Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 4 класс


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ №36 ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Рассмотрена
на заседании МО
(наименование МО)
Протокол №____
от «____»________20___г. Принята
на педагогическом совете
Протокол №___
от «____»________20___г
Утверждена
приказом директора
МАОУ Лицей №36
Приказ № ____
от «__»________20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО изобразительному искусству
Количество часов в неделю 1ч
Количество часов в год 34ч
1 ступень 4 класс
Программу составила:
Наумова Ольга Михайловна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2015-2016 уч.годПояснительная записка
Рабочая программа по «Изобразительному искусству» для 4 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Т,Я, Шпикаловой, Л.В. Ершовой и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) начального общего образования по технологии.
Предмет входит в предметную область изобразительное искусство, которая изучается в 1-7 классах.
Предмет «Изобразительное искусство» является федеральным компонентом.
Тип программы: базовая программа по «Изобразительному искусству».
В соответствии с учебным планом Лицея на 2015-2016 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Реализация учебной программы обеспечивается учебником Т,Я, Шпикаловой, Л.В. Ершовой, 1-4 классы М. :Просвещение, 2011, включённым В Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №253 от 31 марта 2014 года.

Общая характеристика курса
Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй блок даёт инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребёнок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют почти на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уникальность и значимость учебного курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание. Овладение основами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость для ребёнка экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Цели предмета:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Задачи предмета:
развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобрази-
тельного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Результаты изучения курса
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при-
знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, мо-розные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты), как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма.
Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и
зарубежного искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих,К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление
о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных
народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно-творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных иприродных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Содержание учебного предмета
 Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.
Восхитись вечно живым миром красоты – 11 часовЦелый мир от красоты. Пейзаж: Пространство, цветовая гамма, линия, пятно.
Древо жизни – символ мироздания. Наброски, зарисовки.
Мой край родной. Моя земля. Пейзаж.
Цветущее дерево – символ жизни. Декоративная композиция: народная роспись.
Птица – символ света, счастья и добра.
Корень – символ солнца, плодородия и добра. Городецкие разживки.
Связь поколений в традициях Городца. Городецкие мотивы.
Знатна Русская земля мастерами и талантами. Портрет: пропорция лица человека.
Вольный ветер – дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, свет.
Движение – жизни течение. Наброски с натуры, по памяти и представлению.
Осенние метаморфозы. Пейзаж : Колорит, композиция.
Любуйся ритмами в жизни природы и человека – 14 часовРодословное дерево – древо жизни, историческая память. Групповой портрет.
Двенадцать братьев друг за другом бродят… Декоративно – сюжетная композиция.
Год не неделя – 12 месяцев впереди. Иллюстрация к сказке.
Новогоднее настроение. Основа новогодней открытки
Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки, поздравительные надписи.
Зимние фантазии. Наброски и зарисовки. Графические средства.
Зимние картины. Сюжетная композиция
Ожившие вещи. Натюрморт
Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт.
Русское поле. Бородино. Портрет.
«Недаром помнит вся Россия про день Бородина.» Батальный жанр.
Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома.
Народная расписная картинка – лубок.
Народная расписная картинка - лубок
Восхититесь созидательными силами природы и человека – 9 часов.
Вода – живительная стихия. Проект экологического плаката.
Повернись к мирозданью. Проект экологического плаката в технике коллажа.
Русский мотив. Пейзаж
Русский мотив. Пейзаж
Всенародный праздник – День Победы. Патриотическая тема.
«Медаль за бой, за труд из одного металла льют. Медальерное искусства.
Орнаментальный образ в веках. Орнаменты народов мира.
Орнаментальный образ в веках. Орнаменты народов мира.
Орнаментальный образ в веках. Орнаменты народов мира.
Тематическое планирование

п / пТема Кол – вочасов Дата Характеристика
деятельности
учащихся Планируемые результаты (УУД) Формы контроля Примечание
Восхититесь вечно живым миром красоты. 11 ч Личностные:
Формировать ценностное и бережное отношение к окружающему миру и культурно историческому наследию;
Формировать интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях учебника;
Регулятивные:
Сохранять учебную задачу при выполнении рисунка;
осуществлять действия по заданному правилу и собственному плану;
Познавательные:
находить и выделять необходимую информацию из текстов и иллюстраций;
высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, пользуясь материалами учебника,
проводить защиту проекта по заданному плану;
Коммуникативные:
слушать собеседника, допускать возможность существования другого суждения, мнения;
выполнять работу в паре: договариваться о правилах взаимодействия, общаться с партнером в соответствии с определёнными правилами;
1. Целый мир от красоты.
Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно. 1 ч Рассматривать произведения живописи, в которых художники отобразили жизнь природы и человека летом. Высказывать суждение о том, как по-разному художники отразили жизнь природы и человека летом в сюжетной картине, пейзаже, натюрморте. Сопоставлять произведения живописи и народного мастера о лете. Находить в них тёплые и холодные цвета, цветовой контраст, композиционный центр, различать по размерам фигуры человека и предметов на разных планах композиции, свет и цвет.
Работать по художественно-дидактическим таблицам. Распределять цвета по группам (тёплые и холодные),прослеживать, как один цвет переходит в другой. Анализировать различное расположение героев на композиционных схемах и находить соответствия им на картинах художников. Участвовать в обсуждении содержания произведений живописи и народного искусства на тему лета, их сюжетов, художественно-выразительных средств. Объяснять смысл понятий контраст, многосюжетное произведение.
Отбирать сюжет из летних впечатлений и наблюдений для своей творческой работы. Решать, что войдёт из них в композицию «Мой летний отдых». Определять главных и второстепенных героев и сюжеты, составлять композиционную схему. Намечать в рисунке размер фигуры главного героя, его действия и место в многосюжетной композиции. Выделять цветом главное и передавать с помощью контраста тёплых и холодных цветов радость и тепло летнего дня. Рисовать по памяти, по представлению сюжетную композицию «Мой отдых летом», использовать в работе живописные материалы и художественные выразительные средства, композиционный центр, тёплые и холодные цвета и их оттенки, цветовой контраст. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте природы и человека средствами художественного образного языка
живописи. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. текущий Электронное приложение к учебнику.
2. Древо жизни – символ мироздания. Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень.
1 ч Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и состояние. Рассматривать произведения художников-пейзажистов и выражать своё отношение к ним. Находить признаки реальной природы в художественном воспроизведении её на картинах и в поэзии, контраст тёплых и
холодных цветов в пейзажах живописцев.
Рассказывать о происходящих переменах в природе по мере наступления осени, о цветовом богатстве родной земли.
Сопоставлять изображения природы в пейзажах живописцев. Определять, что преобладает в их композиции — широта земного пространства или небо.
Объяснять смысл понятия линия горизонта. Работать по художественно-дидактическим таблицам. Определять расположение линии горизонта на композиционных схемах пейзажей и находить соответствие им на картинах художников. Исследовать возможности живописи в освоении приёмов раздельного мазка по форме, по виду (удлинённый, точка) и по направлению (горизонтальное, вертикальное, наклонное) с помощью таблицы. Изображать по памяти, по представлению, какой ты видишь землю своего города, деревни, посёлка осенью. Использовать в рисунке высокую линию горизонта, передавать осеннее многоцветье в пейзаже с помощью удлинённого раздельного мазка, разного по направлению. Создавать живописными средствами композицию осеннего пейзажа согласно заданной теме и условиям исполнения. Выражать в творческой работе своё осознанное уважение к Отечеству, родной земле, родному дому. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. текущий Электронное приложение к учебнику.
3. Мой край родной. моя земля. Пейзаж: пространство, план, цвет, свет. 1 ч Знакомство с произведениями художников-пейзажистов. Диалог по произведениям вернисажа «На тысячу верст Россия – родной край...». Анализ вариантов композиционных решений пейзажа с ярко выраженными национальными признаками. Самостоятельная творческая работа по заданию в творческой тетради. Обсуждение работ, прослушивание сообщений авторов рисунков о содержании их замысла и способах его претворения. текущий Презентация.
4. Цветущее дерево – символ жизни. Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи.
1 ч Работа с текстом учебника и произведениями вернисажа «Зелено, кудряво, с цветами лазоревыми», подготовка ответов на вопросы. Устное описание последовательности исполнения мотива городецкой цветущей ветки. Выполнение творческого задания в тетради. текущий Электронное приложение к учебнику.
5. Птица – символ света, счастья и добра.
Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные «разживки», симметрия, ритм, единство колорита. 1 ч Беседа о том, насколько устойчиво в произведениях народного искусства представление о птице, несущей свет. Обсуждение работ: выявление красоты и гармонии завершенной композиции, удачно найденные «звучные» цвета птиц; как многоцветие цветущей ветви в композициях сочетается с яркой живописью птиц текущий Презентация.
6. Конь – символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких «разживок».
1 ч Беседа о том, почему символ «конь-солнце» самый устойчивый в народном искусстве на примере произведений вернисажа «Конь-огонь».
Устное описание последовательности исполнения мастером фигуры городецкого коня.
Выполнение задания в творческой тетради. Прослушивание сообщения авторов работ о том, что они хотели выразить в образе-символе. текущий Презентация.
7. Связь поколений
в традициях Городца. Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов: ритм, симметрия, динамика, статика. 1 ч Выполнение творческого задания на импровизацию.
Прослушивание сообщений учащихся о том, почему им дорого творчество народных мастеров Городца, бытующее на протяжении столетий. текущий Презентация.
8. Знатна русская земля мастерами и талантами. Портрет: пропорции лица человека.
1 ч Выявление характерных признаков образа портретируемого, а также признаков принадлежности к творчес кой профессии на основе произведений вернисажа «Велик почет не живет без хлопот».
Обсуждение возможных вариантов композиционного решения портрета художника или народного мастера. Самостоятельная работа над творческим заданием. Обсуждение созданных портретов, выявление выразительных портретных образов,.текущий Электронное приложение к учебнику.
9. Вольный ветер – дыхание земли.
Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет. 1 ч Наблюдение осеннего неба, облаков, туч. Рассматривание произведений вернисажа «Причудливый ход облаков». Сравнение пейзажей известных живописцев и графиков с собственными впечатлениями от наблюдений природы.
Выявление приемов изображения движущихся облаков и сравнение средств живописи и графики. текущий Электронное приложение к учебнику.
10. Движение – жизни течение.
Наброски с натуры, по памяти и представлению: подвижность красочных пятен, линий.
1 ч Наблюдения за подвижностью жизни природы и человека и отображением ее в разных видах искусства. Работа с текстом учебника, подготовка ответов на вопросы.
Диалог по произведениям вернисажа «Вечное движение». Выполнение набросков и зарисовок на передачу статики и динамики при изображении явлений и объектов природы, людей, техники. Обсуждение набросков и зарисовок: выявление наиболее интересных и выразительных мотивов, средств передачи в них динамики, течения жизни. текущий Электронное приложение к учебнику.
11. Осенние метаморфозы.
Пейзаж: колорит, композиция. 1 ч Беседа с учащимися об особенностях осеннего пейзажа, диалог по произведениям вернисажа «Кружатся листья. Небесная просинь...». Обсуждение замыслов осенних композиций, уточнение мотивов, колорита, приемов передачи движения. Выполнение композиции с использованием подготовительных материалов предыдущего урока.
Обсуждение выполненных работ: выразительные решения осенних композиций, выявление тех работ,
в которых образно и точно передаются определенные статичные состояния или динамика осенней природы. текущий Презентация.
Любуйся ритмами в жизни природы и человека. 14 ч Личностные:
способность оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям её успешность или неуспешность;
углубить представление об изобразительных и выразительных возможностях цвета в природе и искусстве, о цветовом круге
Регулятивные:
проводить оценку своих действий на основе заданных в учебнике критериев
проводить анализ рисунка и определять или дополнять последовательность его выполнения под руководством учителя;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать реальные объекты и изображения на плоскости листа;
Коммуникативные:
уметь договариваться и приходить к общему решению, учитывая мнение партнера при работе в паре и над проектом;
вести диалог на заданную тему;
Личностные:
oподбирать цвета для воплощения своего замысла, смешивать на палитре цвета для получения нужных оттенков, передавать свои воображаемые впечатления;
oвыделять в композиции пейзажа композиционный центр
Регулятивные:
O сохранять учебную задачу при выполнении рисунка;
oосуществлять действия по заданному правилу и собственному плану;
Познавательные:
oназывать цвета в колорите различных картин;
oзнать цветовую гамму, используемую в изображении игрушек
Коммуникативные:
oслушать собеседника, допускать возможность существования другого суждения, мнения;
oуметь договариваться и приходить к общему решению, учитывая мнение партнера при работе в паре и над проектом; 12. Родословное дерево – древо жизни, историческая память, связь поколений.
Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция.
1 ч Беседа на тему «Родословное древо семьи Д. Г. Бурылина». Поиск коллективного ответа на вопрос: чем замечательны деяния
Д. Г. Бурылина как коллекционера и мецената? Диалог по произведениям вернисажа «Коротенький отрывок рода». Выполнение творческого задания в тетради. Прослушивание сообщений ав-
торов работ о своем замысле семейного портрета. Составление выставки из детских композиций «Я горжусь своей родословной» текущий Электронное приложение к учебнику.
13. Двенадцать братьев друг за другом бродят…
Декоративно-сюжетная композиция: приём уподобления, силуэт. 1 ч Наблюдать зимнюю природу, изменения в её состояниях неба, деревьев, снежного покрова при разной освещённости (солнечный морозный день или пасмурный) и в разное время суток и любоваться ею. Рассматривать зимние пейзажи художников. Высказывать своё суждение о них. Определять, как влияет разная освещённость зимнего дня и разное состояние погоды, удалённость от линии горизонта на колорит живописи. Называть цвета и оттенки, подмеченные в природе, и находить соответствие им в произведениях художников. Сопоставлять пейзажи живописцев. Определять общее и различное в их композиции и цвете. Участвовать в обсуждении того, какие цвета (контрастные, сближенные) и в каком живописном пейзаже использовали художники, какое настроение с помощью их передали. Работать по художественно-дидактической таблице. Определять, какие из композиционных схем соответствуют пейзажам, представленным в учебнике. Выделять разные планы пейзажа в произведениях живописцев и художника из Гжели (Н. Бидак). Находить линию горизонта. Аргументировать свой ответ. Решать, какое состояние зимней природы будешь изображать в творческой работе. Намечать линию горизонта и располагать деревья на ближнем и дальнем планах. Подбирать цвета для неба и снега. Изображать приёмами гжельского живописного мазка деревья и кусты. Рисовать по памяти, по представлению «Зимний пейзаж», использовать в нём свои наблюдения природы. Сочетать разные художественно-выразительные
средства: широкий мазок по- сырому, «живописный мазок», линию горизонта, планы, цвет. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. текущий 14. Год – не неделя – двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке: композиция, цвет.
1 ч Беседа о художественной выразительности сюжетов из сказки С. Маршака в исполнении художников на основе произведений вернисажа «Прекрасен сказок мир воздушный» и вопросов учебника.
Устное проговаривание своего замысла иллюстрации к сказке. Разъ-яснение учителем значения цветового круга в определении гармонического сочетания цветов с помощью таблиц в учебнике.
Самостоятельная творческая работа. текущий Электронное приложение к учебнику.
15. Новогоднее настроение.
Колорит: гармоничное сочетание родственных цветов. 1 ч Рисовать по представлению или наблюдению композицию «Новогодняя ёлка в комнате или на улице». Использовать цветной контраст как основное выразительное средство в передаче праздничного новогоднего настроения. Передавать цветом радостное чувство праздника с помощью яркого света на поверхности стеклянных игрушек и сверкающего блика. Обсуждать творческие работы одноклассников. Составлять коллективное праздничное панно композиций для украшения новогоднего школьного интерьера. текущий Электронное приложение к учебнику.
16. Твои новогодние поздравления.
Проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия.
1 ч Рассматривать старинные предметы быта в натуре и живописные натюрморты с их изображением. Высказывать своё суждение о них. Сопоставлять изображение старинных предметов быта в натюрморте с таблицей «Традиционная утварь», называть предметы (братина, скопкарь, крынка, горшок и др.) в живописном натюрморте и определять их назначение. Участвовать в обсуждении расположения предметов на плоскости с помощью приёмов перспективы и художественных выразительных средств передачи их формы и объёма в натюрмортах художников. Работать по художественно-дидактической таблице. Закреплять знания о текущий Электронное приложение к учебнику.
17. Зимние фантазии.
Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия. 1 ч простейших приёмах перспективы в расположении предметов на плоскости, определять, какие предметы в натюрмортах расположены ближе, какие дальше, какие загорожены. текущий Презентация.
18. Зимние картины. Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика. 1 ч Беседа о зимнем пейзаже, диалог по произведениям вернисажа «Как поработала зима».
Обмен своими впечатлениями об из-менениях, происходящих в природе зимой, о занятиях, забавах и играх в эту пору. Экспериментирование с красками по подбору цветовой палитры живописных произведений, помещенных в тетради. Выполнение быстрых набросков зимних деревьев, детей и взрослых по памяти и наблюдению. Обсуждение галереи набросков, выявление наиболее удачных и выразительных. текущий Презентация.
19. Ожившие вещи. Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности. 1 ч Беседа-диалог по произведениям вернисажа «Дорогие сердцу вещи...», по предметам старины. Выполнение упражнений на передачу конструктивных особенностей формы, объема отдельных предметов. Выбор темы и предметов для композиции собственного натюрморта. Выполнение композиции тематического натюрморта с натуры в графической технике. Обсуждение графических композиций, выявление работ, в которых наиболее удачно переданы характерные особенности предметов, а также теплое отношение автора к ним. текущий Презентация.
20. Выразительность формы предметов.
Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, черная линия, штрихи в обобщении формы предмета.
1 ч Выполнение упражнений на подбор локального цвета. Выбор темы и предметов для композиции собственного натюрморта. Выполнение композиции декоративного натюрморта с натуры.
Обсуждение декоративных натюрмортов, выявление работ, в которых наиболее удачно переданы силуэты предметов, локальные цвета. текущий Электронное приложение к учебнику.
21. Русское поле.
Бородино. Портрет. Батальный жанр. 1 ч Беседа о героях Бородинского сражения по тексту учебника и произведениям вернисажа «1812 год – великий год России.
Отечества достойные сыны». Чтение фрагментов поэтических произведений, посвященных Бородинской битве. Осмысление роли схематических рисунков для выполнения быстрого графического наброска фигур воинов русской армии в движении. Выполнение по представлению, по образцу быстрых набросков воинов Бородинского сражения на отдельном листе.
Коллективный просмотр и обсуждение набросков, прослушивание суждений о том, какое впечатление произвели на них портреты генералов русской армии – участников Бородинской битвы. Выражать в творческой работе своё отношение к историко-культурному наследию своего Отечества — народному костюму. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
текущий Электронное приложение к учебнику.
22. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…».
Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит.
1 ч Беседа с детьми
о войне 1812 г. как о народной войне для России по тексту учебника и произведениям батального жанра, представленным на вернисаже «Мужественный русский народ». Чтение отрывков из стихотворения «Бородино» М. Лермонтова, которые учащиеся выбрали для своих ил-
люстраций. Самостоятельная творческая работа над композицией с опорой на предварительные зарисовки, выполненные на предыдущем уроке. текущий Электронное приложение к учебнику.
23. Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. образы-символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика. 1 ч Объяснять смысл понятия перспектива. Использовать приёмы построения симметричных предметов с помощью оси симметрии и основных парных ориентиров на горизонтальной оси. Рисовать с натуры натюрморт «Предметы старинного быта», применять простейшие приёмы перспективы расположения предметов на плоскости, использовать известные приёмы и техники в живописном натюрморте. Эмоционально откликаться на красоту старинной утвари, созданной народными мастерами, выражать в творческой работе своё отношение к старинным предметам быта. текущий Электронное приложение к учебнику.
24. Народная расписная картинка-лубок.
Декоративная композиция: цвет, линия, штрих.
1 ч Беседа об искусстве лубка, о разнообразии его тематики – от забавной картинки до мудрого осмысления явлений повседневной жизни на основе произведений вернисажа «Русский лубок». Работа по вопросам с целью выявления особенностей графического, цветового и композиционного решения лубочной картинки как одного из видов графического и декоративного искусства.
Осмысление своеобразия тематики и графического решения элементов композиции.
Выполнение детьми зарисовок элементов изображения, характерных для лубочной картинки. текущий Презентация.
25. Народная расписная картинка-лубок.
Декоративная композиция: цвет, линия, штрих.
. 1 ч Выполнение сюжетной композиции в технике лубка. Коллективный просмотр галереи сюжетных декоративно-графических картинок, обобщение представлений учащихся об искусстве лубка. текущий Презентация.
Восхитись созидательными силами природы и человека. 9ч 26. Вода – живительная стихия. Проект экологического плаката: композиция, линия, пятно.
1 ч Беседа о живительной силе одной из природных стихий – воды. Работа по произведениям живописного и плакатного искусства, главным героем которых является вода; выявление особенностей графического, цветового и композиционного решения плаката. Диалог по произведениям вернисажей «Живая зыбь». Выбор мотивов и выполнение зарисовок элементов композиции, текстовой части поисковых эскизов для своего плаката на тему «Вода – жизнь». Обсуждение созданных эскизов. текущий Электронное приложение к учебнику.
27. Повернись к мирозданью.
Проект экологического плаката в технике коллажа. 1 ч Диалог по произведениям вернисажа «Повернись к мирозданью!». Ответы на вопросы: почему возникла необходимость в создании плакатов о сохранении воды? Что угрожает ей? Чем можно ей помочь? Какими средствами художники добиваются выразительности плаката? Выполнение плаката на тему «Вода – жизнь» в материале. Выставка экологического плаката. текущий Электронное приложение к учебнику.
28-29 Русский мотив.
Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство.
2 ч Беседа о весеннем пейзаже, о весеннем времени года в искусстве и действительности как о символе пробуждения природы, зарождения всех ее начал, в том числе и человеческой жизни.
Диалог с учащимися по произведениям вернисажа «В наш край опять пришла весна». Обмен впечатлениями об изменениях, происходящих в природе
в родном городе (селе). Выполнение композиционных схем в учебнике к произведениям, представленным на вернисаже. Обдумывание сюжета и составление рабочего эскиза своей композиции. Обсуждение весенних композиций, выявление работ, наиболее удачно и выразительно передающих пробуждение природы. текущий
Электронное приложение к учебнику.
30. Всенародный праздник – День Победы.
Патриотическая тема в искусстве: образы защитников отечества.
1 ч Беседа о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., отраженном в монументальной скульптуре и живописных произведениях, поэзии. Работа по произведениям вернисажа «Ради жизни на Земле». Устное проговаривание своего замысла для эскиза памятника героям Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
Выполнение эскиза памятника.
Коллективный просмотр работ. Прослушивание высказываний отдельных авторов о своем замысле и его воплощении в эскизе. текущий Презентация.
31. «Медаль за бой, за труд из одного металла льют». Медальерное искусство: образы, символы. 1 ч Беседа о медальерном искусстве по произведениям вернисажа «Боевые награды».
Устное проговаривание своего замысла памятной медали ко Дню Победы. Самостоятельная работа над поисковым эскизом и окончательным изображением памятной медали. Просмотр завершенных работ, выбор наиболее выразительных памятных медалей для оформления класса ко Дню Победы. Выбирать сюжет для изображения (образ воина, символы-виды боевой техники, боевые ордена). Изображать в объёме выразительные образы воина-защитника Отечества. Выражать в творческой работе чувство сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
текущий Электронное приложение к учебнику.
32-34 Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности.
3 ч Рассматривать произведения декоративно-прикладного искусства, выявлять природные формы в образном строе орнаментов народов мира. Высказывать своё суждение об этих произведениях. Сравнивать декоративные росписи тарелки из Китая и вазы из Индокитая. Объяснять, как орнамент в одном случае подчинён плоской поверхности тарелки, а в другом подчёркивает силуэтность, объёмность вазы. Читать композиционные схемы орнаментов народов мира. Определять общее в выразительных средствах орнаментальных мотивов народов мира (ритм, симметрия, силуэт, декоративное обобщение природных форм, цвет). Рисовать силуэт предмета, который можно расписать по мотивам орнамента Франции или Древнего Египта. Украшать его. Использовать выразительные средства орнамента народов мира. Выражать в творческой работе своё отношение к традициям орнаментального искусства разных народов мира. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-творческой деятельности. текущий Электронное приложение к учебнику.
Презентация.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
I. Учебные пособия к программе:
1.Учебники по изобразительному искусству:
Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 4 класс;
2.Творческие тетради:
Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 4 класс;
3.Методические пособия:
Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 4 класс. Методическое пособие. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства во 4 классе).
II. Интернет-ресурсы.
1. Википедия – свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Педсовет.org. Живое пространство образования. – Режим доступа : http://pedsovet.org
3. Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа : http://www.4stupeni.ru
4. Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа : http://festival.1september.ru
5. Педагогическое сообщество. – Режим доступа : http://www.pedsovet.su 6. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
7. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193 8. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www. festival. 1september.ru
9. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/ education 10. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru
11. Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx
ІIІ. Наглядно – демонстрационные материалы
1.Наглядные пособия (учебные картины, портреты художников, схемы поэтапного рисования, плакаты).
2.Изобразительное искусство. 4 класс. Электронное приложение к учебнику Т.Я. Шпикаловой.
3. Презентации к урокам ИЗОІV. Технические средства обучения
1. Классная доска.
2. Мультимедийный проектор.
3. Компьютер.
4. Принтер лазерный.
5. Интерактивная доска.
Оценка достижения планируемых результатов
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать
основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
известные центры народных художественных ремесел России;
ведущие художественные музеи России;
уметь
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.