Общая характеристика и археологические памятники эпохи бронзы.

План урока
Предмет
История Казахстана
Дата






Занятие №

Группа






Тема
Общая характеристика и археологические памятники эпохи бронзы.

МаKсат
Цели
Білімділік Сформировать знания у учащихся при изучении Общей характеристики и археологических памятников эпохи бронзы.
Дидактическая:
ДамытушылыK: развивать умение работать с текстом, выделять главное, основные
Развивающая: мысли в тексте.
Т‰рбиелік: прививать через деятельность трудолюбие, доводить порученное
Воспитывающая: задание до конца, ответственность, самостоятельность.

СабаKтын типі (тaрпаты)
Тип урока

Урок изучения нового материала

СабаKтын ‰дісі
Метод обучения

Словесный, наглядный, практический

Корнекілік
Оснащение

С. Жолдасбаев Учебник &3-4 стр19-26., карточки-задания,

СабаKтын барысы
Ход урока
СабаKтыS барысымен танысу: Знакомство с ходом урока:
1. Выход на тему урока; 4. Операционно-познавательный блок;
2. Постановка цели урока; 5. Обобщение и подведение итогов урока;
3. Актуализация знаний; 6. Домашнее задание.

1. БаCдарлану – мотивациялыK блок
Мотивационно – ориентировочный блок

СабаKтыS таKырыбын шыCу, жазу
Выход на тему,
Какой эпохе относится Неолит
запись темы урока:
Общая характеристика и археологические памятники эпохи бронзы.
ОKу маKсатын Kою
Постановка цели, задач урока
Изучить - характеристика и археологические памятники эпохи бронзы.
Знать – Территории расселение, бегазы – дандыбаевской культуры,
развитие: хозяйство, металлургии, жилище
Уметь- проводить исторические исследования.

СабаKтыS барысымен танысу Знакомство с ходом урока

Білім жаSCыртуы
Актуализация знаний

1.Андроновская культура эпохи бронзы.

2.Хозяйство андроновцев.

3.Археологические памятники.

4.смена андроновской культуры 12-10века на бегазы –дандыбаевскую культуру.

5.отличительные черты культур.


6.общественный строй бегазы – дандыбаевской культуры.


2. Жана материалды мазмaндау (баяндау)
Изложение нового материала
План:
Понятие о бронзовом веке и его особенности.
- 3-1 тыс. до н.э. изменение общественного строя и семейно брачных отношений, формирование скотоводство – земледелие, развитие металлургии,меняется матреальхальная система в патриархальную.
Исследование андроновской и бегазы-дандыбаевской культуры
-первый памятник этой культуры был открыт археологами А.Я. Тугариновым в 1941 г. у с. Андроново близ г.Ачинска. Неоценимым вклад в исследовании памятников внёс Центральном Казахстане А.Х.Маргулан.По месту первых раскопок памятников бронзы у аула Дандыбай близ г. Караганды и в урочище Бегазы в Северном Прибалхашье.
Памятники племён Центрального Казахстана в эпоху бронзы.
- стоянки горные выработки проживавших андроновской культуры район Жезказган самым крупным памятником является Милыкудык.
Бассейна ре Нуры,Шерубай-Нураля,Атасу; межгорные долины Бугулы, Бегазы, Кызыл-Арай, Кент, Каркалинск, Баянаулского, Кокчетавского горных массивов и др.
- (эпоха ранний бронзы Нуринский, средний-атасуский условное обозначение по рекам Нура и Атасу).
В Центральном Казахстане было открыто около 50 поселений и 150 крупных могильников.
Вокруг могильников сооружалась круглая или прямоугольная ограда из вкопанных вертикально или положенных плашмя в виде каменных ящиков плит.
Современнем трупоположения начинает постепенно вытеснять ритуал кримации. Северо-восточно районах Центрального Казахстана.
-Нуринский этап глиняная посуда с плоским дном и лепные узоры.Орнамент наносился трехугольникомгребенчатым и гладким штампом.
-Атасуский период стимулированию рост населения, разведение животных,люди стали рыть колодца.
Возросло добыча горных пород меди и олово- техникой литья, чеканки, тиснения,шлифования,полировки.
Зхоронение- в скорченном положении, на левом боку, с согнутыми в логтях руками, головой на запад, иногда с небольшими отклонениями к северу или югу.
Узоры на глиняных баночных формах изделиях изображали: располагались по тём зонам верхней части туловище и у дна трёх угольниками и тремя линиями.
Бегазы – дандыбаевская культура (X – VII вв. до н.э. )
Археологические памятники племён Северного и Западного Казахстана.
- скотоводство и земледелие ограничение земельных угодий,найдено более 150 поселений и 200 могильников эпохи бронзы.Пременялся в строительстве берёзовых брёвен. Из-за отсутствие леса Сев.строительство пременяли в основном камни.
Памятники эпохи бронзы племён Восточного Казахстана.
-с.Трушниково у с. Малокрасноярка,переход пастушеских племён к кочевому скотоводству.
Археологические памятники племён Южного Казахстана и Семиречья.
-Татаур в Семиречье, Какакудук, Капал и Бигаш.Аральского моря в близи от холма Уйгарак Тегискен.Обноружены петроглифы изображение период бронзового века и переход в эпоху железа.
















Білімдерін бекіту
Закрепление знаний


Задание №1
Нарисовать рисунки стр.25 параг 3-4 сир 30андро ку-35 бегазы дандыб, 39 ахитектура
Задание №2
Заполнить таблицу
Андроновская культура Бегазы –дандыбайская культура


сходства
Различия


1.Древние земледельцы и пастухи.
2.деление андроновской культуры .
3.племена центрального, восточного, южного Казахстана территория Семиречья.


3. Рефлексия баKылау блогы
Рефлексивно – оценочный блок
Білімдерін бекіту
Закрепление знаний
1.Что вы знаете об эпохе и её особенностях?
2. В чём состоит историческое значение бронзы в истории человек?
3.Что вам известно об андроновской культуре?
4. Расскажите о бегазы-дандыбаевскойц культуре?
5.Каковы черты памятники Сев. И Зап. Казахстана?
6.Расскажите об исследовании памятников Вост. Казахстана?
7.Расскажите об исследовании Южн. Казахстана и Семеречья
Н‰тижелерді жинаKтап, Kортындылау
Обобщение результатов, подведение итогов Оценки
Рефлексия
Рефлексия Что мне дал урок
^й тапсырмасы
Домашнее задание сочинение
«изменение общественных - хозяйств жизни древних людей после древнекаменного века»

Kолы ___________________
подпись ________________















Задание №1
Нарисовать рисунки стр.25 параг 3-4

Задание №2

Заполнить таблицу
Андроновская культура Бегазы –дандыбайская культура


сходства
Различия


1.Древние земледельцы и пастухи.
2.деление андроновской культуры .
3.племена центрального, восточного, южного Казахстана территория Семиречья.

1.Что вы знаете об эпохе и её особенностях?
2. В чём состоит историческое значение бронзы в истории человек?
3.Что вам известно об андроновской культуре?
4. Расскажите о бегазы-дандыбаевскойц культуре?
5.Каковы черты памятники Сев. И Зап. Казахстана?
6.Расскажите об исследовании памятников Вост. Казахстана?
7.Расскажите об исследовании Южн. Казахстана и Семеречья

Задание №1
Нарисовать рисунки стр.25 параг 3-4
Задание №2
Заполнить таблицу
Андроновская культура Бегазы –дандыбайская культура


сходства
Различия


1.Древние земледельцы и пастухи.
2.деление андроновской культуры .
3.племена центрального, восточного, южного Казахстана территория Семиречья.

1.Что вы знаете об эпохе и её особенностях?
2. В чём состоит историческое значение бронзы в истории человек?
3.Что вам известно об андроновской культуре?
4. Расскажите о бегазы-дандыбаевскойц культуре?
5.Каковы черты памятники Сев. И Зап. Казахстана?
6.Расскажите об исследовании памятников Вост. Казахстана?
7.Расскажите об исследовании Южн. Казахстана и Семеречья

Задание №1
Нарисовать рисунки стр.25 параг 3-4
Задание №2
Заполнить таблицу
Андроновская культура Бегазы –дандыбайская культура


сходства
Различия


1.Древние земледельцы и пастухи.
2.деление андроновской культуры .
3.племена центрального, восточного, южного Казахстана территория Семиречья.

1.Что вы знаете об эпохе и её особенностях?
2. В чём состоит историческое значение бронзы в истории человек?
3.Что вам известно об андроновской культуре?
4. Расскажите о бегазы-дандыбаевскойц культуре?
5.Каковы черты памятники Сев. И Зап. Казахстана?
6.Расскажите об исследовании памятников Вост. Казахстана?
7.Расскажите об исследовании Южн. Казахстана и Семеречья

























































Материальная и духовная культура населения Казахстана в эпоху бронзы (Андроновская и Бегазы-Дандыбаевская археологический культуры.
Бегазы-Дандыбаевская культура - феномен поздней бронзы Центрального Казахстана.
В археологии Казахстана существует неразгаданный феномен бегазы-дандыбаевской культуры. Эта обширная мелкосопочная страна площадью около 2 млн. кв. км., несмотря на активные археологические изыскания, до сих пор хранит тайны многих страниц первобытной и средневековой истории. Два фактора определяли интенсивность освоения и достаточно высокий уровень культуры древних племен, населявших Центральный Казахстан - это обширные пастбищные угодья и многочисленные месторождения руд.
В эпоху бронзы (II тыс. до н.э.) начинается разработка рудных месторождений меди, олова, золота. В это время в экологически удобных оазисах на берегах маленьких степных речек обитает довольно многочисленное андроновское население, занимавшееся земледелием, пастушеским скотоводством, горным делом, металлургией и металлообработкой. Процветание Центрально-казахстанских андроновцев обеспечивалось, вероятно, скотом и продукцией бронзолитейного производства. Взлет культуры эпохи бронзы падает на начало первого тысячелетия до н.э.(Х-VIII вв. до н.э.), на период поздней бронзы по евразийской периодизации. Археологические комплексы этого времени и образуют бегазы-дандыбаевскую культуру.
Это культура, в облике которой сохраняются ведущие характеристики бронзового века и одновременно проступают, формируются черты следующей археологической эпохи - раннего железного века. В погребальном обряде наряду с традиционным положением умерших скорченно на боку, единично появляются захоронения вытянуто на спине.
Исследования 30-40х годов XX века подготовили основу для выделения бегазы-дандыбаевской культуры.
Своеобразными "визитными карточками" бегазы-дандыбаевской культуры являются монументальные погребальные Сооружения, получившие название "скальные мавзолеи" и прекрасной выделки сосуды с богатьм декором и красным лощением.
Открыто 60 поселений с культурными слоями поздней бронзы и 200 крупных могильников.. Вскрытые площади на поселениях эпохи бронзы достигают нескольких десятков тысяч кв. метров, частично вскрыты курганы рядового населения бегазы-дандыбаевских племен.
АНДРОНОВСКАЯ КУЛЬТУРА Андроновская культура существовала около 8-9 веков и в ее развитии выделяются три этапа: ранний (XVII-XVI вв. до н.э.), развитой (XV - XIII вв. до н.э.) и поздний (XII - IX вв. до н.э.). За многие века жизнь андроновских племен существенно изменилась.
Андроновцы жили в оседлых поселениях по берегам небольших речек. В каждом доме жила большая семья (30-50 человек), а поселок с прилегающими пахотными землями, пастбищами и кладбищем принадлежал одному роду.
Главным источником средств существования для андроновцев всегда оставалось скотоводство. Андроновская культура становится по преимуществу культурой коневодов.
Появилось и другое новшество - по мере роста подвижности хозяйства все более росло поголовье двугорбых верблюдов-бактрианов. Их кости находят на самых ранних стоянках андроновцев, но в поздний период появляется культ верблюда - находят его глиняные статуэтки и изображения на скалах . Появились и приспособленные к дальним перекочевкам войлочные кибитки, установленные на четырехколесных телегах: фрагменты из глиняных моделей находят при раскопках андроновских поселений, а сами кибитки на телегах изображены на скалах среди других петроглифов.
Инвентарь "рядового погребения", состоял обычно из нескольких глиняных горшков с пищей , скромных украшений , иногда орудий (ножи, тесла, каменные стрелы) и частей туши жертвенного животного. В "богатых" погребениях могильная яма отличалась значительными размерами, грандиозностью курганной насыпи, каменные ограды вокруг нее, и, в особенности, инвентарем.
Колесница у андроновцев была не только орудием войны, но и предметом особого культа, почитания В жилищах и погребениях нередки находки глиняных моделей колес со спицами или бронзовых блях, имитирующих колесо. Изображение колеса со спицами или колесниц с конной запряжкой часты не только среди петроглифов Казахстана, но и на глиняных сосудах из могил. Конь был главным жертвенным животным. Жертвы приносились как на похоронах, так и в почитаемых местах, в родовых и племенных святилищах. Как показывают этнографические параллели, такие святилища часто располагались высоко в горах, в труднодоступных местах, где скальные плоскости обильно украшены выбитыми на камне изображениями животных, людей, колесничих и землепашцев, странных существ с головой - солнечным диском и другими сюжетами . Свидетельством другого объекта поклонения - священного огня - являются прямоугольные культовые очаги с чистым золотым слоем, находимые в андроновских жилищах.


№5 Сакские племенные союзы на территории Казахстана.
С начала 2 тысячелетия до н.э. на территории Казахтана жили арийские племена. В 1-м тысячелетии до н.э. их преемниками стали саки. В персидских источниках называлис имена сакских племен и групп племен. В их числе саки парадарайя – заречные (заморские) саки, тиграхауда – носящие остроконечные шапки, обитавшие в низовье Сырдарьи и Амударьи, хаомоварга – изготовлявшие напиток хаома, обитавшие в Прибалхашье, аримаспы – стерегущие золото грифов, расположившиеся на Алтае и в Восточном Казахстане.
Сведения о древних насельниках Казахстана содержаться в античных источниках в трудах Геродота. Древнегреческие и латинские источники саков называли скифами и упоминали имена племен: массагеты в междуречье Сырдарьи и Амударьи, савроматы (позднее сарматы) – на западе Казахстана, а также Исседоны, аргипейи, саракаулы и др. Саки были достойными соперниками таких могучих держав как персидское государство Ахеминидов, Ассирия, Урарту. Саки древнего Казахстана играли важную роль в мировой политике того времени, были активными участниками исторических событий. Они сражались на стороне персов в греко-персидских войнах.
В эпоху саков окончательно происходит становление скотоводческого хазяйства. Сакское общество не было однородным. На его высшей ступени были «цари», обладавшие немалой властью, они решали вопросы войны и мира, посылали послов, заключали союзы, возглавляли войска. Сущестовал «царский» род, из которого были наследственные правители. Важную роль в сакском обществе играла военно-пленная аристократия. Основную роль в управлении общества играли родовые предводители, каждый сакский мужчина был свободным и полноправным человеком.
Скопления сакских могильников обнаружены на берегах Таласа, Чу, Или, в предгорных зонах Кыргызкого, Заилийского, Джунгарского Алатау, в долнах Кегеня и Нарынкола. Наиболее известный памятник – Курган Иссык, расположенный в 50 км восточнее Алматы в предгорьях Заилиского Алатау в 1969г – было обнаружено погребение «Золотого Человека», датированное V веком до н.э.
Культура саков достигла высокой степени развития. Главным компонентом в исскустве саков был «зверинный стиль», сложившийся в VII – VI веках до н.э.. Этто образы различных животных,которыми оформлялись предметы быта, одежда, посуда, оружие.
1.Андроновская культура эпохи бронзы .
2.Хозяйство андроновцев.
3.археологические памятники.
4.Бегазы – дандыбайская культура.
5.Общественный строй.
Закрепление знаний задание№1
Андроновская культура Бегазы –дандыбайская культура


сходства
Различия


1.Древние земледельцы и пастухи.
2.деление андроновской культуры .
3.племена центрального, восточного, южного Казахстана территория Семиречья.



Рефлекторно – оценочный блок
Подведение результатов, выставление оценок
Рефлексия: что мне дал урок ?
Домашнее задание : составить вопросы по теме.


Подпись_______________
15