Вводное занятие «Приглашаем в Королевство принцессы Иголочки»


Шелудько Людмила Николаевна
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей Ипатовского района Ставропольского края
Образовательная программа дополнительного образования детей «Мягкая игрушка»
Тема занятия: Вводное занятие
Возраст детей: 7-8 лет (1-2 классы), первый год обучения.
Цель занятия: пробудить интерес детей к шитью.
Задачи:
познакомить детей с техникой безопасности на занятиях по рукоделию, увлечь детей своим ремеслом;
развивать чувство прекрасного;
воспитывать дружелюбие, уважительное отношение к старшим и друг к другу.
Форма занятия: занятие – путешествие.
Оборудование:
работы обучающихся старших групп и педагога;
рассказ принцессы Иголочки;
принцесса Иголочка;
волшебный клубочек для поисков принцессы Иголочки;
материалы и инструменты.
План проведения занятия
Организационный этап:
приветствие;
обозначение темы, постановка цели, задач.
Подготовительный этап:
чтение рассказа принцессы Иголочки;
вывод из прочитанного;
встреча с принцессой Иголочкой.
Основной этап:
знакомство с правилами безопасности для воспитанников в учебных кабинетах;
знакомство с материалами и инструментами;
задачи и план работы объединения на учебный год.
Контрольный этап:
закрепление полученных знаний.
Итоговый этап:
вручение пригласительных билетов;
вручение «Золотых наперстков» старшим детям;
прощание с принцессой Иголочкой;
подведение итогов занятия.
Информационный этап:
задание на дом;
тема следующего занятия.
Ход занятия
Организационный этап
приветствие;
обозначение темы, постановка цели, задач.
Подготовительный этап
Педагог: Чтобы вы не волновались, успокоились, я сейчас прочитаю небольшой рассказ из серии «Рассказы принцессы Иголочки». (Чтение педагогом рассказа из журнала «Лола» см. приложение №1. Выводы из прочитанного). Педагог: Что важного и интересного для себя вы узнали из этого рассказа?
Дети выражают свои чувства, мысли, делают выводы. Педагог обобщает…
Педагог: Шитье требует терпения и трудолюбия. Рукодельницы должны трудиться постоянно, только тогда придут умение и опыт.
Встреча с принцессой Иголочкой.
Педагог: Девочки (и мальчики, если есть), а вы хотели бы, как Настя, встретиться с принцессой Иголочкой?
Дети: Да!
Педагог: Тогда нужно произнести волшебные слова, которые она говорила: «Ниточка, ниточка, беги за иголочкой. Приведи нас в страну принцессы Иголочки!» Но прежде чем произнести эти слова и отправиться к принцессе Иголочке, давайте вспомним, что нужно сделать в первую очередь, когда приходишь в гости?
Дети: Поздороваться.
Педагог: Правильно, нужно поздороваться, так мы и сделаем при встрече с принцессой Иголочкой. А сейчас хором произнесем волшебные слова.
Дети: «Ниточка, ниточка, беги за иголочкой. Приведи нас в страну принцессы Иголочки!»
Используется волшебный клубочек, конец его нити находится в королевстве принцессы Иголочки.
Один из детей сматывает клубочек, таким образом, все приходят
к принцессе Иголочке (см. приложение №2).
Дети: Здравствуй, принцесса Иголочка!
Принцесса Иголочка: Здравствуйте, юные рукодельницы. Добро пожаловать в мое Королевство. Жаль только, что оно очень маленькое, и не может вас всех принять.
Педагог: Да, действительно, Королевство очень маленькое. А давайте пригласим принцессу Иголочку к нам в гости, на наше занятие и попросим рассказать о своем Королевстве.
- Пригласим? Хорошо, но сначала я хочу вас спросить: «Как встречают гостей?»
Ответы детей.
Педагог: Правильно, гостей встречают радостно, уважительно, делают все, чтобы гостю в нашем доме понравилось. Именно так мы и поступим. А теперь хором приглашаем принцессу Иголочку.
Дети: Ваше Высочество, милости просим к нам в гости!
Принцесса Иголочка: Огромное спасибо, я принимаю ваше приглашение и с удовольствием у вас погощу.
Принцесса Иголочка садится за рабочий стол с детьми.
Педагог: Ну вот, принцесса Иголочка у нас в гостях. Мы постараемся, чтобы ей понравилось у нас. Вот только разговаривать она здесь не сможет. Принцесса говорит только в своем Королевстве. Но все, что она хотела рассказать вам, поручила сделать мне. Наша уважаемая гостья приготовила секреты своего Королевства. Давайте поговорим о них. Но сначала послушайте о том, как надо себя вести на занятиях.
Основной этап:
Педагог знакомит детей с инструкцией по технике безопасности для учащихся на занятиях
кружков в начальных классах.
Педагог:
Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета.
Не загромождать проходы портфелями, сумками и т.п.
Входить в кабинет после разрешения педагога.
Подготовить рабочее место и принадлежности к занятиям.
Соблюдать порядок и чистоту на рабочем месте, а так же дисциплину.
При получении травм (порезы, ожоги) сообщить педагогу.
При внезапном заболевании, либо плохом самочувствии сообщить педагогу (позвонить, если заболели и не сможете посетить занятие).
Уборку рабочих мест производить по указанию педагога.
Педагог знакомит детей со швейными принадлежностями.
Педагог: Ну а теперь перейдем к секретам. Первый секрет принцессы – это материалы и инструменты, то есть швейные принадлежности, которыми мы будем пользоваться на занятиях. Давайте познакомимся с ними (см. приложение №3).
Педагог знакомит с задачами и планом работы объединения на учебный год.
Педагог: Чем же мы с вами будем заниматься в этом учебном году? Вы должны будете научиться работать швейными принадлежностями, познакомиться с вышивкой крестом и научиться вышивать по несложным схемам. Ну а в конце года надо будет сшить простую игольницу.
Контрольный этап:
Педагог: Вот и закончилось наше первое занятие. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили.
закрепление полученных знаний.
Дети перечисляют правила поведения на занятиях, говорят о швейных принадлежностях,
необходимых им для работы и о том, что они будут делать в этом учебном году.
Итоговый этап:
Педагог: Наступил грустный момент, пора прощаться с нашей гостьей, в Королевстве ее ждут неотложные дела. Напоследок она приготовила сюрприз. Она хочет вручить «Золотые наперстки» старшим детям за трудолюбие, терпение, аккуратность (хорошо посещали кружок, выполнили больше других работ, участвовали в конкурсах). Вручение «Золотых наперстков». Не теряйте их, так как в конце всего обучения лучшие получат вышитые медальки. Ну а будущим рукодельницам принцесса Иголочка хочет вручить Пригласительный билет в свое Королевство. Пусть он напоминает вам о сегодняшнем дне. А сейчас мы вместе проводим принцессу Иголочку во дворец.
Прощание с принцессой Иголочкой.
Педагог: Давайте поблагодарим принцессу Иголочку за ее секрет и приглашение в Королевство.
Дети: Спа-си-бо!
Принцесса Иголочка: Пожалуйста. Мне очень понравилось у вас в гостях. Сегодня я раскрыла не все свои секреты. У меня их великое множество. Я их буду раскрывать постепенно. Узнав их, вы станете настоящими Домашними Волшебницами и сможете сделать свой дом уютным и неповторимым. А сейчас до свидания, до новых встреч.
Дети: До свидания, Ваше Высочество.
Принцесса Иголочка возвращается в свое королевство.
Педагог: Вот и закончилась наша встреча. Принцесса снова в своем Королевстве.
Подводятся итоги занятия.
Информационный этап:
Педагог: На следующее занятие принести швейные принадлежности. И еще одно задание: сочинить сказки на тему «В гостях у принцессы Иголочки». На занятии вы расскажите их принцессе Иголочке, а она раскроет вам новый секрет.
Приведение рабочего места в порядок. Дежурный принимает рабочее место у каждого ребенка.
Приложение №1.
Рассказ принцессы Иголочки.
Наступило лето. Настя со своими подружками проводила целые дни во дворе. Пяльцы с незаконченной вышивкой заброшены, нитки и иголки валялись в разных местах. Даже любимая кукла сидела одиноко на шкафу и, наверное, очень скучала. Конечно, кто же усидит дома, когда на улице тепло и весело, когда ярко светит солнце, когда мальчишки и девчонки играют в разные игры. Так проходили дни и недели. Но вот в один из пасмурных дней Настя вспомнила о начатой работе, отыскала пяльцы и попыталась вышивать. Ах, какая непослушная иголка! Ах, какие вредные нитки! Все они делают не так. У Насти ничего не получалось. Она разозлилась, бросила пяльцы на пол и заплакала. Ей захотелось встретиться с принцессой Иголочкой и попросить у нее необыкновенную иголочку, которая умела бы вышивать сама. Настя произнесла волшебные слова: «Ниточка, ниточка, беги за иголочкой, приведи меня в страну принцессы Иголочки» и сразу же оказалась во дворце.
- Я ждала тебя, девочка, - строго сказала принцесса Иголочка.- Я все знаю. Ты разучилась вышивать.
- Да, - призналась Настя, - почему-то у меня ничего не получается.
- А знаешь, почему у тебя ничего не получается? – спросила принцесса Иголочка. – Потому что пальцы твои отвыкли от такой работы. А ведь вышивание требует терпения и трудолюбия. Если музыкант на какое-то время оставит свой инструмент, то потом он уже не сможет играть так, как прежде. И понадобится много времени и труда, чтобы вернуть прежнее мастерство. Так и рукодельницы должны трудиться постоянно, только тогда придет умение и опыт. Ну а погулять, конечно, можно. Но помни пословицу: «Делу – время, а потехе час».
- Я все поняла, принцесса Иголочка, - тихо сказала Настя.
Приложение №2.
Принцесса Иголочка и ее королевство.
Приложение №3.
Секреты принцесса Иголочки.
Секрет 1
Материалы и инструменты:
Иглы для шитья и вышивания. Швейная игла - заостренная иголка с разными ушками. Вышивальная игла – тупая иголка с длинным ушком.
Наперсток надевают на средний палец правой руки. Предохраняет палец от проколов. Подбирать по размеру.
Ножницы должны быть маленького размера с загнутыми краями. Служат для обрезания нитки от вышиваемого изделия. Большие ножницы с прямыми концами, для обработки края изделия.
Пяльцы могут быть круглыми, квадратными. Пластмассовые, металлические, деревянные.
Нитки – хлопчатобумажные, шерстяные, сутаж, мулине, ирис.
Ткань – ситец, фетр, сукно, драп, флис, канва.
Кроме этого:
- Коробка для материалов и инструментов.
- Блокнот, ручка, карандаш, ластик.
- Маленькая мягкая игрушка (вместо игольницы).
Приложение №4.
Пригласительный билет

11430176530Я буду очень рада видеть вас у себя в Королевстве. Принцесса Иголочка. Для работы вам понадобятся
Материалы и инструменты:
Коробка для материалов и инструментов.
Блокнот (пол тетради).
Ручка, карандаш, ластик.
Ножницы.
Две иголочки с разными ушками.
Маленькая мягкая игрушка (вместо игольницы).
Вышивка, пяльцы (диаметр около 15 см).
Простая однотонная ткань.
Нитки «Ирис» (1 моточек любого цвета).
Когда начинается учебный год перед педагогами дополнительного образования стоит задача заинтересовать детей предстоящим трудом. Это нужно делать постоянно, начиная с вводного занятия. На нем дети знакомятся с организацией труда, правилами безопасной работы, с образцами работ, привлекательность которых играет важную роль в заинтересованности. Вводное занятие — это своеобразная экскурсия в загадочный мир рукоделия. А может быть это и сказка, в которую попали воспитанники творческого объединения «Мягкая игрушка» и встретились с принцессой Иголочкой. Дети благодарят принцессу Иголочку за ее секрет и приглашение в Королевство. Они увидели, какие игрушки, поделки смастерили старшие воспитанники объединения и услышали пожелание принцессы стать настоящими Домашними Волшебницами, чтобы сделать свой дом уютным и неповторимым. На прощание принцесса Иголочка вручила первоклашкам – новым воспитанникам объединения Пригласительный билет в свое Королевство.