть те приобретенные знания, умения и навыки, ради которых организуется проектная деятельность.
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы, но только как способов достижения результата.
Проект характеризуется наличием: исходной проблемы; заранее определенной цели; плана предстоящей работы.
По завершении работы над проектом должно быть сделано следующее: решена исходная проблема (предложен способ ее решения);создан проектный продукт (как одно из средств решения проблемы проекта);представлен письменный отчет о ходе работы; проведена публичная защита проекта.
Для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования. В школьном географическом и биологическом образовании ведутся следующие проекты:
1. Практико-ориентированный. Цель – решение практических задач, поставленных заказчиком. Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т.п.
2. Исследовательский. Цель – доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Проект выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов. Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным способом.
3. Информационный. Цель – сбор информации о каком-либо объекте или явлении. Проектным продуктом могут стать оформленные статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу и т.п. Результаты информационных проектов могут быть использованы в качестве дидактического материала к урокам, опубликованы в школьной газете или выложены в Интернете.
4. Творческий. Цель – привлечение интереса публики к конкретной проблеме. Данный проект характеризуется свободным, творческим подходом к трактовке проблемы, ходу работы и презентации результатов, которыми могут стать литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
5. Игровой или ролевой. Цель – предоставление публике возможности участия в решении конкретной проблемы. Проектным продуктом, как правило, является мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и т.п.). При этом автор проекта выступает в какой-либо роли (организатор действия, ведущий, режиссер-постановщик, судья, литературный персонаж).
Тип проекта зависит от его цели и, в свою очередь, определяет ведущий тип деятельности, которую будет осуществлять учащийся в ходе работы. Иными словами, подбирая определенный тип проекта, учитель управляет активной деятельностью учащегося, формируя у него необходимые знания и умения.
Каждый из этих проектов имеет в структуре этапы:
Постановка проблемы, целеполагание, планирование, реализация, создание проектного продукта, отчет о проделанной работе, презентация проекта.
Программа курса географии и биологии предполагает обязательное использование метода проектов.
В своей практике метод проектов мы используем как в урочное, так и во внеурочное время, так как подготовка каждого проекта требует достаточно длительной подготовительной работы, так и в учебной деятельности, на стадии закрепления.
С 2005 г. мои ученики ведут проектную деятельность. За эти годы собрался большой банк проектных работ. В основном это работы по биологии, географии, экологии и культуре родного края, района, хутора.
Часто в школе учащиеся применяют практико-ориентированные проекты:
Памятки «Берегите природу!» ,Путеводитель по храмам Республики Адыгеи,
Путеводитель по экологическим тропам своей местности, изучение биоценоза растений на территории школы и хутора, изучение экологического состояния школы и пришкольного участка.
Исследовательские проекты, которые выполнены учащимися:
«Страницы истории Республики Адыгея», «Славен человек делами своими»,
«Экологические проблемы Шовгеновского района, х.Чернышёва», «Состояние окружающей среды в районе проживания»
«Экологические проблемы Шовгеновского района», «Исследование водопроводной воды х.Чернышёва», «Продукты и их влияние на здоровье человека», «Влияние пищевых добавок на организм человека»,
«Сортоиспытание кабачков «Ардендо» в климатических условиях РА», «Влияние природы воды на прорастание семян», «Влияние закаливания и обработки семян томатов на устойчивость грибковым и вирусным заболеваниям», «Химия в пищевой промышленности»
Были выполнены игровые, ролевые, творческие и информационные проекты:
«Игра – путешествие «Краеведческая копилка», «Экологический суд», «Тропа загадок» , проект «Свою школу строим сами!» , «Наш родник», «Комплексное изучение территории своей местности», «Олимпийское движение» , проект «Кроссворды» , Метеонаблюдения за состоянием погоды в Адыгее с 2008 года, проект «Реки Адыгеи», проект «Растительные сообщества РА», проект «Любовь к родному краю-безгранична»
Проектная деятельность способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований.
Ключевые компетенции формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
Таким образом, чтобы понимать, чему учить детей через проектный метод, учитель должен хорошо разбираться в этом сам, т.е. обладать навыками проектной работы.
Список литературы
1. Лебедева, Л. И. Метод проектов в продуктивном обучении / Л. И. Лебедева, Е. В. Иванова // Школьные технологии. – 2002. - № 5. –С. 116-120
2. Пилюгина, С. А. Метод проектной деятельности и его развивающие возможности / С. А. Пилюгина // Школьные технологии. – 2002.-№ 2.- С. 196 – 199.
3. Е. А. Гилева. Метод проектов – эффективный способ повышения качества образования / Е. А. Гилева // Директор школы. Журнал для руководителей учебных заведений и органов образования. – 1995. - № 6. – С. 39-47.
4. Методическое пособие для участников проектной деятельности // Перемены. Педагогический журнал. – 2002. - № 4. – С. 86-104.
5.Русских, Г. А. Технология проектного обучения / Г. А. Русских // Биология в школе // Научно-методический журнал. – 2003.- №3. – С.21-31.