Конспект урока Семья и Отечество в моей жизни (1класс)


Единый классный час «Семья и Отечество в моей жизни»

Цели: воспитание ценностного отношения к семье, формирование у обучающихся активной гражданской позиции и любви к Отечеству, основанной на исторических традициях Кубани, любви к своей малой Родине, примерах крепких семей.
Задачи:
-способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям;к Отечеству, к малой родине;
-формировать правильное отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям;
-укреплять привязанность к членам своей семьи.
сформировать представление о важности каждого члена семьи;
-воспитывать ценнейшие качества человека: доброту, отзывчивость, терпение, чувство уважения и взаимопомощи.
Оформление:
стенды с рисунками учащихся на тему "Моя семья";фотографии семьи.
пословицы:
Семья - печка: как холодно все к ней собираются.
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
Моя семья - моё богатство.
Песни»Как хорошо, что есть родимый дом».
Вступительная часть (звучит музыка, на экран проецируются семейные фотографии учащихся). (слайд 1)
(слайд )
Учитель:У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Что это? СЕМЬЯ.
Сегодня мы поговорим о семье.
Как вы понимаете слово семья? (Ответы детей)
- Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека.(Звучит песня «Как хорошо, что есть родимый дом»).
Семья - это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. Раньше семьи всегда были большими. В ней были дедушка, бабушка, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Семьи были не только большие, но и крепкие. “Мой дом – моя крепость”, “Моя семья – мое богатство” – эти выражения я считаю правильными, потому что у каждого человека должен быть дом, где его ждут, оберегают, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где ему тепло и уютно.
А у вас какая семья ? Расскажите мне о ней. ( Дети сфотографией выходят и рассказывают о своей семье)
Кто есть в вашей семье?
Сколько человек?
Что делает мама, папа, бабушка и т.д?
А ты помогаешь им? (Дети рассказывают о своих семьях)
Анализ ситуаций.
- Предлагаю вам подумать, как вы поступите в различных ситуациях, что предпримете. Надо быть готовым найти правильный выход из любой ситуации. Мы сейчас потренируемся в этом.
Мама заболела. (Мы даем ей таблетку.)
День рождения у мамы. (Дарим ей цветы.)
Как я решил с мамой не ссориться. (Я не стал ей грубить и стал слушаться.)
Чем можно радовать маму? (Получить хорошую отметку или помочь ей в каких-либо делах, уделить внимание.)
Почему мама поздно ложится спать? (У мамы много дел и забот. Ей нужно чаще помогать.)
Как часто вы собираетесь всей семьёй в свободное время?
Какие праздники у вас самые любимые?
Как вы их отмечаете? Слайд 2
Учитель (слайд 3) Я узнала из ваших рассказов, что у вас разные семьи, но все они очень дружные, крепкие. И вы гордитесь своей семьёй. Каждый член семьи имеет свои обязанности, вы все помогаете друг другу, заботитесь о старших и младших членах семьи.
Всё начинается с семьи: И мудрой старины докучливые стрелы:Призывный крик ребёнка в колыбели Всё начинается с семьи:
Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится: "Семья - печка: как холодно, все к ней собираются". Старшие члены семьи стоят на защите своих интересов и всех членов семьи. Поэтому ваша семья напоминает маленькое Отечество, живущее по своим законам. А таких семей в нашей стране очень много. И укрепляя свою семью, мы, тем самым, укрепляем Отечество.
Подчеркивая важность семьи, люди даже учредили Международный день семьи. Он отмечается ежегодно в мае. Какого числа, спросите вы? Отгадайте сами. Посмотрите на квадрат и скажите, какому числу не хватает пары? (слайд 4 ) Ответ: 15.
Учитель. Международный день семьи отмечается 15 мая.
(слайд 5)В семье все идет своим чередом: рождаются дети, которые, повзрослев, сами становятся сначала родителями, а потом стариками: дедушками, бабушками, прадедушками и прабабушками. Когда они были маленькими, то о них заботились их родители, а когда они сами стали родителями, то стали заботиться о своих детях и о своих пожилых родителях. И так повторяется из поколения в поколение на протяжении всей истории человечества. Каждому ребенку необходима семья. Так что же такое семья? Прежде всего, это мама и папа — родители. Родителям полагается растить детей.
Физкультминутка
Этот пальчик – дедушка,
  Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
 Этот пальчик – мамочка,
 А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!
(На каждую строчку дети соединяют пальцы двух рук, встряхивают руками).
Учитель: Тайны слова "семья". (слайд 6) В слове "семья" много поучительных загадок и открытий. Это слово можно разделить на "семь" и "я", т.е. семеро таких же, как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом, мимикой, жестами. Само по себе число "7" особенное - оно неделимое. Потому оно говорит нам, что семья - единое целое. (карточки со словами "семь" и "я").
Есть ещё одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова "семя". Как вы думаете, почему? Действительно, вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья. Зерно выращивают с любовью и заботой, и в семье необходимы согласие и забота друг о друге. (карточка со словом "семя")
Нравственные заповеди (конкурс собери пословицы).
- Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц: Мальчики выходят с половинкой пословицы или поговорки. Вторая половина находится у девочек. Надо найти продолжение пословицы и выйти к первой половине. Все вместе хором читают получившуюся пословицу.
(слайд 7)
- Вся семья вместе, : - так и душа на месте.
- Работящая семья и : - землю превратит в золото.
- В семье любовь да совет, : - так и нужды нет.
- На свете всё сыщешь, : - кроме отца и матери.
- В гостях хорошо, : - а дома лучше.
- Дети не в тягость, : - а в радость.
Учитель: Прекрасно, если человек живет в семье, в которой царят мир и согласие. Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту. ( слайд 8)
Разговор с дочкой
Мне не хватает теплоты, -Она сказала дочке. Дочь удивилась:Мерзнешь тыИ в летние денечки?!Ты не поймешь, еще мала, -Вздохнула мать устало. А дочь кричит:Я поняла! -И тащит одеяло.
Учитель О какой теплоте говорила мама? (О душевной.) Каким образом можно проявить душевную теплоту по отношению к родственникам? (Отклик детей.) 
Учитель. Ещё в давние времена зародилась традиция составлять родословное древо и изображать герб своей семьи. Во многих английских семьях до сих пор чтят эту традицию (слайд 9) Главной частью герба является щит. Образ щита призван защищать семью или человека от врагов. Щит мог иметь разную форму, разный цвет и создавался из различных материалов. Поверх поля щита располагались геральдические и негеральдические фигуры. Также на герб наносился девиз - который отражал жизненные правила этой семьи. Я прошу представить гербы вашей семьи.
В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т. д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности. Можете ли вы привести примеры таких взаимоотношений в вашей семье? (Отклик детей.)
Давайте составим памятку действий, которые сделают вашу семью еще счастливей. (отклик детей) ( предлагаю детям заготовку правил – по одному).
Памятка для воспитанных детей, которые хотят сделать свою семью ещё счастливее. ( слайды 10-11)
Начинайте утро с (добрых слов), и тогда вы увидите, что даже самое хмурое утро станет добрым!
Не жалейте (добрых слов) для своих близких. Помните что добрые слова могут (растопить) даже самый толстый лёд!
Чаще (улыбайтесь), будьте (приветливы). Люди будут стремиться к общению с вами.
К бабушкам и дедушкам относитесь с(уважением) и (бережно). Они прожили длинную жизнь, многое видели, много знают и умеют, накопили большой опыт. (Прислушивайтесь) к их советам.
Старайтесь (помогать) старшим во всём, не ленитесь написать письмо, отправить открытку. Когда на душе становится тоскливо, письмо и открытку можно перечитать много раз.
(С уважением) относитесь к труду по дому. Следите за чистотой своей комнаты, тогда у мамы будет меньше забот. (И вы не будете тратить время на поиски нужной вещи.)
(Не просите) бабушек и дедушек сделать вам то, что вы можете сделать сами. Будьте (внимательны) к просьбам родителей.
Любите своих родных и близких!
Помните, что и в ваших силах сделать семью счастливой!!!
Я предлагаю вам нарисовать свою семью.(Рисунки детей)
Дети все выходят с рисунками к доске
Учитель: Вы в этом году стали первоклассниками. Влились в большую дружную школьную семью. Но у нас есть своя классная семья
Мы большущая семья – Любим песни, пляски,
27 всех вас и я, Хоккей, футбол, салазки.
Любим мы писать, читать, О нашей классной жизни вам
Плавать, прыгать и играть. Расскажем без подсказки.
Вам всегда комфортно в классе, вы с хорошим настроением идёте в школу? Почему? Что нужно для того, чтобы вам было хорошо? Давайте будем дружить друг с другом, жить дружно, потому что мы - СЕМЬЯ. А в семье по-другому нельзя!!! − А давайте, дети, встанем в круг. Все вместе скажем друг другу самые тёплые слова. Первой начну я «Очень я вас всех люблю». “
1–2 – голубые, 3–4 – небеса,
Мы пройдем моря и горы, реки и леса.
Не страшны нам неудачи, дружба, сердце закалит.
Мы не можем жить иначе – наша дружба – монолит”.
 Подходит к концу наше мероприятие, подведём итог всему сказанному и услышанному сегодня:
В семейном кругу мы с вами растём!Основа основ - родительский дом!В семейном кругу все корни твои!И в жизнь ты выходишь из семьи!
Любят тебя без особых причин:За то, что ты внук, за то, что ты сын,За то, что малыш, за то, что растёшь,За то, что на маму и папу похож:И эта любовь до конца твоих днейОстанется тайной опорой твоей.
Семья - это то, что мы делим на всех,Всем понемножку: и слёзы и смех,Взлёт и падение, радость, печаль,Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья - это то, что с тобою всегда.Пусть мчатся секунды, недели, года,Но стены родные - отчий твой домСердце навеки останется в нём! Песня "Как хорошо, что есть родимый дом ".
Итог урока
- Что же такое семья для каждого из вас? (Это мама, папа, бабушка, дедушка и т.д.)
- Игра: «Назови ласково по имени (маму, папу, сестрёнку, бабушку, дедушку, братика).
- Игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье?» (Пожелания детей своей семье)
Рефлексия
- А теперь я хочу узнать, было вам комфортно, интересно на занятии при помощи волшебного дерева. Наше дерево пока без листьев. На столах у вас лежат листочки красного и зелёного цвета. Если вам было интересно заниматься, вам понравилось, то возьмите листочки зелёного цвета. Если занятие вам не понравилось, вам было не комфортно, вы ничего не запомнили, то возьмите листочки красного цвета. Выбрали? Прикрепите их к дереву.

Слайд 12
Закончился праздник, пора расставаться.Желаю вам юными век оставаться.И больше улыбок и меньше потерь.Пусть вам прямо в счастье откроется дверь!-Пусть ваш дом всегда будет уютным, добрым, гостеприимным. Пусть всегда в нём будет любовь да совет. Потому, что в семье, где любовь и совет, нужды нет. И пусть всегда каждый из вас вы мог бы сказать: "Моя семья - моё богатство". Слайд 13