Программа летнего лагеря с дневным пребыванием при школе

Утверждаю:
Директор школы
Малышева Е.Н.
«___» _________2016г
МБОУ «Самодедская школа»



Программа
летнего оздоровительного лагеря
дневного пребывания











Самодед 2016



Содержание программы

Пояснительная записка.........3
Цель и задачи программы4
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены.4
Направления и виды деятельности5
Условия реализации программы.9
Ожидаемые результаты .......................11
План работы12


















Пояснительная записка
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации. Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Ежегодно для учащихся проводится оздоровительные смены в лагере дневного пребывания на базе МБОУ «Самодедская школа». Программа деятельности летней досуговой площадки ориентирована на организацию содержательного досуга детей в каникулярный период, дополняющего и корректирующего семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей, детей из группы «риска». Данная программа является комплексной, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
        По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены. Программа рассчитана на детей 7-12 лет.














Цели и задачи программы
Цель - организация содержательного досуга детей в каникулярный период на основе включения их в разнообразную личностно-привлекательную деятельность, оздоровления учащихся школы в летний период.
1. Сплочение детей разного возраста в единый дружный коллектив, формировать у детей чувства единства и сплочения детского коллектива;

2.Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.
3.Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной и трудовой деятельностью.
4.Формирование у школьников навыков общения и толерантности.
5..Способствовать развитию психических процессов детей (памяти, внимания, мышления, воображения, произвольной сферы, интеллектуального развития и др.);

6.Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья, закрепить знания правил личной гигиены у детей;

7.Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления, способствовать формированию интересов к игровой деятельности;

Принципы, используемые в ходе реализации программы
Безопасность всех мероприятий
Учет особенностей каждой личности
Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря
Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря
Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.
Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря
Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых
Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.










Направления и виды деятельности

Художественно - творческое направление
Трудовая деятельность
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Эстетическое направление
Образовательное направление
Досуговая деятельность

Физкультурно – оздоровительная работа
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
Выработка и укрепление гигиенических навыков;
Расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
Утренняя гимнастика (зарядка)
Спортивные игры в спортивном зале, спортивной площадке.
Подвижные игры на свежем воздухе
Эстафеты
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Эстетическое направление
Задачи эстетической деятельности:
Пробуждать в детях чувство прекрасного;
Формировать навыки культурного поведения и общения;
Прививать детям эстетический вкус.
В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.
Основные формы проведения:
Просмотр фильмов;
Конкурсы: « Мистер и мисс лагеря», «Книга рекордов лагеря»
Конкурс оформления уголка «Наш лагерь»;
Танцевальный марафон.
Художественно – творческая деятельность
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно-творческой деятельности:
Изобразительная деятельность (оформление газеты «Наш отрядный дом», конкурс рисунков «А в нашем лагере», « Дети за мир на планете!», « Скажи нет вредным привычкам»)
Конкурсные программы («Под знаком Близнецы»)
Творческие конкурсы («Знакомьтесь – это мы!»)
Игровые творческие программы
Праздники (« Праздник детства» и др.)
Выставки « Моя любимая игрушка»
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Трудовая деятельность
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.

Основные формы работы:
Бытовой самообслуживающий труд;
Общественно значимый труд, (уборка прилегающей территории, уход за цветами на клумбах.)
Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает в уход за одеждой и обувью, создания уюта.
Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к лагерю территории.

Образовательная деятельность
В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Отсюда основные задачи образовательной деятельности:
Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире;
Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.
Основные формы работы:

Экскурсии в школьный музей;
Посещение сельской библиотеки;
Интеллектуальные игры
Досуговая деятельность
Задачи досуговой деятельности:

Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга.
Организовать деятельность творческих мастерских.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.


Виды досуговой деятельности:

развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревнований, представлений, прогулки, путешествия;
отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.
общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.

Условия реализации программы
Нормативно-правовые условия:

Закон «Об образовании РФ»
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Устав МБОУ «Самодедская школа»
Положение о лагере дневного пребывания.
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Приказы Управления образования.
Должностные инструкции работников.
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
Акт приемки лагеря.
Планы работы.




Материально-технические условия:


Применение
Материальная база
Ответственные

1
2
3
4

Кабинеты
игровые комнаты

Материальная база школы
Начальник лагеря, воспитатели,
технический персонал



Спортивный
зал
Занятия спортом, состязания
Материальная база
школы
Спортивный
руководитель


Школьный двор

Отрядные дела, игры-путешествия

Материальная база
школы

Воспитатели

Медицинский
кабинет
Медицинский контроль мероприятий лагерной смены
Материальная база
школы
Медицинский работник школы

Школьная библиотека
Литература для педагогов и детей лагеря
Материальная база
школы
Библиотекарь

Школьный пищеблок
Завтрак, обед

Работники пищеблока


Комнаты гигиены

Туалеты, раздевалки

Материальная база школы

Начальник лагеря, воспитатели,
технический персонал



3. Кадровые условия.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Начальник лагеря;
Воспитатели
4.Методические условия предусматривают:

наличие необходимой документации, программы, плана;
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
коллективные творческие дела;
творческие мастерские;
индивидуальная работа;
тренинги;
деловые и ролевые игры.
Ожидаемые результаты

В ходе реализации данной программы ожидается:
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
Личностный рост участников смены.







План работы лагеря с дневным пребыванием.

1.06. 16
День встречи
«А вот и мы!»


1.Линейка открытия.
2. Утренняя зарядка.
3. Инструктаж по технике безопасности (поведение в лагере, безопасность, режим дня, санитарные и гигиенические требования, питьевой режим)
4.Игры на знакомство: «Снежный ком», «Кого не хватает?» (деление на 2 отряда)
5. « Мы- здоровячки» (диагностика детей)
6.«Праздник детства»-спортивный праздник
Обед.
7.Чтение книги А П Гайдара «Тимур и его команда»
8.Конкурс рисунков «Дети за мир на планете!»

Начальник лагеря
Воспитатели

2.06. 16
День творчества

1.Утренняя зарядка.
2.Инструктаж на тему: «Правила дорожного движения», викторина по ПДД.
3 Минутка здоровья «Закаливание»
4. Игровая программа «Тропа Доверия»
5. Игры на свежем воздухе.
Обед
6.Время творческих дел: выбор названия отрядов, девиза, оформление уголка.
7.Чтение книги А П Гайдара «Тимур и его команда».
Начальник лагеря,
воспитатели,


3.06. 16.
День спорта
«Хорошо спортсменом быть»
1.Утренняя зарядка.
2.Минутка здоровья « Победитель простуды»
3. Инструктаж «Волшебный солнца свет», просмотр видеоролика.
4. Малые олимпийские игры
« Мы за здоровый образ жизни».
Обед
5. Викторина о видах спорта.
6. Конкурс рисунков на тему : «Скажи нет вредным привычкам!»
Воспитатели


4.06 16
«Сказочный день»
1. Утренняя зарядка.
2. Минутка здоровья « Правила личной гигиены»
3. Инструктаж « Что делать, чтобы вас не укусил клещ?»
4.Мероприятие « Игровая программа по сказкам братьев Гримм».
5.Подвижные игры на свежем воздухе.
Обед
6. Чтение книги А П Гайдара
« Тимур и его команда»
7. Караоке-час. Поём песни из любимых мультфильмов.
Воспитатели





6.06.16
«Летний денёк»






1. Утренняя зарядка.
2.Инструктаж « Правила пожарной безопасности», просмотр видео.
3. Минутка здоровья
« Лекарственные растения»
4.Игра по станциям «Летняя карусель».
5.Подвижные игры на свежем воздухе
Обед
6. Чтение книги А П Гайдара
« Тимур и его команда»
7. Конкурс « Дерево загадок»
8 .Всемирный день окружающей среды. Экологический марафон





Воспитатели

7.07.16.
«День мальчишек и девчонок»
1.Утренняя зарядка.
2.Беседа «Будь осторожен, избегай травм» (медицинская помощь при ушибах).
3. Минутка здоровья «Мой четвероногий друг».
4.Соревнование по футболу.
5.Конкурс причесок «Коса девичья краса»
6. Турнир знатоков « Семь чудес света».
Обед
7. Чтение книги А П Гайдара
« Тимур и его команда»
8. Просмотр любимого тележурнала « Ералаш»

Воспитатели

8.06. 16
«День волшебных сказок»
1.Сказочная зарядка.
2. Минутка здоровья «Друзья Мойдодыра».
3.Путешествие в сказочный лес(конкурсы на природе).
4. «В гости к царевне Несмеяне»
5.Игры на свежем воздухе.
Обед
6. Чтение книги А П Гайдара «Тимур и его команда»
7. Просмотр любимого фильма-сказки.
Воспитатели


9.06. 16
«Витаминный
день»
1.Утренняя зарядка.
2.Минутка здоровья
« Правильное питание»
3. « Мой друг велосипед»
( соревнования)
4. Игры на свежем воздухе.
Обед
5. Чтение книги А П Гайдара «Тимур и его команда»
6.«Витамины – залог здоровья»
7. Просмотр мультфильмов о витаминах.( Маша и медведь витамин роста и др.)
Воспитатели


10.06. 16.
« День русских традиций»

1. Утренняя зарядка.
2. Минутки здоровья «Развивай силу и выносливость».
3. Викторина «Без березки не мыслю России».
4.«Дорогая моя столица» - фильм презентация о Москве
5.«Во что играли наши предки» - час игры на спортивной площадке.
Обед
6. Чтение книги А П Гайдара «Тимур и его команда»
7. Занятия в кружке: «Волшебная кисточка»
.

Воспитатели


11.06. 16
«День развлечений»
1. Утренняя зарядка.
2.Минутка здоровья «Первая помощь при ожогах».
3. Конкурсная программа « Мисс и мистер ЛЕТО».
4. Первенство лагеря по футболу.
5. Конкурс бантиков.
6. Игры на свежем воздухе
Обед
7.Чтение книги А П Гайдара «Тимур и его команда».
8.Просмотр смешного видео.

Воспитатели


13.06. 16.
« День фантазий»
1.Утренняя зарядка.
2. Минутка здоровья «Закаливание»
3. Конкурс рисунков «А в нашем лагере.»
4.Командная игра « Искатели сокровищ»
5 Игры на свежем воздухе
Обед
6. Конкурс рисунков «А в нашем лагере.»
7.Мульти-пульти карнавал.

Воспитатели


14.06.16.
« День рекордов»
1.Утренняя зарядка.
2.Минутка здоровья «Осанка –основа красивой  походки»
3.Шахматно-шашечный турнир
4.Игры на свежем воздухе
5..Спортивно-игровая эстафета «Молодецкие забавы»
Обед
6. Рекордные конкурсы в лагере «Самый высокий мальчик» и т.д.
7.Составление «Книги рекордов лагеря»

Воспитатели


15.06. 16.
« День ПДД»
1.Утренняя зарядка.
2. Минутка здоровья «Будь осторожен на дороге»
3. Викторина «Знай правила дорожного движения»
4. Игра по станциям
« Путешествие по городу Светофорску».
5.Игры на свежем воздухе.
Обед
6. Чтение книги А П Гайдара «Тимур и его команда»
7.Просмотр мультипликационных фильмов по правилам дорожного движения.

Воспитатели


16.06. 16.
« День любознаек»
1.Утренняя зарядка.
2.Минутка здоровья «Твой режим на каникулах».
3.Посещение сельской библиотеки.
4.«Ай, да мы!» (веселые старты)
5. Акция «Школьная клумба» (полив, прополка).
Обед
6. Чтение книги А П Гайдара «Тимур и его команда»
7.Дискотека « Танцевальный марафон». Разучивание флешмоба.

Воспитатели


17.06. 16
«День хороших манер».
1.Утренняя зарядка.
2.Беседы о том как вести себя в общественных местах (библиотеке, кинотеатре, музее и др) «Хочу быть вежливым!»
3.Мероприятие «Ребята, давайте жить дружно!»
4.«В поисках клада»- игра
Обед
5. Чтение книги А П Гайдара «Тимур и его команда»
6.Караоке-час « Поём о дружбе»


Воспитатели


18.06. 16
«День памяти»
.
1.Утренняя зарядка.
2.Минутка здоровья «Берегите глаза».
3. Беседа « Не забыть нам этой даты».
4. Экскурсия в школьный музей.
5.Игры на свежем воздухе
Обед
6.Чтение стихов и рассказов о войне. «Нас война отметила меткой особой».
7.Конкурс рисунков на асфальте «Мир нужен всем!»
Воспитатели

20.06.16
«День игры и игрушки»
1.Утренняя зарядка.
2.Беседа « Мой четвероногий друг»
3.» Мои увлечения»
( представление своих любимых занятий.)
4..Игры на свежем воздухе
« Во что играли на Руси»
Обед
5..Чтение любимых книг, рассказ о любимых произведениях.
6.Занятия « Лепим из пластилина»


21.06. 16
«День именинника»
1.Утренняя зарядка.
2. Праздничная минутка. Поздравительные телеграммы, открытки от ребят, сказочных и эстрадных звезд и др.
3.Конкурсная программа «Под знаком "Близнецы"»
4. Игры на свежем воздухе.
Обед.
5.Гала-концерт «Прощай, лагерь!» ( поём и танцуем)

Воспитатели










ВРЕМЯ
МЕРОПРИЯТИЯ

9. 00
--
9 .15
Приём детей


9 .15
--
9 .30
Зарядка


9 .30
--
10.00
Завтрак

10.00
--
10.30
Проведение инструктажей, минуток здоровья.

10.30
--
11.00
Отрядные мероприятия

11.00
--
12.00
Общелагерное мероприятие

12.00
--
13. 00
Спортивные мероприятия, игры на свежем воздухе

13. 00
--
13. 30
Обед


13 .30
--
14 .00
Чтение книг, конкурсы рисунков.


14. 00
--
15 .00
Просмотр мультфильмов, фильмов, караоке-час



















Заголовок 315