Статья по теме: Формирование гражданско-патриотического воспитания на уроках истории через работу с историческими источниками.


Формирование гражданско - патриотических ценностей на уроках истории через работу с историческим источником.Под системой патриотического воспитания понимается совокупность органов государственной власти и общественных организаций, а также их деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Российской Федерации. Главной задачей патриотического воспитания является формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины. Систему патриотического воспитания формируют государство и общественные организации. Ее задача – дать молодежи понятие о патриотическом сознании, о величии Родины, воспитать гражданина России. Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России.
В связи с этим определены задачи патриотического воспитания в концепции стандартов второго поколения:
Социализация школьников, формирование гражданской культуры, приобщение к ценностям демократического, правового государства, формирования гражданского общества;
Воспитание патриотизма и гражданственности на примере сопричастности к судьбе своей Родины;
Восстановления образа человека нравственного как личности цельной, самобытной, свободной, гуманной, ориентированной на сохранение ценностей русской национальной истории и культуры.
С идеей общности судьбы учащиеся знакомятся на первых уроках отечественной истории: « Восточные славяне в древности».
Можно без каких-либо комментариев привести здесь выдержку из «Истории Государства Российского» Карамзина: «Презирая непогоды, свойственные климату северному, они сносили голод и всякую нужду; питались самою грубою, сырою пищею; удивляли Греков своею быстротою; с чрезвычайною лёгкостию всходили на крутизны, спускались в расселины; смело бросались в опасные болота и в глубокие реки. Думая без сомнения, что главная красота мужа есть крепость в теле, сила в руках и лёгкость в движениях, Славяне мало пеклися о своей наружности: в грязи, в пыли без всякой опрятности в одежде, являлись во многочисленном собрании людей. Греки, осуждая сию нечистоту, хвалят их стройность, высокий рост и мужественную приятность лица. Загорая от жарких лучей солнца, они казались смуглыми, и все без исключения были русые, подобно другим коренным европейцам». На основе данного отрывка в описаниях современников мы видим славян здоровыми, крепкими, красивыми людьми.
Греческие летописи не упоминают ни об одном главном или общем Полководце Славян: они имели вождей только частных; сражались не стеною, не рядами сомкнутыми, но толпами рассеянными, и всегда пешие, следуя не общему велению, не единой мысли начальника, а внушению совей особенной, личной смелости и мужества; не зная благоразумной осторожности, которая предвидит опасность и бережёт людей, но бросаясь прямо в середину врагов. Не эти ли строки вызывают чувство уважения и гордости за своих предков.
Патриотическое воспитание на уроках истории одна из приоритетных направлений в работе учителей. Патриотическое воспитание молодежи сегодня требует целенаправленных усилий не только в закреплении традиционного, оправдавшего себя временем такого направления, как изучение истории в процессе учебно-познавательной деятельности, но и поиска новых источников и факторов, стимулирующих этот процесс.