Программа детского оздоровительного лагеря Чайка с дневным пребыванием детей

УТВЕРЖДАЮ:
Начальник ДОЛ «Чайка»
______________А.В.Липатова
«___» _________2016г.






Программа

детского оздоровительного лагеря «Чайка»
с дневным пребыванием детей

МБОУ «СОШ №1»
Сосновоборский городской округ

« Вместе весело шагать» и
«Спорт-это круто, спорт-это сложно.
Жить без него совсем невозможно!»





Возраст детей: 6,5-14 лет
Срок реализации: июнь, июль 2016 г.
Автор программы: заместитель начальника ДОЛ «Чайка»
Стурова С.Н.


2016 г.





Паспорт программы.
Составитель программы
Стурова Светлана Николаевна – заместитель начальника ДОЛ «Чайка».

Название лагеря
Детский оздоровительный лагерь «Чайка»

Тип лагеря
Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей расположенный на территории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 1» г. Сосновый Бор.

Направление деятельности
Художественно - эстетическое направление
-Физкультурно-оздоровительная деятельность
Эстетическое направление
Досуговая деятельность
Кружковая деятельность

Основные заказчики программы
Администрация Сосновоборского городского округа, Комитет образования Сосновоборского городского округа.

Основания для разработки программы
Постановление главы администрации Сосновоборского городского округа от 08/04/2016 № 832 «О мерах по организации оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодежи летом 2016 года в Сосновоборском городском округе»
Постановление главы администрации Сосновоборского городского округа от 26/02/2016 № 497 «Об утвежнии административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Организации отдыха детей в каникулярное время, расположенные на территории Сосновоборского городского округа Ленинградской области»
Распоряжение Комитета образования от 20.05.16 г. №96 «Об обеспечении безопасности при организации мероприятий в рамках летней оздоровительной кампании 2016 года, мерах по сохранению жизни и здоровья детей в период пребывания их в оздоровительных лагерях, расположенных на базе образовательных организаций Сосновоборского городского округа и повышению ответственности руководителей образовательных организаций за жизнь и здоровье детей».
Приказ Комитета образования от 18.04.2016г. № 28 «Об организации мероприятий по отдыху и оздоровлению детей и подростков в учреждениях образования летом 2016 года».
Методические рекомендации по организации отдыха детей в лагерях дневного пребывания и специализируемых (профильных) лагерях, организуемых образовательными учреждениями, разработаны на основании Порядка проведения профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации от 13 июля 2001 года N 2688.
Деятельность лагеря регламентируется Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией о правах ребёнка, Сан ПиНом
2.4.4.2599-10 от 19.04.2010

Источники финансирования
В рамках основного мероприятия 1 «Организация работы оздоровительных учреждений всех типов и видов с круглосуточным и дневным пребыванием детей; спортивных соревнований, туристических походов, экскурсий, конкурсов, выставок; занятости подростков и молодежи на благоустройстве города; отдыха и оздоровления детей в выездных лагерях» подпрограммы 5 «Организация оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодежи в каникулярное время на 2014-2020 годы в Сосновоборском городском округе (Каникулы 2014-2020)» муниципальной программы Сосновоборского городского округа «Современное образование Сосновоборского городского округа на 2014 – 2020 годы».


Кадровое обеспечение
Педагогические коллективы школ города, педагоги дополнительного образования, учителя физкультуры, музыки , студенты Гатчинского педагогического колледжа имени. К.Д . Ушинского.

Продолжительность смены
21 день

Адрес, телефон ДОЛ
г. Сосновый Бор ул. Комсомольская, д.11, т: (881369) 2-25-73,

Возраст участников
6,5 -14 лет

Срок проведения смены
04.06.2016-29.06.2016
04.07.2012-27.07.2016

Количество детей, отрядов
2 смены 6 отрядов по 150 детей.


Цель программы
Организовать полноценный отдых, оздоровление детей, развить творческий потенциал и активную жизненную позицию детей, сформировать ключевые компетенции воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе.

Основные задачи программы
Обеспечить активный отдых, используя различные виды физкультурно-оздоровительных мероприятий (утренняя гимнастика, игровые физические упражнения, подвижные игры и эстафеты, массовые спортивно-оздоровительные мероприятия и т.д. развить творческий потенциал
Развить активную жизненную позицию детей, на основе включения их в разнообразную, общественно- значимую и личностно привлекательную деятельность.
Приобщение детей к разнообразному социальному опыту современной жизни, создание в лагере отношений сотрудничества, содружества и сотворчества
Создать условия для формирования у детей нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей, воспитание любви к Родине.

Ожидаемые результаты реализации программы
-оздоровление и укрепление здоровья детей;
- улучшение социально-психологического климата в лагере;
- снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;
- получение новых знаний, умений, навыков в разных сферах деятельности;
- укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов ;
- формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных ситуациях;

Механизм реализации

1.Подготовительный (май):
-подбор кадров;
-проведение стажерской площадки для работников лагеря;
-подготовка методических материалов;
-подготовка материально-технической базы.
2. Организационный:
-формирование отрядов;
-знакомство с режимом работы лагеря и правилами;
-оформление уголков отрядов.
3. Практический: (21 день):
-образовательная деятельность;
-оздоровительная деятельность;
-культурно-досуговая деятельность;
-методическая работа с воспитателями.
4. Аналитический:
-закрытие смены (последний день смены);
-сбор отчетного материала;
-анализ реализации программы и выработка рекомендаций;
-выпуск видеодневника (презентации).

Система организации контроля исполнения программы
Контроль исполнения программы осуществляется начальником лагеря, родителями и детьми.
Дневники отряда
Творческий отзыв ( рисунок « Море впечатлений»)
Презентация отряда.






















УТВЕРЖДАЮ
Начальник ДОЛ «Чайка
______________ А.В.Липатова
«4» апреля 2016г.
План работы ДОЛ «Чайка»






Режим дня
ДОЛ «Чайка»
Элементы режима дня
Пребывание детей

Сбор детей, зарядка, утренняя линейка
8.30 - 9.00

Завтрак
9.00 - 9.30

Работа по плану отрядов, общественно полезный труд, работа кружков и секций
9.30 – 12.00

Динамический час, подвижные игры на улице
12.00 - 13.00

Обед
13.30 - 14.00

Дневной сон
14.00-15.30

Полдник
16.00-16.30

Работа по плану отрядов, работа кружков и секций
16.30-18.00.

Уход домой
18.00









I. Пояснительная записка
Лучший способ сделать детей
хорошими – это сделать их счастливыми.
 О. Уайльд
Актуальность
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, воплощения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. Организация летних оздоровительных лагерей одна из интереснейших и важнейших форм работы со школьниками в летний период. Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей.
Летний лагерь сегодня – это не только социальная защита, это ещё и площадка для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, что создаёт условия для социализации молодого человека.
Преимущества отдыха в лагере дневного пребывания:
доступность отдыха в пришкольном лагере для детей из социально - незащищенных слоев населения;
личностный рост каждого ребенка посредством участия в выбранном виде деятельности;
возможность детям получить новые знания;
профилактика безнадзорности, правонарушений и несчастных случаев в быту и на улице, на дорогах города.
Лагеря с дневным пребыванием, организованные при школах, по-прежнему являются наиболее эффективной наиболее доступной и массовой формой летнего отдыха и оздоровления детей.
Программа, по организации жизнедеятельности детского оздоровительного лагеря «Чайка» - это комплекс взаимосвязанных оздоровительных, досугово-развлекательных мероприятий. Коллективных творческих дел, общественно-значимых акций и операций, определяющих содержание воспитательного процесса, нацеленного на дифференцированный и индивидуальный подходы и ориентированный на личностный рост воспитанников.
Программа направлена на создание благоприятных условий для оздоровления и организации досуга учащихся в период летних каникул. Именно в пришкольном лагере ребенок, заполняя свое свободное время полезными делами, может получить дополнительные знания, многому научиться, поправить свое здоровье и просто отдохнуть.
Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети не думают об этом, мы же обязаны помочь осознать ребенку ценность здорового образа жизни. Кроме того, лагерь способствует формированию у ребят коллективизма, коммуникативных навыков.
Данная программа является комплексной, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительности является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены.
Программа предусматривает организацию летнего отдыха детей школьного возраста. Обязательным является вовлечение в лагерь трудных детей, детей – сирот, опекаемых, ребят из многодетных и малообеспеченных семей.
Реализация программы возможна с помощью обеспечения педагогическими кадрами, инструктором физической культуры, квалифицированными педагогами дополнительного образования, организации качественного питания и медицинской помощи.
ДОЛ «Чайка» располагается на первом и втором этажах школы. Для работы лагеря предоставлены шестнадцать помещений: 10 спален (каб 10,11,12,13,14,15,16,17,29,30) и _6 игровых (каб.23,24,25,26,27,28). Спальни оборудованы кроватями. Каждое спальное место обеспечено комплектом постельных принадлежностей и дополнительным комплектом постельного белья.
Для проведения спортивных мероприятий предоставлен спортивный зал школы и школьный стадион.
Трехразовое питание детей организовано на базе школьной столовой.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка - время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
В лагере есть свой девиз, которые определяются на конкурсной основе в начале сезона. В конкурсе участвует все дети.
В лагере существует свой уголок, где размещены:
название;
девиз;
достижения;
законы;
поздравления;
численность (список ДОЛ);
выставка рисунков, поделок.
Для организации работы по реализации программы:
проводятся ежедневные планерки воспитателей;
составляются планы работы отрядов, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;
оказывается, методическая и консультативная помощь педагогам;
проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.


II. Цель программы:
Организовать полноценный отдых, оздоровление детей, развить творческий потенциал и активную жизненную позицию детей, сформировать ключевые компетенции воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе.
III. Задачи:
Обеспечить активный отдых, используя различные виды физкультурно-оздоровительных мероприятий (утренняя гимнастика, игровые физические упражнения, подвижные игры и эстафеты, массовые спортивно-оздоровительные мероприятия и т.д. развить творческий потенциал
Развить активную жизненную позицию детей, на основе включения их в разнообразную, общественно- значимую и личностно привлекательную деятельность.
Приобщение детей к разнообразному социальному опыту современной жизни, создание в лагере отношений сотрудничества, содружества и сотворчества
Создать условия для формирования у детей нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей, воспитание любви к Родине.


Обучающие:
расширить кругозор ребенка через игровой сюжет с учетом возрастных особенностей и интеллектуального уровня;
сформировать базу всевозможных игр, которые ребенок сможет использовать в повседневной жизни.
Развивающие:
развивать лидерские и организаторские способности через коллективно-творческие дела смены; 
приобщать ребят к творческим видам деятельности, развивать творческое и креативное мышление;
предоставлять ребёнку возможность для самореализации основываясь на индивидуальный, личностный потенциал;
сформировать мотивацию к применению накопленных знаний, умений, навыков в повседневной жизни
Воспитательные
сформировать культуру поведения, санитарно – гигиеническую культуру;
сформировать у ребят навыки общения и толерантности;
сплотить детский коллектив, поддержать дух сотрудничества и взаимопомощи;
 
IV. Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены
Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей лагеря «Чайка» опирается на следующие принципы:
добровольность участия в делах программы;
открытости в деятельности отрядов, учёт возрастных и индивидуальных способностей, интересов детей;
доступности предлагаемых форм работы возможностям каждого ребёнка;
систематичности, предполагающей соответствие всей деятельности детей и вожатых поставленным задачам, логическую взаимосвязь всех дел смены;
наглядности, каждое дело смены наглядно отражается в фотоотчете , в презентации о своём отряде;
развитие в каждом ребёнке стремления стать лучше, знать больше; развитие его творческих способностей;
коллективности, т.к. этот принцип является основой для проведения коллективного творческого дела с возникающей целью (По И.П.Иванову)

Принцип гуманизации отношений: Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: Результатом деятельности воспитательного характера в ДОЛ «Чайка» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип демократичности: Участие всех детей и подростков в программе «Вместе весело шагать»
Принцип дифференциации воспитания: Дифференциация в рамках детского оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности: Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал
Безусловная безопасность всех мероприятий
Учет особенностей каждой личности
Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря
Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря
Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.
Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря
Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых
Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне в дневнике отряда.

V Направления деятельности
Физкультурно – оздоровительная работа
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
Выработка и укрепление гигиенических навыков;
Расширение знаний об охране здоровья.

Основные формы организации:
Утренняя гимнастика (зарядка), минута здоровья ( «Закаливание». «Книги о здоровье», «Путешествие в страну Витаминию», «Чистота залог здоровья», «Как ухаживать за зубами».
Спортивные игры на стадионе, спортивной площадке.
Подвижные игры на свежем воздухе (Игры - вертушки «Тропа доверия, «Захват территории»)
Эстафеты, спортивная игра «Веселые старты».
Тематические дни «День здоровья и спорта», «День лагерных рекордов».

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки, повороты, приседания. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы. В лагере проводились городские спортивные соревнования "Веселые старты". Воспитанники смогли показать спортивную подготовку в различных соревнованиях .И получить море положительных эмоций.
Эстетическое направление
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.

Задачи эстетической деятельности:
Пробуждать в детях чувство прекрасного;
Формировать навыки культурного поведения и общения;
Прививать детям эстетический вкус.
В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством .В лагере проводилась "Минута Славы".Дети с большим удовольствием готовились к выступлению. Проявили свои таланты и творческие способности.

Основные формы проведения:
Посещение театров, кинотеатров;
Конкурсы;
Конкурс оформления отрядных уголков «Наш отрядный дом»

Художественно – творческая деятельность
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Определенный интерес вызвал у детей "Дневник отряда" Где они смогли высказывать свое мнение и предлагали свои идей в оформлении дневника и стенгазеты.




Формы организации художественно-творческой деятельности:
Изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «Страна светофория», « Моя страна ,моё Отечество».)
Конкурсные программы («Алло, мы ищем таланты», «Модный приговор»)
Творческие конкурсы («Знакомьтесь – это мы!», инсценировки сказок на различные темы)
Игровые творческие программы («День сказки», )
Концерт («Минута Славы»)
Творческие игры («День рекордов»)
Праздник ( «День именниника»).
Выставки.
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В лагере проводятся выставки по «Технике пожарной безопасности» и о «Здоровом образе жизни» между отрядами. Дети с большим удовольствием принимают участия в конкурсе.
В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.

Образовательная деятельность

В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Отсюда основные задачи образовательной деятельности:
Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире;
Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.


Основные формы работы:

Экскурсии; («По памятным местам города»)
Посещение музея, библиотек, дома культуры

Досуговая деятельность

Задачи досуговой деятельности:

Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга.
Организовать деятельность творческих мастерских.

В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.


Виды досуговой деятельности:

развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревновании, представлений, прогулки, путешествия;
отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.
общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.
Во время просмотра спектакля "Путешествие по улицам Сезам" Дети смогли увидеть как выглядят со стороны "плохие поступки "и оценить свои поступки и поступки своих товарищей.


Кружковая деятельность

Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в периода каждой смены работают постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.
Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.
Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.
Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:
изучение интересов детей;
презентация кружков на линейке в начале смены;
ознакомление детей с режимом работы кружков;
деятельность ребят в кружках;
текущее отражение результатов деятельности детей;
подведение итогов работы кружков в конце смены.

VI .Механизм реализации программы
I этап. Подготовительный
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к смене. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей ;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

II этап. Организационный
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы «Вместе весело шагать»;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

III этап. Практический
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел;
работа творческих мастерских.

IV этап. Аналитический
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.




VII.Нормативно-правовая основа разработки и
реализации программы


Закон «Об образовании РФ» полностью
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
Копия приказа об организации оздоровительного учреждения с дневным пребыванием детей № 134-ОД от 28.04.2015г
Устав МБОУ «СОШ №1»
Положение о лагере дневного пребывания.
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
Должностные инструкции работников.
Утвержденное штатное расписание и списочный состав сотрудников приказ.
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
Личные медицинские книжки сотрудников согласно списочному составу.
Заявления от родителей.
Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
Акт приемки лагеря.



VIII. Целеполагание

Общепедагогическая цель программы: создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровление детей в условиях лагеря.
Задачи:
привлечение ребят к активному участию в мероприятиях в рамках программы;
организация режима дня в соответствии с возрастными особенностями;
организация полноценного отдыха и оздоровления детей;
раскрытие творческих и коммуникативных способностей учащихся;
создание благоприятной эмоциональной атмосферы в лагере.

Педагогическая цель - повышение уровня подготовки вожатых.
Задачи:
развитие творческой активности вожатых в процессе реализации цели и задач смены;
развитие способностей к самопроектированию своей деятельности;
стимулирование саморазвития, самотворчества, развитие диагностических способностей;
самореализация вожатых, как интересных личностей.
Методическая цель- совершенствование методик организации массовых, групповых и индивидуальных форм работы.


Я по-прежнему считаем, что педагогической основой программы должна стать игра. Игра становится фактором социального развития личности. В качестве игровой модели избрана сюжетно-ролевая игра.
Особенности временного детского коллектива обеспечивают довольно быстрое развитие коллектива, что, в свою очередь, способствует динамике сюжетно-ролевой игры.
Игра включает в себя поиск, труд, наблюдение, спорт, овладение навыками. Она, как добрый друг, знакомит ребят с интересными людьми, с окружающей природой.
Сюжетно-ролевая игра предполагает наличие сюжета и следование ему всех участников лагеря. Каждый имеет в ней свою роль, но следует по своему усмотрению, а не по строгому сценарию.
Сюжет определяет канву игры, правила и принципы жизнедеятельности, нормы поведения, которые могут корректироваться в процессе игры. Игра - это действие, творчество ребят и взрослых, общая радость взаимопонимания.
В основу жизни на острове положен принцип развивающего отдыха, способствующий процессу дальнейшего развития личности ребёнка.


Организационно-педагогическая деятельность.

- комплектование штата лагеря кадрами
- участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей, организованных Управлением образования Сосновоборского округа
- совещание при директор по организации летнего отдыха учащихся
- проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей
- проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом»

Оздоровительная работа
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
ежедневный осмотр детей медицинским работником;
утренняя гимнастика;
принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
организация экскурсий;
организация здорового питания детей;
организация спортивно-массовых мероприятий:
спортивный праздник «Веселые старты»
городской фестиваль «Пусть всегда будет солнце»
- спортивные эстафеты;
- подвижные спортивные игры;



Работа по сплочению коллектива воспитанников

Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
- Огонёк «Будем знакомы!»
- Коммуникативные игры на знакомство «И всем нам очень приятно», «Назовись».
- Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас».
- Игры на сплочение коллектива «Зоопарк – 1», «Заколдованный замок»,
«Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!»,
«Хвост дракона», «Зоопарк-2».
Благодаря таким играм в отряде складывалась теплая атмосфера.Воспитанники могли договориться между собой. Учились учитывать свои интересы и интересы своих товарищей ..Помогали друг другу в первую неделю когда пришли в ДОЛ "Чайка".

Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
- Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», инструктаж по теме «Общие требования безопасности. Действия при штормовом предупреждении, урагане, стихийных бедствиях», «Антитеррористическая безопасность. Правила дорожного движения, поведение в общественном транспорте, в местах массового скопления людей.» «Правила поведения на воде». Инструктаж по «Технике безопасности». Инструктаж по теме «Острые кишечные инфекции. Их профилактика» . «Правила поведения при проведении массовых мероприятий. Поведение при движении по городу, соблюдение ПДД». Инструктаж по теме «Гепатиты А и В».
-Беседы, проведённые медицинским работником и врачами –нарколог, терапевт, стоматолог: «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», «Мой рост, мой вес», «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя», «Как беречь глаза?»;
- Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре» ;
- Профилактическая беседа о правонарушениях
- Конкурс рисунков на асфальте «Ты, я –моя семья, моя страна»
- Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность в городской квартире», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи»;
Работа по развитию творческих способностей детей
- Оформление отрядных уголков, стенных газет; создание презентации отряда.
- Ярмарка идей и предложений;
- Конкурсы рисунков, изготовление коллажей, экспресс-газет.
- Кружок «Бумагопластика» - основы программирования; создание презентаций.
- Мероприятия на развитие творческого мышления: загадки, кроссворды, ребусы, викторина «Смекалка, эрудиция и смех – неотъемлемый успех!», конкурсная программа», «Эрудит – шоу»,
Работа по гражданско-патриотическому развитию детей

- Экскурсия в Музей Славы;
- Дискуссия «Природа моего края»;
- Экскурсия к Памятнику павшим
- Беседа «Поговорим о матушке-природе»;
Дети ходили в "Музей современного искусства" и "Музей боевой славы". Узнали много интересного об истории своего города и Великой отечественной войне.Уяснили для себя то , что пережили наши деды и прадеды ценно. Благодаря всероссийскому конкурсу "Слава созидателям " смогли прочуствовать работу урналиста и познакомиться с необычными людьми.


Работа по привитию навыков самоуправления

- Выявление лидеров, генераторов идей
- Распределение обязанностей в отряде;
- Закрепление ответственных по различным видам поручений;
- Дежурство по столовой, игровым комнатам и спальням;

IXАналитическая деятельность по работе программы «Вместе весело шагать» и «Спорт-это жизнь.»

- Стенгазета "Море впечатлений"
- - Анализ работы программы «Вместе весело шагать» и «Спорт-это жизнь» в заключительный день работы ДОЛ «Чайка»;
На закрытие лагерной смены участники первой и второй смены получили на память сладкие призы и подарки (маленькие блокноты). Именинники получили свои особенные призы. Девочки- тетрадь-блокнот. Мальчики получили пеналы и море положительных эмоции. У каждого ребенка была возможность написать свой отзыв и приклеить на ватман «Море впечатлений». Воспитанники писали свои отзывы на вырезанных цветочках, облачках, звездочках. Выступали со своими творческими номерами. И когда пришла время расставаться . Дети не хотели уходить из ДОЛ «Чайка».


X Ожидаемые результаты выполнения программы

В ходе реализации данной программы ожидается:
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
Укрепление физических сил детей , развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
Личностный рост участников смены.


XI.Материально-технические условия предусматривают:



Применение
Источник финансирования и материальная база

Ответственные

1
2
3
4

Кабинеты
Игровые комнаты,
Материальная база школы.
Оснащены: столы,cтулья, шашки, шахматы, краски, ватман , мелки, фломастеры ,цветные карандаши, компьютер , бумага для рисования, интерактивная доска, колонки, медицинская аптечка.


Начальник лагеря,
Заместитель начальника лагеря, воспитатели,
технический персонал

Спортивный
зал
Занятия спортом, состязания, линейка (в случае плохой погоды)
Мячи: –футбольные и волейбольные, ворота для игры в футбол
Спортивный
руководитель

Спортивная площадка
Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания
Мячи –футбольные и волейбольные, скакалки, ворота для игры в футбол
Спортивный
руководитель

Школьный двор
Отрядные дела, игры-путешествия
Материальная база школы
Воспитатели, администрация лагеря

Актовый
зал
Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской
Аппаратура , сцена,стулья.
Воспитатели, администрация лагеря

Медицинский
кабинет
Медицинский контроль мероприятий лагерной смены
Материальная база школы
Медицинский работник школы

Школьная библиотека
Литература для педагогов и детей лагеря
Материальная база школы
Библиотекарь

Школьная столовая
Завтрак, обед, полдник
Лагерь «Чайка»
Заведующая пищеблоком

Комнаты кружковой работы
Кружки рукоделия, рисования, моделирования
наличие канцелярских принадлежностей, спортивного инвентаря;

Начальник лагеря

Методический кабинет
Творческая мастерская вожатых, воспитателей, руководителей кружков
Папки с инструктажами для воспитателей по
-Технике пожарной безопасности
-Профилактика педикулеза.
-Профилактика кишечных инфекции.
-Поведение детей при пожаре.
-Первая помощь при укусе клеща.
Воспитатели

Комнаты гигиены
Туалеты, места для мытья рук.
Жидкое мыло, бумажное полотенце,туалетная бумага.
Администрация лагеря, воспитатели,
технический персонал




XII Методические условия предусматривают:

наличие необходимой документации, программы, плана;
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
коллективные творческие дела
творческие мастерские
индивидуальная работа
деловые и ролевые игры

XIII Кадровые условия.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
начальник лагеря, заместитель начальника лагеря по ВР;
музыкальный работник, физ работник
Кураторы отрядов:
воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);
Руководители творческих мастерских
из числа педагогов МБОУ «ДДТ»


Диагностика

Вводная
диагностика
Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:
- беседы в отрядах;
- планерки администрации лагеря, старших вожатых и воспитателей.

Пошаговая
диагностика
Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.
Рейтинг определяется ежедневно на отрядном круге, где каждому участнику по итогам дня присваивается не более 2-3 «стикеров» - символов рейтинга.
Цветовая гамма:
красный – «лидер-организатор»,
синий – «лидер-вдохновитель»
зелёный – «активный участник»
желтый – «исполнитель».
Участникам, набравшим 5-6 «стикеров», присваивается звание, соответствующее преобладающему цвету. По итогам смены они награждаются грамотами, подарками.

Беседы на отрядных сборах.


Итоговая
диагностика
Дневник отряда
-Творческий отзыв.
-Беседы в отрядах.





XIV Список используемой литературы:
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2012.
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2012.
Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2014 г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2014.


Приложения:
1.План работы лагеря. 2.Дневник отряда.
3.Речевки.(в дневнике отряда.)
4.Презентация отряда.
5.Законы лагеря «Чайка»

























Законы лагеря «Чайка»
ПРАВА
ЗАКОНЫ

1.Право безопасности жизни
1.Закон «ноль – ноль»
(точного времени)

2.Право уважения личности
2.Закон территории

3.Право творческого созидания
3.Закон доброго отношения

4.Право познания
4.Закон зелени
(охрана природы)

5.Право свободы выбора деятельности
5.Закон ЗОЖ

6.Право свободного общения
6.Закон уважения личности человека, чужого труда, чужого мнения.

7.Право на информацию
7.Закон соуправления

8.Право на инициативу
8.Закон свободы слова

9.Право быть счастливым
9.Закон поднятой руки
(внимание, прошу слова)

10.Право на ошибку





























15