Статья «Организация внеклассной работы по мордовскому языку и культуре в сельской школе в условиях введения ФГОС»


Статья по теме «Организация внеклассной работы по мордовскому языку и культуре в сельской школе в условиях введения ФГОС»
Воспитательный компонент предусматривает создание у обучающихся положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на данном языке, уважительного отношения к национальным традициям и обычаям. Соприкосновение с культурными традициями разных народов формирует у учащихся представление о многообразии мира и воспитывает при этом такие личностные качества, как открытость и толерантность.
Работая с детьми, я заметила, что у них мал интерес ко всему национальному, как-то с нежеланием относятся и родители, и дети к своему национальному достоянию. Возможно это оттого, что они мало знают свою культуру, свою литературу, фольклор, обычаи, обряды; мало и доступной литературы на эту тему. И вот поэтому я решила увлечь детей проектной деятельностью. У нас накопилось много проектов и сегодня я познакомлю вас с некоторыми из них. Но для начала мне бы хотелось сказать несколько слов о методе проектов.
В соответствии с новыми стандартами учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребёнку учиться. На слайде показаны общие характеристики учебно-исследовательской и проектной деятельности:* практически значимые цели и задачи * структура, которая включает общие компоненты:
анализ актуальности проводимого исследования;
целеполагание; формулировка задач, которые следует решить;
выбор средств и методов, адекватно поставленным целям;
планирование; определение последовательности и сроков работ;
проведение проектных работ или исследования;
оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов.
Давайте рассмотрим специфические черты т.е. различия проектной и учебно-исследовательской деятельности. Проект направлен на получение запланированного результата – продукта, обладающими определенными свойствами и необходимого для конкретного использования.В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат.Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными с его замыслами.Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.Цели проектного обучения:Развивать у школьников исследовательские умения. Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умения искать пути решения поставленной задачи. Развивать у обучающихся умение творчески подходить к способу подачи материала. Развивать у обучающихся «командный дух» и «чувство локтя»; коммуникабельность и умение сотрудничать. Способствовать повышению личной уверенности, ответственности каждого участника проектного обучения. На следующем слайде я хочу вам представить виды проектов, которые использую в своей работе.
Напомню вам особенности исследовательского проекта и проекта практико-ориентированного.
  Особенности исследовательского проектаАргументация актуальности темы определение проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования выдвижение гипотезы исследования обозначение методов исследования проведение эксперимента обсуждение и оформление результатов формулирование выводов обозначение проблем на дальнейшую перспективу исследования.Особенности практико-ориентированного проектаОриентация на результат – продукт, удовлетворяющий конкретную потребность. Организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий. Презентация результатов и способов внедрения в практику. Внешняя оценка проекта.Особенности игрового проекта:проблемы, цели проекта; ведущий вид деятельности – ролевая игра; участники выполняют определённые роли (литературные персонажи, выдуманные герои), обусловленные содержанием проекта; результат остаётся открытым до самого окончания; соотнесение полученных результатов с поставленной целью; рефлексия. Результат проектной деятельности. На кружке в 1 классе «Знакомство с мордовским национальным искусством и орнаментом» мы работали над проектом «Орнамент. Украшаем варежку». Работу над проектом начали со знакомства национального орнамента, узнали национальные мордовские узоры и названия мордовского орнамента: "змеиная головка", "куриные лапки", "козьи копыта", "крылышки", "еловые ветки", "солнечные узелки", "звёздочки". 2 шаг в нашем проекте - это совместная деятельность с родителями ( изготовление варежки и украшение орнаментом).
Следующий проект «Национальный костюм» Шаг 1. Социальный опрос, было изучено общественное мнение о значимости проекта «Национальный костюм».
Опрос произошел среди учителей начальных классов
Опросили учащихся начальной школы
Шаг 2. Сбор и анализ разноплановой информации по избранной проблеме
Работали в музее, ребята посещали библиотеку
Шаг 3. Беседовали с жителями села
Шаг 4. Ребята самостоятельно составляли эскиз по оформлению костюма.
Шаг 5. Создание мультимедийной презентации.
Шаг 6. В технологическую часть проекта мы подключили родителей
Шаг 7. И результат - работа учащихся.
Работа над проектом начиналась с рассмотрения и знакомства с национальным костюмом. Детям очень понравились народные костюмы, и появилась идея самим изготовить мордовский наряд. Родители включились в деятельность и были созданы замечательные куклы в национальных костюмах. Презентация проекта проходила во время месячника родного языка, сопровождалась народными песнями и другими произведениями фольклора. На демонстрации проекта присутствовали родители.
Ещё был создан проект книжка-малышка в форме рукавички и другие. Покажем результаты внеурочной деятельности.
В течении всего года ведётся подготовка к региональному этнографическому фестивалю. Мы являемся призёрами этого фестиваля, привозим грамоты и дипломы во многих номинациях. К этому фестивалю готовятся проекты «Легенды и обряды мордовского народа», «Народные игры» (находим, разучиваем и разыгрываем), «Секреты народной медицины», «Ремёсла родного края» и др. Лучшие находки используются при подготовке к фестивалю.
В этом году мы с ребятами занялись исследовательским проектом «Сказочное полотно». Идея проекта принадлежала детям после прочтения сказки «Дикие лебеди». Им захотелось узнать используют ли крапиву для изготовления ткани? Проект длился 3 месяца, за это время мы нашли информацию у жителей нашего села и села Еделево об использовании крапивной ткани. Этот проект мы вам сегодня покажем. В зональном конкурсе «Малая академия» это проект занял 1 место.
Результаты мы оформляем в виде творческих работ, готовим презентации и портфолио проектов.
Какие выводы я могу сделать по использованию проектов в изучении родного языка.
* проект многогранен,
*проект эффективен (идёт запоминание изученного материала)
*проект перспективен (материал проектов используется в дальнейшей работе)
*проект неисчерпаем (из одного проекта вытекает следующий).
Есть плюсы в работе над проектами (слайд 38). Наряду с положительными моментами этой технологии есть и недостатки.
Минусы:
- не укладывается в рамки одного занятия, желательно 2-3 занятия, а иногда и месяц.
- трудно справедливо оценить роль и работу каждого участника группы (в группе сложнее увидеть работоспособность детей).