Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему «Определение. Определения согласованные и несогласованные, однородные и неоднородные»


Открытый урок
по русскому языку в 8 классе
Определение. Определения согласованные и несогласованные, однородные и неоднородные.
Цели: 1) формирование умения находить определение в тексте, задавать вопрос; 2)различать согласованные и несогласованные, однородные и неоднородные определения, определять способы их выражения.
Оборудование: компьютер
Ход урока
Проверка домашнего задания: ЗСП – 3.
Работа с эпиграфом –отрывком из стихотворения И.Бунина «Слово» (текст спроецирован на экране).

Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный –речь.

Разбираем предложение, повторяя при этом материал предыдущих уроков (грамматическую основу предложения, виды сказуемых, орфографию).

3)Находим определение, повторяем всё, что известно об этом второстепенном члене предложения, «обыгрываем» сразу все термины:
-почему второстепенный член предложения назван определением,

-подбираем однокоренные слова ко второму термину-«согласованное»: согласие, согласование, согласовать, согласованность;
-выписываем из эпиграфа сочетания существительного с
определением: наш дар, бесценный дар (вспоминаем типы связи словосочетаний и подходим к следующему этапу урока);

4)Работа с микротекстом ( текст у ребят на партах и на экране)-это отрывок из рассказа И.Бунина «Весёлый двор»:

И по мже и во рву под мжою всюду пстрели цветы Хорошо - подумала она. И с задумчиво –грусной улыбкой стала рвать цветы; нарвала набрала в свою тёмную грубую руку большй пёстрый пук нежный пркрасный пхучий ласково и жалосно глядя то на него то на эту плдородную только к ней одной равнодушную землю на сочный и густой (зелёно) оловя(н,нн)ый горох перепута(н,нн)ый с алым мыши(н,нн)ым горошком.
Ветер нёс над плями убюквающие трели жаворонков убгала в поля зелёная мжа. Не мало рсло на ней ромашки золотой кури(н,нн)ой слпоты (бархатисто)лиловых медвежьих ушек малинового клевера.

Выполняем задания к тексту:
-сгруппировать пропущенные орфограммы текста (работа по группам на листах с текстом);
-повторяем синтаксис (начертить схемы к осложнённым предложениям)-работа у доски;
-выписать 3-4 словосочетания по схеме «сущ. + прил.(мест. или прич.)-работа у доски:



в тёмную руку – согласование
пёстрый пук – согласование
трели жаворонков – управление

Итак, определения, связанные с существительными по типу связи согласование, будем называть согласованными, а связанные по типу связи управление и примыкание будут называться несогласованными.

5) А теперь вновь вернёмся к эпиграфу и посмотрим, есть ли в нём ещё определения:
в дни злобы - управление
в дни сомненья – управление
Это несогласованные определения.

6) Работа с учебником: чтение теоретического материала (стр. 51 – 52) до приложения.

7)Переход к однородным и неоднородным определениям.
Вернёмся к микротексту: почему в одних случаях между определениями стоит запятая, а в других её нет?

8) Систематизация изученного. Характерные особенности разных видов определений можно представить в виде таблицы: (спроецировано на экране)











































9)Подведение итогов:
-оценка ответов учащихся с комментарием их работы у доски;
-домашнее задание: параграф 13 до приложения, упр. 84; подобрать из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» примеры с разными видами определений.





Определение

несогласованное

согласованное

имена прилагательные

имена существительные без предлога и с ним

Части речи

сравнительная степень прилагательного

сходные с ними имена числительные, местоимения

согласование

инфинитив

причастия

Позиция

управление, примыкание

Способ связи

после определяемого слова

перед определяемым словом