Методический материал на тему Использование современных компьютерных технологий в обучении английскому языку в условиях сельской школы


Обобщение педагогического опыта.
«Использование информационно-компьютерных технологий на уроках английского языка в условиях сельской школы»
Черепанова Л.В., учитель английского языка.
Изучение иностранных языков в современной российской школе всё увереннее занимает лидирующее положение среди других образовательных дисциплин. Важность данного предмета в школьном курсе не вызывает никакого сомнения.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
Задача учителя состоит в том, чтобы выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество.
Вместе с тем, в преподавании данного предмета были и есть определённые особенности.
В частности:
-отсутствие ситуации реального общения;
- оснащенность обучающими средствами (лингафонными кабинетами, справочной литературой) в достаточном количестве;
- необходимость постоянных тренировок в усвоении полученных языковых знаний, многое другое.
Особенно непросто осуществлять всё это в условиях сельской школы, оснащение которой далеко от городских школ.
Здесь на помощь приходят современные информационно-компьютерные технологии, ставшие сейчас привычными среди всех слоёв населения, тем более среди учащихся.
Информационно-коммуникационные технологии открывают перед учителем иностранных языков поистине необозримые возможности и предлагают простые и удобные решения широкого круга задач, расширяют выбор материалов и форм учебной работы, делают уроки яркими и увлекательными, эмоционально и информационно насыщенными.
Практическое использование информационно-компьютерных технологий повышает познавательную активность учеников, результатом которой является:
- приобретение новых знаний;
-повышение мотивации к изучению иностранных языков;
- развитие познавательной самостоятельности учащихся;
- формирование умений самостоятельно пополнять знания;
-осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации;
-расширение сферы общения;
-практическое применение полученных знаний.
Вот лишь несколько основных функций компьютера на уроке: - источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);- наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); - индивидуальное информационное пространство; - тренажер; - средство диагностики и контроля.
Существует большое количество образовательных электронных ресурсов:
информационно-справочные материалы (энциклопедии, справочники, словари);
электронные книги для чтения;
фильмы на DVD;
библиотеки электронных наглядных пособий и базы данных;
электронные учебники;
сетевые курсы;
комбинированные электронные средства обучения;
учебно-методические программные средства для сопровождения уроков, созданные учителем для конкретного урока.
Современные педагогические технологии такие, как:
- обучение в сотрудничестве;
-проектная методика;
- использование новых информационных технологий, Интернет – ресурсов, помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей.
Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность электронных учебников вызвали огромный интерес у учащихся. Существующие сегодня CD-ROM-диски позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видеоизображения.
Обучение с помощью компьютера не только дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика, но и
реализует групповую и парную работу под руководством преподавателя.
Применение электронных учебников для обучения иностранному языку.
Электронный учебник — это синтез учебной книги, видеоклипа, изобразительного искусства, актерского мастерства, режиссуры, педагогического и методического опыта, преобразованный в конечный продукт — виртуальную обучающую среду. Учитель может использовать фрагмент программы на уроке при введении нового лексического или грамматического материала, отработке произношения, при формировании навыков диалогической речи, чтения и письма, а так же, при тестировании.
Рассмотрим основные лингводидактические задачи, которые можно решать с помощью компьютера, то есть лингвометодические возможности применения компьютерных средств обучения при овладении аспектами языка, формировании навыков и умений в различных видах речевой деятельности.
1. Формирование лексических навыков.
При введении и отработке тематической лексики можно использовать компьютерные программы “Triple play plus in English”, “English Platinum”, “English for beginners” и другие. Этапы работы с обучающими программами следующие: демонстрация, закрепление, контроль.
2. Формирование произносительных навыков.
Многие обучающие программы предусматривают режим работы с микрофоном («Английский для каждого (Speak English)», «English 20 Interactive», «Professor Higgins»). После прослушивания слова или фразы, учащийся повторяет за диктором, и на экране появляется графическое изображение звука диктора и учащегося, при сравнении их видны все неточности. Учащийся стремится добиться графического изображения произнесённого звука максимально приближённого к образцу. Такие упражнения полезны как на начальном этапе обучения английскому языку, так и на последующих этапах.
3. Обучение диалогической речи.
Приведем пример работы с диалогами компьютерной программы («Английский для каждого (Speak English)». Учебный диалог - миниатюрная ролевая игра, в которой учащиеся выполняют определенное задание, где требуется задавать вопросы или отвечать на них. Программа, используя элементы искусственного интеллекта, способна воспринять множество вариантов реплик, если они соответствуют ролевому заданию и написаны без ошибок.
4. Обучение письму.
Этот вид работы решает сразу две задачи: правильное написание английских слов и освоение клавиатуры. Компьютерная обучающая программа "Bridge to English" помогает решить эти задачи. Почти каждое задание предусматривает печать на клавиатуре английских слов и предложений.
5. Формирование грамматических навыков.
Все электронные учебники предусматривают отработку определённых грамматических структур. В разделе «Грамматика» программы «Professor Higgins» имеется два подраздела: теоретический и практический. Проверяя знания учащегося, программа отмечает его успехи, при необходимости подсказывает.
6. Контроль сформированности навыков.
Кроме обучающих электронных учебников существуют компьютерные программы, созданные специально для подготовки к экзаменам. Возможно использование Интернет-ресурсов.
Использование Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку.
Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Остановимся на методическом аспекте применения ресурсов и услуг Интернета в учебном процессе.
Интернет создает уникальную возможность для учащихся пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, т. е. он создает естественную языковую среду. Но как этим воспользоваться?
Основная цель обучения иностранному языку — формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативная компетенция в современном ее понимании предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию.
Возможности Интернет:
учитель может до урока подобрать те или иные аутентичные материалы для чтения по изучаемой теме устной речи;
можно записать и звуковую информацию (речь политических или государственных деятелей, интересные выступления на разные темы носителей языка по самым разным вопросам), сократив ее до нужных пределов;
провести в группах сотрудничества обсуждение, дискуссию по той или иной проблемной информации, полученной из ресурсов сети Интернет, а затем организовать общую дискуссию всего класса;
использовать фрагментарно художественные произведения авторов страны изучаемого языка, полученные в виртуальных библиотеках;
использовать материалы электронных грамматических справочников, предлагаемых в них упражнений, а также лексических справочников, словарей, справочников страноведческого характера, материалов дистанционных курсов, имеющихся в открытом доступе для включения их в урок.
1. Компьютерные обучающие программы. В настоящее время существует большой спектр программ на английском языке, которые можно использовать для обучения письму, произношению, говорению, аудированию, грамматике, а также для осуществления контроля.
На своих уроках я использую программы: Professor Higgins, «Английский для каждого (Speak English)», «English 20 Interactive».
2. Компьютерных презентации. - для объяснения нового материала (приложение 1); - работы с грамматикой (приложение 4 ); - контроля знаний и умений учащихся (приложение 3); - на уроках страноведения (приложение 2)
3. Презентации-проекты учащихся. В конце изучения какой-либо темы учащимся предлагается сделать проект-презентацию, в которой они покажут степень владения материалом, проявят свои творческие способности (приложение 2).
Выполняя это задание, они используют все имеющиеся у них знания по предыдущим темам, знания по информатике (Работа с программой Power Point, сканирование фотографий), а затем публично защищают свои работы.
Таким образом, использование разнообразных форм и методов работы с современными информационными технологиями на уроках английского языка в сельской школе разнообразит и существенно улучшает качество знаний учащихся, делает работу учителя интересной, творческой.
Ссылки на интернет ресурсы (приложение 5).
Приложение 5