Программа лагеря «Эврика» с дневным пребыванием детей


Утверждаю
Директор школы
_________А.А._ Евлентьев
«__»______2014 г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Нурлатская основная общеобразовательная школа
Программа
лагеря «Эврика»
с дневным пребыванием детей
Возраст детей: 7-10 лет
Срок реализации: осень 2014 г.

Информационная карта программы
1 Полное название программы Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием
2 Цель программы Обучение детей нормам здорового образа жизни через игровую, спортивную, экологическую, трудовую виды деятельности.
Воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью.
Организация разнообразной, общественно значимой досуговой деятельности детей, активного общения с природой.
Развитие коммуникативных, познавательных и личностных качеств детей.
3 Тип лагеря Осенний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием.
4 Направление деятельности, специфика содержания программы. Спортивно-оздоровительное, трудовое, эколого-познавательное, художественно-эстетическое, нравственное.
5 Краткое содержание программы Спортивно-оздоровительное: спортивные соревнования, подвижные игры, походы, экскурсии, беседы с сотрудниками различных служб. Трудовое: экологический десант, самообслуживание. Эколого-познавательное: викторины, беседы, игры, конкурсы, экскурсии. Художественно-эстетическое: конкурсы, выставки, концерты. Нравственное: беседы, викторины, игры.
6 Автор программы Гаврилова Л.А.
8 Субъект РФ, представивший программу Республика Татарстан
9 Название проводящей организации МАОУ «СОШ №3»
10 Адрес организации Нурлатский район, г. Нурлат. Ул. Заводская, д.1
11 Место проведения г.Нурлат
12 География участников Дети г.Нурлат
13 Количество участников программы 48
14 Сроки проведения Ноябрь
15 Количество смен Одна
16 Кадры Начальник лагеря, воспитатели, медицинский работник, повара, технический работник по уборке помещений.
17 Условия участия в программе Дети застрахованных граждан
18 Официальный язык проекта Русский

Программа разработана с учетом нормативно-правовых документов:
 
1.Конституция РФ
2.Закон РФ «Об образовании»
3.Федеральный закон от 24 июля 1998г N2 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
4.Приказ Минобразования РФ от 13 июля 2001г.  N22688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»
5.Порядок и условия привлечения педагогических и других работников и     оплаты их труда.
6.Конвенция о правах ребенка ООН, 1991г.
8.Федеральный закон о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений (Российская газета № 127 от 27.12.1996).
9.Федеральный Закон от 24.06.1999 г. № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Российская газета от 30.06.1999. - № 121.
10.Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003 - 2006 год (Постановление Правительства РФ № 732 от 3.11.2002 г.).
11.Федеральная целевая программа «Организация летнего отдыха детей» (включенная в состав президентской программы «Дети России»). Предусматривает систему мер по развитию сети оздоровительно-образовательных учреждений, действующих в период школьных каникул.
12.Безопасность в условиях летнего лагеря. Материалы государственного комитета РФ по молодежной политике. Журнал «Народное образование «4-5 2000 г. Стр. 269.
13.Приказ МО РФ № 2688 от 13.07.2001 г. «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Журнал «Народное образование» № 3, 2002 г., стр. 249.
14.Инструкция об охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций. Журнал «Народное образование» № 3 2002 г., стр. 272.
 
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
Устав МАОУ «СОШ №3»
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Сан Пи Н 2.4.4.2599-10
Пояснительная записка
Каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за учебную четверть напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Значимость этого периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:
- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;
- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.
Лагерь размещается на базе муниципального образовательного учреждения основная общеобразовательная школа. В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.
Содержание деятельности лагеря должно быть направлено на разрешение этих противоречий. Программа деятельности лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и непременное условие развития. Для обеспечения преемственности в работе лагеря от каникул к каникулам необходима постоянная управленческая деятельность. Система управления ЛДП включает в себя три уровня: стратегическое управление, организационно-методическое управление, практическое управление.
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.
Основная идея программы ЛДП «Эврика» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.
Принципы организации педагогического процесса в рамках программы:
-принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;
-принцип коллективной деятельности;
-принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;
-принцип самостоятельности.
Цель:
обучение детей нормам здорового образа жизни через игровую, интеллектуальную, спортивную, прикладную, экологическую, творческую виды деятельности и развитие коммуникативных, познавательных и личностных качеств детей.
Задачи: 1. Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда здорового образа жизни.
2. Формирование интереса к различным видам деятельности.
3. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.
4. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.
Сроки реализации программы: осень 2014 года: лагерная смена, 7 день.
Ожидаемые результаты работы лагеря:
- укрепление здоровья детей;
- развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
- расширение социального опыта;
- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
- вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
- формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.
Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.
2. Методическое сопровождение программы
-Основными методами организации деятельности являются:
Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
Формы и методы работы
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации; методики коллективно-творческого воспитания Иванова И. П. . одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.
3. Механизм реализации
Оздоровительная работа
Основополагающими идеями в работе с детьми в лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- ежедневный осмотр детей медицинским работником;
- утренняя гимнастика;
- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере);
- организация пешеходных экскурсий в парк;
- организация здорового питания детей;
- организация спортивно-массовых мероприяти;
- спортивные эстафеты;
- подвижные спортивные игры.
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
- огонёк «Расскажи мне о себе»;
- командные игры;
- командные спортивные состязания.
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
- инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», и другие;
- беседы с медицинским работником: «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», «Мой рост, мой вес», «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя»;
- профилактическая беседа о правонарушениях несовершеннолетних;
- инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность в городской квартире», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде» и другие.
Работа по развитию творческих способностей детей
- оформление отрядных уголков, стенных газет.
- ярмарка идей и предложений;
- конкурсы рисунков, изготовление коллажей, экспресс-газет.
- мероприятия по развитию творческого мышления: загадки, кроссворды, ребусы, викторины, конкурсные программы.
Работа по патриотическому воспитанию детей
-«Нурлат родной, гордимся тобой»-сбор
- Инсценирование патриотической песни;
-«Я готов стать солдатом»-спортивные состязания;
-«Все флаги в гости к нам»- заочное путешествие
- изучение природы родного края.
Работа по привитию навыков самоуправления
- выявление лидеров, генераторов идей;
- распределение обязанностей в отряде;
- закрепление ответственных по различным видам поручений;
- дежурство по столовой, игровым комнатам.
Аналитическая деятельность по работе программы
ЛДП «Эврика»
- предварительный сбор данных на воспитанников лагеря;
- анализ лагерных мероприятий;
- анализ анкет детей и родителей по окончании смены;
- анализ работы программыЛДП «Эврика» в заключительный день работы лагеря;
- педагогическая диагностика (выявление настроения детей с помощью экрана настроений).
Содержание работы лагеря определяется планом программы, который предусматривает организацию разностороннего отдыха учащихся, создание необходимых условий для развития и отдыха школьников, их питание, соблюдение требований техники безопасности.
Законы жизни лагеря
 
●Закон главной тропы: нельзя нарушать правила дорожного движения, уходить одному с территории лагеря, всегда и везде вместе с отрядом.
 
●Закон чистоты: соблюдай чистоту во всём и везде, будь опрятным.
 
●Закон единого плеча: поддерживаем друг друга, не обижаем младших, уважаем старших.
 
●Закон здорового духа: начинаем день с утренней зарядки, соревнуемся в честной борьбе, заботимся о своём здоровье.
 
●Закон колокольчика: будь весел, принимай участие в праздниках, конкурсах, твори и выдумывай.
 
●Закон зелёного друга: береги природу, не обижай братьев меньших.
 
●Закон мудрой совы: читай каждый день и будешь умней.
 
 
План работы лагеря
День Мероприятия
День первый
1. Экскурсия по лагерю «Разведшкола».
2. Операция «Уют».
3. Игры, конкурс «Ярмарка идей».
4. Медицинский осмотр.
5.Открытие лагеря.
День второй
1. Огонёк знакомства «Расскажи мне о себе».
2. «Мы родом из детства» -фестиваль любимых игрушек.
3. Оформление отрядного уголка, выборы органов самоуправления.
4 .« День народного единства».-беседа с презентацией.
День третий
1.Минутка здоровья. Инструктажи.
2. Изготовление «Экрана настроения».
3.Спортивные соревнования «Лучики и зайчики».
4.«Нурлат родной, мы гордимся тобой» -сбор.
День четвёртый
1 Конкурс любознательных «А знаете ли вы что…»
2.»Я готов стать солдатом»-спортивные состязания.
3.«Знай и охраняй природу родного края» -защита плакатов.
4.« Все флаги в гости к нам»- заочное путешествие.
День пятый

1.Инсценирование патриотической песни.
2. Такое незнакомое «оригами» (изготовление поделок из бумаги.
3.«Равнение на подвиг»- сбор.
4.Экскурсия в школьную библиотеку.
День шестой
1Просмотр мультфильмов.
2. Спортивная эстафета «Играй с нами, играй как мы, играй лучше нас». под девизом: «Мы за здоровый образ жизни».
3. Интеллектуальный марафон «Почемучки среди нас».
4. Изготовление поделок из природного материала.
День седьмой

1.Минутка здоровья «Мой рост и мой вес».
2. Конкурс «По дорогам сказки».
3. Игра-соревнование «Ассорти талантов».
4. Торжественное закрытие лагеря.
4.Кадровое обеспечение программы:
Начальник лагеря
3 воспитателей.
Обслуживающий персонал (2 повара, техничка)
Подбор начальника лагеря, воспитателей проводит администрация школы. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит свей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.
Воспитатели организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность ее участников. Функции воспитателя заключаются в полной организации жизнедеятельности своего отряда: дежурство, труд по самообслуживанию, организация участия в мероприятиях. Воспитатель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка своего отряда.
Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.
Начальник и педагогический коллектив, специалисты хозяйства отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.
Материально-техническое обеспечение программы
 
Э                                 Элемент ресурса Краткая характеристика ресурса
Медицинский кабинет ФАПа Медицинское обслуживание обеспечивает фельдшер ФАПа, который осуществляет обслуживание детей, находящихся в лагере, проводит профилактические прививки согласно возрастному графику.
Школьный стадион На школьном стадионе есть футбольное поле, беговые дорожки, металлические конструкции, прыжковая яма. На стадионе проводится утренняя зарядка, различные соревнования, «часы игры»
Спортивный зал Зал используется для спортивных соревнований, для конкурсов и подвижных игр.
Методический уголок Содержит методическую литературу для организации и проведения различных мероприятий в пришкольном лагере.
Столовая На 48 мест, штат столовой укомплектован полностью, имеется оборудование.
Игровая комната Наличие настольных игр, мячей, скакалок, обручей, настольный теннис, телевизор.
 
 
5. Схема управления программой
Участниками данной программы являются дети в возрасте от 7 до 10 лет различных социальных групп.
Для организации работы по реализации программы смены:
-проводятся ежедневные планерки воспитателей;
-составляются планы работы отрядных воспитателей, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;
-оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;
-сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.;
-проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья;
-мероприятий по профилактике детского травматизма.
Учебно-методическое оснащение программы
Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
ЛобачёваС.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.
Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.