Статья «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
муниципального образования город Ноябрьск
Статья
«Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС»
Коломиец Светлана Александровна
заместитель директора по УВР
Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС
Современный этап развития общества и образования характеризуется такой высокой динамичностью, что инновации становятся непременным атрибутом нашей жизни, в том числе профессиональной.
Обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития - основная задача методической службы нашей школы.
Миссия методической работы школы в условиях перехода на новые образовательные стандарты - создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «знаниевой» модели образования в школе к «деятельностной» – успешная работа педагогического коллектива в режиме развития; создание атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива.
В школе создана модель методического сопровождения перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты, включающая в себя: нормативное сопровождение; инструментальное сопровождение; технологическое, информационное, научно-методическое сопровождение этих процессов.

Деятельностные, проектировочные, коммуникативные, рефлексивные компетенции учителя развиваются в системе внутришкольного повышения квалификации руководящих и педагогических работников через их участие в деятельностных формах. Выстроена пошаговая система тематических педагогических советов, научно-практических и научно-методических семинаров. (Приложение 1)
Целенаправленная работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения осуществляется в творческой группе «ФГОС ООО». Организация практической направленности совершенствования процесса обучения осуществляется на мастер-классах «Способы организации универсальных учебных действий», «Технология личностно-деятельностного урока», «1 ученик - 1 компьютер». Данный вид работы создает условия для качественного скачка в развитии профессионального роста педагогов и их компетенции.
Информатизация образовательного процесса сделала необходимым условием компьютерную грамотность педагогических работников школы, 100% учителей овладели навыками работы на компьютере, прошли курсы повышения квалификации по ИКТ технологии 57 педагогов (66,3%). Для обеспечения материально- технических условий реализации федеральных стандартов второго поколения установлено в учебных кабинетах 18 интерактивных досок. Учащиеся 2-х и 3-х классов, 6б класса обеспечены нетбуками на 100%. Установлено 6 автоматизированных рабочих мест в кабинетах географии, иностранных языков, математики, русского языка, истории, начальных классов. 3 учебно-многофункциональных комплекса, включающих автоматизированное рабочее место учителя + комплект нетбуков для обучающихся, установлены в специальных кабинетах химии, физики, биологии. Для бесперебойного функционирования локальной сети и сети интернет установлено новое серверное оборудование, обеспечены условия для беспроводного доступа к сети Интернет с точками доступа к wi-fi.
Внутри школы проведен цикл мастер-классов и практических занятий педагогами школы на темы «Введение в модель «1 ученик – 1 компьютер»: Теория и практика»; «Использование программного обеспечения нетбуков в практике»; «Работа с интерактивной доской в образовательном процессе»; «Автоматизированное рабочее место в образовательной деятельности учителя». Проведены единые открытые занятия (уроки, занятия по внеурочной деятельности) с использованием образовательной среды «1 ученик – 1 компьютер».
Для повышения эффективности реализации внутришкольного плана повышения квалификации по вопросам введения ФГОС учитываются внешние ресурсы: очные курсы с отрывом от работы; очно - заочные курсы; дистанционное повышение квалификации.
Следует отметить, что курсами по введению и реализации ФГОС обеспечены 100% педагогов школы.
Профессиональное мастерство и педагогическая культура учителя совершенствуется через активное участие в видеоконференциях, вебинарах, семинарах, стажировочных площадках: Всероссийского уровня (13); Регионального уровня (3); Муниципального уровня (6).
На сегодняшний день в системе оценивания профессиональной деятельности педагога важнейшее место занимает аттестация. В ходе аттестационных процедур идет учёт требований ФГОС к кадровым условиям реализации образовательных программ, определение дифференциации уровня оплаты труда и т.д. В нашей школе аттестация носит прогностический характер, оцениваются не просто показатели прошлого этапа деятельности учителя, а изменение уровня профессиональной компетентности, результативности, а главное — умение проектировать педагогическую деятельность на последующий период. В ходе аттестации на первую и высшую категорию учитель анализирует свою деятельность, выявляет проблемы, противоречия, а главное, пути их разрешения.
Одним из показателей, характеризующих эффективность реализуемой модели внутришкольного повышения квалификации, является увеличение количества педагогов, получивших первую и высшую квалификационные  категории по результатам аттестации  педагогических  и руководящих кадров. В 2010 году  первую и высшую квалификационную категории имели 41 педагог, в 2013 году – 45 педагогов. Количество педагогов, имеющих высшую и первую квалификационные категории, увеличилось за три года на 4,6%. Негативную тенденцию несет ухудшение качества педагогического корпуса – крайне медленное обновление педагогических кадров.
Без инноваций в наше время невозможно быть успешными и поддерживать должный уровень педагогического мастерства. Зная основные нормативные документы ФГОС, методические принципы и структуру современного урока, для достижения новых образовательных результатов необходимо, чтобы учитель четко представлял, какие образовательные технологии следует использовать в учебном процессе. 
Без сомнения, приоритет педагоги отдают продуктивным, творческим, исследовательским, проектным, информационным технологиям. Востребованы: технология развития критического мышления, технология проектного обучения, технология проблемного обучения. К наиболее актуальным педагогическим технологиям, которыми учителя овладели в процессе подготовки к введению ФГОС, следует отнести технологию системно-деятельностного подхода, технологию формирования универсальных учебных действий, технологию оценки достижения, технологию планирования образовательных результатов, поэтому доля учителей, эффективно использующих эти перспективные педагогические технологии, составляет большинство.
Разработаны локальные акты «Положение о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов обязательной части учебного плана», «Положение о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса».
Проведен обучающий практический семинар для руководителей методических объединений по овладению технологией разработки рабочих программ с учетом ФГОС. Наибольшие затруднения педагоги испытывают в выделении и формулировании элементов новизны, формировании уровневого подхода контроля материала. Имеет место применение устаревших технологий, форм и методов проведения занятий, что выявляет проблему недостаточности методической грамотности.
Система оценки достижений планируемых результатов освоения ООП представляет один из ведущих инструментов реализации требований Стандарта к образовательным результатам. Внешняя (независимая) оценка уровня и качества освоения образовательной программы осуществляется по предметам и по комплексной работе. Учителями начальных классов даны методические рекомендации для учителей, работающих в 5-х, 6 б классах, по составлению комплексных проверочных работ на межпредметной основе.
В педагогическом коллективе поддерживается и поощряется индивидуальный творческий профессиональный поиск. Одним из результатов является включенность педагогов в разработку конкретных методических продуктов – проектов, рекомендаций, сборников и презентаций опыта. Педагоги школы заинтересованы в вопросах эффективной диссеминации инновационного опыта работы. За два года педагогами опубликовано 15 методических материалов по вопросам введения и реализации ФГОС на 11 сайтах и профессиональных сообществах.
Новым видом методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС является технологическая карта урока. В школе разработана технологическая карта урока. (Приложение 2). Использование данной технологической карты имеет ряд преимуществ: использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы; освобождается время для творчества учителя; обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса; снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);обеспечивается повышение качества образования. (технологическая карта урока русского языка в 3 классе опубликована в сборнике научно-практических и методических материалов учителей образовательных учреждений г.Ноябрьска «Инновации в преподавании русского языка и литературы в начальной и основной школе: опыт и решения» под общей редакцией кандидата философских наук Н.Н.Гудковой, выпущенном издательством «ОмГТУ» г.Омск).
Методическая работа, без сомнения, представляет собой систематический и последовательный процесс, который позволяет связать содержание и характер методической работы учителя с результатами его деятельности. А любая деятельность дает результат, если она системна и четко сориентирована.
Приложение 1
План мероприятий в рамках внутришкольного повышения квалификации по вопросам введения ФГОС ООО
№ Мероприятия Сроки
1. Педагогический совет «Формирование универсальных учебных действий - важнейшая задача современной системы образования» январь 2012
2. Педагогический совет «ФГОС: опыт, проблемы, решения» февраль 2012
3. Научно-практический семинар «Системно-деятельностный подход в практике современной школы как основная технология ФГОС» февраль 2012
4. Педагогический совет «Выбор методов, форм и средств обучения при переходе к компетентностному подходу: от теории к практике» март 2012
5. Обучающий семинар для руководителей методических объединений по овладению технологией разработки рабочих программ май 2012
6. Научно-методический семинар «Развитие личности учащихся в условиях внедрения ФГОС ООО» октябрь 2012
7. Педагогический совет «Учитель – ученик – совместность, сотрудничество, сотворчество – залог реализации принципов деятельностного подхода» ноябрь 2012
8. Научно-методический семинар «Стратегическое планирование процесса духовно-нравственного воспитания в школе» декабрь 2012
9. Научно-практический семинар «Ситуация успеха как одно из направлений социализации учащихся» февраль 2013
10. Педагогический совет «Качество воспитания и его оценка в свете нового государственного стандарта» март 2013
11. Педагогический совет «Новое качество образования: запросы, оценки, пути достижения» Ноябрь 2013
12. Научно-практический семинар «Современные образовательные технологии в условиях ФГОС» октябрь 2013
13. Научно-практический семинар «Партнерские отношения с родителями, как важный фактор создания положительной среды обучения и воспитания учащихся в рамках освоения ФГОС» январь 2014
Педагогический совет «ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса» март 2014
14. Научно-практический семинар «Как и что оценивать в условиях реализации ФГОС» апрель 2014
15. Научно-методический семинар «Проектно-исследовательская деятельность как методический инструмент реализации ФГОС» октябрь 2014
16. Научно-практический семинар «Особенности проектирования современного урока в условиях введения ФГОС» январь 2015
17. Педагогический совет «Итоги опережающего введения ФГОС ООО» март 2015
18. Научно-методический семинар «Рабочая программа учителя как инструмент проектирования целей, содержания и основных результатов обучения в условиях ФГОС» октябрь 2015
19. Педагогический совет «Современная школьная инфраструктура в рамках реализации требований ФГОС» декабрь 2015
20. Научно-методический семинар «ИКТ-компетентность обучающихся как основа метапредметных умений и навыков» февраль 2016
21. Научно-практический семинар «Практико-ориентированная и деятельностная основа организации  внеурочных занятий в условиях введения ФГОС ООО» апрель 2016
22. Научно-практический семинар «Работа с текстом как необходимая деятельность, направленная на формирование УУД» октябрь 2016
23. Научно-методический семинар «Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся» январь 2017
24. Педагогический совет «ФГОС: механизмы освоения» март 2017
Приложение 2
Технологическая карта урока русского языка
Табл. № 1
Авторы, разработчики: Предмет Класс Тип урока Технология построения урока Тема Цель Основные термины, понятия Табл. № 2 Планируемый результат
Предметные умения (объем освоения и уровень владения компетенциями):
научатся: 
получат возможность научиться:  Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Табл. № 3 Организация пространства
Формы работы
Ресурсы (пример: учебники, пособия, литература, источники Интернет и ТСО и т.п.)

Табл. № 4 Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока Дидактические задачи
Табл. № 5 Технология изучения
Этапы урока Формируемые умения Деятельность учителя Деятельность обучающихся