Урок русского языка обобщение по теме однородные члены предложения (8 класс)


Систематизация и обобщение изученного по теме
«Однородные члены»
Урок по русскому языку
8 класс
Тип урока: повторительно-обобщающий
Цели: повторить и систематизировать сведения об однородных членах предложения; закрепить навыки постановки знаков препинания при них; продолжить подготовку к контрольной работе и ГИА.
Задачи: 1) обобщить знания об однородных членах предложения; 2) повторить порядок синтаксического разбора предложения с однородными членами; 3) отрабатывать навык расстановки знаков препинания при однородных членах предложения и обобщающих словах; 4) формировать умение различать однородные и неоднородные определения; 5) развивать умение классифицировать факты и делать обобщения; 6) воспитывать любовь к русскому языку и стремление обогащать свою речь.Оборудование: индивидуальные карточки, презентация к уроку, компьютер, экран, проектор.
Планируемые результаты
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) Метапредметные:
Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.
Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми
в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Образовательные ресурсы: предложения для синтаксического и пунктуационного разбора, предложения для объяснительного диктанта
Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности
Организационно-мотивационный момент. Мотивация учащихся. Учитель приветствует обучающихся, настраивает на позитивную работу Ученики приветствуют учителя, настраиваются на позитивную работу. Записывают дату и классную работу Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми
Актуализация опорных знаний. Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку. Учитель предлагает записать словарные слова. С одним из слов составить словосочетание и определить вид связи. Ассортимент, бессмертный, витрина, искусный, искусство, иссеченный, фейерверк.
Определить вид связи данного словосочетания, подобрать к нему синонимичное словосочетание со связью управление
Бессмертный герой – герой без смерти Один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях.
Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Формулируют ответы на вопросы. Владеют навыками самостоятельной работы, базовыми предметными понятиями.
III.
1. Формулирование темы. Определите,
- что общее в этих предложениях;
- какое предложение лишнее.
1 ) Я увидела кота, лакающего молоко из миски.
2) И туман, и непогоды осень поздняя несёт.3) На улице шел дождь, сопровождающийся раскатами грома.
Итак, тема сегодняшнего урока Систематизация и обобщение изученного по теме
«Однородные члены»
Отвечают на вопросы учителя.
записывают тему урока в тетрадях.
повторить и систематизировать сведения об однородных членах предложения; закрепить навыки постановки знаков препинания при них; продолжить подготовку к контрольной работе и ГИА.
Отвечают на вопросы учителя.
Рисуют схемы.
Вспоминают алгоритм.
Составление алгоритма «Пунктуация при однородных членах предложения». 1) Разобрать предложение по членам
198882011938000734695127000002) Определить, как соединены однородные члены:
есть союзы без союзов
ставится запятая
391795154305001649095400050021062954000500391795154305003) Определить вид союза:
соединительный, противительный составной
разделительный (а. но, да = но) ставится запятая
(и, или) ставится запятая перед 2 частью
142049514668500388620139065004) Отметить характер употребления:
повторяющийся одиночный
ставится запятая не ставится запятая
(примечание: вофразеологизмезапятая не ставится) Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Формулируют ответы на вопросы. Владеют навыками самостоятельной работы, базовыми предметными понятиями. Осуществляют контроль учебных действий. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему
2. Постановка целей. Мотивация учения. Исходя из темы урока, какие вы поставите перед собой цели?
IV. Актуализация опорных знаний.
С учащимися ведется устная работа. Они должны вспомнить, что им уже известно об однородных членах предложения
1) Какие члены предложения называются однородными?
2) Как связываются между собой однородные члены предложения? Приведите примеры.
3) Какие союзы служат для выражения однородности (группы союзов)?
4) Когда между однородными членами не ставится запятая?
5) Когда между однородными членами ставится запятая?
6) Какие определения являются однородными, а какие – неоднородными?
7) Какие слова называются обобщающими? 8) Каковы правила пунктуации в предложениях с обобщающими словами? Вы абсолютно правы. 2. Составление алгоритмаДавайте вспомним алгоритм нахождения однородных членов предложения. V. Формирование
практических навыков и умений
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. - Выполните письменный синтаксический и устный пунктуационный разбор предложений.
-Щёки румяны, и полны, и смуглы.
-То справа, то слева, то позади слышался гул падающих деревьев.
-У родника росли не только берёзы, но и ели.
-Луга, поля и дороги - всё было покрыто снегом.
-Осенью деревья: клёны, рябины, осины - одеваются в разноцветный наряд.
Один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях. 2.Комментированное письмо.
Дает задание выполнить упр. 284.
Находят и объясняют ошибки в употреблении однородных членов, записывают предложения в исправленном виде. 3. Выполнение тестовых заданий. Тесты
Учитель раздает каждому ученику распечатанный материал и предлагает выполнить задания.
Укажите верный вариант постановки запятых в предложениях.
1)Он рощи полюбил густые (1) уединенье (2) тишину (3) и ночь(4) и звезды (5) и луну.
2)Лиза не оборачивалась к нему (6) и смотрела на воду (7) и не то щурилась (8) не то улыбалась.
1) 1, 2, 5, 6, 7, 8 3) 1, 2, 3, 4, 5, 8
2) 1, 2, 3, 4, 8 4) 1, 5, 8
Укажите верное объяснение постановки знаков препинания в предложении.
Царственный () дубовый лес подступал к самым окнам.
Ставится запятая, так как это однородные определения.
Запятая не ставится, так как это неоднородные определения.
Укажите верный вариант постановки знаков препинания в предложении.
Страх (1) и отчаяние (2) надежда (3) и радость (4) разочарование (5) самые разнообразные чувства овладели мной.
(1,) (2,)(3,)(4,)(5:)
(1,) (2,)(3,)(4,)(5-)
(2,)(4,)(5-)
(1,) (2,)(3,)(4,)(5,) Один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях. VI.Рефлексия
Выставление оценок. Цель: проанализировать деятельность участников учебного процесса.
Организует рефлексию.
- Над какой темой работали на уроке?
- Какие задания выполняли? Какие из них вызвали затруднения? Почему?
Отвечают на вопросы.
Записывают, задают уточняющие вопросы
Анализируют свою деятельность на уроке по схеме:
- Я хорошо усвоила, в каких случаях нужно ставить запятые при однородных членах.
- Я затруднялась отличать предложения с однородными членами от сложных предложений с союзом и, в этом ещё нужно разобраться. На уроке не было ничего, что я совсем не поняла.
- Я хорошо знаю союзы, перед которыми нужно ставить запятые, умею отличать простые предложения с союзом и и сложные предложения с этим союзом.
- Мне нужно научиться работать на уроке более быстро.
- Я затруднялась конструировать предложения.
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения
VII.Домашнее задание. Повторить материал по теме «Однородные члены предложения»; § 40-46, упр. 284 (2 часть)На данном уроке я продолжила формировать:
1)регулятивные универсальные учебные действия, которые реализуются в умении планировать последовательность действий, осуществлять самоконтроль и самооценку;
2)коммуникативные универсальные учебные действия, которые направлены на то, чтобы научиться продуктивному речевому взаимодействию, точно, правильно, логично излагать свою точку зрения, соблюдая основные нормы устной и письменной речи;
3)познавательные универсальные учебные действия, которые реализуются в умении извлекать необходимую информацию из разных источников, строить логическую цепь рассуждений.